Скачать 327.74 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с дополнениями и изменениями); 2. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями); 3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). 4. УМК «География» (классическая линия) 10-11 кл. Составитель Курчина С.В.. Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Каждым разделом стандарта основного общего образования предполагается формирование практических умений и навыков Эта часть стандарта реализуется за счет проведения следующих практических работ, а также экскурсий: Практические работы. Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. Характеристики классов 10 класс В классе 2 человека. Все они ответственно относятся к обучению, регулярно выполняют домашние задания. Уровень способностей средний и высокий. Ребята эффективно используют рабочее время на уроке, успевают выполнить большой объем работы. Владеют навыками самостоятельной работы, грамотно проводят анализ, сравнение и синтез информации. В этом классе возможно проведение работ повышенного уровня сложности. С наиболее одаренными учащимися ведется дополнительная работа в области смежных дисциплин естественнонаучного цикла – химии, биологии, экологии, краеведения, геологии, благодаря чему они успешно участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня. 11 класс В данном классе обучается 4 человека. Двое учащихся имеют хорошие способности к обучению, умеют находить и анализировать информацию, обладают навыками практической деятельности, легко усваивают материал урока, но не всегда закрепляют полученные знания дома при выполнении домашних заданий. Двое учащихся нуждаются в дополнительных занятиях, применении дифференцированного подхода для достижения оптимального уровня знаний. Главная проблема в этом классе – это нежелание выполнять домашние задания. Это негативно отражается на качестве знаний и итоговых отметках. Содержание программы учебного курса Курсивом в рабочей программе выделено содержание стандарта основного общего образования по географии. Жирным курсивом выделены практические умения и навыки. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. НАСЕЛЕНИЕ МИРА Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учебно-тематический план География (Базовый уровень) – 10 класс– 35ч
География (Базовый уровень) – 11 класс– 35 ч
Средства контроля Критерии оценки Устный ответ Оценка «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности. Оценка «4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. Оценка «3» ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но не четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе. Оценка «2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой. Оценка практических умений обучающихся Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов. Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве Оценка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений. Оценка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений. Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений. Оценка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений. Контрольные работы Контрольная работа по теме «Природные ресурсы» I. 1.Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется: а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность; в) географическая среда. 2. Большая часть запасов нефти сосредоточена: а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; в) в странах ОПЕК. 3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят: а) ФРГ, Китай, Россия; б) США, Китай, Россия; в) Австралия, ЮАР, Индия. 4. В первую тройку стран по запасам нефти входят: а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США. 5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят: а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия, США, Нигерия; в) ОАЭ, США, Россия. 6. Мир в целом лучше всего обеспечен: а) углём; б) нефтью; в) газом. 7. В структуре мирового земельного фонда лидируют: а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса. 8. Более половины площади земельного фонда распахано: а) в Индии, б) в США, в) в Китае. 9. Самая высокая обеспеченность пахотными землями (на душу населения): а) в Китае; б) в Канаде; в) в Австралии; г) в Египте. 10. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят: Контрольная работа по теме «Население мира». I.Выполните тест: 1. Закончите фразу: «Ислам исповедует большинство жителей…» А. Мьянмы; Б. Индонезии; В. Италии; Г. ЮАР; Д. Израиля. 2. Назовите первые по численности страны регионов: А. Северной Америки; Б. Южной Америки; В. Африки; Г. Азии; Д. Европы. 3. Выберите страну с максимальным уровнем рождаемости: А. Китай; Б. Афганистан; В. Турция; Г. Монголия; Д. Казахстан. 4. Выберите все городские агломерации с численностью более 10млн.: А. Сан-Паулу; Б. Лагос; В. Вашингтон; Г. Нью-Йорк; Д. Стамбул; 5. Выберите страну Латинской Америки, на территории которой расположена самая крупная городская агломерация: А. Аргентина; Б. Мексика; В. Уругвай; Г. Бразилия; Д. Чили; Е. Перу. 6. В какой стране исповедуют ислам: А. Япония; Б. Филиппины; В. Бангладеш; Г. Вьетнам; Д. Непал. 7. Выберите народ, который живёт на площади более двух стран и не имеет своего государства: А. бенгальцы; Б. французы; В. бухарцы; Д. курды. 8. Выберите страну, в которой подавляющая часть населения живёт вдоль её границ: А. США; Б. Китай; В. Франция; Г. Канада; Д. Египет; Е. Россия. 9. Выберите страну с максимальной долей городского населения: А. Китай; Б. Кувейт; В. Конго; Г. Казахстан; Д. Кения. II. Ответьте на вопросы: 1. Почему в развивающихся странах упорно сохраняется высокая рождаемость? 2.Какую демографическую политику порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель? III. Выполните задания: Задание 1. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех-пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:
Задание 2. Население свыше 100 млн. человек имеют следующие десять стран мира: 1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония. Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения. География, 10 класс. НТР и мировое хозяйство 1. Выберите правильную пару названий страна – столица: а) Канада – Оттава; б) Австралия – Сидней; в) США – Нью-Йорк; г) Китай – Шанхай. 2. Выберите крупнейшую страну по населению: а) Нигерия; б) Пакистан; в) Индонезия; г) Саудовская Аравия. 3. Выберите правильную пару: а) Испания – Средиземное море; б) Турция – Красное море; в) Эфиопия – Аравийское море. г) Венесуэла – Бенгальский залив; 4. Выберите ключевую развивающуюся страну: а) Турция; б) Индонезия; в) Нигерия; г) Мексика. 5. Выберите страну, которая в прошлом была колонией Франции: а) Пакистан; б) Вьетнам; в) Австралия; г) Индия. 6. Какая из стран являются государством с федеративным административно-территориальным устройством? а) Италия; б) Греция; в) Швеция; г) Швейцария. 7. Выберите правильное утверждение: а) Польша – государство в составе СНГ; в) Россия – государство в составе Содружества; б) Франция – одна из самых развитых стран Европы; г) Украина – государство – член НАТО. 8. Для стран Южной Америки, расположенных в Андах, характерно: а) хорошая обеспеченность рудными полезными ископаемыми; б) значительные различия в обеспеченности топливными и нерудными полезными ископаемыми; в) хорошая обеспеченность геотермальной энергией районов с повышенной сейсмической и вулканической активностью; г) все перечисленное. 9. Выберите правильное утверждение: а) влияние Китая на события в мире будет усиливаться в связи с высокими темпами роста его экономики; б) ООН играет активную роль в урегулировании глобальных конфликтов, но не вмешивается в решение региональных и локальных конфликтов; в) в последнее десятилетие XX в. на политической карте Африки не появилось ни одного нового государства; г) Россия не входит в Совет Безопасности ООН. 10. Выберите правильное утверждение: а) обрабатываемые земли сосредоточены в основном в зоне саванн и тропических лесов; б) малоземельные и густонаселенные страны, такие как Япония и Нидерланды, стремятся увеличить площадь пахотных земель за счет распашки горных склонов; в) высокая обеспеченность пашней на душу населения характерна для таких стран, как Канада и Австралия. 11. Какая из указанных стран имеет наиболее низкие душевые показатели обеспеченности ресурсами полного речного стока? а) Китай; б) США; в) Канада; г) Индонезия; 12. Выберите страну с преобладанием женского населения: а) Китай; б) Турция; в) Иран; г) Германия. 13. Какое из указанных утверждений вы считаете неверным: а) медленные изменения в экономике развивающихся стран будут способствовать сохранению спроса на дрова и соответственно вырубке лесов; б) увеличение численности населения в развивающихся странах благоприятно скажется на качестве воды в них; в) из-за усиления воздействия человека на природу число охраняемых территорий будет расти. 14. В какой из указанных стран государственный язык не относится к индоевропейской языковой семье: а) Россия; б) США; в) Бразилия; г) Саудовская Аравия. 15. Какие из указанных народов исповедуют одну из мировых религий: а) арабы; б) евреи; в) хиндустанцы; г) китайцы (ханьцы). 16. Какая из стран являются высокоурбанизированной: а) Китай; б) Индонезия; в) Саудовская Аравия; г) Нигер. 17. Высшая ступень международного географического разделения труда называется: а) международной экономической интеграцией; в) отраслью специализации; б) мировой торговлей; г) мировым рынком. 18. Выберите верный вариант, по принципу «страна – экономическая группировка»: а) Индия – АСЕАН; б) Австрия – ОПЕК; в) Аргентина – НАФТА; г) Тунис – ЛАГ. 19. Аграрные районы преобладают в: а) Бразилии; б) Сомали; в) Японии; г) Великобритании. 20. Выберите центр мирового хозяйства с наименьшей долей в мировом ВВП: а) Северная Америка; б) Зарубежная Европа; в) Япония; г) Индия. 21. Выберите вариант, в котором указаны только высокоразвитые районы: а) Лондонский, Канадский Север, Рурский; б) Калифорнийский, Парижский, Токийский; в) Северная Австралия, Аляска, Восточная Сибирь; г) Амазонский, Нью-Йоркский, Миланский. 22. Перенос столицы из приморского города в глубинные районы был предпринят в: а) Норвегии; б) Казахстане; в) Аргентине; г) Бразилии. 23. Выберите вариант, в котором все три страны относятся к «великим горнодобывающим державам»: а) Китай, Австралия, ЮАР; в) Япония, США, Германия; б) США, Россия, ОАЭ; г) Китай, США, Япония. 24. Выберите отрасль машиностроения, развивающуюся более медленными темпами: а) автомобилестроение; б) авиастроение; в) судостроение; г) приборостроение. 25. Найдите вариант, в котором название сельскохозяйственной культуры соответствует названиям ее родины и страны, лидирующей по ее производству: а) кофе – Восточная Африка – Бразилия; в) кукуруза – Центральная Америка – Россия; б) рис – Южная Америка – Китай; г) какао – Южная Азия – Швейцария. 26. Выберите неверное утверждение: а) На рубеже XX – XXI вв. торговля услугами будет расти быстрее, чем торговля товарами. б) В начале XXI в. ожидается появление новой формы услуг – обмен производственным опытом. в) Панама и Либерия из-за высоких налогов на судовладельцев имеют небольшой тоннаж торгового флота. г) Крупнейший порт мира – Роттердам – расположен в устье Рейна в Нидерландах. 27. В каком варианте правильно указано направление миграций рабочей силы: а) из Турции в Германию; в) из Кувейта в Ливию; б) из США в Мексику; г) из Египта в Россию. Страны и регионы мира, 11 класс |
Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Приказ мо и н рф» №373 от 06. 10. 2009 г | Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г.№373 (Зарегистрирован Минюстом России 22. 12. 2009... | ||
Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ... | ... | ||
... | Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.... | ||
Образовательная программа (далее – оп) разработана с учетом требований следующих нормативных документов | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |