Скачать 1.34 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2005 Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой. Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Рецензенты: С.А. Модестов, доктор политических наук, доктор философских наук, советник Администрации Президента Российской Федерации; Г.Н. Попова, кандидат педагогических наук, заместитель Министра образования Правительства Московской области. Рекомендовано научно-методическим советом Центра развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области Сборник методических материалов разработан и составлен на основании нормативных документов и опыта работы по организации деятельности школьных музеев в Российской Федерации. Книга адресована руководителям и активу музеев образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования. ISBN 5-9900225-2-2 ПРЕДИСЛОВИЕ Чем вызвано появление данного сборника, адресованного руководителям и активу школьных музеев? На наш взгляд, вопросы, связанные с планированием, организацией, оценкой результативности поисково- исследовательской деятельности учащихся, совпадают с общим направлением реформирования российской системы образования. На современном этапе они вновь приобрели актуальность и сегодня представляют собой социальный заказ общества. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в рамках краеведческой работы школьных музеев нацелена на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, на обогащение его интеллектуального и духовного потенциала. В материалах данного сборника мы рассматриваем поисково-исследовательскую деятельность учащихся как базовое понятие системы дополнительного образования детей, через позицию «педагог – воспитанник» и реализацию возможностей воспитанника как исследователя на разных уровнях организации и деятельности школьного музея, через разнообразные формы внеурочной работы в образовательном учреждении. В Московской области традиционно сложилась широкая и разнообразная сеть школьных музеев, накоплен интересный опыт работы в этом направлении. Но целый ряд вопросов еще требует как поиска новых подходов и решений, так и теоретического осмысления с последующим практическим применением. Это в первую очередь относится к проблемам ресурсного, программно-методического и информационного обеспечения деятельности школьных музеев. Данный сборник мы рассматриваем как попытку систематизировать на имеющемся материале некоторые существенные вопросы по теории и методике школьного музееведения, а также упорядочить вопросы по паспортизации школьного музея и ведению необходимой документации. ПРОФИЛИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Музей – институт социальной памяти, обеспечивающий научное исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы. Этим параметрам соответствуют и школьные музеи, ставшие центром музейно-педагогической работы в образовательных учреждениях, основой которого является собрание предметов музейного значения и осуществляется сотворчество детей, детей и педагогов, детей и родителей в процессе комплектования, учёта, хранения и использования собраний. В музееведении принята определённая классификация. В основе её лежит связь музея с той или иной отраслью. Это же деление распространяется и на школьные музеи (Положение о школьном музее Московской области, п. 4.6). Определение профиля музея – необходимое условие для его организации и существования. Об этом приходится говорить особо потому, что большой интерес к созданию музеев приводит к погоне за собиранием разнообразных предметов, являющихся источником для разных отраслей знаний. В результате создаются лишь бессистемные собрания коллекций различных по своему характеру документов и предметов, а не музей. Выбор профиля школьного музея определяется многими факторами, среди которых в первую очередь можно выделить следующие: общественная необходимость; учебно-воспитательная деятельность школы; реальные возможности организации музея в конкретной школе. С определением профиля музея важно чётко наметить территориальные и хронологические границы, в пределах которых образовательные учреждение намерено вести свою собирательскую и исследовательскую работу. Например, не создавать музея по истории Великой Отечественной войны, а открыть музей «Наши земляки – Герои Советского Союза» и т.д. СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Музей создаётся по инициативе педагогов или обучающихся на базе краеведческого, исторического или какого-либо другого кружка и определяется интересами обучающихся к отдельным проблемам. Вопрос об открытии музея решается педсоветом. Решение об открытии музея согласовывается с районным (городским) органом управления образованием и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. Деятельность вновь создаваемого музея регламентируется уставом (положением) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения, за основу которого принимается Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее). Приказом руководителя образовательного учреждения назначается руководитель и совет музея из числа обучающихся и педагогов. Совет музея выступает в роли центра, координирующего в процессе организации музея всю деятельность его актива. Впоследствии, когда музей будет создан, совет руководит всей его работой. В совет музея входят 7-9 человек: председатель совета, хранитель музея, секретарь и 4-6 членов. Совет музея выбирается из обучающихся 6-10 классов на общем собрании актива музея. Состав совета может ежегодно (в мае) обновляться. Необходимо, чтобы в совете были чётко распределены обязанности: Председатель отвечает за общий порядок в музее, следит за подготовкой экспозиций и экскурсий, за сбором новых материалов, назначает дежурных и т.п. Хранитель музея отвечает за сохранность всех музейных предметов, состоянием отчётной документации, следит за чистотой помещения и т. д. Секретарь ведёт дневник заседаний совета музея, учёт массовой работы, участвует в работах по оформлению музея. Остальные члены совета являются ответственными за отдельные участки работы, такие как: - сбор, хранение и учёт материалов; - внешние связи и переписка; - организация экскурсий, бесед, лекций; - оформление экспозиций, выставок. Главная задача совета – привлечь как можно больше обучающихся к работе в музее. В помощь музею могут создаваться Советы содействия школьному музею или попечительские Советы. В такие советы входят педагоги, представители государственных музеев, родители, спонсоры. Совет содействия оказывает помощь активистам школьного музея в работе, а также способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными музеями, с другими школьными музеями области. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ Открытию музея должна предшествовать интересная поисковая работа обучающихся, которая сама по себе является активной формой воспитания патриотизма. Поисковая работа актуальна и после открытия музея. Существует три основных пути сбора историко-краеведческого материала:
Планомерный систематический сбор документов, памятников и других краеведческих материалов наиболее популярен и доступен. Успех собирательской работы зависит от того, насколько хорошо она организована. Начинать работу рекомендуется с периодической печати и литературы. При отборе материала педагог исходит из принципов: - научности источника; - его типичности для истории края; - идейной направленности и воспитывающего потенциала материала; - доступности для обучающихся; - наглядности и убедительности. В процессе работы с периодической печатью и литературой обучающиеся получают задания для сбора и обобщения материала по периодам истории или по отдельным темам. Материал собирается и хранится в отдельных папках. Большую историческую информацию, а также выход на сбор памятников и документов несёт анкетирование. Это особенно важно для сбора материала об участниках Великой Отечественной войны, о передовиках производства и др. Основные данные из анкет переносятся на карточки и входят в справочный отдел музея. Переписка с интересными людьми, архивами, военкоматами и т.д. – один из путей сбора историко-краеведческого материала. Необходимо вести строгий её учёт. Рекомендуется завести специальную «Книгу учёта переписки». Желательно на каждого человека, с которым ведётся длительная переписка, иметь особую папку. В «Книге…» необходимо обратить особое внимание на графы, указывающие когда и от кого получено письмо, кто и когда дал ответ, кто из учителей редактировал ответное письмо. В папке должна лежать копия ответного письма. Часть наиболее ценных писем заносится в основной фонд школьного музея и используется в экспозициях. Уникальные материалы, полученные в ходе переписки, желательно передавать в государственный музей, получив взамен копии. Второй путь сбора историко-краеведческого материала – экспедиционный (походы, экспедиции). Подготовка к ним начинается с определения цели, программы сбора материалов, разработки маршрута, создания материально-технической базы, определения состава экспедиционной группы и распределения обязанностей между его членами. В ходе подготовки к экспедиции необходимо приготовить и оформить маршрутные и полевые документы, изготовить и купить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты различных размеров, картонные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую обёрточную бумагу, вату и т.п. Для учёта и описания собранного материала необходимо подготовить полевую документацию: «Акты приёма», «Полевая опись», «Полевой дневник», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фотофиксаций» и др. При оформлении и ведении полевой документации должны соблюдаться следующие правила: 1. Все полевые документы должны быть озаглавлены. 2. Для полевых документов, за исключением акта приёма, выбираются тетради большого формата в прочных переплётах, желательно с большим количеством листов. 3. Тетради должны быть прошиты прочными нитками, листы пронумерованы в правом верхнем углу лицевой стороны листов. 4. Заполнение полевых документов ведётся только ответственными за это лицами. Записи выполняются пастой (чернилами) чёрного, синего или фиолетового цвета. Полевой дневник Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции: ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры, фиксации сведений об обстановке, в которой находились обнаруженные памятники, и обстоятельствах их выявления, об услышанной или прослеженной истории памятников, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и т.п. В заголовочных данных полевого дневника необходимо указать: - название полевого документа; - название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретному учреждению образования и музею; - наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; - маршрут экспедиции и сроки ее работы; - состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними; - руководителей экспедиции; - ответственного за ведение полевого дневника; - даты начала и окончания ведения дневника. В процессе экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о регионе и объектах комплектования, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и научных учреждений, представителями общественных организаций, возникшие у участников экспедиции гипотезы и планы продолжения поисково-собирательской работы, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции памятников истории и культуры. Записи в дневник целесообразно вносить не только по итогам дня, но и по отдельным «операциям» в течение дня. Каждая запись должна сопровождаться подписью лица (с указанием фамилии), проводившего запись, и датой проведения записи. Особенное внимание при ведении дневника следует уделить степени достоверности заносимых в него сведений. Всякого рода предположения и советы о ходе дальнейшего поиска необходимо фиксировать как гипотезы, требующие проверки («по мнению такого-то», «по совету такого-то» и т.п.). Полевой дневник не только поможет участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе поисково-собирательской работы, но и послужит в дальнейшем дополнительным источником для исследований данной темы, изучения и определения собранных предметов музейного значения, описания среды их бытования, поможет получить разнообразные географические, хронологические, исторические сведения при подведении итогов экспедиции и разработке новых тем поисково-собирательской работы. Полевая опись Основным документом учета и научного описания памятников истории и культуры, поступивших в фонд экспедиции, является полевая опись. В заголовочных данных полевой описи, кроме названия документа, необходимо указать: - название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению; - наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; - руководителя экспедиции; - ответственного за ведение полевой описи; - даты начала и окончания ведения полевой описи. Учет и научное описание памятников истории и культуры в полевой описи – процесс весьма ответственный, требующий применения специальных музееведческих приемов учета и описания. Поэтому его должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции. Формуляр полевой описи играет роль своеобразных методических рекомендаций, подсказывающих участникам экспедиции какую информацию необходимо собрать для более точного и полного научного описания предметов музейного значения.
Всего в полевую опись внесено ______________предметов музейного значения (цифрами и прописью). В графе 1 проставляются номера памятников истории и культуры в порядке поступления. В графе 2 записывается точная дата и место (адрес) выявления и получения памятника. В графе 3 необходимо записать название памятника истории и культуры, сообщенное лицом, передавшим памятник, или определенное участниками экспедиции. В графе 4 проставляется количество экземпляров одинаковых памятников, а при получении рукописей, дневников, книг, альбомов и т.п. – количество листов. В графе 5 описывается материал, из которого изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, металл и т.п.) и способ его изготовления (рукопись, гравировка, оттиск, фото, литье и т.п.). В графе 6 указывается, для чего предназначался памятник в момент его создания. В графе 7 необходимо зафиксировать, как использовался памятник истории и культуры в момент его выявления (украшал стену квартиры, хранился в личном архиве и т.п.). Если памятник найден в поле или ином месте, то это тоже необходимо зафиксировать («находился на чердаке заброшенного деревянного одноэтажного дома, принадлежавшего до такого-то года тому-то, по адресу такому-то»). При заполнении графы 8 нужно обратить серьезное внимание на подробное описание внешних признаков памятника и всех его индивидуальных особенностей: форма, цвет, отдельные повреждения, надписи, автографы, пометки, исправления и т.п. В этой же графе отмечается степень сохранности памятника (хорошо сохранившийся, ветхий, рваный, выцветший и т.п.). В графе 9 записываются данные о владельце памятника: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, профессия, должность и место работы, адрес места жительства. Если памятник передан учреждением, то необходимо дать полное название и адрес учреждения, а также фамилию и должность лица, ответственного за передачу памятника. Историческая справка (графа 10) составляется на основании данных об истории памятника от времени и места его создания до места и времени его выявления и поступления в фонд экспедиции. При заполнении этой графы используются данные, зафиксированные в «легенде», «Тетради для записи воспоминаний и рассказов», «Полевом дневнике». В графу 11 «Примечания» вносятся все дополнительные данные, выявленные после включения памятника истории и культуры в полевую опись, вопросы, требующие дополнительных исследований, ссылки на другие связанные с данным памятником источники и на записи в других полевых документах, относящиеся к данному памятнику. Записи в полевой описи необходимо делать в день поступления памятников истории и культуры в фонд экспедиции, чтобы была возможность уточнить или дополнить недостающие сведения. По окончании работы экспедиции под последней записью полевой описи цифрами и прописью проставляются итоговые данные о количестве внесенных в опись предметов музейного значения. Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных экспедиций краеведческих материалов. Полевая опись вместе с собранными краеведческими материалами и другими полевыми документами поступает в музейное собрание, регистрируется в инвентарной книге школьного музея и получает по ней свой инвентарный номер. Практика показывает, что при заполнении полевой описи участники экспедиции не всегда придают серьезное значение полноте записей, графы описи заполняются подчас формально и не дают достаточно полного представления о памятниках истории и культуры по исследуемой теме. Часто это происходит оттого, что поступившие в фонд экспедиции памятники регистрируются и описываются в полевой описи не сразу, в день поступления, а по истечении какого-то времени. Отдельные данные за это время стираются из памяти, обнаруживается, что какие-то сведения забыли выявить. В результате в опись включается сравнительно небольшой объем информации о конкретном памятнике, если памятник сам по себе недостаточно информативен, то резко снижается информационный потенциал памятника истории и культуры в целом, а это значит, что снижается и диапазон его научного использования. Поэтому рекомендуется учитывать и описывать памятники истории и культуры в день их поступления в фонд экспедиции, находясь вблизи объекта комплектования, чтобы можно было своевременно выявить дополнительные сведения о памятнике в том объеме, который необходим для качественного описания его в полевой описи. Информацию, которую не удалось выявить в процессе изучения памятника в среде бытования, позже, как правило, получить уже невозможно. В тех случаях, когда в фонд экспедиции поступают не все выявленные памятники истории и культуры, а определенная часть их остается у владельцев, целесообразно собрать возможную информацию о них, включив ее в полевой дневник или в особую опись на выявленные, но оставшиеся в среде бытования памятники. Такая опись может составляться по образцу «Полевой описи», в графе «Примечания» необходимо указать возможные сроки и условия получения этих памятников. О наиболее ценных исторических памятниках, оставшихся в среде бытования, необходимо сообщать в ближайший государственный музей или архив. Приём и передача экспонатов. При передаче подлинных экспонатов из одного школьного музея в другой, а также при получении документов или вещей от частных лиц, учреждений, организаций должны составляться акты приема-передачи. Акт приема-передачи памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры. Формуляр акта приема-передачи памятников истории и культуры
|
«Официального сайта образовательной организации» для нужд муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного... | Новосибирским государственным университетом проводит 5-6 февраля 2016 года на базе нгу региональный этап VIII математической Олимпиады... | ||
В соответствии с конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно... | Наименование государственного учреждения (обособленного подразделения) государственное бюджетное учреждение дополнительного образования... | ||
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно... | Тулы совместно с другими ведомствами и организациями в рамках реализации пункта 2 раздела 3 долгосрочной целевой программы «Повышение... | ||
Целью Выставки является создание условий для выявления и развития способностей детей и юношества в различных направлениях декоративно-прикладного... | Прочитайте тексты (1-6) и установите их соответствие рубрикам a-g. Каждая рубрика соответствует только одному тексту, при этом одна... | ||
Международный фестиваль творчества детей и молодежи «Золотые купола» одна из форм проведения массовых мероприятий | «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |