Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008


НазваниеМетодические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Академия социального образования (КСЮИ)

Факультет педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии

Виды научно-исследовательских работ студентов.
Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям.


2008
УДК 001(07) + 15(07) Рекомендовано в печать

ББК 72 Я 7 + 88 Я 7 Ученым Советом АСО (КСЮИ)

В — 42


В — 42 Виды научно - исследовательских работ студентов: методические указания.

Автор - составитель - канд. психол. н., доцент, зав. кафедрой специальной психологии АСО (КСЮИ)

Кедрова И.А. - Казань: АСО (КСЮИ), 2008 — 64с.

Резензенты: доктор психологических наук,

профессор Аболин Л.М.

кандитат педагогических наук,

доцент Щербаков В.С.
В методических рекомендациях « Виды научно - исследовательских работ студентов» излагаются основы методологии, методики и техники научного труда по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ (дипломных проектов) по психологическим специальностям.

Методические рекомендации адресованы студентам, научным руководителям, а также тем, кто хотел бы повысить культурный уровень научной работы.

© АСО (КСЮИ), 2008

© Кедрова И.А.., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ.

§1. Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов рефератов, научных докладов и статей……………………………………………………..




§2. Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ.……………………………………………………………...




§3. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ……………………………………………………………………………...




§4. Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ…….………………………………………………………………………..




Глоссарий………………………………………………………………………...




Библиография……………………………………………………………………




Приложения……………………………………………………………………...





§1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ И СТАТЕЙ.
Различные виды деятельности студентов в вузе (учебная, научно- исследовательская, общественная) – это путь овладения профессией, средства освоения профессиональной деятельности.

Научная деятельность-это прежде всего строго плановая деятельность, которая отличается от всякой другой своей целью- получить новое научное знание. Она способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, инициативе, самовыражению личности, умению разбираться в потоках информации, повышает интеллектуальную активность, вырабатывает профессионально важные качества личности. Важными особенностями НИР студентов являются подчиненность ее целей учебным; познавательность ее мотивов; руководство профессорско-преподавательским составом.

Целью участия студентов в научно- исследовательской работе является формирование их профессиональной самостоятельности, способности к решению практических задач с началом трудовой деятельности.

Мотивами научной деятельности выступают понимание ее общественной и личной значимости, стремление внести посильный вклад в решение научных и практических проблем, углубленное изучение интересующих вопросов служит умственному и эстетическому удовлетворению.

Показателями развития исследовательского подхода могут быть:

относительная новизна и оригинальность в расположении учебного материала; умение самостоятельно" прореферировать" статью, книгу; выступить на семинаре с содержательным кратким обобщением учебных пособий, учебников; возможность самостоятельно увидеть и сформировать проблему; выдвинуть гипотезу и найти способ ее проверки; собрать данные, проанализировать их, сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов, качество письменных работ, ответов на зачетах и экзаменах; участие в студенческих научно- практических конференциях.

Результаты научной работы студентов описываются и оформляются как различные виды литературной продукции. Мы же рассмотрим только те из них, с которыми чаще всего имеют дело студенты, а именно: реферат, научный отчет, тезисы доклада и журнальная научная статья.
Реферат (от лат. refero-сообщаю) представляет собой краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме. Реферат- это краткий обзор работы, выполненный студентом, в котором должны отражаться цель, основное содержание работы, результаты ее выполнения. Реферат — один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного произведения — показать эрудицию студента, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. В учебной практике под рефератом подразумевают внеаудиторную самостоятельную работу по рекомендуемой учебным планом, преподавателем или выбранной самим студентом теме. Рефераты готовятся студентами по указанию преподавателя в связи с пропусками занятий (независимо от причины) или для подготовки к семинарским занятиям. По изначальному смыслу реферат должен представлять собой результат реферирования одной или нескольких книг по определенной теме, то есть краткий обзор основного содержания этих книг.

Цель работы над рефератом- обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, умения самостоятельно собирать данные, анализировать их, формулировать выводы.

Задачей реферирования является возбуждение в студенте интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось все время обучения вплоть до написания дипломной работы.

Различают рефераты по их тематике и целевому назначению.

В литературном (обзорном) реферате важно критически и всесторонне рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и дополнительные его стороны. Такой литературный критический обзор может послужить основой для вводной части курсовой или дипломной работы.

Реферат методического характера целесообразно составить в плане сравнительной оценки применяемых приемов и способов решения планируемых задач. Следовательно, основное внимание реферата надо сосредоточить на детальном анализе качества методов и ожидаемых результатов исследования. Цель такого реферата- произвести своевременную корректировку в работе.

При работе над рефератами следует не допускать ошибок при их подготовке. Так, некоторые студенты стремятся перечислить в реферате все научные факты в их хронологической последовательности, год за годом. Этот прием часто применяется в обзорных рефератах. Но в одних случаях он вполне оправдан, а в других — не достигает цели, не раскрывает сути явления. Таким расположением фактического материала следует пользоваться весьма осмотрительно. Нельзя забывать, что многие сложные явления требуют для своего объяснения различные подходы. Выделить генеральную линию развития наших знаний о предмете — это значит понять и оценить достоинства и недостатки различных взглядов и подходов.

Можно предложить такой вариант плана для обзорного литературного реферата:

1. вводное слово о целевой установке реферата;

2. теоретическое и прикладное значение темы;

  1. спорные вопросы в определении сущности явления или свойств предмета;

  2. новые публикации по освещению темы;

  3. нерешенные вопросы и их научное, социальное или психологическое значение.

Для реферата методического характера план рассмотрения темы может быть, например, такой:

  1. основные задачи исследования темы;

  2. анализ наиболее употребительных методов исследования конкретного объекта;

  3. отзывы видных специалистов о частных научных методах по изучению данного объекта;

4. выводы и предложения по существу дела.

Как показывает опыт, рефераты представляют хорошую форму выполнения заданий по овладению научным методом.

Подробность изложения должна соответствовать примерно 1/6 от первоисточника, в тоже время отдельные моменты могут раскрываться и более детально.

Минимальное количество листов текста в реферате (без учета титульного листа, аннотации, оглавления, рисунков, схем, таблиц, списка литературы и приложений) – 10 листов, максимальное – не более 20 листов. Если объем реферата не умещается на 20 листах, рекомендуется справочный материал выносить в приложения, а также прибегать к использованию таблиц и поясняющих рисунков.
Структура реферата

  1. Титульный лист;

  2. Оглавление;

  3. Введение (актуальность выбранной темы, цель, задачи, структура ).

  4. Основная (содержательная) часть (делится на главы, главы - на параграфы).

  5. Заключение (выводы, обобщающие результаты исследования);

  6. Библиография;

  7. Приложение (если имеется).

Содержательная часть реферата должна представлять собой не просто переписанный текст из книг и журналов, а отражать и раскрывать максимально доступными средствами (с учетом осмысления и понимания автором реферата) поставленную тему. Каждое положение и сведения, взятые из конкретного первоисточника, должны иметь ссылку на порядковый номер соответствующего первоисточника в «Библиографическом списке».

Заключение (выводы) должно содержать 3-4 вывода автора по результатам проделанной работы, расположенных в порядке убывания значимости (т.е. первый вывод – основной и т.д.).

Студент должен быть готов по требованию преподавателя защитить реферат , т.е. сделать устный доклад в пределах пяти минут и ответить на вопросы по теме.

Срок сдачи реферата – не позднее последнего дня семестра перед зачетной неделей

Правила оформления рефератов.

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4(210x297). Выполнение реферата осуществляется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 12 Times New Roman C с двойным интервалом или шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом). На странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-60 знаков в строке, 28-30 строк на странице. Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. (приложение №1, образец оформления титульного листа реферата)

Доклад - вид внеаудиторной письменной работы студента по определенной теме с последующим публичным сообщением, как правило, на студенческих или научно- практических конференциях. По своим целям и задачам подготовка доклада совпадает с целями и задачами подготовки реферата. Однако доклад в большей способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает студентов критически мыслить, делать самостоятельные выводы, выдвигать новые идеи и предложения.

Выступление с докладом рекомендуется строить по схеме:

  • мотивационная часть( сообщать новую научную информацию, объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов);

  • аналитико- синтетическая часть( формирование основных мыслей, положений, написание текста);

  • исполнительная часть( выступление).

Реализация исполнительной части требует знание ответа на вопросы, " как начать выступление?", " как заинтересовать слушателей в ходе изложения?", " как завершить выступление?".

Начиная выступление, можно заинтересовать слушателей следующими способами.

1.Задать проблемный или оригинальный вопрос.

2.Начать с интересной цитаты по теме выступления

3.Привести конкретный пример из жизни.

4.Образно сравнить предмет выступления с конкретным явлением.

Тезисы доклада являются самыми распространенными видами публикации научных исследований. Понятие " тезис" (гр.thesis)- положение, утверждение. Очень лаконично, почти телеграфным стилем, в них дается научная информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого материала объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

Основная цель тезисов доклада — в очень сжатой (до самого минимума) конспективной форме изложить только основные итоги проведенного научного исследования, выявить суть содержания. Если есть возможность опубликовать развернутые тезисы (примерно 4—5 страниц машинописного текста), то студент может дать более подробное описание «центральной идеи», обосновать свою работу, подчеркнуть ее роль и значение. Тезисы доклада могут быть опубликованы в сборнике научно- исследовательских работ и стать первой научной публикацией студентов.

Небольшой по объему доклад может быть зачитан на семинарском занятии. Такой доклад называют сообщением.

Научная статья — это самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблематике, наиболее солидный и предпочтительный вид письменного оформления результатов и итогов проведенного исследования. В статье с содержательной стороны могут раскрываться конкретные вопросы теоретической и прикладной работы. Обычно она имеет строго ограниченный объем (8-10 страниц машинописного текста). Поэтому каждый параграф этого письменного документа строится так, чтобы начало чтения сразу давало основную информацию. В основу текста здесь кладется одна научная мысль, одна научная идея. Основная часть научных статей публикуется в научных журналах. Основные этапы работы над статьей можно представить в следующем виде:

  1. Определение темы, ее анализ, составление плана( тезисов).

  2. Работа над первым вариантом статьи на основе плана( тезисов)

  3. 3авершение работы, анализ текста, совершенствование, исправление его.

  4. Размышление, обдумывание, решение проблемы.

  5. Последовательное изложение мысли, доказательное рассуждение.

  6. Критическая оценка результатов своей работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление.

Структура статьи может быть представлена следующим образом.

1.Вводная часть.

    1. Обоснование темы.

    2. Возможные пути подхода к теме.( ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости ее рассмотрения с позиций сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; изложение ошибок).

  1. Основная часть.

2.1. Аргументация, доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

2.2. Раскрытие темы( использования индукции: от конкретного к обобщению; использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению проблемы).

  1. Заключительная часть.

    1. Выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис.

    2. Возможные концовки( изложение основной мысли в виде тезисов; выводы).

Приступая к подготовке научной статьи, следует учитывать правила ее оформления.

  1. Название статьи принято писать в центре первого листа. Оно, как правило, отражает содержательную часть предлагаемого материала, например: "Методика индивидуального консультирования".

  2. После названия статьи в правом верхнем углу пишутся инициалы и фамилия автора.

  3. Статья начинается обоснованием актуальности излагаемой темы для науки и практики.

  4. Далее анализируются научный вклад ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, позиция автора статьи по отношению к уже имеющимся разработкам по той или иной проблеме, выражающихся в согласии или несогласии с позицией авторов предшествующих исследований, и четкая аргументация личных выводов и положений.

Заголовок статьи должен точно отражать содержание. Без многословия, превращающего название в аннотацию, и без излишней краткости, ведущей к размытости содержания. Первый абзац, начинающий статью, обычно вводит читателя в проблематику исследования, но не ставит задачей дать обзор литературы, уже известной специалистам. Здесь излагаются цель исследования, задачи данной работы, возможности ее практического использования. Эти данные помогают при чтении статьи быстрее уловить суть проблемы. Структура статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях приводимые в ней данные представляют собой обобщение тех, что получены в процессе научных изысканий.

В основу построения журнальной научной статьи может, например, быть положен такой план:

  • заглавие статьи с указанием фамилии автора (фамилия и инициалы), название научного или учебного учреждения, в котором была выполнена работа;

  • вводные замечания о значении предлагаемых научных фактов в теоретическом и практическом значениях;

  • краткие данные о методике исследования;

  • анализ собственных данных, их обобщение и разъяснение;

  • выводы и предложения.

В соответствии с выделением в научных исследованиях теоретического и эмпирического уровня знания различают теоретические и эмпирические статьи. Теоретические статьи описывают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, моделирование. В статьях, где даны расчеты, объектами описания в аналитической или графоаналитической форме являются физические, химические, физико-химические процессы, результаты и методика экономических расчетов и др. В работах, посвященных интерпретации явлений, процессов, проблем, основанных на систематизации научных фактов с выделением главных понятий, принципов, законов, приводятся как выкладки и модели, но материал излагаемого в текстовой форме. Основное значение в структуре приобретают логические правила и законы.

Эмпирические статьи описывают результаты исследований, проводимых с помощью методов эксперимента, наблюдения, измерения и др., но с использованием и ряда теоретических методов. В их заголовках часто присутствуют слова «оценка», «определение», «методика». Описываются методика исследования, средства для его осуществления, дается характеристика и классификация полученного материала, его интерпретация, в случае внедрения содержатся сведения об опытно-промышленной проверке. Данные обычно представлены в виде графиков, реже — схем, диаграмм, чертежей, фотографий, в табличной форме, иногда — в виде математических моделей.

Заключительная часть статьи, подытоживая материал, должна отвечать на вопросы, поставленные вводной частью, перекликаться с ней и тем самым показывать читателю место работы в системе знаний отрасли.

Кроме письменных видов передачи результатов научной работы, используются и устные организационные формы научного общения.

К их числу относятся научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары.

Научный съезд — это собрание представителей целой отрасли науки в масштабе страны, научный конгресс — то же, что и съезд, только на международном уровне, симпозиум — международное совещание научных работников по какому-либо относительно узкому специальному вопросу (проблеме).

Наиболее часто устное научное общение происходит на уровне конференций и семинаров.

Научная конференция — это собрание научных или практических работников (в последнем случае конференция называется научно-практической). Научная и научно-практическая конференции всегда бывают тематическими. Они могут проводиться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне.

Научный семинар — это обсуждение сравнительно небольшой группой участников подготовленных ими научных докладов, сообщений, проводимое под руководством ведущего ученого, специалиста. Научные семинары могут быть как разовыми, так и постоянно действующими. Они являются важным средством сплочения исследовательского коллектива, выработки у его членов общих подходов, воззрений. Научные семинары проводятся, как правило, в рамках одной научной организации или одного учебного заведения, хотя на их заседания могут приглашаться и представители других организаций.

Рассмотрим такое понятие, как " исследование"- процесс научного познания неизвестных свойств объекта.

В научной работе проводятся самые разнообразные исследования, однако все их разнообразие можно свести к двум основным типам.

Фундаментальные исследования- это процесс научного познания общих, универсальных свойств всех форм объекта. Они являются самостоятельным направлением научной работы и играют важную роль в развитии самой науки и дальнейшем ее использовании в процессе производства. Известно, что при проведении любых видов фундаментальных исследований главное- это создать новый, оригинальный, уникальный( выявить закон, закономерность, создать гипотезу) научный продукт. Поэтому основным в данном виде научной деятельности является выработка методологии соответствующего оригинального подхода к явлению или процессу. Результатом этих исследований служит открытие новых законов природы, общества и мышления, систематизация, расширение и углубление знаний по определенной научной проблеме.

К прикладным исследованиям — другому направлению научной работы — относятся исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые ведутся с целью разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрессивной технологии. Они направлены на воплощение научных знаний в конкретные отрасли или производство. Именно благодаря таким исследованиям наука непосредственно входит в производство, превращая научные идеи в материальные процессы и предметы.

В процессе научной работы ученые общаются между собой, используя особый тип речи, называемый «научный стиль». Такой стиль характеризуется стремлением к четкости выражении мысли, строгой логике изложения точности и однозначности формулировок. В языке науки используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология. Именно наличие в речи ученых большого количества специальных терминов прежде всего отличает такую речь от обычного разговорного языка. Для научного стиля характерны также некоторые особенности в использовании синтаксических и стилистических средств


§2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Контрольная работа – это самостоятельная работа студента. Контрольные работы выполняются по заданию преподавателя. Контрольная работа- распространенная форма проверки(оценки) знаний учащихся. Контрольная работа, как правило, состоит из некоторого числа вопросов или задач( или того и другого одновременно). Заключение (выводы) должно содержать до семи четких выводов автора по результатам проделанной работы, расположенных в порядке убывания значимости (т.е. самый первый вывод - самый основной и так далее по требованию преподавателя сделать устный доклад в пределах пяти минут и).

Контрольные работы бывают аудиторными и домашними, текущими и экзаменационными, между семестровыми.

Аудиторная контрольная работа позволяет объективно оценить уровень подготовленности и самостоятельности студента по одной из ключевых тем курса.

Между семестровые контрольные работы характерны для заочной формы обучения, предусматриваются учебным планом, для их выполнения имеются методические указания, тематика, форма и сроки выполнения. Сдаются за 2 недели до начала сессии и фиксируются лаборантом кафедры.

Тематика контрольных работ приводится в методических указаниях по выполнению контрольных работ.

Структура контрольной работы имеет следующий состав:

  1. Титульный лист.

  2. Аннотация.

  3. Содержание.

  4. Введение.

  5. Тезаурус (словарь).

  6. Содержательная часть, выполняемая в соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях.

  7. Заключение (выводы).

  8. Библиографический список.

  9. Приложение.

Срок сдачи контрольной работы устанавливается преподавателем. Допускается сдача контрольной работы в электронном виде на дискете или в виде файла, отправленного по электронной почте на адрес преподавателя (только при предварительном согласовании с преподавателем). Замечания по контрольной работе в письменном виде, а также решение преподавателя о зачете или незачете работы сообщаются студенту в трехдневный срок лично во время консультации по курсу или по электронной почте.
Требования     к  оформлению  контрольных  работ  

Рукописный вариант     Количество страниц (формат А 4): 15-20.     Поля: сверху и снизу - 2,5 см, слева - 3 см, справа - 1 см.     Отступ красной строки: 1 см.     Нумерация страниц: сверху от центра, начиная со 2-й страницы.     Компьютерный вариант     Количество страниц (формат А 4): 10-15.     Поля: сверху и снизу - 2,5 см, слева - 3 см, справа - 1 см.     Отступ красной строки: 1 см.     Междустрочный интервал: 1,5 (полуторный). Размер: 12.     Нумерация страниц: сверху от центра, начиная со 2-й страницы.

Оформление титульного листа (приложение №1).
§3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ.
Требования, предъявляемые к защите курсовых работ

по психологии и специальной психологии.
1. Курсовая работа имеет учебно-исследовательский характер , поэтому научное руководство над выполнением курсовой работы позволяет решить ряд важнейших задач обучения, а также привить студенту навыки системно-ситуационно мыслить, самостоятельно принимать решения и обосновывать их эффективность.

3. Курсовая работа выполняется студентом в соответствии с учебным планом. Графики написания, сдачи и допуска к защите курсовых работ составляются и утверждаются на заседании кафедры.

4. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному освоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения психологических задач и ситуаций.

5. Тематика курсовых работ по учебной дисциплине ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждением графика их написания. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Однако для охвата всей тематики курса можно ограничивать число студентов по отдельным темам (например, на одну тему - не более трех студентов). Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Возможно выполнение комплексных тем группой студентов (два-пять человек), в этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы.

6. Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах организаций, где они работают или проходят практику. Студенты очного обучения используют материалы собранные в период практики. На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы.

7. Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя- руководителя работы. Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке; составляет план исследования; определяет структуру работы; сроки выполнения ее по этапам; определяет необходимую литературу и другие материалы (статистические отчеты, результаты экспериментов на предприятиях и т.п.).

8.Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

9. За 10 дней до защиты один выправленный экземпляр курсовой работы сдается на кафедру для написания отзыва руководителя и получения рецензии. К работе должна быть приложена краткая аннотация, составленная студентом (объемом не более 1 страницы).

10.Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 5 дней руководителем работы, который дает письменное заключение по работе - рецензию. При оценке работы учитывается содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Если рецензия положительная, то руководитель делает на титульном листе курсовой работы отметку о допуске ее к защите. Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.

11. Рецензент назначается заведующим кафедрой или деканом факультета из числа квалифицированных преподавателей или работников научно-исследовательских учреждений.

12. Курсовая работа защищается на комиссии, которая утверждается на заседании кафедры. Комиссия состоит из двух-трех преподавателей кафедры, один из которых руководитель курсовой работы. Комиссия определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям.

13. На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

14. Курсовая работа, выполненная студентом в научном кружке (обществе) и доложенная на его заседании, засчитывается как курсовая.

15.Важнейшие критерии состоятельности курсовой работы: профессионализм (овладение как теоретическими знаниями, так и профессиональными практическими навыками работы), самостоятельность и творческий подход.

16.Курсовая работа логически предшествует дипломной (выпускной), способствуя постепенному формированию у студента навыков, необходимых как для полного раскрытия темы дипломной работы, так и для его будущей профессиональной деятельности в целом. Допускается вхождение курсовой работы в дипломную как в виде целостного раздела, так и в виде отдельных фрагментов.

Зашита и оценка курсовой работы


Обязательным элементом выполнения курсовой работы является ее зашита.

За 10 дней до защиты предоставляются один экземпляр, выполненный на компьютере. Все тексты оформляются на стандартной бумаге формата А4 (размер 210 х 297 мм):

Текст печатается 14 шрифтом, через полуторный интервал, число знаков в строке - 60-65.

Размер полей: верхних и нижних- 20 мм., правых - 10 мм., левых 20-30 мм. Размер абзацного отступа (красная строка) принят в 5 знаков.

Объем курсовой работы 30-40 страниц машинописного текста.

Процедура защиты курсовой работы


1. Защита курсовой работы проводится на расширенном заседании кафедры общей и специальной психологии с приглашением преподавателей других кафедр и студентов.

Зав. кафедрой (ведущий преподаватель) объявляет защиту, сообщая при этом Ф.И.О. студента, тему курсовой работы, докладывает о наличии отзыва научного руководителя и рецензии;

2. Студенту предоставляется слово для защиты по теме работы (до 10 минут).

В ходе выступления необходимо ознакомить с методологическим аппаратом исследования (актуальность выбранной темы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования), проанализировать содержание глав, доложить о результатах собственного исследования.

Особое внимание необходимо уделить выводам и рекомендациям.

3. Преподаватель-ведущий защиту предлагает задавать вопросы по содержанию работы и выступлению студента.

Отвечать необходимо кратко и по существу заданного вопроса.

4. Преподаватель предоставляет слово научному руководителю и рецензенту. В случае их отсутствия знакомит присутствующих с содержанием отзыва научного руководителя и рецензией на работу, обращая особое внимание на замечания. Студенту предлагается ответить по существу зафиксированных замечаний, если они есть.

5. Объявляется обсуждение защиты, в ходе которого могут выступить научный руководитель, рецензент и все присутствующие.

6. Преподаватель объявляет защиту законченной и предоставляет заключительное слово студенту, в котором желательно дать оценку обсуждения, а также сообщить присутствующим о выводах, сделанных студентом по итогам защиты.

7. По окончанию защиты курсовых работ объявляется совещание, на котором обсуждается выполненная работа и устная защита каждого студента. По итогам обсуждения выставляется оценка: "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо" или "отлично".
Отлично” выставляется за следующую курсовую работу:

  • Работа носит исследовательский характер, содержит научно изложенную теоретическую базу, глубокий психологический анализ проблемы; характеризуется логичным, последовательным изложением материала, соответствующими выводами и обоснованными предложениями.

  • Имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента.

  • При защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями; во время доклада использует пособия (таблицы, схемы, графики и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.


Хорошо” выставляется за следующую курсовую работу:

  • Носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный теоретический обзор проблемы исследования; характеризуется последовательным изложением материала с не вполне обоснованными выводами и предложениями.

  • Имеет положительный отзыв руководителя и рецензента.

  • При защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования; во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.



Удовлетворительно” выставляется за следующую курсовую работу:

  • Носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическом разбором исследуемой проблемы; в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы и предложения.

  • В отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методики анализа.

  • При защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.


Неудовлетворительно” выставляется за следующую курсовую работу:

  • Не носит исследовательского характера, не содержит теоретического анализа и практического разбора исследуемой проблемы, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры.

  • Не имеет выводов, либо они носят декларативный характер.

  • В отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания.

  • При защите студент затруднятся отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточные материалы.


Критерии оценки курсовой работы:

При оценке курсовой работы преподаватели должны руководствоваться следующими критериями:

  • содержание работы (теоретическая и прикладная значимость, новизна исследуемых вопросов, разнообразие используемых психодиагностических и психокоррекционных методик, математическая обработка результатов и их достоверность и т.д.);

  • защита работы (умение студента ориентироваться в научных проблемах, квалифицированно и профессионально излагать свои мысли, аргументировано отвечать на вопросы, наличие иллюстративного материала, подготовленного специально для защиты);

  • оформление работы (соблюдение правил оформления, регламентированных настоящим положением, разнообразие и оригинальность иллюстраций, качество приложения и т.д.)

  • соответствие содержания работы названию темы и ее оглавлению и т.п.

  • аргументированность ответов на заданные вопросы и замечания, изложенные в отзыве и рецензии.


Критерии отзыва (рецензии) на курсовую работу:

  • актуальность темы выполненной работы;

  • соответствие курсовой работы требованиям Положения о курсовых работах;

  • соответствие названия и содержания (оглавления) тексту работы;

  • достоверность и новизна научных положений, личный вклад студента в разработку выбранной темы, владение категориальным аппаратом в данной области психологии, связь изложенного материала с практикой;

  • степень обоснованности выводов и рекомендации, сформулированных в работе;

  • оценка содержания работы, ее завершенность и т.д.;

  • рекомендации по оценке работы;

.

Каждая структурная часть работы (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой странице. Расстояние между главой и следующим за ней текстом, а также главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка.

Защищенные курсовые работы хранятся на кафедре “Общая и специальная психология”.

Лучшие курсовые работы рекомендуются к публикации.
Курсовая работа – элемент учебного процесса, который помогает студенту закрепить и углубить полученные на лекциях и семинарских занятиях знания, а также подытожить индивидуальное освоение материалов курса. Выполнение подобного рода работ практиковалось в университетах еще до революции в виде необязательных «сочинений на медали» или «сочинений на премии». Идея о необходимости поощрения таких студенческих работ была выдвинута еще М.В. Ломоносовым.

Каждая структурная часть работы (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой странице. Расстояние между главой и следующим за ней текстом, а также главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляются (это не относится к содержанию работы).

Правила цитирования и оформления ссылок

Цитата - это выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска. Если цитата воспроизводит только часть исходного текста, то после открывающихся кавычек ставится многоточие, а сама цитата начинается с маленькой буквы. Например: Марк Аврелий удивлялся: "...человек возмущается злом, исходящим извне, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти"(..). То же относится и к случаям, когда цитата органически входит в состав предложения. Например: С.Л. Рубинштейн писал, что "речь возникает из потребности в общении"(..). Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в скобки, и соответствующего литературному источнику, приведенному в библиографическом списке. При использовании сносок их помещают внизу этой же страницы с отделением от основного текста небольшой горизонтальной чертой.

Оформление библиографического списка (списка используемой литературы)

Библиографический аппарат в исследовании- это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Коме того, такой аппарат в определенной мере есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат исследования представлен библиографическим списком. Библиографический список- элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, и потому позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования. В библиографический список автор работы включает весь используемый, цитируемый или просто упомянутый при написании работы материал - книги, журналы, статьи, нормативные документы, электронные ресурсы и т.д. В исследование в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы. Библиографический список литературы должен включать в себя фамилию и инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Количество используемых источников зависит от выполняемой научной работы. Чаще всего список излагается в алфавитном порядке. Пример оформления библиографического списка выглядит следующим образом (приложение №4).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconМетодические рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломных...
Методические рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломных проектов. Чернушка: гбоу спо «кпк», 2014. – 65 с., тираж 20

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconПамятка для студентов по оформлению письменных работ
При выполнении дипломных, курсовых и контрольных работ, а также при написании рефератов необходимо соблюдать идентичные требования...

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconГоу впо «Российский химико-технологический университет им. Д. И....
Настоящий стандарт используется при оформлении дипломных работ, курсовых работ, курсовых проектов, практик всех видов, рефератов,...

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconИнститут инженерно-экологического строительства и механизации
Методические указания по оформлению дипломных и курсовых проектов, дипломных работ

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconМетодические рекомендации и практические советы по написанию и оформлению...
Настоящие методические указания по подготовке дипломных работ предна­значены для студентов выпускников, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconС. С. Соколов рекомендации по оформлению курсовых, выпускных и дипломных проектов (работ)
«угту-упи» стп 1-96 «Общие требования и правила оформления дипломных и курсовых проектов (работ)» и модифицированы с учетом требований...

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconМетодические указания по оформлению курсовых и дипломных проектов...
Разработчики: Волотова Елена Ивановна, преподаватель гбпоу «Авиационный техникум»

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconНа оформление курсовых и дипломных
Настоящий стандарт предприятия устанавливает единые требования к оформлению, утверждению дипломных и курсовых проектов (работ), выполненных...

Методические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов, научных докладов, статей, контрольных и курсовых работ, дипломных проектов по психологическим специальностям. 2008 iconИзложение научной проблемы
Учебно-методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru