Скачать 3.56 Mb.
|
УДК 373.1(571.56) ББК 74.202.5 (2Рос.Яку) Д69 Дорогой творчества и дружбы Дорогой творчества и дружбы / сост. В.Н. Говоров, Н.Н. Уварова, И.Р. Федорова. – Якутск: Бичик, 2012. – 216 с. ISBN 978-5-7696-3753-7 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Глава I. О жизни и о себе… Говорова А.И. Школьная тропинка длиною в 55 лет Будищева Н.Н. С творческим вдохновением Уварова А.Е. Вспоминаю с особой теплотой Глава II. Идея, которая объединила нас Великий Дидакт М.А.Мкртчян Хронология КСОдвижения в Якутии Предыстория. Этапы становления КСО в России Начало большого пути Открытие Центра НПТ КСО Период массовой работы с учителями (1989-1996) Создание экспериментальных площадок (1992-2004) Организация обучения в разновозрастных, разноуровневых группах (1992-2007) Состояние якутского КСОдвижения в первое десятилетие XXI века Задачи и проблемы, которые предопределяют направленность деятельности КСОдвижения в Якутии Организация деятельности психологической службы в условиях становления НПТ Школы КСО-ДЕМСОС в Якутии
Проект «Школа будущего» Приложение Из писем Дьяченко Литература КСО-ДЕМСОС в республиканской печати Становление КСОдвижения в Якутии (публикации в центральной печати) ПРЕДИСЛОВИЕ Кто-то из мудрых сказал, что жизнь прекрасна, в том числе и тем, что она дарит человеку встречи. Для наших трех героинь их встречу действительно можно считать подарком судьбы. Коллеги, которые хорошо знают этих учителей, говорят, что в их лице встретились и объединились МУДРОСТЬ (А.И. Говорова), ДУХОВНОСТЬ (А.Е. Уварова) и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Н.Н. Будищева). Каждая из них шла к этой встрече достаточно длинным путем, было все: и успехи, и неудачи, и союзники, и недоброжелатели. Но главное – была цель: как можно больше отдать учителям республики знания, опыт, идеи и практические наработки. Большое значение в жизни каждой из них имеет встреча с Виталием Кузьмичом Дьяченко, академиком, автором-разработчиком современной образовательной технологии КСО-ДЕМСОС (коллективный способ обучения – демократическая система обучения по способностям) из г. Красноярска. Вообще и А.И. Говорова, и Н.Н. Будищева, и А.Е. Уварова постоянно подчеркивают, что на каждом этапе их жизни было много хороших, творческих людей, начиная со школы. И на этом фоне все недоброжелательства казались такими мелкими, незначительными. Именно у В.К. Дьяченко переняли эти учителя основной принцип его технологии «Знаешь сам, научи другого!». Этот принцип был положен в основу деятельности Центра новых педагогических технологий, который был открыт в 1994 г. на базе школы №33 по приказу начальника управления образования г. Якутска Михайловой Евгении Исаевны. И в дальнейшем Е.И. Михайлова на всех постах всегда интересовалась работой Центра, отмечала положительные результаты деятельности, помогала решать проблемы. Концепция Центра была представлена и утверждена экспертным советом УО г. Якутска и научным советом научно-исследовательской лаборатории НПТ Красноярского ИПКРО. Общее руководство вела Агафия Илларионовна, научное руководство – Наталия Николаевна, психологическое сопровождение – Анна Егоровна. Идея Центра была поддержана первым директором школы Колосовой Людмилой Андреевной, она много сделала как директор школы для запуска деятельности Центра. Сегодня Центр существует и действует на общественных началах, несмотря на свою официальную ликвидацию, оказывает методическую помощь учителям нашей республики. А наши героини смеются: «Мы как микробы, чем больше борются с нами, тем закаленнее мы становимся». В данной книге мы попытались раскрыть и личные аспекты жизни учителей, поэтому воспоминания каждой попросили написать самим с целью сохранения оригинальности оценки событий. Но в основном постарались по возможности формата книги обобщить профессиональную, творческую деятельность трех Заслуженных учителей, методической школы, которую они создали. Надеемся, что книга будет полезна студентам, учителям, работникам системы образования. Ты не простой обычный житель, У всех на виду, твое имя – учитель, И спрос с тебя строгий и честь высока! И ноша твоя на миру нелегка! Как в святости имя свое ты хранишь. Как доброе дело свое ты творишь, Как праздник встречаешь, Как любишь семью – Все вносится в светлую ношу твою. Говоров В.Н., Уварова Н.Н., Федорова И.Р. Глава I. О ЖИЗНИ И О СЕБЕ… Вдогонку за солнцем посвящается Учителю учителей РС (Я), Заслуженному учителю РС (Я) Говоровой А.И. Как к югу и солнцу Рвется росток, Так каждое утро Спешу на восток, Где с солнцем встречаясь С глазу на глаз, Теплом и энергией Его заряжаясь, Иду я к толпе Остановки своей Чтоб, втиснувшись, как-нибудь В родной мой маршрут Вдогонку за солнцем Отправиться в путь Туда, где когда-то Зеленый был луг – Стройки большие Теперь там идут, Есть новая школа Там в три этажа, Номер которой Как возраст Христа, Где с трелью звонкой Начнется мой труд. Иду я за солнцем, В душе улыбаясь, Всем встречным мне людям И детям, что рядом идут На знакомый порог В школьный наш дом Каждый приходит С своим огоньком. Пусть даже и солнышко Там, где восток, Так далеко за окошком Осталось светить, Поделиться со всеми Взглядом лучистым Зовет нас звонок Из урока в урок. Чтоб вместе с умом И лучшим добром Детям, притихшим, Открыв буквари, Вместе с мелом в руках И с книжкой в картинках От ладошки к ладошке Раздам всем лучинки. Если даже и солнца Не будет в окошке, Я готова дарить У школьной доски Всем от души От солнца – лучи. И только потом, Уже вечерком Вернуться к родным В уютный мой дом, Где ждут меня очень Родной человек, Ставший отцом Взрослый сынок, Играя с мячом, Любимый внучок. И окошко с цветком Хотя бы с одним Теплым лучом. Летом за солнцем Все едут на юг. А кто-то живет И круглый там год, Чтоб в каждый зрачок От него получить Огромный пучок – Букет из лучей, Который так нужен Растить нам детей И крепко любить Все живое кругом. Хочется верить, Что всяк человек Не только ради себя, А для людей Под вечным он небом В погоне за солнцем Так и живет. Елизавета Тоноева, 1996 г. ШКОЛЬНАЯ ТРОПИНКА ДЛИНОЮ В 55 ЛЕТ Говорова Агафия Илларионовна, директор, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РС (Я), знак «Учитель учителей» Я – ученица Мюрюнской средней школы Усть-Алданского района В 1950 году в июне я приехала из Нюрбы в Борогонцы к сестре Капитолине Илларионовне и маме Любови Тимофеевне. Однажды с мамой пошли в гости к знакомым из Нюрбы. Там я впервые увидела Ию Петровну Рыбкину. Меня поразило ее обаяние, голос, улыбка. Я восхищенно смотрела на Ию Петровну, слушала, как она говорит по-русски. Когда мы уходили, она подарила мне коричневую атласную ленту. Этот подарок я долго хранила и только по праздникам заплетала в косу, завязывала сзади бант, и все с завистью смотрели на мою ленту, ведь раньше такой атласной ленты не было ни у кого, но я никому не говорила, что это – подарок Ии Петровны. Первое сентября пошла в школу, и меня определили в VI «А» класс, где классным руководителем была Ия Петровна. Она вела у нас уроки русского языка. Как классный руководитель, она много делала для сплочения коллектива. После уроков Ия Петровна всегда была рядом с нами, проводила разные мероприятия. Наш 6 «А» класс всегда занимал призовые места. Запомнился праздник Нового года, который проводили мы. Самые нарядные и красивые костюмы были у нас. Мы очень ответственно относились к любому делу и старались смелые идеи, задумку, фантазию нашего учителя воплотить в жизнь и получить похвалу, одобрение, улыбку. Мы гордились тем, что у нас такая «классная» Ия Петровна! Мы ждали ее уроков, тщательно готовились к ним. Как сейчас, помню, Ия Петровна заходила в класс легкой походкой, как-то особенно красиво она произносила слово «Здравствуйте». На примере своей любимой учительницы я поняла, что приветствие учителя много значит для ученика. Это был целый ритуал, это было началом начал для каждого из нас. И начинался урок. Ия Петровна читает отрывок из «Повести о настоящем человеке». Я вижу, как с трудом ползет Маресьев, слышу, как хрустит снег, чувствую, как ему невыносимо больно, хочется ему чем-то помочь. У Маши Захаровой слезы на глазах, мы с Гошей Аммосовым переглядываемся, а Ваня Васильев уставился в одну точку, Нюта Васильева смотрит куда-то вдаль, а Сеня Габышев поглядывает то на нас, то на Ию Петровну. Клара после уроков всегда говорит: «Оо, дьэ, нууччалыы билбэт куһаҕан даҕаны, олус да үчүгэйдик саҥарар, хаарыаны, кини курдук саҥарбыт киһи». Большая заслуга Ии Петровны в том, что она заложила в нас любовь к книге. Земной поклон моей любимой учительнице! Нас учили прекрасные учителя. Это А.Н. Слепцов, историк, мы его ласково называли «отец». Это был учитель с богатым жизненным опытом: учил нас запоминать хронологию дат, жизнь исторических личностей, прививал интерес к чтению исторической литературы (в Борогонцах была очень богатая библиотека). Мы все его любили за его чуткое отношение к нам, он никогда никого не ругал, даже если и было за что, то он внимательно на тебя посмотрит и просто скажет: «Подумай». В Мюрюнской школе спортивная, физкультурная работа была организована на высоком уровне. Вдохновителями этой работы были Н.Н. Тарский, Д.Г. Павлов, А.И. Федоров. Вся школа увлеклась спортом. Каждый выпускник был чем-то занят: легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, лыжами, велосипедным спортом, участвовал в различных соревнованиях, был успешен, поэтому мы очень благодарны своим учителям. Мы – студенты педучилища 1955 год. Мы, сироты войны, закончили Мюрюнскую среднюю школу. Нам было по 18-26 лет. Надо было дальше учиться, выбрать профессию. Я точно знала, кем я буду – учителем. Хотела поступить в пединститут, но не смогла по состоянию здоровья. С подругами пошли в педучилище, там нас встретил директор Потапов Константин Дмитриевич. Он внимательно выслушал нас, спросил о родителях и посоветовал поступить в училище. Сдав за один день два экзамена, мы поступили на школьно-пионерское отделение и стали жить в интернате. Константин Дмитриевич знал каждого студента, беседовал с нами, радовался нашим успехам. Он искренне хотел, чтобы мы успешно окончили учебу, стали хорошими учителями. Такие люди, как Константин Дмитриевич, помогали нам, сиротам, найти верную дорогу в жизнь. В те годы мне посчастливилось учиться у прекрасных, интеллигентных педагогов. Романов Михаил Павлович, наш завуч, математик, методист, раскрывал перед нами секреты преподавания в начальной школе: организовывать в классе учебный процесс, использовать различные методы обучения. В доступной для нас форме он говорил о компетентности учителя, о его профессиональных и личностных качествах. Михаила Павловича отличала эрудиция, всесторонние знания по педагогике и методике. Он был чутким человеком, способным понять внутренний мир подростка, его проблемы. Меня поражает человеческая доброта моего учителя, который в трудное для нас время старался помочь и советом, и делом. Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Михаил Павлович прекрасно музицировал, и пел, и танцевал. Он научил нас танцевать вальс-бостон. Удостаивался чести тот, кого приглашал на танец наш незабвенный Михаил Павлович. Нам крупно повезло, что учились у такого прекрасного учителя. Школьно-пионерское отделение выпускало будущих пионервожатых. Мы учились у легендарной Фаины Иннокентьевны Авдеевой, главной пионервожатой республики. И проходили практику в 15 начальной школе. Мы, ее студенты, стремились к тому, чтобы наша Фаина Андреевна гордилась нами, и очень хотели хотя бы чуть-чуть быть похожими на нее. А какие интересные сборы мы проводили под ее руководством!.. Вспоминаю, как наша пионервожатая при встрече улыбалась и говорила: «Ну, мои девочки, я знаю, что вы прекрасно работаете, иначе нам нельзя», - эти слова были для нас высокой похвалой и путеводной звездой. |
Л. В. Кокышева). Необходимые документы прилагаются. С положением о порядке назначения и выплаты республиканской студенческой стипендии... | Вл-10 кВ от ру-10 кВ (яч. №4) пс 110/35/10/6 кВ «Водозабор», до двух вводных ячеек ксо-298 трансформаторной подстанции | ||
Республиканской службой государственного строительного надзора государственной функции по осуществлению регионального государственного... | |||
Студентам: электронная книга | литература | указатель | форум | мнения | однокурсники | рейтинг | Печать. В появившемся окне необходимо установить нужный принтер и количество копий для печати | ||
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения и финансирования Республиканской конференции-фестиваля творчества... | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 9 | ||
Образец заявления для оформления заказа на изготовление печати с воспроизведением государственного герба | Выездная проверка (ревизия) проведена на основании приказа Республиканской службы финансово-бюджетного контроля от 14. 06. 2017г.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |