БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Магистрантка кафедры
теоретической и
институциональной экономики
Груша Алина Владимировна
Руководители:
доцент, к.э.н.
Валевич Юрий Васильевич
преподаватель
Позняков Андрей Михайлович
Минск – 2010 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Список обозначений к выпускной работе 3
Реферат на тему «Использование ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 12
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В НАЛОГОВОУЮ СИСТЕМУ В КОНТЕКСТЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 14
3.1. Преимущества использования информационных технологий в изучении системы налогообложения по сравнению с традиционными методами сбора и обработки налоговой информации 14
3.2. Использование автоматизированных информационных систем налоговыми органами 17
3.3. Применение электронного декларирования налоговыми органами Республики Беларусь 19
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИВАНИЯ В СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 30
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 32
Интернет-ресурсы в предметной области исследования 33
Персональный интернет-сайт 35
Тестовые задания по ИТ 36
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 37
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТОРСКОЙ ДИССtРТАЦИИ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Список обозначений к выпускной работе АИС – автоматизированная информационная система
ИКИ – информационно – коммуникационная структура
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
ИО – информационное обеспечение
ИС – информационная система
ИТ – информационные технологии
МНС – Министерство по налогам и сборам
РБ – Республика Беларусь
РУП – Республиканское унитарное предприятие
РФ – Российская федерация
США – Соединенные Штаты Америки
ЭЦП – электронно-цифровая подпись
Реферат на тему «Использование ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
ВВЕДЕНИЕ Информационные системы и технологии в значительной мере определяют уровень развития современного общества. На западе информационные технологии обеспечивают до 40% роста валового внутреннего продукта и аккумулируют при этом до 20% всех инвестиций.
Развитие информационных технологий в нашей стране оказывает непосредственное влияние на экономические аспекты жизнедеятельности общества и в том числе на всю систему налогового учета.
Успешная работа современного бизнеса возможна только с применением электронных технологий. С их помощью появляется реальная возможность существенно сократить затраты времени на осуществление многих процедур
Широкое использование информационных технологий (ИТ) в экономике и управлении обуславливает актуальность проблемы их экономической эффективности, особенно для нашей страны, так как в условиях экономического кризиса 90-х гг. прошлого века отечественные субъекты хозяйствования и государственные структуры были вынуждены направить большую часть своих усилий на преодоление негативных последствий переходного периода. Как следствие, серьезного понимания правильному, эффективному использованию ИТ в те годы не уделялось. Над этой проблемой стали задумываться только сейчас.
Налоговая система Республики Беларусь характеризуется нестабильностью законодательства. Слишком частные изменения в налоговой системе, наличие противоречий между различными нормативными правовыми актами и их многочисленность вынуждают даже небольшие предприятия содержать большой штат бухгалтеров, юристов и других категорий административно-управленческого персонала. В противном случае справиться с множеством инструкций, изменений и дополнений к ним просто невозможно. Так Беларусь уже который год подряд по отчету «Paying Taxes», подготовленным компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой организацией, по сложности налоговой системы занимает последнее 183 место. Специалисты составляют рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствуясь тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. В соответствие с данным рейтингом в нашей стране взимается 181 налоговый платеж и налоговая нагрузка на экономику составляет 173%.
Информационные технологии в таких случаях оказываются малоэффективными, так как они не способны самостоятельно отслеживать, анализировать данные изменения и «настраиваться» в соответствии с ними. Из-за частых изменений в законодательстве предприятиям приходиться постоянно вносить изменения в работу своих информационных систем, что требует значительных трудовых затрат.
Ярким примером использования информационных технологий в системе налогообложения являются США. Так, в США имеется достаточно не большое количество налоговых работников относительно общей численности населения (в 2006 г. насчитывалось 377 налоговиков на 1 млн населения). В нашей стране данный показатель в том же году составлял 949 работников налоговых органов на 1 млн чел. [5, с. 52]. При этом налоговый контроль (и его результативность) в США является, пожалуй, одним из самых высоких в мире.
Это обеспечивается, прежде всего, высоким уровнем автоматизации и информатизации как самой налоговой службы, так и практически всех сфер жизнедеятельности общества. Обязательная практически для всех налогоплательщиков (исключая самых мелких) электронная отчетность позволяет вести полностью автоматизированную обработку налоговых деклараций. Если декларация вызывает сомнение, то она подвергается проверке. Количество таких деклараций, как правило, составляет 1 % от общего числа поступивших. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую налоговая служба решила проверить в этом году. Система электронной отчетности облегчает жизнь и налогоплательщика, значительно экономя его время.
Также в США действуют 10 компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплательщиках [5,52]. В центре – семь главных картотек (по отдельным налогам и сборам), информация из которых по запросам налоговых органов может быть за считанные секунды передана в любую точку США. Все это позволяет обеспечить плотный налоговый контроль при небольшом штате налоговых органов.
Результативность контроля при снижении трудоемкости данного процесса повышает и весьма развитая система электронных безналичных платежей. Любая операция при безналичном расчете фиксируется электронной системой, и скрыть факт ее совершения практически невозможно. В итоге налоговые работники имеют возможность отслеживать финансовые операции налогоплательщиков, по сути, не выходя из офиса. Налоговая служба получает полные сведения о суммах, которые тратит субъект хозяйствования, и о том, на какие цели они направлены. Обладая такими данными, легко проверить и правильность уплаты налогов.
Для совершенствования работы налоговых органов в Республике Беларусь (РБ) предусмотрена программа деятельности Министерства по налогам и сборам (МНС) на 2006-2010 гг. В соответствие с данной программой предусмотрена модернизация и дальнейшее развитие информационной системы (ИС) МНС, в рамках которой должны быть решены задачи объединения информационных ресурсов, минимизация затрат по обработке больших массивов данных, введение электронного документооборота. Реализация данного проекта позволит перевести работу с плательщиками на качественно новый, безбумажный уровень. Предоставление налоговых деклараций (расчетов)в электронном виде упростит процедуру исполнения налоговых обязательств, сократит издержки как плательщика, так и налоговых органов.
В перспективе, по словам А.К. Дейко, необходим переход на формирование баз данных на единой либо совместимых платформах, переработка форм налоговых деклараций и приложений к ним и внедрение программного продукта, позволяющего оценить, насколько отраженные плательщиком в налоговых декларациях суммы налогов соответствуют их реальным налоговым обязательствам.
Одним из серьезных шагов по внедрению информационных технологий в налоговую систему нашей страны является введение электронного декларирования с 1 апреля 2009 году. Как отмечает министр по налогам и сборам РБ Владимир Полуян: «Сегодня в сферу налоговых отношений активно внедряются инновационные технологии. Они повышают эффективность функционирования всей налоговой системы и создают наиболее удобные условия для исполнения плательщиками налоговых обязательств. Это приоритетный вектор развития налоговой службы. С прошлого года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля текущего года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества. Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики смогут передавать и получать в электронном виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы будут предоставлены оперативный доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения. Уверен, что в скором времени система электронного декларирования станет неотъемлемой частью процесса налогообложения и обеспечит качественно новый уровень обслуживания плательщиков».
Несмотря на сделанные первые шаги по внедрению информационных технологий в налоговую систему Республики Беларусь, одной из причин недостаточно эффективного использования данных технологий являются частые изменения в налоговом законодательстве, отвлекающие множество сил хозяйствующих субъектов на адаптирование к ним и стимулирующие рост численности административно-управленческого аппарата предприятий (в частности, работников бухгалтерии). Для исправления сложившейся ситуации необходимо стабилизировать налоговую систему, активнее внедрять ИТ во все сферы жизни общества, развивать систему электронного документооборота, систему электронных платежей и т. п.
|