Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности Реклама:
Как раскрутить и продвинуть сайт www.sait-prodvinut.ru
Создание новых сайтов www.irb-sem1.narod.ru
Введение
Происшедшие за последние годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны повлекли соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов в социальных ценностях, совершенствование законодательства. Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Марксистско-ленинская идеология общества уступила место идеологии приоритета мировых ценностей, основанных на базе капиталистических экономических отношений.
Идея изменения приоритетов в социальных ценностях в пользу конкретного человека, а не государства получила поддержку и дальнейшее развитие, после того как в ст. 2 Конституции РФ было отражено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". В связи с этим перед российскими правоведами встала актуальная задача - определить степень осуществления этого конституционного положения, разработать и реализовать новую для нашего государства правовую концепцию, суть которой заключается в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов.
Особая роль в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства с целью обеспечения прав и свобод граждан, повышения ответственности государства перед гражданами, а в целом - для обеспечения результативности судебной защиты. "Судебная власть должна обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной и действующей в процессуальном порядке, отвечающем требованиям справедливости"*(1).
Основу наметившихся в стране судебных преобразований составило не только огромное историко-правовое наследие России, но и опыт западноевропейских государств. Распространенная в демократических странах идея замены карательного правосудия восстановительным правосудием нашла своих сторонников в нашей стране и начала активно реализовываться применительно к российским условиям. Наиболее важными направлениями в правотворческой деятельности были выбраны изменение процедур, обеспечивающих более эффективную защиту прав личности и доступность правосудия, ликвидацию конфликтных ситуаций путем достижения примирения сторон, расширение диспозитивности, состязательности в уголовном процессе, использование дифференциации форм судопроизводства.
Значительное влияние на определение направлений реформирования судоустройства и судопроизводства в России оказали обострившиеся противоречия при осуществлении судопроизводства. Вследствие предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию и реальной невозможности государства в должной мере обеспечить этот процесс проблема нарушения сроков рассмотрения дел районными судами в конце ХХ в. приобрела невиданные доселе размеры. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу. Как отмечалось в юридической литературе, "из года в год почти четверть всех уголовных дел рассматриваются в российских судах с нарушением установленных законом процессуальных сроков"*(2). Требовалось принятие срочных мер в целях освобождения федеральных судей от рассмотрения значительного количества обращений в суд.
Принципиально новое видение роли суда обозначило круг глобальных проблем, вставших перед правосудием. Ликвидация конфликтов путем активного использования примирительных процедур, упрощение процедуры судопроизводства по делам, не представляющим сложности при установлении фактических обстоятельств дела, требовали внесения существенных изменений не только в судопроизводство, но и в судоустройство. Существовавшая система правосудия не справлялась с поставленными перед ней задачами и получала негативную оценку в обществе. Как отмечалось в послании Президента РФ Федеральному Собранию: "...наряду с "теневой экономикой" у нас уже формируется и своего рода "теневая юстиция". И как показывает практика- граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые "ходы" и "выходы". И подчас убеждаются, что незаконным путем имеют шанс добиться по сути часто справедливого решения. Это подрывает доверие к государству"*(3).
На противодействие росту преступности в российском обществе были направлены основные усилия правоохранительных органов и судебной системы. Одновременно оставались безнаказанными часто совершаемые в быту незначительные преступления, затрагивающие не столько публичные, сколько частные интересы граждан. Поэтому активное привлечение пострадавших к участию в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения, соблюдение и защита прав потерпевших, упрощение процедуры судопроизводства по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, введение примирительных процедур в суде также требовали совершенствования судоустройства и уголовного судопроизводства. В связи с этим возобладали тенденции углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных звеньев. Судебные органы внутри системы общих судов должны были различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным элементам системы.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, ставшие составной частью отечественной правовой системы, определили основные направления развития институтов материального и процессуального права. Требовало срочной корректировки законодательство об основах судоустройства, судопроизводства, о статусе судей. Общие стандарты во многом предопределили базисные принципы формирования суда, повысив требования, предъявляемые к судам и судьям, осуществляющим правосудие. От суда и судей требовалось, чтобы они были беспристрастными, независимыми, компетентными, доступными. Судебное разбирательство должно быть справедливым, гласным, без неоправданной задержки.
Таким образом, в конце ХХ в. в стране сложилось ситуация, когда население России вновь остро ощутило потребность в скором, правом и справедливом суде. По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, мировые судьи могли вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности. Концепция судебной реформы, одобренная 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, наметила основные пути реформирования судебной системы и предусмотрела создание в России мировых судов. Основные направления предстоящего реформирования судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства постоянно уточнялись, корректировались в ходе острых дискуссий, проходивших между представителями различных мировоззрений, политических движений, социальных групп, идеологий. Эти дискуссии не стихают и ныне.
Определив три самостоятельных ветви судебной власти в лице Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) закрепила возможность установления структуры судебной системы федеральным конституционным законом. Принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" наряду с федеральными и конституционными (уставными) судами в качестве одного из элементов судебной системы предусмотрел мирового судью, отнеся его к судам субъектов Федерации. Дальнейшее развитие законодательства о мировом судье получило в связи с принятием 17 декабря 1998 г. Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"*(4).
Создание нового для нашей правовой системы института мировых судей повлекло необходимость исследования истории его становления и развития, сущности, стоящих перед ним целей, задач, а также организации и направлений деятельности. В более детальном анализе и осмыслении с учетом конкретных исторических условий нуждаются отличительные признаки мирового судьи, особенности осуществления им судопроизводства, пересмотра судебных постановлений. Рассматривать эти элементы исследования следует во взаимосвязи с социально-экономическими, политическими, нравственными процессами, которые происходят внутри нашего государства, а также с общими тенденциями развития судоустройства и уголовного судопроизводства в других странах. По-прежнему остаются актуальными вопросы совершенствования российского законодательства, устранения в нем пробелов и коллизионных норм, особенно в области судоустройства, судопроизводства, в том числе по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Мировые судьи в России существовали ранее, но новая историческая ситуация потребовала несколько иных подходов к организации отечественной судебной системы и реализации мировыми судьями своих полномочий по отправлению правосудия. После цепной реакции "парада суверенитетов", последовавшей за распадом СССР, в субъектах РФ предпринимались попытки создания самостоятельных автономных судебных систем. Отрицание идеи создания единой централизованной судебной системы базировалось на тезисе: коль скоро такая система имела место в советский период, то она должна быть разрушена. Российское государство во избежание его распада объективно нуждалось в укреплении путем централизации различных ветвей власти, в том числе и судебной. Для сохранения целостности российского государства были заложены основы единой судебной системы, в состав которой вошли и мировые судьи.
Обязательные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей, в том числе и мировых, установлены ст. 119 Конституции РФ. Среди них: 1) российское гражданство; 2) возраст - не менее 25 лет; 3) высшее юридическое образование; 4) стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Законом могут быть предусмотрены и иные дополнительные требования для замещения должности мирового судьи.
Все эти обстоятельства в своей совокупности обусловили необходимость осмысления факторов, способствовавших появлению института мировых судей, стоящих перед ним задач применительно к новым историческим условиям, сущности и путей дальнейшего совершенствования. Этот правовой институт требует комплексного исследования, поскольку нуждаются в научном определении его основные положения, отличительные признаки, правовая природа. Ведь любая наука на этапах своего развития вновь и вновь вынуждена обращаться к уточнению предмета исследования. Во всестороннем теоретическом анализе нуждаются не только вопросы, связанные с причинами зарождения института мировых судей, его основными целями и задачами, отличительными чертами, но и вопросы, затрагивающие организацию и деятельность мировых судей, процедуру пересмотра их судебных постановлений. Таким образом, перед наукой и практикой встали актуальные проблемы, связанные с определенной новизной судоустройства и судопроизводства у мирового судьи, которые требовали своего разрешения.
Проблемы становления, организации и деятельности мировых судей находили свое отражение в научных исследованиях и публикациях видных российских ученых дореволюционного периода: И.В. Гессена, Г.А. Джаншиева, С.И. Зарудного, Н.А. Неклюдова, А.К. Резона, Д.А. Ровинского, Н.Н. Розина, Я.А. Соловьева, Д.Г. Тальберга, Л.Я. Таубера, И.Я. Фойницкого, И.Г. Щегловитова. Эти авторы в большей степени стремились не столько к глубокому теоретическому анализу деятельности, сколько к популяризации мировых судов, аргументации той или иной точки зрения на роль и судьбу мировых судей в России.
После революции 1917 г. и ликвидации в России института мировых судей исследований особенностей судопроизводства у них российскими процессуалистами практически не проводилось. В годы советской власти институт мировой юстиции не просто был вне поля зрения отечественных ученых, а категорически отвергался как противоречащий господствовавшей тогда идеологии, поскольку устранял народных заседателей от осуществления правосудия. Ведь достаточно важная роль на том этапе исторического периода развития страны в разбирательстве правонарушений, происходивших на бытовой почве, отводилась товарищеским судам. Проводились лишь исследования проблем исторического развития судоустройства и судопроизводства в России, особенно в контексте Судебной реформы 1864 г. и государственного строя второй половины XIX в. Это исследования таких видных советских ученых, как Б.В. Виленский, Н.П. Ерошкин, М.Г. Коротких, М.В. Немытина. Кроме того, отдельные проблемы судопроизводства по делам частного обвинения, которые ранее относились к подсудности мировых судей, были предметом исследования в 20-е гг. двадцатого столетия у В.В. Зеньковича и Н.Н. Полянского. Затем и этот правовой институт был незаслуженно забыт отечественными правоведами вплоть до 60-х гг., когда частным обвинением заинтересовались Н.Я. Калашникова, К.Ф. Гуценко, а затем Н.П. Грабовская, С.И. Катькало, В.З. Лукашевич, Л.Д. Кокорев, А.Г. Мазалов и др.
После принятия в 1993 г. Конституции РФ, провозгласившей приоритет интересов конкретного человека перед интересами общества и государства, научные проблемы уголовного судопроизводства по делам частного обвинения привлекли повышенное внимание многих процессуалистов. Частному обвинению посвятили свои диссертационные исследования В.В. Воронин, О.С. Головачук, В.В. Дорошков, Ю.Е. Петухов, А.А. Шамардин.
В последние годы проблематика становления, организации и деятельности института мировых судей привлекла внимание А.С. Александрова, Н.Н. Апостоловой, Е.В. Данилевской, В.В. Демидова, А.Ф. Ефимова, В.М. Жуйкова, А.Ф. Извариной, Н.Н. Ковтуна, В.И. Кононенко, С.В. Лонской, С.П. Серебровой, В.А. Устюжанинова, Н.А. Чечиной и др. В ряде регионов при участии ученых и практических работников оперативно были разработаны различные научно-методические и практические пособия для мировых судей. Наиболее значимые среди них: "Судопроизводство у мирового судьи" (Ростов-на-Дону, 2001), "Мировой судья Ставропольского края" (Ставрополь, 2001), "Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела" (Москва, 2002). Коллективом авторов под редакцией Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева издано учебно-методическое пособие "Настольная книга мирового судьи" (Москва, 2002).
Следует отметить, что по проблемам мировой юстиции в 1998 г. были защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Н.Н. Апостоловой на тему "Мировые суды в Российской Федерации" по специальности 12.00.09 и С.В. Лонской - "Мировой суд в России (1864-1917 гг.): историко-правовое исследование" по специальности 12.00.01. В 1999 г. защищена кандидатская диссертация В.А. Устюжаниновым по теме "Институт мировых судей: вопросы правовой регламентации" по специальности 12.00.03, а в 2002 г. - Е.В. Данилевской на тему "Становление института мировых судей в условиях развития публичной власти в России". К сожалению, в научных публикациях последних лет отсутствует комплексный подход к рассмотрению проблем становления данного правового института, его признаков, назначения. Поэтому нуждаются в исследовании многие организационные вопросы деятельности мировых судей как судов местного уровня. Требуют анализа особенности судопроизводства у мировых судей как по уголовным, гражданским делам, так и по материалам об административных правонарушениях, а также особенности пересмотра их судебных постановлений.
Кроме того, при рассмотрении мировыми судьями конкретных уголовных, гражданских дел, материалов об административном правонарушении после принятия новых отраслевых законов (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ) возникает немало проблем, требующих своего теоретического осмысления и практического разрешения. Указанные обстоятельства позволяют рассматривать исследование института мировых судей, разработку рекомендаций по совершенствованию законодательства о судоустройстве и судопроизводстве как актуальную в теоретическом и практическом плане проблему.
|