Скачать 0.71 Mb.
|
ПРОЕКТ ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЗОР правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области за 2016 год Екатеринбург 2017 Содержание
Предложения по совершенствованию законодательствана основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности …………….7
требований законодательства в области охраны окружающей среды … 10
Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Министерство) включает вопросы правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного экологического надзора и правоприменительной практики соблюдения обязательных требованийв области охраны окружающей среды. Настоящим обзором правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства (далее – Обзор) проанализирована и дана оценка деятельности Министерства при осуществлении регионального государственного экологического надзора исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о недрах, водного законодательства.
Составлению ежегодного плана предшествовала совместная работа отделов регионального государственного экологического надзора Министерства по формированию проекта ежегодного плана с учетом установленных «надзорных каникул» в отношении субъектов малого предпринимательства, анализа деятельности субъектов хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой ранее были выявлены нарушения экологического характера, установленной Законом о государственном надзоре периодичности проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, возможности проведения совместных проверок с иными контролирующими органами. Проект ежегодного плана был направлен на согласование в прокуратуру Свердловской областидо 01 сентября 2015, Утвержденный ежегодный план с корректировками,внесенными по предложению надзорного органа,представлен в Прокуратуру Свердловской области до 01.11.2015 для дальнейшего формирования сводного плана,после декабря 2015 размещен на официальном сайте Министерства для всеобщего обозрения. Так, в 2016 году было проведено49совместных проверок с Минфином России, Уральским управлением Ростехнадзора, Главным управлением Минюста России по Свердловской области, Департаментом Росприроднадзора по УФО, УправлениемРоспотребнадзора по Свердловской области, Главным управлением МЧС России по Свердловской области, Главным управлением МВД России по Свердловской области, Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Свердловской области, Межрегиональным управлением № 91 ФМБА, Территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области, УправлениемРоссельхознадзора по Свердловской области, Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, Уральским межрегиональным территориальным управлением ФА по техническому регулированию и метрологии,Государственной инспекцией труда Свердловской области, Региональной энергетической комиссией Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Департаментом лесного хозяйства Свердловской области, Департаментом ветеринарии Свердловской области,администрацией Новоуральского городского округа. Необходимо отметить, что в связи с объявленными «надзорными каникулами» из первоначального плана было исключено 13 проверок, в отношении 40 субъектов хозяйственной и иной деятельности – представителей малого бизнеса были составлены акты о прекращении проверок.
В течение 2016 года в органы прокуратуры было направлено 30 заявлений о согласовании проведения внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Из них было согласовано 20 проверок.
В течение 2016 года жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на нарушение их прав и ограничение интересов при проведении проверок в Министерство в течение отчетного периода не поступало. В прокуратуру г. КраснотурьинскаООО "СУГРП" было подано заявление о нарушении должностным лицом Министерства требований закона о государственном надзоре при проведении плановой выездной проверке в отношении юридического лица, в частности не вручен представителю общества, действующему по доверенности, акт проверки и предписания об устранении выявленных нарушений.По данному факту прокурором г. Краснотурьинска в отношении должностного лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи должностное лицо было привлечено к административной ответственности.
В случае выявления при проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателянарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды принимались меры по пресечению таких нарушений в рамках установленной компетенции. К таким мерам относились:
Так, в 2016 году было проведено 21 плановое (рейдовое) обследование особо охраняемых природных территорий, земельных участков, лесных участков, акваторий водных объектов,совершено 37 выездов по фактам обнаружения мест несанкционированного размещения отходов.
В течение последних пяти лет в Министерстве наблюдается устойчивая динамика роста количества направляемых жалоб и обращений граждан, юридических лиц. Так, отделами регионального государственного экологического надзора в 2016 было рассмотрено 615 обращений (135 % к предыдущему году), 377 из которых послужили основанием для проведения внеплановых проверок и обследований. В силу законодательной возможности, установленной частью 2 статьи 9 Закона№ 59-ФЗ, должностными лицами Министерства в целях объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений,в необходимых случаях, осуществлялся выезд на место предполагаемого правонарушения. Так было проведено 253 обследования территорий. Основными нарушениями в жалобах являются нарушения в области обращения с отходами – 212, 167 жалоб касалось нарушений водного законодательства, 122 – нарушений в области охраны атмосферного воздуха, 64 – в области особо охраняемых природных территорий, 50 – в области недропользования. Сроки рассмотрения обращений гражданне превышали 30-ти дней и соблюдались в соответствии с требованиями Закона № 59-ФЗ.
Так, было возбуждено 707 дел об административных правонарушениях, рассмотрено 838 административных дел с учетом материалов, поступивших из правоохранительных органов и дел, рассмотренных мировыми судьями. Из них – 699 с вынесением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа. В 74 случаях, в порядке, установленном статьей 4.1.1 КоАП РФ, вынесено административное наказание в виде предупреждения. Сумма наложенных административных штрафов составила 32 353,00 тыс. рублей, в том числе: -на юридических лиц – 28 504,0 тыс. рублей; - на должностных лиц – 3663,0 тыс. рублей; - на граждан – 186,0 тыс. рублей. 11. Степень тяжести совершенных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды оценивалась, как правило, по количеству составов административных правонарушений, которые содержит одно совершенное действие (бездействие), с учетом минимального и максимального размеров административного штрафа, возможности наступления негативных последствий для природной среды и нанесению ущерба природным ресурсам. При выборе ответственности должностные лица Министерства, рассматривающие дела об административных правонарушениях, руководствовались: 1) общими правилами назначения административного наказания; 2) возможностью квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное; 3) законодательно урегулированной возможностью замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением; 4) обстоятельствами, смягчающими или отягчающими административную ответственность; 5) количеством совершенных административных правонарушений. Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности 12. В практике работы, связанной с осуществлением регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения Министерство, при привлечении к ответственности лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии на пользование недрами, столкнулось с определенными трудностями. В большинстве случаев карьеры появляются без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов, разрешающих их разработку. Действия так называемых «черных копателей» приводят к безвозвратной потере ценных земельных участков, поскольку они не обременены, в отличие от лицензионных недропользователей, требованием обязательной рекультивации земель после завершения добычи. Также, колоссальные потери несут бюджеты в части налогообложения (земельный налог, денежные средства, поступающие от аукционов на разработку недр, в том числе лицензионные платежи, все налоги и платежи, поступающие от предпринимательской деятельности). В большинстве случаев установить лиц, осуществляющих незаконную деятельность, затруднительно, так как добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется время от времени, в ночное время либо в выходные дни. Принимаемые меры по недопущению деятельности по незаконной разработке карьеров недостаточно эффективны. Действия органов государственного контроля (надзора) ограничены действием требований положений Закона о государственном надзоре, а также несовершенством административного законодательства. Лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность, научились «обходить» законы. В частности, в целях избежания ответственности юридических лиц, незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется от имени физических лиц. Правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, схожа по составу со ст.171 УК РФ, разница лишь в сумме ущерба либо полученном доходе. И в первом и во втором случае необходимо провести экспертизу для определения данных сумм. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что в каждом случае, административный орган должен подтвердить факт добычи именно общераспространенных полезных ископаемых. Для чего необходимо проведение специальных экспертиз, требующих значительных временных затрат. Все эти мероприятия могут быть проведены лишь в рамках административного расследования.В большинстве случаев, добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется скрытно, вдалеке от населенных пунктов, в ряде случаев в ночное время. Работа носит сезонный характер. Таким образом, в случае установления лица, совершившего правонарушения, привлечь его к ответственности из-за пропущенных сроков давности, не представляется возможным. Фактически имеет место быть коллизия правовых норм, а именно: отсутствует согласованность, с одной стороны, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользовании (п.5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), административно-процессуального законодательства (ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ), и, с другой стороны, административно-деликтного законодательства (ст.7.3 КоАП РФ, глава 8 КоАП РФ Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования). Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"). Пункт 5 ст. 2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что общественные отношения в сфере добычи полезных ископаемых регулируются законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Соответственно при самовольной добыче полезных ископаемых (как один из видов использования недр) объектом посягательства всегда выступают отношения, регулируемые законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. Этот же смысл был заложен законодателем в Федеральном законе от 02.04.2014 № 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым законодательство в области природопользования было отнесено к числу административных правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности, по которым составляет один год. Согласно пояснительной записке данный закон направлен на «совершенствование действующих норм КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области природопользования и охраны собственности до одного года, а также на совершенствование механизма административного расследования за указанные виды правонарушений». Последующие попытки внесения законопроектов, также предусматривающих подобное увеличение сроков давности по правонарушениям, которые продолжили располагаться в главе 7 КоАП РФ (а не в главе 8 КоАП РФ, как это было бы более правильным), не поддерживались как законодателем со ссылкой на уже принятый по этому вопросу Федеральный закон от 02.04.2014 № 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (см. заключения Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству по проекту федерального закона № 642197-6 и № 832872-6), так и Правительством Российской Федерации (см. официальный отзыв на проект федерального закона № 542907-6). Изложенные в указанных заключениях выводы свидетельствуют об однозначном понимании целей и содержания положений, принятых Федеральным законом от 02.04.2014 № 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и изменяющих ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в части увеличения сроков давности привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений в области природопользования, к коим относится часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Вместе с тем, аргументы, указанные Государственной Думой Российской Федерации, а также позиция Министерства, основанная на данных аргументах, отклонена Верховным Судом Российской Федерации (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2016 по делу № 45-АД16-11). На основании вышеизложенного считаем необходимым внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, направленных на увеличение срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ до одного года. Подобные изменения следует внести по аналогичным основаниям и в отношении статьи 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий). |
Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 22. 06. 2012 №279 | Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года n 91-оз "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", в целях установления... | ||
Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области государственной услуги по согласованию технических проектов разработки... | Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 30. 07. 2012 №366 | ||
О содержании домашних животных в Свердловской области (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, n 6, ст. 506), а также... | Правительства Ростовской области от 30. 04. 2014 №320 «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской... | ||
Правительство свердловской области министерство здравоохранения свердловской области | Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства... | ||
Оз "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" ("Областная газета", 2009, 24 ноября, n 354-357) с изменениями,... | О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации, в целях развития сферы культуры Свердловской области в интересах... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |