Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы


НазваниеФормирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы
страница1/6
ТипАвтореферат
blankidoc.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5   6



На правах рукописи

Пономарева Елена Георгиевна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ПОСТЪЮГОСЛАВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Специальность 23.00.02 –

политические институты, процессы и технологии
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

МОСКВА

2010

Диссертация выполнена на кафедре сравнительной политологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (Университет)» МИД России


Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор

Матвеев Геннадий Филиппович
Официальные оппоненты:

доктор исторических наук

Гуськова Елена Юрьевна
доктор политических наук, профессор

Барабанов Олег Николаевич
доктор политических наук

Фролов Александр Владимирович


Ведущая организация:

Дипломатическая академия МИД России

Защита состоится «17» июня 2010 г. в « » часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.02 Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76, ауд. _____.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
Автореферат разослан « » _____________2010 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета, к.п.н. И.Н. Тимофеев



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования обусловлена важностью осмысления перемен, происходящих с конца 80-х годов ХХ в. в мировой системе и в ее главных институтах – государствах; необходимостью анализа причин трансформационных процессов, затронувших целые регионы, а также потребностью изучения такой острой научной и политической проблемы, как формирование государственности.

Современный этап развития государственности интересен двойственностью процессов государственного строительства. С одной стороны, в череде политических, социально-экономических и этноконфессиональных кризисов происходит дробление некогда единых политических пространств (СССР, СФРЮ, Чехословакия) – «трансформация через разъединение» рождает целый ряд новых государств, стремящихся стать суверенными субъектами международной системы. С другой – логика «трансформации через объединение» приводит к появлению крупных политических союзов, в которых государства «передают» часть своих классических прерогатив (формирование правового поля, экономическое и социальное планирование, обеспечение безопасности, защита территории и др.) институтам этих наднациональных структур (ЕС, ОБСЕ, НАТО).

На постъюгославском пространстве формирование государственности проходит одновременно в двух измерениях и с разной степенью активности. С одной стороны, это построение национальных государств, с другой – политическое и экономическое включение этих институтов в наднациональные структуры, в новую иерархию управления. Казусы Боснии–Герцеговины (БиГ), Косово, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии и Черногории позволяют не только исследовать государственность в логике этого параллелизма, увидеть общее и особенное в процессе государственного строительства применительно к посткоммунистическим и постконфликтным обществам, но и выявить механизмы и закономерности формирования государственности этих стран в современных условиях.

Несмотря на неопределенность и неоднозначность путей развития мировой системы как сложной и иерархической структуры, можно, тем не менее, утверждать, что в обозримом будущем за государствами сохранится роль основных участников мировой политики, на которых лежит ответственность за глобальную безопасность и развитие. Однако нельзя отрицать и серьезные изменения прерогатив государств (как внутри, так и вовне), что в свою очередь закономерно подталкивает к переосмыслению концепций государственного суверенитета, принципов международного права, роли и значения внешнего управления и тем самым актуализирует проблематику государственности.

Кроме того, изучение государственности отягощено многими трудно устранимыми обстоятельствами. Важнейшими среди них являются «идеологическая нагруженность темы и неизбежные локально-политические помехи при верификации научных выводов, сделанных относительно роли и места данного государства, данного типа государств или даже всех государств в мировой политике»1. Таким образом, актуальность выносимой на защиту работы определена потребностью строго научного, максимально объективного анализа феномена современной государственности и выработки необходимого для этого методологического инструментария.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена также важностью для политической науки выяснения факторов, влияющих на генезис государственности и пути формирования новых государств в конце ХХ – начале ХХI века. Сложность изучения проблематики государственности сопряжена с отсутствием в распоряжении ученых четких критериев установления иерархии факторов, базовых и второстепенных, прямо и опосредованно влияющих на процесс ее формирования. Иными словами, дискуссионным остается вопрос о том, какие факторы являются определяющими для получения конечного результата процесса формирования государственности – государства-состояния, а какие второстепенными. Выбранное для исследования пространство бывшей Югославии дает исследователю возможность на основе сравнительного анализа семи казусов верифицировать теоретические положения о природе государственности, уточнить методологические установки ее исследования и, соответственно, выяснить, какие факторы определяют вектор и результат государственного строительства в посткоммунистических и постконфликтных обществах. Актуальность выбранной темы исследования заключается так же и в том, что проблемы формирования государственности в этом регионе при всей их специфичности не являются уникальными. Анализ накопленного здесь опыта представляется интересным и актуальным как для России, так и государств постсоветского пространства.

Народы изучаемых стран – частей бывших Османской и Австро-Венгерской империй, в ХХ в. приобретшие определенный опыт совместного государственного строительства в рамках унитарного монархического (1918 – 1941 гг.) и федеративного социалистического (1945 – 1991 гг.) государств – в последнюю декаду прошлого столетия все же предпочли формирование национальной государственности. Почему это произошло? В каких условиях формируется государственность юго-восточной периферии Европы? Как взаимодействуют внутренние и внешние факторы в процессе ее генезиса? Ответы на эти и ряд других вопросов представляются чрезвычайно актуальными не только для политической науки, но и как имеющие важный прикладной аспект, становятся значимыми для практики государственного строительства в современной России.

За последние два десятилетия на пространстве бывшей Югославии произошли события, значимые не только для стран региона, но также для Европы и мировой системы в целом. Формирование государственности, становление политических и экономических систем посткоммунистических обществ имеет ряд особенностей, которые не определяются только логикой развития предшествующей эпохи. Поэтому актуальность работы связана так же с потребностью изучения комбинации внутренних и внешних факторов, определяющих этот процесс в современных условиях.

Формирование государственности не может быть единообразным и универсальным процессом как в социальном плане, так и по временным параметрам для всего постъюгославского пространства, поэтому словенский, хорватский, боснийский, македонский, сербский, черногорский опыт, как и опыт косовских албанцев, привлекает особое исследовательское внимание своей спецификой. Процесс формирования государственности в изучаемом регионе интересен не только взаимовлиянием внутренних и внешних факторов, но и дает возможность на эмпирическом уровне рассмотреть проблему (не)линейности (дискретности) политических процессов сквозь призму модернизационных сдвигов, в контексте соотнесения результатов либерализации и демократизации в конкретных странах.

Наконец, актуальность выбранной темы исследования связана с необходимостью подведения промежуточных итогов трансформаций, начатых двадцать лет назад, и выявления механизмов формирования государственности на постъюгославском пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на наличие значительного количества научных работ, посвященных отдельным аспектам проблематики государственности, фундаментальных трудов по выбранной теме диссертационного исследования в мировой науке нет.

Существующий массив литературы по проблемам государственного строительства вообще и на постъюгославском пространстве в частности, на который в той или иной степени опиралось данное исследование, представляется целесообразным разделить на две группы. К первой группе отнесены труды, посвященные теории вопроса, ко второй – литература по региону.

  1. Корпус литературы, посвященный проблемам формирования и развития государственности огромен. Исследование теоретических и методологических основ государственности восходит к трудам Платона, Аристотеля, Цицерона, Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера и других выдающихся мыслителей. Политическая традиция исследования государ­ства заложена в работах М.М. Сперанского, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Б.Н. Чичерина, М.А. Бакунина, В.И. Ленина, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева и др. При всей разноплановости теоретических построений названных авторов можно выявить в их работах общее: госу­дарство воспринималось ими как важнейший инструмент нормативной регуляции и политической организации общества.

Первостепенный интерес для построения исследовательской позиции представляли работы П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, А. Грамши, Р.Х. Джексона, Ж. Коломера, Л. Кора, М. ван Кревельда, А. Лейпхарта, Ф.Г. Рёдера, С. Роккана, Ч. Тилли, Х. Спрюйта, М. Фуко, С. Хантингтона, Э. Хобсбаума, В.Л. Цымбурского, Р. Челлена, В. Шлюхтера, Ш. Эйзенштадта и др.1. Эти мыслители разрабатывали не только общетеоретические и методологические основы анализа процессов формирования и развития государственности, но исследовали конкретные содержательные аспекты государственного строительства, включая анализ роли капитала, бюрократии и армии, деятельности элит и групп давления в создании государственной системы.

Исследования политических систем и политической организации современных обществ, необходимые для реализации авторского замысла, представлены в работах Г. Алмонда, Б. Андерсона, Ф. Броделя, Э. Гидденса, К. Дойча, Р. Дарендорфа, Д. Истона, А. Лейпхарта, Г. Лембруха, Х. Линца, С. Липсета, А.И. Миллера, Т. Парсонса, Р. Патнэма, А. Пшеворского, С. Роккана, А. Степана, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, О.В. Хархордина, Э. Шилза, Ф. Шмиттера и др.1.

Для диссертационного исследования важное значение имели также труды, в которых дается научное осмысление современных транснациональных процессов и в первую очередь – глобализации. Это работы С. Амина, У. Бека, Зб. Бжезинского, И. Валлерстайна, Б.К. Гиллса, Ф. Закарии, Ф.Э. Кардозо, А.К. Кислова, В.Б. Кувалдина, Т. Лоуи, Д. Марковича, К. Омаэ, А.С. Панарина, Р. Робертсона, Дж. Розенау, Дж. Стиглица, А.И. Уткина, В.Г. Федотовой, А.Г. Франка, А.В. Фролова, А.И. Фурсова. Д. Харви, Н. Хомски и др.1.

Большой вклад в исследование общих проблем современного государства, его роли и места в условиях формирования нового мирового порядка внесли отечественные ученые. Особо следует отметить работы Т.А. Алексеевой, Г.Г. Водолазова и В.А. Кулинченко2 по современным проблемам политической теории; Е.П. Бажанова1 по актуальным проблемам международных отношений; О.Н. Барабанова2 о трансформации роли суверенных государств в условиях глобального управления; А.Д. Богатурова3 по поиску новой стратегии в международных отношениях и роли США; А.Г. Володина4 по проблемам политической экономии демократии в условиях глобализации; А.Д. Воскресенского5 о путях эволюции политических систем и моделях демократии; О.В. Гаман-Голутвиной6 о роли политических элит в государственном строительстве и политическом управлении; Т.В. Зоновой7 о межкультурных аспектах коммуникации в условиях глобализации; С.А. Кравченко8 о нелинейной динамике развития систем; М.М. Лебедевой и А.Ю. Мельвиля1 о «переходном возрасте» современного мира; А.И. Никитина2 по вопросам миротворчества; В.О. Печатнова3 о роли Демократической партии США в мировой политике; В.В. Согрина4 по проблемам трансформации социальной структуры государства в эпоху постиндустриального общества на примере США; А.В. Торкунова5 по международным последствиям косовского кризиса; Д.М. Фельдмана6 о роли государства в мировой политике; П.А. Цыганкова7 по изучению факторов международных отношений; Т.А. Шаклеиной8 об императивах России и США в мировой политике; А.В. Шестопала9 по проблемам глобальной демократии и глобального кризиса, а также работы членов кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) И.М. Бусыгиной, М.И. Ильина, И.В. Кудряшовой, О.Ю. Малиновой, Е.Ю. Мелешкиной, М.Г. Миронюка, В.М. Сергеева и С.М. Хенкина, посвященные феномену суверенитета и изучению казусов проблемной государственности в современном мире1 и др.

II. Чрезвычайно богата литература по проблемам развития постъюгославского пространства. Однако преимущественно в ней рассматриваются причины и последствия распада СФРЮ, сложности и перспективы постконфликтного этноконфессионального урегулирования. Тем не менее, для исследования значительный интерес представляли труды С. Аврамова, В. Ачкоской, Ж. Бодстона, Дж. Вукадиновича, В. Гоати, В. Дедиера, В. Джуретича, М. Екмечича, М. Ешича, И.И. Лещиловской, С.А. Романенко, П. Силича, Р. Стояновича, В. Стругара, С. Терзича, А. Улуняна, Д. Чосича, А.Л. Шемякина, Б.А. Шмелева и других специалистов2, в основе которых лежит комплексный подход к изучению причин распада Югославии при акценте на этноконфессиональных факторах краха федерации.

Широкому кругу вопросов, в частности, безопасности, межнациональным отношениям, суверенитету, территориальным спорам, федеративному устройству, партийному строительству, демократизации постъюгославского пространства посвящены работы А.В. Абрамова, А.Г. Арешева, С. Бисерки, В. Васильева, В.К. Волкова, В. Вукодиновича, О.А. Жирнова, А.Г. Задохина, П.А. Искендерова, П.Е. Канделя, З.В. Клименко, Е. Куряк, А.Я. Маначинского, М. Младеновича, К.В. Никифорова, Н. Николовской, Л. Перович, М. Прокопиевича, С.М. Чирковича, Д. Чосича, И.С. Яжборовской, А.А. Язьковой и др.1.

Особое место в исследовании югославского и постъюгославского пространства занимают работы Е.Ю. Гуськовой, которая исследует не только причины распада СФРЮ, межэтнических войн, природу двойных стандартов, но и ведет активную издательскую деятельность по обнародованию документов балканского кризиса и посткризисного развития1.

Объектом пристального изучения стали работы, связанные с анализом внешнего влияния на политическое развитие стран региона. Среди них следует выделить исследования Дж. Аллкокка, С. Босе, М. Булаича, Дж. Вукадиновича, М. Деяновича, Љ. Димича, М. Йовановича, С. Ковачевича, Р. Леви, И. Ляуки, М. Милановича, Л. Смайловича, З. Стокича, Д. Стояновича, М. Шаховича и др.2.

Англоязычная литература, как правило, отличается идеологической ангажированностью, хотя интересна богатым эмпирическим материалом. Пристальное внимание этому региону уделяют такие авторы, как Н. Белофф, Д. Биндер, П. Бонин, С. Босе, М. Виккерс, Т. Джуда, Р. Игнатьефф, Р. Каплан, Л. Кохен, М.А. Оренстэйн, Л. Силбер, М. Таннер, С. Уайт, Т. Фриедман, Р.М. Хайден, М. Чоссудовски и др.1.

Несмотря на обилие, а в некоторых случаях, даже изобилие трудов по проблемам развития постъюгославского пространства, так или иначе релевантных отдельным аспектам диссертации, необходимо отметить, что ни один из них не содержит достаточно полного сравнительного исследования процессов формирования государственности в этом регионе. Кроме того, в условиях незавершенности государственного строительства (Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория) огромный накопленный теоретический и эмпирический материал, полученные научные результаты требуют комплексного анализа и систематизации с целью выявления особенностей и механизмов формирования государственности посткоммунистических и постконфликтных обществ.

Таким образом, степень научной разработанности темы диссертационной работы представляется недостаточной и, соответственно, комплексное ее исследование является насущно необходимым.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы icon«Внутренние устройства пк, внутренние и внешние узлы»
Среднего профессионального образования политехнический колледж №47 им. В. Г. Федорова к защите допущен

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconСкачать в формате word в кузьминский районный суд г. Москвы
Ответчик – Иванова М. П. считает стоимость 2 200 000 рублей завышенной, так автомобиль имеет внешние повреждения в виде сколов, царапин...

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconУчетная политика является одним из основных документов, устанавливающих...
Ктивность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные...

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconФормирование и деятельность местных органов государственной власти...
Охватывает ноябрь 1917 – весну 1918 гг и характеризуется разрушением прежней формы государственности, утверждением Советов в качестве...

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconИмеют ли право внешние совместители на получение пособий по обязательному...
А случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает, что пособия распространяются на всех граждан, работающих...

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Севера и по медицинским проблемам Северо Запада Российской Федерации при проведении научных исследований учитывали также и важнейшие...

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconФормирование системы международно-правовой защиты прав ребенка
Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения...

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconМероприятия
Курсы повышения квалификации «Выход на внешние рынки: шаг за шагом. Поиск партнера»

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconУроки знаний для взрослых на тему : «Место государства и гражданина...
«Место государства и гражданина в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»

Формирование государственности на постъюгославском пространстве: внутренние и внешние факторы iconУроки знаний для взрослых на тему : «Место государства и гражданина...
«Место государства и гражданина в современном интернет-пространстве. Госуслуги и электронное правительство.»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru