Министерство природных ресурсов российской федерации прика з


НазваниеМинистерство природных ресурсов российской федерации прика з
страница1/12
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Проект

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П Р И К А З
г. МОСКВА
__________ № _________

Об утверждении Методики расчета водохозяйственных балансов

водных объектов

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 5 ст. 651) п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемую Методику расчета водохозяйственных балансов водных объектов.


Министр Ю.П.Трутнев
Утверждена

приказом МПР России

«___» ________2007г. №_____

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ БАЛАНСОВ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Методика расчета водохозяйственных балансов водных объектов (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы»1

2. Методика устанавливает совокупность методов и порядок расчета водохозяйственных балансов по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам с целью оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов при различных условиях водности водных объектов.

3. Водохозяйственные расчеты и балансы – один из наиболее важных разделов схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Схема), определяющий необходимость и очередность проведения водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

4. Перечень водохозяйственных участков с указанием их границ, а также расчетных замыкающих створов устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов при водохозяйственном районировании в соответствии с Методикой водохозяйственного районирования территории Российской Федерации2

5. Методика ориентирована на выполнение постворных водохозяйственных балансов применительно к выделенным водохозяйственным участкам с учетом условий формирования поверхностного и подземного стока, сценариев изменений водопотребления и реализации соответствующих водохозяйственных мероприятии в привязке к намечаемым уровням развития.

6. Настоящая Методика предназначена для Федерального агентства водных ресурсов, а также научно-исследовательских, проектно-изыскательских и иных организаций, осуществляющих расчеты водохозяйственных балансов при разработке Схем.
1 (Собрание законодательства Российской Федерации 2007, № 5, ст. 651)

2 приказ МПР России от 25 апреля 2007 г. № 111 «Об утверждении методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2007 года, регистрационный № 9682)

II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИКЕ

7. В настоящей Методике используются следующие основные термины и определения:

водохозяйственные балансы - расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности3;

водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима4;

водохозяйственный участок – часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования)5;

водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы 6;

водопользователь – физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом 7;

водопотребление - потребление воды из систем водоснабжения 8;

водоснабжение – подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах9;

водохозяйственная система – комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений10;

речной бассейн – территория, поверхностный сток с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро11;

подбассейн – бассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна12;

сточные воды – воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории13.

3 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, ст.33. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23 ст.2381; 2006, № 50 ст.5279)

4-11 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, ст.1.

12 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, ст.32.

13 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, ст.1.

III. РАСЧЕТ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ БАЛАНСОВ

8. Водохозяйственный баланс являются важнейшей частью водохозяйственных расчетов, осуществляемых при подготовке водохозяйственного обоснования Схем и проектов в целях определения соотношения располагаемых водных ресурсов (объемов поверхностных и подземных вод, доступных для многолетнего гарантированного использования при существующем и проектируемом составе водохозяйственных мероприятий) и расчетного водопотребления при соответствующем уровне развития экономики, а также комплексах водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

9. Различают проектные (перспективные), плановые, отчетные и оперативные водохозяйственные балансы:

проектные (перспективные) водохозяйственные балансы составляются в Схемах, технико-экономических обоснованиях (ТЭО) и водохозяйственных проектах на перспективу 5…20 лет;

плановые водохозяйственные балансы составляются для оценки соответствия ресурсов и требований к воде на современном уровне развития;

отчетные водохозяйственные балансы позволяют осуществить анализ использования водных ресурсов за отчетный период (сезон, год, многолетие);

оперативные водохозяйственные балансы позволяют осуществить анализ и корректировку режимов эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, а также обеспечить оперативное водораспределение.

10. Водохозяйственные балансы составляются для речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков. При этом водохозяйственный участок является основной расчетной единицей, в пределах которой устанавливается потребность в водных ресурсах, учитываемая в водохозяйственном балансе на замыкающем этот участок створе.

11. Поскольку каждый расчетный створ реки является замыкающим створом для вышерасположенной территории в пределах границ речного бассейна, количество доступных для использования водных ресурсов в границах расчетного водохозяйственного участка определяется как сумма объема стока, поступившего с вышележащего участка рассматриваемого водного объекта и объема стока, формируемого в пределах расчётного водохозяйственного участка. При этом необходимо в расчетах водохозяйственных балансов учитывать потребности в водных ресурсах всех нижележащих водохозяйственных участков, а также объем экологического попуска.

12. Проведение расчетов водохозяйственных балансов по указанной схеме для всех расчетных водохозяйственных участков должно определить водохозяйственную обстановку рассматриваемого бассейна на всех расчетных уровнях, оценить достаточность располагаемых водных ресурсов для удовлетворения установленных водопользователям объемов допустимого забора (изъятия) водных ресурсов и возможности развития водохозяйственного комплекса в ближайшей, планируемой и отдаленной перспективе.

13. Алгоритм расчета водохозяйственных балансов основан на уравнении водохозяйственного баланса. Уравнение водохозяйственного баланса может быть записано различными способами в зависимости от того, какие именно составляющие являются определяющими для водохозяйственного анализа конкретной проектной задачи. При этом основой являются стандартные балансовые формы, рассматриваемые далее.

14. Постворный водохозяйственный баланс не может быть составлен без расчета проектного стока в створе, замыкающем водохозяйственный участок. Также проектный сток в замыкающем створе (транзитный сток на нижерасположенный участок) не может быть получен без предварительного распределения дефицита между отраслевыми потребителями и комплексным попуском. Распределение дефицита между участниками водохозяйственного комплекса - самостоятельная водохозяйственная задача, которая решается либо на основе согласованных приоритетов (или правил управления), либо путем технико-экономического обоснования.

15. При наличии элементов многолетнего регулирования стока водохозяйственный баланс выполняется только по многолетним гидрологическим рядам. Постворные балансы также рекомендуется вести по многолетнему ряду, в противном случае - подбирать расчетные годы, близкие к характерной обеспеченности на всех водохозяйственных участках, что не всегда возможно в силу асинхронности стока по длине реки.
III. 1. Состав балансовых расчетов

16. В пояснительной записке к расчету водохозяйственных балансов представляются следующие материалы::

- линейная расчетная балансовая схема, соответствующая схеме водохозяйственного районирования;

- особенности рассматриваемого водного объекта, принятые допущения, методические подходы, обоснование используемых компьютерных моделей, критерии удовлетворения требований по каждому виду водопользователей;

- содержание и описание исходной информации для водно-балансовых расчетов;

- постворная характеристика естественных водных ресурсов в расчетных створах, ограничивающих водохозяйственные участки: статистические параметры, обеспеченные объемы стока фазово-однородных сезонов года, динамика изменения водности по длине реки;

- обоснование лимитирующих периодов в течение года и оценка их водности в многолетнем разрезе;

- оценка однородности и репрезентативности используемых многолетних (естественных, восстановленных или смоделированных) гидрологических рядов. Если водно-балансовые расчеты проводятся по отдельным годам характерной водности, для каждой обеспеченности из многолетнего ряда выбирается (или моделируется) наиболее неблагоприятный вариант внутригодового распределения стока;

- расчетные требования на каждом водохозяйственном участке, включая отраслевое водопотребление и водоотведение; специальные и комплексные попуски в расчетных створах c учетом обязательств по международным соглашениям; потери из прудов и водохранилищ;

- вариантные водохозяйственные балансы в привязке к створам расчетной схемы и планируемым уровням реализации водохозяйственных планов, выраженных в рекомендуемом комплексе водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

- обобщенные результаты водохозяйственных балансов в целом по бассейну с постворной оценкой водообеспеченности для анализа водохозяйственной эффективности рекомендуемых мероприятий.

III.2 Уравнение и структура водохозяйственного баланса

17. Структура стандартного водохозяйственного баланса включает приходную П и расходную Р части, а также результат водохозяйственного баланса. Определенные составляющие баланса являются отражением инженерных решений, связанных с рациональным водопользованием, регулированием стока и его территориальным перераспределением. Результат ВХБ характеризуется наличием резервов (ПР) или дефицитов (П<Р)стока.

18. При выборе расчетного интервала времени для водохозяйственного баланса следует принимать во внимание категорию реки, значительную внутримесячную неравномерность стока, наличие регулирующих емкостей, соотношение объема и режима водопотребления, а также специальных весенних попусков и водного режима реки. В зависимости от названных факторов устанавливается месячные, декадные, пентадные, или даже суточные расчетные интервалы. Чаще всего на малые интервалы разбивается период половодья, паводка – то есть период значимой неравномерности стока.

19. Размерность составляющих водохозяйственного баланса обычно принимается в млн.м3, для малых рек с объемом стока порядка 20-50 млн.м3 в тыс.м3. При больших расходах, свойственных крупным рекам, балансы удобнее рассчитывать в расходах, сохраняя размерность объемов стока за год в млн.м3 или км3. Перевод расходов в объемы стока производится умножением расходов на соответствующие переходные коэффициенты с учетом продолжительности расчетного интервала.

20. Для расчетов водохозяйственного баланса в общем случае используется следующее основное уравнение (в единицах объема воды за расчетный интервал времени):

В = Wвх + Wбок + Wпзв +Wвв + Wдот ± ΔV ± Wл -Wисп -WфWу -WперWвдпWкп (1)

где :

Wвх объём стока, поступающий за расчетный период с вышележащих участков рассматриваемого водного объекта, млн.м3;

Wбок объём воды, формирующийся за расчетный период на расчетном ВХУ (боковая приточность);

Wпзв объём водозабора из подземных вод, использование которых возможно в соответствии с законодательством;

Wвв возвратные воды на водохозяйственном участке: подземные и поверхностные воды, стекающие с орошаемых территорий, или воды, сбрасываемые промышленными предприятиями, установками бытового водоснабжения, коммунальными предприятиями. Фактически учитывается объем воды, попадающий на рассматриваемый водохозяйственный участок со стороны действующей системы водоотведения, которая определяет суммарное количество всех видов сточных вод (в том числе коллекторно-дренажные), отводимых в водоемы, подземные горизонты и бессточные понижения, а также подаваемых на очистные сооружения;

Wдот – дотационный объем воды, поступающий на водохозяйственный участок из систем территориального перераспределения стока (межбассейновые и внутрибассейновые переброски);

± ΔVсработка или наполнение прудов и водохранилищ на расчетном водохозяйственном участке;

± Wл – потери воды при оседании льда на берега при зимней сработке водохранилища и/или возврат воды в результате таяния льда весной;

Wисп потери на дополнительное испарение с акватории водоемов;

Wф фильтрационные потери из водохранилищ, каналов, других поверхностных водных объектов в пределах расчетного водохозяйственного участка;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов российской федерации прика з
Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов российской федерации прика з
Утвердить «Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга» согласно приложению

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов и экологии Красноярского края прика з
О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22. 12. 2008 №137-о «Об утверждении...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов и экологии российской федерации приказ
Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов и экологии российской федерации приказ
Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов и экологии российской федерации приказ
Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов и экологии российской федерации приказ
Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconМинистерство природных ресурсов российской федерации прика з
Об утверждении порядка учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных...

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconПроект прика з
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов ульяновской области

Министерство природных ресурсов российской федерации прика з iconПравительство российской федерации постановлени е
Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru