Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство»


НазваниеПояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство»
страница1/3
ТипПояснительная записка
blankidoc.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3






Содержание

Автор - составитель…………………………………………………………...3

Рецензенты……………………………………………………………………..3

Пояснительная записка………………………………………………………4

ЧАСТЬ 1. Общие требования к стандарту высшего профессионального образования…………………………………………………………………….6
1. Общая характеристика специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»……6

2. Квалификационная работа выпускника по программе специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»………………………………………………………6

ЧАСТЬ 2. Частные требования к уровню подготовки студентов по специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»……………………………………12


  1. Требования к оцениванию уровня знаний, умений и навыков на государственном экзамене……………………………………………………..12

  2. Положение о государственной аттестационной работе……………..12

  3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы (диплом).15



ЧАСТЬ 3. Программа государственного экзамена……………………….19
1. «История развития художественного образования»………………….19

2. «Методика обучения изобразительному искусству»…………………21

3. «Практическая часть ГОС экзамена»………………………………….24

4. Вопросы к ГОС экзамену по «Теории и методике преподавания изобразительного искусства»………………………………………………….25

5. Литература………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………….37

Приложение 2…………………………………………………………….38

Авторы – cоставители : Лагутина О.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства.

Бызова А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств и дизайна.


Рецензент: С.П. Ломов, доктор педагогических наук, профессор, Член Корреспондент РАО, действительный член международной академии наук педагогического образования, Заслуженный работник высшей школы Р.Ф., член Международной ассоциации художников, Член союза художников России, заведующий кафедрой живописи.

Бахмач Н.П., директор Детской театральной школы, заслуженный деятель культуры РФ.

Программа государственного экзамена предназначена для студентов , выпускающихся по специальности 050602 – Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция». Программа включает содержание базовых знаний по истории, теории, методике изобразительного искусства и навыков по изобразительному и декоративному искусству. Составлена в соответствии с ГОС ВПО. Утверждена на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ от 21.03.08 (протокол № 8 ). Программа переутверждена с внесенными изменениями на заседании кафедры искусств и дизайна МГГУ 24 октября 2012 г. (протокол №3), Совете факультета ХОТиД 25.10.2012 г. (протокол №2).
Пояснительная записка
Итоговая государственная аттестация учителя изобразительного искусства включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Целью итоговых аттестационных испытаний является определение практической и теоретической подготовленности учителя изобразительного искусства к выполнению профессиональных задач, установленных настоящем государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4. вышеупомянутого стандарта.

Основными задачами являются:

- воспитание умения последовательно работать над дипломом;

- формирование мировоззрения студентов;

- развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умения видеть в окружающей растительности типическое и отражать в правдивой образной форме;

- формирование умений анализировать произведения искусства;

- овладение профессиональным мастерством и умением применять его в художественно-педагогической деятельности.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Дипломная работа должна быть представлена в форме законченной разработки, которая включает в себя три составные части:

1. практическую творческую часть по одному из видов и жанрам изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

2. работы учащихся по изобразительному искусству, выполненные по теме дипломной работы под руководством дипломника в период педагогических практик или во время самостоятельной преподавательской работы дипломника в каком-либо образовательном учреждении;

3. текстовую часть, отражающую: ход всех художественно-творческих процессов выполнения практической части дипломной работы; материал по историческому экскурсу по жанру изобразительного или декоративно-прикладного искусства, по которому выполняется практическая часть; вопросы педагогики, психологии художественного творчества, психологии изобразительной деятельности учащихся, методики преподавания изобразительного или декоративно-прикладного искусства, предполагаемую экспериментально проверенную на практике авторскую методику обучения, воспитания и развития способностей учащихся средствами того или иного жанра и вида изобразительного или декоративно-прикладного искусства; изученную и используемую литературу по философии, эстетики, истории искусств, истории, психологии, педагогике, методике изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рисунку, живописи, композиции, перспективе, компьютерной графике, другим дисциплинам учебного плана.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основание Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 030800 Изобразительное искусство и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности «050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция», определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности «050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция».

ЧАСТЬ 1. Общие требования к стандарту высшего профессионального образования.
1.Общая характеристика специальности «050602 - Изобразительное

искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция».


    1. Государственным образовательным стандартом по специальности 030800 «Изобразительное искусство», утвержденным Минобразования России 31.01. 2005 г.(номер гос. регистрации № 667 пед./ СП), вводимый в действие с момента переутверждения ранее утвержденного (14.04.00, номер гос. регистрации № 380 пед./ СП), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной дипломной работы;

б) государственного экзамена.

1.2. Нормативная длительность обучения по специальности по очной форме обучения - 5 лет. Основная квалификация - «Учитель изобразительного искусства».

1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста. Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Сфера деятельности специалиста является:

- преподавательская;

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительская;

- художественно-творческая деятельность.

1.4. Специалист подготовлен для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых.
2. Квалификационная характеристика выпускника по программе специальности «050602 - Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция».

2.1. Общие требования к образованности специалиста.

Специалист:

  • осознаёт личностную и социальную значимость своей профессии;

обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности.

  • обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества.

  • владеет системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности.

  • знает основы Конституции РФ, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных проектов.

  • владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности.

  • владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества.

  • знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет различными способами познания и освоения окружающего мира; понимает роль науки в развитии общества.

  • владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания.

  • знает концептуальные основы и принципы экологического образования, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности.

  • владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата.

  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы.

  • обладает организационно - деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации.

  • умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности.

  • обладает культурой мышления, речи, общения.

  • способен к проектной деятельности на основе системного подхода.

  • психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.

  • осознаёт здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности.

  • знает государственный язык РФ - русский; свободно владеет языком, на котором ведётся преподавание.

  • владеет современными методами развития художественно-творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

  • знает обычаи и традиции народов регионов.


2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.


      1. Требования по дисциплинам общекультурной подготовки:

Специалист:

  • имеет представление о природе и структуре человеческого знания, соотношении знания и веры, об особенностях функционирования знания в современном обществе.

  • имеет представление о научной, философской, религиозной, художественной картинах мироздания и месте человека в нём.

  • владеет системой знаний о современных концепциях естествознания, имеет представление о биологическом многообразии и сохранении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли.

  • обладает знаниями об информационных процессах в природе и обществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных технологий в сфере культуры о образования.

  • владеет современными представлениями о социальных явлениях и процессах механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности.

  • имеет представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни, о месте отечественной цивилизации в мировом историко-культурном процессе.

  • имеет представление о роли этических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знает специфику полиэтнической сферы, особенности межэтнической коммуникации.

  • знает основные закономерности экономической жизни современного общества, проблемы функционирования экономических систем, ценностные основы хозяйственной и трудовой деятельности, умеет анализировать основные экономические события.

  • обладает развитым правосознанием, знает права и свободы личности и гражданина, основы российской правовой системы и законодательства.

  • имеет представление о политических отношениях, понимает роль и значение политических систем в жизни общества, умеет анализировать современную политическую ситуацию.

  • имеет представление о различных этических системах, умеет ориентироваться в них.

  • знает основы математики.

  • знает условия и формы речевой коммуникации, владеет техникой речевой деятельности.

  • владеет лексическим и грамматическим минимумом одного из иностранных языков; умеет читать и переводить тексты со словарём, вести беседу-диалог общего характера на иностранном языке.

  • имеет ценностные представления о физической культуре, владеет системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, самоопределение в физической культуре.


2.2.2. Требования по дисциплинам медико-биологической подготовки.

Специалист владеет:

  • знаниями о биологической природе и ценности организма человека.

  • знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих принципах.

  • знаниями о наиболее распространённых заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности и смертности населения, об их факторах риска и основных методах профилактики в различные периоды жизни человека.

  • знаниями об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в различные периоды детства.

  • знаниями и профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды.

  • знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения.

  • знаниями о правовых, нормативно-технических и организационных основах безопасности жизнедеятельности.

  • знаниями о структуре гражданской обороны, её предназначении и задачах.

  • навыками оказания первой медицинской помощи детям и взрослым.


2.2.3. Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки.

Специалист:

  • владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов.

  • владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик.

  • владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития.

  • владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности.

  • Знает особенности детей с отклонениями в развитии.

  • Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения.

  • Соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать социальную помощь и поддержку учащимся.

  • Обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения

  • Умеет организовать внеучебную деятельность учащихся.

  • Владеет основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе.

  • Умеет организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях.

  • Владеет умениями психолого-педагогической диагностики в области изобразительного искусства.

  • Владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса.

  • Владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения.

  • Знает систему образовательных учреждений и основы управления ими.

  • Знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

  • Знает методы, приемы, формы и средства обучения изобразительному искусству и черчению, умеет использовать их и передовой методический опыт в своей профессиональной деятельности.

  • Знает графические средства информации и умеет использовать графические модели в учебном процессе.



      1. Требования по дисциплинам предметной подготовки

Специалист:

  • владеет системой знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры.

  • понимает особенности визуального художественного образа, процесса его создания, развития и восприятия; владеет умениями адекватной оценки произведений искусства.



  • руководит процессом освоения ценностей искусства учащимися и развивает интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством; знает мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования.

  • ведёт самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремёсел.

  • владеет знаниями первоисточников искусствоведческой литературы.

  • Знает специфику художественного краеведения.

  • Владеет умениями оценки программ и методик преподавания искусства и технической графики, анализирует и оценивает новейшие технологии обучения, умеет создать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству, картотеки, наглядные пособия, иллюстративные средства.

  • Умеет рисовать, писать акварелью и маслом, владеет 1-2 графическими приёмами и средствами, 2-3 техниками декоративно-прикладного и декоративно-оформительского искусства, техникой лепки, писать 2-3 шрифтами; владеет графическим языком как средством общечеловеческого общения по предметам специальности.

  • Владеет ручным и машинным способами передачи информации о предметном мире.

  • Умеет проводить экскурсии в музее и архитектурной среде

  • Умеет разрабатывать и прочесть популярную лекцию по искусству.

  • Умеет строить и оформлять экспозицию произведений искусства, разработать дизайн помещения.

  • Умеет модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры.


Требует по дисциплинам специализации устанавливаются вузом (факультетом).

Требования по дисциплинам дополнительной специальности определяются вузом (факультетом) с учётом требований Государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.


  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconПояснительная записка 4 Общая характеристика учебной дисциплины «Иностранный язык (немецкий)»
Брянский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта специалиста...
«Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconМетодические указания Курс «Общий психологический практикум» соответствует...
Курс «Общий психологический практикум» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования...

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Селекционер...
Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций винодела

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconПояснительная записка 6 Требования к уровню подготовки врача-специалиста...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская...

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconПояснительная записка к профессиональному стандарту специалист по обслуживанию телекоммуникаций
Требования к экспертам (квалификация, категории, количество), привлечённых к разработке проекта профессионального стандарта. Описание...

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconПояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист...
«Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций»

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconАннотации к рабочим программам дисциплин
«Изобразительное искусство» 1 класс (электронное приложение). (В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина, Москва, дрофа, 2012), рабочей тетрадью...

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Общая характеристика основной образовательной программы высшего образования

Пояснительная записка часть общие требования к стандарту высшего профессионального образования общая характеристика специальности «050602 Изобразительное искусство» icon1 Пояснительная записка 25 Общая характеристика ооп 27
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 33

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru