МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
НАША НОВАЯ ШКОЛА: ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
ОРЕНБУРГ
2012
ББК 74.04(2)+74.204
Н 37
Издается по решению редакционно-издательского совета ГБУ РЦРО Под редакцией Г.И. Сафоновой, директора ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области» Авторы-составители:
И.И. Букина – заместитель директора ГБУ РЦРО
С.Н. Скибина – заместитель начальника отдела «Передовой педагогический опыт в системе образования» ГБУ РЦРО
Н Н 37 аша новая школа: лучшие педагогические работники Оренбуржья: информационно-методический сборник / авт.-сост. И.И. Букина, С.Н. Скибина; под ред. Г.И. Сафоновой. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. – 150 с.
Настоящий сборник продолжает серию «Приоритетный национальный проект «Образование»: диссеминация передового педагогического опыта».
Издание включает информационно-аналитические материалы о победителях конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2012 году, и реализуемом ими инновационном опыте.
Сборник адресован руководящим и педагогическим работникам, руководителям методических объединений учителей-предметников, специалистам методических служб и призван способствовать распространению в региональной системе образования образцов и продуктов инновационной деятельности лучших учителей, создавших и реализующих собственную методическую систему.
ББК 74.04(2)+74.204
© ГБУ РЦРО, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………
| 4
| Победители конкурса лучших учителей образовательных учреждений Оренбуржья, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования………………………………………………….
|
6
| Шапошникова Лидия Александровна……………………………
| 6
| Инкина Ольга Олеговна………………………………………….
| 12
| Кисаева Наталья Петровна……………………………………….
| 22
| Яковлева Зинаида Георгиевна …………………………...…….…
| 27
| Хвостов Сергей Филиппович ………………………………….…
| 33
| Марьина Светлана Петровна …………….………………….……
| 46
| Саморядова Наталия Анатольевна…………………………….…
| 52
| Даньшина Наталья Викторовна…………….………………..……
| 59
| Грязнова Валентина Сергеевна……………………………………
| 64
| Иштерякова Роза Хакимовна……………..………………………..
| 75
| Еремина Ирина Константиновна …………….………………..…
| 82
| Рузанова Татьяна Леонидовна..…………..…………………..……
| 94
| Комарова Ольга Владимировна…………………………………..
| 105
| Полулях Светлана Викторовна ……………………...…………….
| 119
| Кромский Александр Алексеевич…...……………………………
| 126
| Анисина Татьяна Николаевна …………………...………………..
| 132
| Новикова Светлана Николаевна ………...………………………...
| 137
| Вахитова Светлана Геннадьевна..…………………………………
| 142
|
ВВЕДЕНИЕ Современный учитель – это профессионал, в совершенстве владеющий своим предметом и способный увлечь им своих учеников; это мудрый и чуткий воспитатель творческой, самостоятельной, толерантной личности, способной к самосовершенствованию и самоопределению; это исследователь, работающий в инновационном режиме, адекватно реагирующий на изменения в системе образования, открытый, готовый к диалогу и сотрудничеству; это мастер, создавший и реализующий собственную методическую систему и активно транслирующий свой опыт в профессиональной среде, постоянно развивающийся и развивающий.
Слово «развитие» является ключевым в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений которой заявлено «Совершенствование учительского корпуса». В современных условиях этот фактор можно рассматривать как гарант качества школьного образования, соответствующего основным требованиям инновационной экономики России.
Развитие профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя, «формирование учительского корпуса, не передающего знания и технологии, а формирующего у учеников готовность и умение учиться в течение всей жизни», является необходимым условием модернизации образования Оренбургской области и России.
Сегодня государственным приоритетом является формирование сообщества лучших учителей как общественной элиты. В связи с этим требует совершенствования система подготовки, переподготовки и профессионального совершенствования педагогических кадров, в том числе за счет использования передового педагогического опыта.
Для эффективного решения проблемы формирования у учителей современных профессиональных компетенций целесообразно выявлять и шире использовать тот ресурс, который уже накоплен в практике лучших образовательных учреждений и учителей, реализующих инновационные программы и имеющих положительные результаты.
В соответствии со стратегической политикой в Оренбургской области сложилась определенная система диссеминации передового педагогического и управленческого опыта, инноваций, обеспечивающих развитие региональной системы образования. Важным звеном этой системы является конкурсное движение.
Конкурсное движение заметно влияет на формирование новой личности учителя. В прошлом остался образ скромного школьного работника, не стремящегося к презентации своего опыта, замкнутого, сдержанного, закрытого. «Новой школе», несомненно, требуется активный, инициативный, эмоциональный, нестандартно мыслящий педагог, стремящийся к общению, творчеству, взаимодействию и поиску.
Любой конкурс педагогического мастерства, будь то «Учитель Оренбуржья» или конкурсный отбор лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», – это трудный и в то же время увлекательный процесс профессионального общения талантливых педагогов, которых объединяет стремление продемонстрировать свой педагогический стиль, предъявить свой опыт, раскрыть сущность созданной и реализуемой собственной методической системы. Конкурс – это возможность заявить о новых идеях, открытиях, поделиться опытом в области образования, воспитания и развития детей, посвятить коллег в секреты своего мастерства, обнаружить инновационное в традиционном, найти единомышленников.
Конкурсы профессионального мастерства работников системы образования, в том числе конкурсные отборы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», во многом способствуют реализации этих целей.
Приоритетный национальный проект создал условия для разработки инновационного механизма выявления творчески работающих педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании школьников.
С 2006 по 2009 год включительно победителями конкурсного отбора на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках реализации ПНПО стали 762 лучших учителя Оренбургской области.
В 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 года №117 «О денежном поощрении лучших учителей» был дан старт новому конкурсу – конкурсу лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.
Сегодня социально значимым представляется опыт того учителя, который разработал собственную методическую систему и активно делится своими находками с коллегами, которого знают и высоко оценивают в профессиональной среде.
Выпуск изданий серии «Приоритетный национальный проект «Образование»: диссеминация передового педагогического опыта» организован с 2008 года. В сборники данной серии, один из которых Вы держите в руках, включаются материалы об опыте и из опыта работы педагогических работников Оренбуржья – победителей конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО.
Авторы-составители выражают надежду на то, что представленные информационно-методические материалы помогут Вам в осмыслении профессиональной деятельности коллег и собственного методического ресурса, а также будут способствовать дальнейшему развитию и повышению качества образования в Оренбургской области.
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРЖЬЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШАПОШНИКОВА
ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Должность
| Учитель русского языка и литературы
| Место работы
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирсановская средняя общеобразовательная школа» Тоцкого района Оренбургской области
| Стаж работы в должности
| 32 года
| Квалификационная категория
| Высшая
| Конкурсный балл
| 57
| Тема педагогического опыта
| Интегрированные уроки гуманитарного и эстетического цикла как средство развития творческих способностей учащихся
| Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта
| Цель интеграции уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного и эстетического циклов: изменить отношение учащихся к названным предметам, воспитать читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте мировой художественной культуры, подготовленного к восприятию жизни.
Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, в обществе и в мире в целом. Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребенка. Такие занятия зачастую сопровождаются открытиями и находками. Особая ценность состоит в том, что роль исследователей выполняют ученики. Уроки такого типа раскрывают творческий потенциал учащегося.
| Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)
| Как руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла Л.А. Шапошникова проводит открытые уроки для коллег по данной проблеме (разработка интегрированного урока литературы и ИЗО «Красота родной природы в стихотворении поэтов XIX века И.С. Никитина «Утро»), участвует в районных семинарах, выступает с докладами («Интегрированный урок как средство развития у учащихся творческих способностей», «Роль учителя в развитии творческих способностей одаренных детей»). В ходе семинаров педагогом был дан интегрированный урок совместно с учителем ИЗО: урок развития речи по теме «Описание состояния среды» и ИЗО «Знакомство с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского».
Л.А. Шапошникова делится опытом с учителями других образовательных учреждений на сайте школы (http://www.proshkolu.ru/org/112-085/folder/249571/).
| Результативность реализации методической системы
| Результаты учебной деятельности повышаются на старшей ступени обучения, о чем свидетельствуют контрольные срезы и ЕГЭ по русскому языку. В 2011 году отмечена положительная динамика: средний бал возрос на 10 единиц по сравнению с 2010 годом. Активизировалось результативное участие школьников в конкурсном движении на муниципальном и региональном уровнях. В течение ряда лет Адодина Виктория – призер в ежегодном конкурсе «Рукописная книга» в номинации «Детское творчество». В 2011 году работа вошла в число призовых в межрегиональном детском творческом конкурсе «Аксакова помнят Урал и Поволжье». Имангулова Ильвина в I региональном фестивале среди детских домов «Тепло детских сердец» в номинации «Авторский разговорный жанр» заняла 1 место.
В настоящее время педагог принимает участие в подготовительной работе по созданию в 2012-2013 учебном году стажерской площадки для учителей русского языка и литературы и педагогов дополнительного образования по проблеме «Интегрированные уроки гуманитарного и эстетического цикла как средство развития творческих способностей учащихся». Итогом работы стажерской площадки станет выпуск программы и методических материалов для учителей района.
| Интегрированный урок литературы и ИЗО «Красота родной природы в стихотворении поэта XIX века
И.С. Никитина “Утро”» (5 класс) Интегрированный урок литературы и ИЗО в 5 классе посвящен анализу стихотворения и обучению создания рисунка к произведению в жанре пейзажа. Может быть использован учителями, работающими над проблемой интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов. Дает широкие возможности в развитии творческих способностей учащихся и воспитании гражданственности и патриотизма. Цели урока:
Образовательные:
1. Обучать анализу лирического произведения, созданию рисунка на основе прочитанного произведения.
2. Помочь учащимся видеть красоту природы родного края через художественный образ, созданный писателем и художником.
Развивающие:
1. Способствовать формированию читательской культуры
2. Вырабатывать навык исполнения рисунка в определенном жанре (пейзаж), нахождения художественно-языковых средств в тексте.
Воспитательные: воспитание гражданственности, любви к малой Родине.
|