Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины СТРАНОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки
100400 – ТУРИЗМ
Профиль подготовки
Технология и организация туроператорских и турагентских услуг
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»
(протокол № ___ от ____________ 201__г.)
| Одобрена кафедрой ____________________
(протокол № ____ от 201_ г.)
Зав. кафедрой _________________________
|
Москва
2012 Рабочая программа предназначена для бакалавров, обучающихся на кафедре Социально-культурного сервиса и туризма разных форм обучения факультета Экономики, менеджмента и международного туризма. Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 489.
Программа включает в себя цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Включает структуру и содержание дисциплины, образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины, её учебно-методическое и информационное обеспечение, включающее в себя основную и дополнительную литературу, рекомендованную для изучения материалов учебного курса. Кроме этого, приводятся электронные системы, помогающие обучаемым освоить учебный материал. Рабочая программа будет полезна как студентам, так и преподавателям, проводящим занятия по дисциплинам вариативной части Профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 100400 – Туризм.
Программа разработана к.г.н., доцентом Лебедевой Тамарой Васильевной Рецензент – к.э.н., доцент Шмидт Валерий Рудольфович
1. Цели освоения дисциплины В современном мире в целом, и в России в частности, туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей хозяйства. Развитие туризма на территории конкретной страны зависит от ряда факторов: природно-географических, социально-демографических, культурно-исторических, экономических, политико-правовых и других, которые обязательно должны быть учтены при организации туристской деятельности. Поэтому значение страноведческих знаний в подготовке будущего профессионала различных сфер туриндустрии переоценить трудно.
Курс "Страноведение" включает теоретическую и практическую части. Цель теоретической части - дать студентам общую методологию и методику анализа страны как комплексного единства физико- и экономико-географических, социально-политических, культурных и исторических характеристик. Практическая часть курса имеет прикладной характер, цель которой - дать представление о социально-экономических ресурсах и специфике развития конкретных регионов и стран, научить давать оценку возможностей развития туризма в той или стране (регионе).
Задачи курса:
Сформировать у студентов систему основных понятий общего и туристического страноведения.
Осветить историю страноведческой мысли, различные подходы к страноведению.
Привить умения и навыки изучения природных и социально-экономических предпосылок развития туризма, в том числе природных ресурсов и населения, а также особенностей отраслей хозяйства регионов и отдельных стран.
Подготовить студентов к оценке социально-экономических ресурсов развития туризма в регионах и странах мира.
Осветить актуальные политические, социально-экономические, этнические, межконфессиональные, экологические проблемы регионов и отдельных стран зарубежного мира.
Изучить основные туристские центры и показать, чем они отличаются от аналогичных центров других стран.
Научить ориентироваться в источниках информации, давать развёрнутую страноведческую характеристику.
Дать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Научить использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Курс дает широкое представление о современной картине мира. Основными принципами отбора содержания и организации преподавания учебного материала являются научность, логичность, целостность. Особое значение имеет организация и проведение практических занятий, в течение которых студенты учатся анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, овладевать современными методами географических исследований (при выполнении практических и самостоятельных работ, при подготовке рефератов, докладов и пр.).
Заключением многоплановой работы является проведение двух видов аттестации – зачёта после изучения теоретической части страноведения и промежуточной аттестации в виде экзамена, где проверяется глубина усвоения полученных знаний по предмету.
2. Место дисциплины «Страноведение» в структуре ООП бакалавриата
«Страноведение» является дисциплиной вариативной части Профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 100400 «Туризм».
Курс опирается на знания, умения и навыки, полученные студентами в области дисциплин естественного и общественного цикла, в первую очередь, таких, как география, экономическая география, культурология, история религий, политология, экономика и других. В свою очередь, «Страноведение» обеспечивает подготовку к изучению таких дисциплин, как: «Организация туристской деятельности», «Культурно-досуговая деятельность», «Туристическое регионоведение», «Краеведение» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Страноведение»
В совокупности с другими дисциплинами направления подготовки «Туризм», таких как «География», «Мировая культура и искусство», «Экономическая география», «Туристическое регионоведение», «Профессиональная этика и этикет» и др., дисциплина «Страноведение» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) бакалавра туризма:
Общекультурные компетенции (ОК):
владеть способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);
готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);
готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);
стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8).
По окончании изучения курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способен самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);
производственно-технологическая деятельность
способен к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6);
научно-исследовательская деятельность
способен находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные понятия и категории страноведения;
закономерности размещения основных природных и исторических туристских ресурсов;
особенности социально-экономических туристских ресурсов разных стран мира;
состояние, динамику, достижения и перспективы развития современной страноведческой школы для поиска новых управленческих решений в области туризма и рекреации;
методы экономико-географического анализа;
основные источники страноведческой информации;
план туристской характеристики страны.
Уметь :
свободно ориентироваться по политическим и социально-экономическим картам;
использовать основные положения страноведения в профессиональной деятельности: давать туристскую характеристику отдельных регионов и стран;
устанавливать систему взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью субъекта туристской индустрии;
использовать теории системного, процессного, ситуационного подходов к исследованию экономического пространства;
систематизировать и классифицировать социально-экономические ресурсы;
проводить анализ и моделировать развитие туристских центров, регионов, дестинаций и кластеров в зависимости от уровня социально-экономического развития;
выделять и систематизировать социально-экономические регионы разного уровня;
прогнозировать развитие туристской деятельности с учетом анализа социально-экономического развития конкретных стран и регионов мира.
Владеть:
теоретическими основами страноведения;
навыками туристского анализа природных, социальных и экономических ресурсов;
методами оценки природно-ресурсного, культурно-исторического и социально-экономического потенциала для целей развития туризма;
умениями использования разнообразного картографического материала;
навыками экономико-географического исследования в процессе разработки целевых программ развития туризма на региональном уровне;
способностями выделять районы и страны, перспективные для развития туризма и рекреации.
4. Структура и содержание дисциплины «Страноведение»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Изучается по очной форме обучения два семестра (4 и 5), по очно-заочной и заочным формам обучения – один семестр.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
№
п/п
| Разделы и темы дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточ-ной аттестации
(по семестрам)
| ВСЕГО
| Из них аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Контрольная работа
| Курсовая работа
| Лекции
| Лаборатор. практикум
| Практическ.занятия / семинары
| Интерактив
| ЧАСТЬ 1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА СТРАНЫ
| 1
| Теоретические основы страноведения
| 4
| 12
| 2
|
|
| 4
| 6
|
|
|
| 2
| Политические условия развития туризма в стране
| 4
| 15
| 2
|
| 2
| 4
| 7
|
|
| Устная беседа по пройденной теме, проверка практических работ
| 3
| Оценка природно-ресурсного потенциала страны
| 4
| 10
| 2
|
| 2
|
| 6
|
|
| Устная беседа по пройденной теме, проверка практических работ, заслушивание докладов
| 4
| Характеристика населения страны и его расселения
| 4
| 11
| 2
|
| 2
|
| 7
|
|
| Устная беседа по пройденной теме, проверка практических работ, заслушивание докладов
| 5
| Туристский анализ истории страны
| 4
| 8
| 2
|
|
|
| 6
|
|
| Устная беседа по пройденной теме, проверка практических работ
| 6
| Страноведческий подход к изучению культуры страны
| 4
| 12
| 2
|
| 4
|
| 6
|
|
| Устная беседа по пройденной теме, проверка практических работ, заслушивание докладов
| 7
| Страноведческий анализ экономики и инфраструктуры страны
| 4
| 8
| 2
|
|
|
| 6
|
|
| Устная беседа по пройденной теме, проверка практических работ, заслушивание докладов
| 8
| Изучение экологической ситуации в стране
| 4
| 8
| 2
|
|
|
| 6
|
|
| Промежу-точное тестирование
|
| | |