Оглавление Введение 1
1.2 Нюансы профессиональной этики в работе теле-радиожурналистов. 7
1.3 Этическое поведение телерадиожурналистов в освещении вооруженных конфликтов и террористических актов. 16
2.1 Соблюдение профессиональной этики журналиста в освещении вооруженных конфликтов (На примере событий на Украине, 2013-2015 гг.) 20
Введение Актуальность выбранной темы в изучении специфики профессиональной этики телерадиожурналистов. Система средств массовой информации, выполняя воспитательную функцию, оказывает большое влияние на формирование общественного мнения, что требует повышенного внимания к этическому поведению сотрудников телерадиокоммуникации. Соблюдение профессиональной этики является краеугольным камнем в работе журналиста.
Степень изученности темы. Профессиональная этика телерадиожурналистов была изучена и проработана такими авторами, как Г.В Лазутина, Д.С Авраамов, С.А Муратов и др. В то же время, рассматриваемое в курсовой работе этическое поведение телерадиожурналистов в освещении вооруженного конфликта на Украине (2013 - 2015 гг) анализируется впервые.
Целью данной работы является рассмотрение и анализ профессиональной этики телерадиожурналистов и ее влияние на массовую аудиторию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение профессиональной этики журналиста, применительно ко всем средствам массовой информации.
2) Выделить особенности и нюансы этического аспекта в работе телерадиожурналистов.
3) Рассмотреть особенности этического поведения радийных и телевизионных журналистов в условиях военных конфликтов.
4) Выявить нарушения профессиональной этики тележурналистами в ходе освещения событий на Украине (2013- 2015 год)
5) Проанализировать и выделить этические нарушения в работе журналистов, допущенные при освещении террористического акта: «Норд- Ост" ( 2002 год)
Объектом данного исследования стало этическое поведение телерадиожурналистов.
Предметом исследования курсовой работы является изучение этического поведения и его нарушений отдельными радийными и телевизионными журналистами.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-сопоставительный, а также метод наблюдения, анализа и синтеза, изучение документов.
Теоретико-методологической базой для данного исследования послужили работы известных авторов в области профессиональной этики журналиста, в частности, С.А Муратова, Д.С Авраамова, Г.В Лазутиной и др.
Эмпирическая база работы состоит из анализа деятельности различных радийных и телевизионных программ (выпуски за 2002-2015 год)
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследований будут полезны студентам, обучающимся по специальности «телевидение». Данная работа поможет журналистам в освоении профессиональной этики и понимании ответственности за свой материал перед массовой аудиторией. Новизна работы заключается в том, что в проделанном исследовании проанализировано нарушение профессиональной этики телерадиожурналистами в ходе действующего вооруженного конфликта на Украине.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
Первая глава подразделяется на три параграфа. В первом параграфе раскрывается значение понятия «профессиональная этика», ее роль и место в работе журналиста.
Во втором параграфе речь идет об особенностях профессиональной этики телерадиожурналистов.
В третьем параграфе описывается этическое поведение радио-и тележурналистов в условиях военных конфликтов.
Во второй главе проводится анализ этических нарушений, допущенных радийными и телевизионными журналистами в ходе освещения террористических актов и военных событий (записи радийных эфиров, сюжеты, телепрограммы).
Глава 1. Профессиональная этика журналиста.
1.1 Профессия журналист: этический аспект.
«Журналистика, вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации».1
Журналистика играет важную роль в жизни социума: выполняя воспитательную функцию, она способствует формированию общественного мнения и нравственных ориентиров. Именно этим диктуются повышенные моральные требования к представителям данной профессии. Вследствие этого возникает необходимость существования профессиональной этики, регламентирующей поведение журналиста. Для начала следует дать определение профессиональной этики в целом.
«Этика (от греч. ethos - обычай) 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии».2
Другими словами, этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу.
Профессиональная этика изучает профессиональную мораль. Исследователь Д.С. Авраамов в учебном пособии для студентов-журналистов пишет, что: «профессиональная мораль включает требования, которые общество предъявляет к журналистам, индивидуальные убеждения журналистов, сознание, объективированное в поступках и социальных отношениях, систему оценок поведения журналиста его коллегами и обществом».3
В свою очередь, нарушение профессиональной этики является существенным отклонением от моральных норм.
«Норма – это «одна из наиболее простых форм нравственного требования элемент моральных отношений и … форма морального сознания, исходная клеточка профессиональной морали».4
Профессиональные нормы закреплены в этических кодексах, принимаемых коллегиями журналистов.
Первым этическим кодексом является Декларация принципов поведения журналиста, принятая в 1954 году и действующая на международном уровне. Недостаток данного документа заключается в том, что в нем даются лишь общие сведения об этических принципах журналиста, не углубляясь в частности.
В России первый Кодекс профессиональной этики был опубликован Союзом журналистов и одобрен Конгрессом журналистов России 3 июня 1994 года.
Этот Кодекс был расширен и дополнен новыми материалами Обществом профессиональных журналистов в 1996 году. В его преамбуле отмечено, что «добросовестный журналист - тот, кто честно служит интересам общества». Кодекс призывает журналистов «искать истину и нести её людям», «сводить ущерб к минимуму», «действовать независимо» и «быть подотчетным», другими словами, быть терпимым к критическим высказываниям в адрес СМИ.5
В Кодексе этических норм прописаны обязанности журналиста, среди них:
«Проверять достоверность информации, поступающей из любого источника, и избегать непреднамеренных ошибок. Преднамеренное искажение фактов недопустимо ни при каких условиях. 2) Избегать стереотипов в отношении к людям на основе их расы, пола, возраста, вероисповедания, национальности, сексуальной ориентации, физических недостатков и социальной принадлежности. Несмотря на то, что Кодекс профессиональной этики не является юридическим документом, он регламентирует деятельность журналистов, принят в СМИ и одобрен обществом. 3) Отдавать себе отчет в том, что сбор и публикация информации могут нанести вред и причинить боль; поиск новостей — не основание для вседозволенности. 4) Признавать, что простые граждане имеют больше прав на защиту частной жизни, чем должностные лица, стремящиеся к власти, влиянию или общественному вниманию. Только крайняя общественная необходимость может стать оправданием для вмешательства в частную жизнь другого лица».6
Опираясь на положения Кодекса, журналист формирует свою общественную позицию, основанную на профессионально-нравственных нормах. С этим понятием тесно связаны следующие категории:
«профессиональный долг - выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которое журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. 2) профессиональная ответственность – реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества, для конкретных людей. 3) профессиональная совесть – представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. 4) профессиональная честь – доминантный ряд представлений профессионально-нравственного сознания, определяющий основу профессиональной позиции специалиста; представление, имеющее ценностный характер».7
В своей работе журналист постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. В погоне за сенсацией велик соблазн нарушить морально-этические нормы, что априори является недопустимым. Журналистика призвана защищать интересы общества, а также отдельных граждан. Критерием нравственного поведения может послужить совет Г.В Лазутиной: «Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет : закончил писать материал — прочти его глазами своего героя , а потом представь себе , что встретился с ним взглядом . Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит , все в порядке . А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость , то плохо дело : в чем - то согрешил . И не так - то просто обнаружить такую погрешность!».8
Таким образом, профессиональная этика журналиста – это совокупность морально-нравственных норм, определяющих отношение журналиста к своему профессиональному долгу, регламентирующих его общественную позицию и закрепленных в кодексах профессиональной этики.
|