Информационная справка о мастер - классе
Тема мастер - класса: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательских проектов».
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 116 г. Орска «Ералашка»
Дата проведения: 15.10.2013г.
Идея мастер - класса: развитие у детей дошкольного возраста познавательных интересов, познавательной активности, интеллектуальных способностей через метод проектов. Сведения об авторе:
Болдина Татьяна Федоровна Образование: высшее, Магнитогорский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт, 1989 г. Специальность по диплому: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию. Должность: воспитатель. Педагогический стаж: 30 лет. Стаж работы в занимаемой должности: 20 лет. Квалификация: высшая квалификационная категория.
Мастер - класс
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательских проектов».
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009г. № 655, ориентирует педагогов дошкольных образовательных учреждений на решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, при организации самостоятельной деятельности детей и процесса взаимодействия с семьями воспитанников.
Вместе с тем, данный документ обязывает выстраивать воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ с учетом тесной взаимосвязи и интеграции образовательных областей (Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.
На мой взгляд, именно проекты позволят целесообразно сочетать данные задачи, поскольку позволяют использовать различные формы и виды деятельности. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Сегодня проект как форма совместной развивающей деятельности взрослых и детей позволяет организовать процесс воспитания и обучения дошкольников в новом контексте, обеспечивает более эффективное и продуктивное взаимодействие участников проектов с окружающим миром и выступает серьезной альтернативой такой традиционной форме, как занятие.
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий.
Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я начинаю не с передачи» готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.
Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Метод проектной деятельности, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические умения.
При использовании метода проектов придерживаюсь требований:
Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
Структурирование проекта (поэтапные результаты).
Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация, защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
В своей работе я использую следующие формы детских проектов
Исследовательские: «Почему льются слезы», «Почему растут ногти», «Путешествие по карте».
Познавательные: «Как хлеб к нам на стол пришел», «Во саду, ли в огороде», «Ненаглядная краса России», «Домашние животные».
Творческие: создание альбома «Большая книга детских рассказов», создание «Красной книги животных и растений Урала», создание музея «Петушка», создание настольного театра «Колобок».
Игровые: «Путешествие по городу Орску», «Полет на Марс», «Строим город будущего» и т.д.
В своей деятельности использую проекты краткосрочные (1день) и длительные (от одной недели до нескольких месяцев), индивидуальные и групповые.
Использую разные способы разработки проектов:
Системная паутинка по проекту
"Модель трёх вопросов"
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Сегодня подробнее остановимся на исследовательских проектах.
Направления опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
1 младшая группа.
1. Экспериментирование с песком, глиной, камешками;
2. Экспериментирование с водой;
3. Экспериментирование с воздухом;
4. Наблюдения за жизнью растений;
5. Наблюдения за жизнью насекомых;
6. Экспериментирование с предметами;
7. Наблюдение за погодой.
2 младшая группа.
8. Наблюдения за жизнью животных;
9. Изучаем органы чувств человека;
10. Экспериментирование с солнечным светом.
Средняя и старшая группа.
11. Человек.
Подготовительная группа.
12. Экспериментирование со звуком;
13. Экспериментирование с электричеством.
Оборудование центров экспериментирования
1. Центр «Песок-вода».
2. Центр «Воздух».
3. Центр «Наука и природа».
4. Центр «Литература».
5. Центр «Искусство».
6. Центр «Кулинария».
7. Центр «Манипулятивный».
Приведу пример усложнения развивающей среды (оборудования) по возрастам на примере центра «Наука и природа» (папка стр.2)
Оборудование центра экспериментирования «Центр природы»
Младшая группа.
Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (жёлуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, пёрышками, ватой, бумагой и т. д.).
Средняя группа.
+ Оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупа, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т. д.), магниты, рукавичка с вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.
Старшая и подготовительная группа.
+ Бисер, стеклярус, янтарь, весы, глобус, деревянные предметы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, карта мира, картотека опытов, клеёнчатые фартуки, мелкие игрушки («Киндер-сюрприз»), микроскоп, монеты, железные предметы, песочные часы, пипетки, пульверизатор, влажные бумажные салфетки, лейкопластырь, пинцеты, пластмассовые шприцы без иголок, пипетки, набор предметов, обладающих способностью отражения зеркал, фанера, оргстекло, скрепки, проволока, рупор из картона, макет «Солнце - земля», карта климатических зон, грузы разного веса, магнитный театр, резиновые груши, резиновые перчатки, щётка-смётка, совок, отвёртки, винтики, наждачная бумага, колёсики, деревянные зубочистки. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.
В своей деятельности использую следующие виды исследовательских проектов:
- опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация;
-путешествие по карте;
-путешествие по реке времени. Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи, решаемые при «Путешествии по карте»:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира. Материалы для «Путешествия по карте»:
1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.
2. Иллюстрации видов транспорта.
3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения , демонстрационный материал.
4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света
(демонстрационный материал) .
5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту. Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности,
достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование). Алгоритм «Путешествия по карте».
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. Не следует смешивать познавательно-исследовательскую деятельность, каковой является «Путешествие по карте», и сюжетную игру. Хотя «исследования-путешествия» протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.
В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него в игре – не анализировать мир, а быть в нем, пусть даже условно, кем-то значительным. Управлять событиями.
ПРИМЕР: на основе «путешествий по карте» можно организовать сюжетную игру. В кого можно поиграть после знакомства с Антарктидой? В полярную экспедицию, поплавать на корабле- ледоколе.
Еще я хотела бы обратить ваше внимание на то, что не следует смешивать путешествие по карте с продуктивной деятельностью. Если на занятиях познавательного цикла, а к таким и относится «Путешествие по карте», воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания схемами, картинками, то это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий
(Пример. Стоит приклеить вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем или использовать бумагу самоклейку).
В отличие от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещевого результата с хорошим качеством, в познавательно-исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках-символах.
Предлагаю вам посмотреть совместную познавательно-исследовательскую деятельность «Осеннее путешествие в степь». Определить, какая предварительная работа проведена с детьми. Выдержаны ли пункты алгоритма «Путешествия». Проанализируем просмотренную деятельность. Вопросы:
-Какая предварительная работа была проведена?
-Соответствует ли НОД алгоритму «Путешествие по карте»?
-Получилась ли исследовательская, а не продуктивная деятельность
-Почему это путешествие нельзя назвать игрой-путешествием? Предлагаю вашему вниманию серию занимательных опытов и экспериментов. Ваша задача определить исследовательскую задачу, цель опыта. Опыт № 1
«Подводная лодка из яйца»
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Исследовательская задача: доказать, что соленая вода тяжелее пресной. Опыт № 2
«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Исследовательская задача: воздух занимает весь объем и, хотя не виден, но зато слышен.
Опыт № 3
«Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Исследовательская задача: доказать, что бумага намокая, становится постепенно тяжелее.
Опыт № 4
"Волшебные зеркала"
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко. Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Исследовательская задача: можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы? Доказать, что чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Опыт № 6
«Танцующая фольга»
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать".
Исследовательская задача: доказать, что положительные и отрицательные электрические заряды притягиваются.
Опыт №7
«Волшебник - лимон»
Выдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать лимонным соком ( Спасибо за внимание!). Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром, а лучше прогладьте утюгом - надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной.
Исследовательская задача:
Итак, мы просмотрели опыты и эксперименты, которые вы можете использовать в работе с детьми.
Рефлексия:
Составление синквейнов. Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил 1.5 часа нужно представить в 5 строках. Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Пример: Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь нас сопровождает
Радость. А мы составили такой синквейн. Путешествие
Развивающее, познавательное
Исследуем, узнаем, действуем
Знакомиться с миром интересно
Исследование.
Мастер-класс наш заканчивается, и я предлагаю вам заполнить анкету для участника мастера - класса. Литература. 1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников //Дошкольное воспитание.-2005.-№7.
3.Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет/ Т.М.Бондаренко. – Воронеж – Ростов -на- Дону: ТЦ «Учитель»,2002.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика- Синтез, 2008-2010.
6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007;
7. Горькова Л. Г. Кочергина А. В. Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007;
8. О.В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009.
9. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7;
10. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004
11. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/ А.И. Иванова. – М: ТЦ «Сфера», 2004.
12. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий.- М. : ТЦ Сфера, 2004;
13. Куликовская, И.Э., Совриг, Н.Н. Детское экспериментирование / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совриг. – Пед. Общество России,
14. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004;
15. .Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет /Е.А. Мартынова. – Волгоград: « Издательство «Учитель», 2011.
16. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. Мозаика-Синтез, 2003.
17. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М., 1998 18.Савенков А.И. «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики»// Дошкольное воспитание №2,2000 г, стр.8-17.
19.Савенков А. И. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.
20.Савенков А. И. Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. 21. Савенков А. И. Лекция 7. Методика проведения учебных исследований в детском саду. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007.
22. Савенков А.И. Лекция 8. Методы и приёмы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 .
23. Кленова Н.В., Абдухакимова С.А. Организация мастер – класса в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1,2010г., стр. 17.
Болдина Т.Ф., воспитатель МДОАУ «ЦРР – детский сад № 116 г. Орска»
|