МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калмыцкий государственный университет Гуманитарный факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
/директор института
____________________
(Ф.И.О., подпись)
«___» _________ 20__ г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ По основной образовательной программе
030600 История Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Одобрен:
на заседании кафедры ________________________
___________________________________________
Протокол от «____» _____________ 20__ г. № ____
Заведующий кафедрой _______________________
___________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись)
| Составитель: Колесник В.И., д. и. н., профессор
| на заседании учебно-методической комиссии института/факультета__________________________
_____________________________________________
Протокол от «___» ______________ 20__ г. № _____
Председатель УМК ____________________________
______________________________________________
(Ф.И.О., ученое звание, степень, должность, подпись)
|
| Элиста
2013 г.
Содержание
I. Рабочая программа дисциплины
| 3
| Аннотация рабочей программы дисциплины
| 4
| 1. Цели освоения дисциплины
| 5
| 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
| 5
| 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
| 6
| 4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура преподавания дисциплины
4.2. Содержание дисциплины
4.2.1. Лекции
4.2.2. Практические занятия
4.2.3. Лабораторные работы
4.2.4. Самостоятельная работа студента
4.2.5. Интерактивные формы занятий
| 8
| 5. Образовательные технологии
| 10
| 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента
6.1.1. Домашние задания, типовые расчеты, контрольные вопросы
6.1.2. Курсовые работы по дисциплине
6.2. Оценочные средства
| 10
| 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Перечень справочных, иллюстративных и других раздаточных материалов
7.2. Рекомендации по использованию информационных технологий
7.3. Рекомендуемая литература
| 17
| 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
| 19
| II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей и промежуточной аттестации студентов
Приложение 1. Методика рейтингового контроля знаний студентов
Приложение 2. Календарный график контроля самостоятельной работы студентов.
| 19
| Приложение 3. Фонд оценочных средств и методики их применения
Приложение 4. Образец экзаменационного билета
| 21
| Приложение 5. Конспект лекций
| 36
| Приложение 6. Методические указания для проведения занятий
6.1. Методические рекомендации преподавателю
6.2. Методические указания для самостоятельной работы студентов
6.3. Методические указания по проведению практических занятий
6.4. Методические указания по проведению лабораторных работ
6.5. Методические указания по выполнению курсовой работы
6.6. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
| 321
| Приложение 7. Глоссарий
| 373
| Приложение 8. Учебники, учебно-методические пособия и указания, разработанные преподавателями кафедры
| 378
| Приложение 9. Электронная версия УМКД
| 378
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калмыцкий государственный университет Гуманитарный факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
/директор института
____________________
(Ф.И.О., подпись)
«___» _________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
По основной образовательной программе 030600 История
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Одобрен:
на заседании кафедры ________________________
___________________________________________
Протокол от «____» _____________ 20__ г. № ____
Заведующий кафедрой _______________________
___________________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись)
| Составитель: Колесник В.И., д. и. н., профессор
| на заседании учебно-методической комиссии института/факультета__________________________
_____________________________________________
Протокол от «___» ______________ 20__ г. № _____
Председатель УМК ____________________________
______________________________________________
(Ф.И.О., ученое звание, степень, должность, подпись)
|
|
Элиста
2013 г.
Аннотация рабочей программы дисциплины Дисциплина «История Средних веков» относится к базовой части профессионального цикла по направлению подготовки бакалавров 030600.62 История. Дисциплина реализуется на Гуманитарном факультете ФБГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» кафедрой всеобщей истории.
Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации постановке цели и выбору путей её достижения), профессиональных компетенций ПК-1 (способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории), ПК-5 (способность понимать движущие и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества), ПК-6 (способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию), ПК-7 (способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ) выпускника.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей генезиса, расцвета и упадка феодализма и начальным периодом становления капиталистических отношений в странах Западной Европы, неславянских стран Центральной Европы и Византийской империи в период Средних веков и (V–первая половина XVII вв.), в котором в свою очередь выделяются периоды Раннего Средневековья (V–XI вв.), Классического Средневековья (XI–XV вв.) и Позднего Средневековья или Раннего Нового времени (XVI–первая половина XVII вв.), а также с историей формирования основ современной этнополитической карты Западной Европы, эволюцией форм западноевропейской государственности, характера международных отношений, особенностей её цивилизационного развития, конфессиональных и культурных традиций.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации, курсовая работа.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме проверки посещаемости и конспектов лекций, готовности к практическим занятиям, тестирование, контрольная работа; промежуточный контроль в форме экзамена.
Дисциплина преподаётся на II курсе в течение III и IV семестров. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 360 часов. Программой дисциплины предусмотрены 136 часов лекционных, 68 часов практических, 75 часов самостоятельной работы студента и 81 час экзаменов.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История Средних веков» являются изучение студентами фактической истории Западной Европы, неславянских стран Центральной Европы и Византийской империи в период Средних веков и Раннего Нового времени (V–первая половина XVII вв.), закономерностей эволюции феодальной общественной системы и её особенностей в странах названного региона и на их примере общих закономерностей всемирной истории.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.Б.7).
История Средних веков связана с дисциплинами «История Древнего мира» и «Новая и новейшая история (до XX в.)» хронологически (за первой она следует и второй предшествует), а также логически и в содержательно-методическом плане (вместе с ними она образует историю доиндустриальных и переходных к индустриальным обществ).
Студент обязан: знать базовый материал предшествующих основных учебных дисциплин: «Археология», «Этнология и социальная антропология», «Первобытное общество», «История Древнего мира», «История России до XX в.»; уметь применять эти знания в изучении Истории Средних веков; владеть первичными навыками современных информационно-коммуникативных технологий и самостоятельной работы с историческими источниками, научной и учебной литературой.
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на
формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
Код компетенции
| Наименование компетенции
| Предшествующие дисциплины
| Последующие дисциплины (группы дисциплин)
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации постановке цели и выбору путей её достижения
| Этнология и социальная антропология, История Древнего мира, История России до XX в.
| Новая и новейшая история (до XX в.)
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
| Археология, Первобытное общество, История Древнего мира, История России до XX в.
| Новая и новейшая история (до XX в.)
| ПК-5
| способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
| Археология, Этнология и социальная антропология, История Древнего мира, История России до XX в.
| Новая и новейшая история (до XX в.)
| ПК-6
| способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
| Археология, Первобытное общество, История Древнего мира, История России до XX в.
| Новая и новейшая история (до XX в.)
| ПК-7
| способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ
| История Древнего мира, История России до XX в.
| Новая и новейшая история (до XX в.)
| Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код компетенции
| Конечные результаты обучения
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| Знать: критерии определения границ информации, нужной для решения поставленной задачи.
Уметь: вычленить из отобранной информации главные и вспомогательные звенья и установить причинно-следственные связи между ними.
Владеть: навыками выстраивания доступной и убедительной последовательности предварительно структурированной информации.
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| Знать: главные факты, события, явления и процессы, формирующие понятия «всеобщая история» и «отечественная история».
Уметь: отбирать из массива исторической информации факты, события, явления и процессы, необходимые для исследования данного исследования.
Владеть: техникой сопоставления различных феноменов, образующих всеобщую и отечественную историю.
| ПК-5
| Знать: главные закономерности и последовательности в развитии человеческого общества.
Уметь: находить проявления общих закономерностей исторического процесса в данном историческом феномене. Владеть: навыками определения места, роли и значения конкретного исторического феномена во всемирно-историческом процессе.
| ПК-6
| Знать: базовую историческую информацию.
Уметь: соотносить базовую историческую информацию с конкретными историческими фактами, событиями, явлениями, процессами и ситуациями.
Владеть: навыками адекватной оценки фактов, событий, явлений и процессов и выявления причинно-следственных связей между ними.
| ПК-7
| Знать: основные этапы развития исторической науки.
Уметь: анализировать условия и факторы, определяющие развитие исторической науки. Владеть: навыками выделения направлений и школ в историографии.
| Структура и содержание дисциплины «История Средних веков»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц 360 часов.
Структура преподавания дисциплины
№ п/п
| Наименование модулей, разделов, (тем)
| Семестр
| Неделя семестра
| Аудиторные занятия (час.)
| Всего часов
| Формы текущего контроля успеваемости
| Лекции
| Практические, семинары
| Лаб. Раб
| СРС
| Экзамен
| часы
| 1
| Введение
| 3
| 1
| 4
| 4
| 0
| 4
|
| 12
| тест
| 2
| Раннее Средневековье
| 3
| 1-8
| 28
| 20
| 0
| 16
|
| 64
| тест
| 3
| Развитое Средневековье
| 3
| 9-18
| 40
| 12
| 0
| 16
| 36
| 104
| 2 контрольные работы
| 4
| Позднее Средневековье
| 4
| 1-16
| 64
| 32
| 0
| 39
| 45
| 180
| 2 теста, 1 контрольная работа
|
| Итого:
|
|
| 136
| 68
| 0
| 75
| 81
| 360
| экзамен
|
Содержание дисциплины
Лекции
№ п/п
| Номер раздела дисциплины
| Трудоемкость (часов)
| Тема лекции
| 1
| 1
| 2
| Предмет дисциплины «История Средних веков»
| 2
| 1
| 2
| Понимание феодализма в историографии
| 3
| 2
| 2
| Кризис в Римской империи III-V вв.
| 4
| 2
| 2
| Разложение родоплеменного строя у германцев
| 5
| 2
| 2
| Падение Западной Римской империи
| 6
| 2
| 2
| Генезис феодализма во Франкском государстве
| 7
| 2
| 2
| Франция в IX-XI вв.
| 8
| 2
| 2
| Германия в IX-первой половине XI в.
| 9
| 2
| 2
| Англия в Раннее Средневековье
| 10
| 2
| 2
| Скандинавия в Раннее Средневековье
| 11
| 2
| 2
| Испания в Раннее Средневековье
| 12
| 2
| 2
| Италия в Раннее Средневековье
| 13
| 2
| 2
| Византийская империя в IV-XI вв.
| 14
| 2
| 2
| Церковь в Раннее Средневековье
| 15
| 2
| 2
| Западная Европа в XI-XV вв.: экономика и социум
| 16
| 2
| 2
| Крестовые походы
| 17
| 3
| 2
| Франция в XI-XIII вв.
| 18
| 3
| 2
| Франция в XIV в.
| 19
| 3
| 2
| Франция в XV в.
| 20
| 3
| 2
| Англия XI-XII вв.
| 21
| 3
| 2
| Англия XIII в.
| 22
| 3
| 2
| Англия в XIV-XV вв.
| 23
| 3
| 2
| Германия XI-XIII вв.
| 24
| 3
| 2
| Германия XIV-XV вв.
| 25
| 3
| 2
| Северная и Средняя Италия XI-XIII вв.
| 26
| 3
| 2
| . Северная и Средняя Италия XIV-XV вв.
| 27
| 3
| 2
| Южная Италия в XI-XV вв.
| 28
| 3
| 2
| Страны Пиренейского полуострова в XI-XV вв.
| 29
| 3
| 2
| Скандинавские страны в XI-XV вв.
| 30
| 3
| 2
| Венгрия до конца XV в.
| 31
| 3
| 2
| Валахия и Молдавия до конца XV в.
| 32
| 3
| 2
| Византия во второй половине XI-XIII вв.
| 33
| 3
| 2
| Византия в XIV-XV вв.
| 34
| 3
| 2
| Церковь XI-XV вв.
| 35
| 3
| 2
| Культура Западной Европы в V-XV вв.
| 36
| 3
| 2
| Раннее возрождение и гуманизм в Италии в XIV-XV вв.
| 37
| 4
| 2
| Позднее Средневековье: экономика, социум, политика
| 38
| 4
| 2
| Позднее Средневековье: идеология и культура
| 39
| 4
| 2
| Первоначальное накопление капитала: сущность процесса
| 40
| 4
| 2
| Предпосылки и механизмы первоначального накопления
| 41
| 4
| 2
| Великие географические открытия
| 42
| 4
| 2
| Колониальная экспансия европейцев
| 43
| 4
| 2
| Германия накануне Реформации.
| 44
| 4
| 2
| Начало Реформации в Германии
| 45
| 4
| 2
| Крестьянская война в Германии
| 46
| 4
| 2
| Германия после Крестьянской войны (до начала XVII в.)
| 47
| 4
| 2
| Реформация в Швейцарии
| 48
| 4
| 2
| Социальное содержание кальвинизма
| 49
| 4
| 2
| Контрреформация в Европе
| 50
| 4
| 2
| Испания в первой половине XVI в.
| 51
| 4
| 2
| Испания во второй половине XVI–первой половине XVII в.
| 52
| 4
| 2
| Нидерланды в первой половине XVI в.
| 53
| 4
| 2
| Первые три периода Нидерландской революции
| 54
| 4
| 2
| Последние два периода Нидерландской революции
| 54
| 4
| 2
| Республика Соединённых провинций
| 56
| 4
| 2
| Италия в Позднее Средневековье: политика
| 57
| 4
| 2
| Италия в Позднее Средневековье: экономика и социум
| 58
| 4
| 2
| Англия в XVI в.: экономика и социум
| 59
| 4
| 2
| Англия в XVI в.: политика и идеология
| 60
| 4
| 2
| Франция в первой половине XVI в.
| 61
| 4
| 2
| Религиозные войны во Франции
| 62
| 4
| 2
| Франция в первой половине XVII в.
| 63
| 4
| 2
| Дания и Норвегия в Раннее Новое время
| 64
| 4
| 2
| Швеция в Раннее Новое время
| 65
| 4
| 2
| Венгрия в Раннее Новое время
| 66
| 4
| 2
| Трансильвания, Валахия и Молдавия в Раннее Новое время
| 67
| 4
| 2
| Международные отношения в Раннее Новое время
| 68
| 4
| 2
| Тридцатилетняя война
| Итого:
| 136
|
|
Практические занятия
№ п/п
| Номер раздела дисциплины
| Трудоемкость (часов)
| Тема практического занятия
| 1
| 1
| 2
| Предмет истории Средних веков
| 2
| 1
| 2
| Основные черты феодального строя
| 3
| 2
| 4
| Кризис в Римской империи в III-V вв.
| 4
| 2
| 4
| Разложение родоплеменного строя у германцев
| 5
| 2
| 4
| Варварские королевства в V-VII вв.
| 6
| 2
| 4
| Генезис феодализма во Франкском государстве
| 7
| 2
| 4
| Западная Европа в конце Раннего Средневековья
| 8
| 3
| 4
| Соц.-эк. развитие Западной Европы в XI-XV вв.
| 9
| 3
| 4
| Политическое развитие Западной Европы в XI-XV вв.
| 10
| 3
| 4
| Классовая борьба в феодальном обществе
| 11
| 3
| 4
| Генезис раннего капитализма в Европе в XVI-XVII вв.
| 12
| 4
| 4
| Великие географические открытия
| 13
| 4
| 4
| Реформация
| 14
| 4
| 4
| Крестьянская война в Германии
| 15
| 4
| 4
| Нидерландская революция
| 16
| 4
| 4
| Абсолютная монархия
| 17
| 4
| 4
| Идеология Раннего Нового времени
| 18
| 4
| 4
| Международные отношения в Раннее Новое время
| Итого:
| 68
|
| |