Руководство по улучшению понимания прочитанного


НазваниеРуководство по улучшению понимания прочитанного
страница1/4
ТипРуководство
blankidoc.ru > Туризм > Руководство
  1   2   3   4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25

ГОРОДА СУРГУТА
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Разработан учителем литературы

Веретельник Еленой Александровной
СУРГУТ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Рекомендуемые формы работы с текстом ………………………3

  2. РУКОВОДСТВО ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ

ПРОЧИТАННОГО ………………………………………………………………..5

  1. «ЧЕТЫРЕ РЕСУРСА» РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ………………………………..6

  2. ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЕГО НАПИСАНИЮ ……………………………………………………………7

  1. Требования к оцениванию устных ответов ……………………9

  2. Требования к оцениванию сочинений ……………………………10

  3. Приемы графической организации текста ……………………...11

  4. Методика «Книга на уроке» ……………………………………………18

  5. Методика «Реклама книги» …………………………………………….22

  6. Методика: «Хорошее время читать» ………………………………...30

  7. «Все дороги ведут к чтению». Визуальный

графический тест …………………………………………………………...36

Рекомендуемые формы работы с текстом

Основные формы - это «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия». Конечно, это лишь некоторые возможности организации такой работы. Учитель абсолютно свободен в выборе и придумывании новых способов организации обсуждения.

«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников - 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: « Верно ли я тебя понял...», «Если я правильно понимаю, то,..», «Так ли это: ?». После этого каждый ребенок заполняет примерно такую табличку и отдает учителю:

Группа

Сразу ли было понятно слушателям из сообщения рассказчика, о чем он говорит?

Все ли вопросы слушателей были понятны рассказчику? Переспрашивал ли он?

На все ли вопросы слушателей рассказчик дал ответы? Сколько вопросов осталось без ответа?

Вопросы слушателей мешали рассказчику или помогали сделать сообщение?















































«Кто ЧТО ПОНЯЛ?». В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно .заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить, свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по этому варианту можно привлекать учеников старших классов в рамках разновозрастного сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал..., а теперь...», «мне осталось неясным после сообщения Володи, как...»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из участников должен назначаться (выбираться) на роль ведущего, фиксирующего повторы в обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников. Ведущему можно тоже предложить заполнить карточку:

1 группа

Понятно ли было

слушателям из

сообщения рассказчика,

о чем он говорит?

Удалось ли рассказчику

сообщить слушателям что-то новое по сравнению с тем, что они сами поняли из

прочитанного или уже

высказанного другим

рассказчиком?

Какой вопрос по поводу

содержания

текста в ходе

обсуждения

остался без

ответа?















«Читательская конференция».

Эта форма работы требует специальной подготовки на отдельном уроке или во и внеурочное время с приглашением родителей. Группа детей получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то - представить книги, кто-то - сделать устное сообщение от группы, кто-то - провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5- 10 минут) на конференции.

При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.

«Свободный МИКРОФОН». Ученики читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает, Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть, что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.

«Пресс-конференция с учителями-предметниками». Дети, работая с текстами, готовят дома вопросы. Вопросы обсуждаются в классе (какие имеет смысл задавать, а на какие можно найти ответы другими способами). Затем приглашаются учителя-предметники (лучше, если это будут, по крайней мере, два учителя, например, физик и биолог). Можно то же самое проводить и с родителями, работающими по сходным специальностям. Специалисты садятся в президиум, ученики последовательно задают им вопросы, а специалисты отвечают. Особый смысл в этой работе имеет то, как взрослые «берут на себя» тот или иной вопрос. Будущее разделение естественнонаучных предметов начинает здесь потихоньку «расходиться» на конкретных специалистах - носителях знания. В конце пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной норме.

«Письменная ДИСКУССИЯ». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Учащийся не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.
РУКОВОДСТВО ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Модель Бенджамена Блума

Знание


Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия. Укажи главного участника событий.

Перечисли основные события хронологически.

Расскажи, что происходит в тексте.

Понимание


Изложи краткое содержание отрывка или главы

Поясни роль исторического деятеля в тексте.

Объясни цитату.

Предположи, что произойдёт дальше. Перефразируй тему - о чём текст?

Что случилось в конце? (подытожь).

Применение


Как тема соотносится лично с тобой?

Если бы всё происходило в наше время, как бы это выглядело?

Проиллюстрируй это на бумаге.

Проведи интервью с одним из героев.

Напиши свой рассказ на эту же тему.

Анализ


Почему исторический персоналий действует и реагирует таким образом? (проанализируй). Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.)

Соотнеси черты характера исторических персоналий с их поступками. Почему важен контекст/место действия? (исследуй)

Синтез


Организуй группу/клуб для обсуждения темы, придумай план, по которому

должна происходить встреча.

Что бы ты сделал на месте участника событий? (представь)

Оценка


Оцени работу автора, написав рецензию. Установи степень достоверности исторического источника.

Оцени степень собственного понимания текста, (на все ли вопросы ты нашёл ответы)


«ЧЕТЫРЕ РЕСУРСА» РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Модель Льюка и Фрибоди

Умение кодировать,

или я как дешифровщик текста.

Как я трактую данный текст? Из чего он исходит? На чём базируется? Какими средствами или комбинациями средств пользуется?


Умение применять,

или я как пользователь текста.

Какие цели текста соотносятся с его

содержанием?

Каким образом я использую этот

текст здесь и сейчас?

Что из него возьмут другие?

Каковы мои возможности и

альтернативы?

Умение понять,

или я как участник текста.

Как связаны между собой идеи в

тексте?

Какие исторические факты

используются в тексте?

Каково значение и возможные

интерпретации текста?

Умение оценивать,

или я как критически грамотный читатель.

Чьи позиции, мнения и интересы

затронуты?

Чьи мнения не прозвучали или

отсутствуют?

Совпадает ли мое мнение с мнением

других?


ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО НАПИСАНИЮ

Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его зна­чение как «краткое изложение в письменном виде или в форме пуб­личного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, ос­вещающий ее на основе обзора литературы и других источников».

1.Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:

  • тема должна быть сформулирована грамотно с литератур­ной точки зрения;

  • в названии реферата следует определить четкие рамки рас­смотрения темы, которые не должны быть слишком широ­кими или слишком узкими (например, по истории не следует допускать названия типа «Наполеон Бонапарт» или «Ни­колай II», по литературе «Творчество А.С. Пушкина», по биологии - «Обитатели океана», по географии «Природа Америки» и т.п.);

  • следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2.Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре - тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О, учащегося, класс, Ф.И.О. руководителя, внизу - город и год написания.

3.Оглавление

Следующим после титульного листа должно идти оглавление.

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

4.Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для Изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами,

которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также пока­зать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.

Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем вве­дения обычно составляет две-три страницы текста.

5.Требования к основной части реферата

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата – 10 страниц. Ученику при написании необходимо обратить вни­мание на обоснованное распределение материала на параграфы, уме­ние формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя соб­ственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.


6.Требования к заключению

Заключение – часть реферата, в которой формулируются выво­ды по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть чет­ким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения - 2-3 страницы.
  1   2   3   4

Похожие:

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconРуководство для заявителей
Представительством Европейского Союза в России для облегчения понимания правил конкурса для потенциальных российских участников....

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconКонкурс понимания письменного текста
В комплект материалов, необходимых для проведения конкурса понимания письменного текста, входят

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconТема урока кол
Чтение текста с выборочным пониманием нужной информации, устное высказывание на основе прочитанного, драматизация диалога

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconОб одном способе стать украинским «писателем»
Наса авторство были скрыты псевдонимом-фамилией руководителя, произвели неизгладимое впечатление на меня и были исключительно полезны...

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconФабрика идей бланк предложения по улучшению
Вопросы по заполнению Бланка и процедуре конкурса Вы можете задать по телефону +7 923 617 15 38

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconГражданское общество
Учебное пособие предназначено для студентов университета, обучающихся на факультете прикладной математики Пособие представляет собой...

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconВестни к уполномоченный по охране труда
Надеемся, что он окажет практическую помощь в работе по улучшению условий труда и учебы

Руководство по улучшению понимания прочитанного icon• конкурс понимания устной речи (Listening)
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconЭто общее описание структуры и функций ЭВМ на уровне, достаточном...
Архитектура ЭВМ это общее описание структуры и функций ЭВМ на уровне, достаточном для понимания принципов работы и системы команд...

Руководство по улучшению понимания прочитанного iconКурсовая работа
Туристическая деятельность способствует созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. Кроме того, международный туризм –...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru