ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДАРЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Подготовка Рекомендаций осуществлялась специалистами Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области. Редакционный Совет: Е.В. Шорина – Председатель редакционного Совета Л.В. Петрова, Т.В. Опарина, Н.А. Полынцева «Рекомендации отчитывающимся субъектам «О порядке представления и заполнения формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»:/Издание/ Омскстат. - Омск, 2015 – 67 с. Рекомендации подготовлены Омскстатом в помощь специалистам экологических, инженерно-технических, финансово-экономических служб отчитывающихся организаций.
Необходимость создания Рекомендаций обусловлена методологическими сложностями при заполнении формы статистической отчетности № 2-ТП (воздух). Целью разработки Рекомендаций является получение полной и достоверной информации о загрязнении атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, о проводимых ими мероприятиях по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это в свою очередь служит залогом повышения качества официальной статистической информации о загрязнении одного из важнейших компонентов окружающей среды – атмосферного воздуха и мероприятиях по его охране, предоставляемой органам власти, а также всем заинтересованным пользователям.
Сокращения: ВВЕДЕНИЕ
Подготовленные Омскстатом рекомендации отчитывающимся субъектам «О порядке представления и заполнения формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (далее Рекомендации) содержат:
разъяснения по заполнению отдельных показателей в форме № 2-ТП (воздух), заполнение которых вызывают у респондентов затруднения;
перечень отдельных нормативных документов, необходимых организациям для использования в работе по обеспечению качества первичного учета – информационной базы для формирования показателей, отражаемых в форме № 2-ТП (воздух);
информацию о представлении отчетности в органы государственной статистики в электронном виде – как новом уровне взаимоотношений, позволяющем более рационально использовать время.
Использование специалистами экологических, инженерно-технических, финансово-экономических служб отчитывающихся организаций в своей работе Рекомендаций позволит повысить качество предоставляемой в органы государственной статистики информации в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух), утвержденной Приказом Росстата от 28.07.2015 № 344.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.
Основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видах и размерах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - систематизация следующих сведений:
- о наличии источников выделения и источников выбросов;
- о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории;
- о качественной и количественной характеристике выбросов;
- о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики);
- о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте);
- об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее - ГОУ).
Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утверждена Госкомприроды СССР, 1991).
Уточнение данных ранее проведенной инвентаризации проводится в случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности.
В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии со ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. 28.11.2015) «Об охране окружающей среды», ст. 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ).
ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (ВСВ) по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта (далее – проект нормативов ПДВ). Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса (не организуются или не ликвидируются источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; не применяются новые технологии, не используются другие сырье или вид топлива и т.д.)
При наличии изменений в производственном (технологическом) процессе нормативы ПДВ могут быть изменены в установленном порядке ранее, чем через 5 лет.
Содержание нормативов ПДВ и разъяснения по их оформлению представлены в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утверждены Госкомгидрометом СССР 28.08.1987). В содержательной части нормативов ПДВ должно быть наличие:
заключения Роспотребнадзора, наличие справки Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;
плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие организует работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);
мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» выдается Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Разрешение на выброс). Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешением устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п.9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 (ред. от 05.06.2013)выбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности: - подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; - не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В целях контроля соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха государственными инспекторами по охране природы осуществляются проверки.
При проверке соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха государственный инспектор по охране природы в первую очередь устанавливает факт наличия оформленной и разработанной в установленном порядке необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.
На предприятии может быть выделена учредительная и правоустанавливающая, обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчетная документация.
Отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» предоставляется в органы государственной статистики с годовой периодичностью.
В соответствии с Производственным планом Росстата на 2016 год Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее Омскстат) разрабатывает данные по форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденной приказом Росстата от 28.07.2015 года № 344.
Форму № 2-ТП (воздух) предоставляют:
- юридические лица;
- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений1 – форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю:
с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
с объемом разрешенного выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Если по истечению срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме № 2-ТП (воздух), исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц (их обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие разрешительные документы.
Отсутствие разрешения на выброс не является причиной не предоставления отчета по форме № 2-ТП (воздух).
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное управление, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п.3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.
Отчет по форме предоставляется в адрес Омскстата в СРОК НЕ ПОЗДНЕЕ – 22 ЯНВАРЯ, по утвержденной Росстатом форме и согласно Указаниям по ее заполнению (Приказ Росстата от 28.07.2015 № 344).
В отчете отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ, а также ряд других показателей.
в отчете не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.
Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. Сюда же включаются загрязняющие вещества, поступившие в атмосферу в результате аварий на трубопроводах.
В форме приводятся выбросы, как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся горящие (пылящие) терриконы и отвалы, резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники.
|