Скачать 0.58 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 ГОРОДА СУРГУТА СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Разработан учителем литературы Веретельник Еленой Александровной СУРГУТ, 2008 СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЧИТАННОГО ………………………………………………………………..5
К ЕГО НАПИСАНИЮ ……………………………………………………………7
графический тест …………………………………………………………...36 Рекомендуемые формы работы с текстом Основные формы - это «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия». Конечно, это лишь некоторые возможности организации такой работы. Учитель абсолютно свободен в выборе и придумывании новых способов организации обсуждения. «Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников - 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: « Верно ли я тебя понял...», «Если я правильно понимаю, то,..», «Так ли это: ?». После этого каждый ребенок заполняет примерно такую табличку и отдает учителю:
«Кто ЧТО ПОНЯЛ?». В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно .заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить, свой интерес, понимание и непонимание. И так далее. К работе по этому варианту можно привлекать учеников старших классов в рамках разновозрастного сотрудничества. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, задать образцы верного оценочного поведения («рассказ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал..., а теперь...», «мне осталось неясным после сообщения Володи, как...»). Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из участников должен назначаться (выбираться) на роль ведущего, фиксирующего повторы в обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников. Ведущему можно тоже предложить заполнить карточку:
«Читательская конференция». Эта форма работы требует специальной подготовки на отдельном уроке или во и внеурочное время с приглашением родителей. Группа детей получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст и формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то - представить книги, кто-то - сделать устное сообщение от группы, кто-то - провести наблюдение или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5- 10 минут) на конференции. При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение. «Свободный МИКРОФОН». Ученики читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает, Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть, что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее. «Пресс-конференция с учителями-предметниками». Дети, работая с текстами, готовят дома вопросы. Вопросы обсуждаются в классе (какие имеет смысл задавать, а на какие можно найти ответы другими способами). Затем приглашаются учителя-предметники (лучше, если это будут, по крайней мере, два учителя, например, физик и биолог). Можно то же самое проводить и с родителями, работающими по сходным специальностям. Специалисты садятся в президиум, ученики последовательно задают им вопросы, а специалисты отвечают. Особый смысл в этой работе имеет то, как взрослые «берут на себя» тот или иной вопрос. Будущее разделение естественнонаучных предметов начинает здесь потихоньку «расходиться» на конкретных специалистах - носителях знания. В конце пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной норме. «Письменная ДИСКУССИЯ». На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Учащийся не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение. РУКОВОДСТВО ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО Модель Бенджамена Блума
«ЧЕТЫРЕ РЕСУРСА» РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Модель Льюка и Фрибоди
ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО НАПИСАНИЮ Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». 1.Тема реферата и ее выбор Основные требования к этой части реферата:
2.Требования к оформлению титульного листа В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре - тема реферата, ниже темы справа - Ф.И.О, учащегося, класс, Ф.И.О. руководителя, внизу - город и год написания. 3.Оглавление Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. 4.Основные требования к введению Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для Изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет две-три страницы текста. 5.Требования к основной части реферата Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата – 10 страниц. Ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. 6.Требования к заключению Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения - 2-3 страницы. |
Представительством Европейского Союза в России для облегчения понимания правил конкурса для потенциальных российских участников.... | В комплект материалов, необходимых для проведения конкурса понимания письменного текста, входят | ||
Чтение текста с выборочным пониманием нужной информации, устное высказывание на основе прочитанного, драматизация диалога | Наса авторство были скрыты псевдонимом-фамилией руководителя, произвели неизгладимое впечатление на меня и были исключительно полезны... | ||
Вопросы по заполнению Бланка и процедуре конкурса Вы можете задать по телефону +7 923 617 15 38 | Учебное пособие предназначено для студентов университета, обучающихся на факультете прикладной математики Пособие представляет собой... | ||
Надеемся, что он окажет практическую помощь в работе по улучшению условий труда и учебы | Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам | ||
Архитектура ЭВМ это общее описание структуры и функций ЭВМ на уровне, достаточном для понимания принципов работы и системы команд... | Туристическая деятельность способствует созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. Кроме того, международный туризм –... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |