Скачать 0.85 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Агалатовская средняя общеобразовательная школа» Всеволожского района Ленинградской области Ярмарка инноваций в образовании-2014 «Современное образование: новые контексты, новые решения» Тематическое направление №3: «Модели организации современного образовательного процесса» Модель внеурочной деятельности в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Мальцева Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе Агалатово 2014 ОглавлениеВведение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы организации внеурочной деятельности основного общего образования. 7 § 1.1 Внеурочная деятельность 7 § 1.2. Внеурочная деятельность основного общего образования. 9 Важно совместно, в рамках внеурочной деятельности, в составе первичного коллектива класса создавать уклад школьной жизни, в соответствии с Программой воспитания и социализации Основной образовательной программы основного общего образования «… обеспечивающий создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик…» 16 § 1.3. Обзор и анализ нормативно-правовой базы 16 Таким образом, в § 1.3., в ходе обзора и анализа нормативно-правовой базы, документов, регламентирующих ФГОС и анализирующих процесс масштабного внедрения внеурочной деятельности в школах, можно сделать следующие выводы. 22 Глава 2. Проектирование (моделирование) модели внеурочной деятельности основного общего образования 23 § 2.1. Анализ ресурсов 23 §§ 2.1.1. Кадровый ресурс. 26 § 2.2. Проектирование модели. 28 §§ 2.2.1. Планирование с вовлечением всех участников образовательного процесса (ученики, родители, социальные партнёры), распределение ролей. 30 §§ 2.2.2. Разработка организационной модели (учебный план, виды деятельности) 32 §§ 2.2.3. Система контроля, мониторинга: измерение умений, которыми будет обладать каждый ученик, учитель. Критерии показателей эффективности. 38 Заключение 43 Литература 44 Приложение 1 46 ВведениеВ современной школе всё понятно в пространстве звонков и уроков: предметы, учебники, оценки и экзамены. Со звонком с последнего урока наступает счастливое и таинственное время внеурочной деятельности. Что такое внеурочная деятельность в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)? Какие противоречия появились с повсеместным масштабным введением внеурочной деятельности в школах? Чего ожидают от внеурочной деятельности ученики, родители, учителя, общество? Чем пространство внеурочной деятельности должно быть наполнено, чтобы второе дыхание школы открывалось со звонком с последнего урока? Актуальность. Одной из особенностей нового образовательного стандарта является повсеместное введение внеурочной деятельности. В последнее время в средствах массовой информации появилось много публикаций на тему внедрения Федерального государственного образовательного стандарта, что говорит о том, что тема является актуальной для общества. Анализ СМИ, показал, что освещается, в основном, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Сложнее найти информацию о переходе на ФГОС основной и старшей школы, эта работа в настоящее время ведётся в режиме эксперимента и апробации. Большинством СМИ, прежде всего, признаётся актуальность внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов каждым образовательным учреждением, и описываются итоги и перспективы перехода на ФГОС. «Разумеется, как и в любом деле, без проблем не обходится» - пишут журналисты. Существуют СМИ, которые высказывают неоднозначное мнение по поводу внеурочной деятельности в ФГОС. Это мнение, в частности, раскрывается в материале Татьяны Масликовой, собственного корреспондента "Учительской газеты"1: «Наш разговор о проблемах перехода на новые ФГОС будет неполным, если мы не расскажем об одной из самых главных проблем, которую решают абсолютно все школы, и ни одна не может похвалиться стопроцентным успехом. Речь о внеурочной деятельности, к которой обязывает новый стандарт.» Учителями разрабатываются новые рабочие программы по внеурочной деятельности, заполняются новые журналы учёта, отчёты об участии каждого ученика во внеурочной деятельности. Родители помогают разработке направлений внеурочной деятельности, участвуя в анкетировании, составляя карты интересов своего ребёнка. Большинство родителей удовлетворены работой школы по вовлечению их детей во внеурочную деятельность. Но есть мнение, что каждый ребёнок индивидуален и не желает или не в состоянии посещать много занятий по причине переутомляемости и необходимости время после уроков отводить на выполнение обязательного домашнего задания. К завершению учебного года дети перестают посещать курсы внеурочной деятельности. На сайте "Российский общеобразовательный портал" в разделе "Вопросы-ответы по праву в образовании" внеурочная деятельность в начальной школе – самая животрепещущая тема. Профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО Елена Болотова, в частности, раскрывает родителям основное несоответствие. Подмена понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей». По словам Е.Болотовой, это проблема всех школ, т.к. в самом стандарте указано, что если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может воспользоваться помощью учреждений дополнительного образования, учреждений культуры. Приведён пример, что если в школе нет музея Природы, то занятие по предмету «Окружающий мир» школа может организовать на базе учреждения культуры – зоологического или геологического музея или иного музея подобной тематики. Или если третий урок физкультуры школа не может проводить в своем спортзале, т.к. недостаточно помещений, то этот учебный час можно провести, используя возможности учреждений дополнительного образования спортивной направленности (бассейн) или учреждения культуры (танцевальный класс)2. В то время как внеурочная деятельность – это не дополнительное образование, это другая, вне урока, форма обучения учащихся по основной образовательной программе. Это обязательный для изучения материал или формирование универсальных учебных действий, которые учащиеся могут осваивать в другой форме (экскурсия, соревнование, проектная деятельность и др.), но по той программе, по которой базовые моменты изучаются на уроке. Из основного несоответствия вытекает вопрос «Внеурочная деятельность обязательна для всех учеников?» Внеурочная деятельность предполагает, что изучение одного и того же материала может быть проведено и в формате урока, и в иной форме, например, олимпиада, учебная практика, учебная экскурсия, «ярмарка профессий», круглый стол, диспут, и т.д. Перед внеурочной деятельностью, как части образовательной программы поставлена задача - обеспечить изучение дисциплин обязательной части в иной форме. При этом у каждой школы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, есть выбор, в какой форме и в какой последовательности реализовывать основную программу – в базовом процессе, в форме урока согласно учебному плану или в процессе внеурочной деятельности, в форме предметных недель, которые включают в себя организацию различных событий - конкурсов, интеллектуальных соревнований, дискуссий и т.п. То есть предлагая учащимся изучение предметов основной образовательной программы в форме внеурочной деятельности. При формировании этого компонента учебного плана учебная нагрузка учеников не должна увеличиваться. Вторая половина дня, находящаяся за пределами Базисного учебного плана является добровольной для ученика. Он может заниматься дополнительным образованием школе, в другом образовательном учреждении, самообразованием или индивидуально с педагогом. На вопрос «Сколько часов внеурочной деятельности обязательны для ученика?» был дан такой ответ3: «Отметим, что в стандарте не определено количество занятий по внеурочной форме и не указано, что дети обязаны посещать занятия, относящиеся к дополнительному образованию непосредственно в данной школе. Проблема современного менеджмента в общеобразовательных учреждениях в том, что руководителю необходимо вчитаться в суть документа.» Таким образом, наблюдается наличие противоречий, на решение которых направлена выпускная аттестационная работа. Что такое внеурочная деятельность в рамках Федерального государственного образовательного стандарта? В чём отличие внеурочной деятельности и дополнительного образования? Каким образом должна быть организована внеурочная деятельность, чтобы решить главную поставленную перед ней задачу - обучение учащихся по основной образовательной программе и формирование универсальных учебных действий; соответствовать ожиданиям учеников, родителей, учителей, общества; формировать уклад школьной жизни, в котором «второе дыхание» школы «открывается» со звонком с последнего урока? Цель: проектирование модели внеурочной деятельности в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и апробация организационной модели. Объект исследования: организация внеурочной деятельности основного общего образования в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Агалатовская средняя общеобразовательная школа» Всеволожского района Ленинградской области. Задачи: 1.Теоретический анализ проблемы организации внеурочной деятельности основного общего образования. 2. Проектирование (моделирование) модели внеурочной деятельности основного общего образования с последующей апробацией
Методы: теоретический анализ и проектирование. Продукт: Модель внеурочной деятельности основного общего образования. |
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по... | Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного... | ||
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной | Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 | ||
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных... | Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного... | ||
Перечень литературы и другого методического обеспечения учебно-образовательного процесса | Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | ||
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного... | Основная образовательная программа федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |