Скачать 1.7 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Кафедра политики и политического анализа МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ На тему: Западноевропейская политика управления культурным многообразием и возможности ее применения в российских условиях. Студент Ермилов А.Ю. (Ф.И.О.) Руководитель ВКР Профессор Паин Э.А. (должность, звание, Ф.И.О.) Консультант Профессор Медушевский А.Н. (должность, звание, Ф.И.О.) Москва - 2014 ОглавлениеВведение. 2 Глава 1. Государственная политика управления культурным многообразием как объект научного исследования. 12 1.1 Обоснование выбора стран для анализа. 12 1.2 Политика управления культурным многообразием: подходы к определению понятий. 17 Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml 19 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant1.shtml 22 1.3 Понимание концепта «диаспора» в научном сообществе и анализ их деятельности в исследуемых странах. 28 Глава 2. Политика мультикультурализма и подходы политических партий Западной Европы к данному концепту. 36 2.1 Мультикультурализм как модель управления культурным многообразием. 36 2.2 Позиции ведущих политических партий Германии по проблеме «мульти-культи». 40 Михайлина И. В Бундестаге стало больше депутатов-иммигрантов. [Электронный ресурс]. – URL: http://germania-online.ru/politika/politika-detal/datum/2013/11/13/v-bundestage-stalo-bolshe-deputatov-immigrantov.html 46 2.3 Особенности политики управления культурным многообразием во Франции и позиции политических партий к данному вопросу. 51 Прокофьев В. Французские социалисты с треском проиграли муниципальные выборы 67 2.4 Мультикультурализм в государственной политике и риторике политических партий Великобритании 67 2.5 Мультикультурализм – провал или кризис? Перспективы использования теории мультикультурализма. 80 Глава 3. Возможности применения опыта западноевропейских стран для решения проблемы управления культурным многообразием в России. 85 3.1 Интеркультурализм как альтернатива мультикультурализму. 85 Заседание президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/news/10312 87 3.2 Анализ позиций политических партий Российской Федерации по проблеме управления культурным многообразием. 92 3.3 Специфика решения проблем управления культурным многообразием в России с учетом опыта стран Западной Европы. 104 Сенаторы отклонили закон об обязательных экзаменах по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудовых мигрантов. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/news/519046/ 111 Заключение 114 Список использованной литературы 119 Введение.Актуальность темы исследования. Основным направлением развития современного общества в эпоху глобализации выступает интенсификация межкультурных взаимодействий. Растущие миграционные потоки кардинально меняют структуру всего общества. В последние десятилетия происходит процесс трансформации монокультурных государств в поликультурные. Несмотря на серьезные ценностные отличия, культуры разных народов существуют в рамках единого пространства. Национальное развитие любого поликультурного общества подразумевает способность ужиться на одной территории людям различных национальностей, вероисповеданий и культурных особенностей. При этом акцент смещается не просто на долгосрочное сосуществование различных культурных традиций, а на их взаимодействие, диалог. Масштабный рост иммиграционных потоков в последние десятилетия рассматривается как угроза национальному государству. В этой связи многие исследователи предрекают постепенное исчезновение национальных государств, на месте которых появятся «постнациональные констелляции».1 Однако, несмотря на популярность данных концепций, разрешение проблем управления культурным многообразием в ближайшем будущем по-прежнему будет осуществляться на национальном уровне. Исторический опыт стран Западной Европы показывает, что не происходит автоматического процесса растворения инокультурного населения в принимающем сообществе. Несмотря на осознание существующих проблем в управлении культурным многообразием, которое выражается в многочисленных дебатах и дискуссиях, до сих пор властям западноевропейских государств не удается преодолеть «авральный» подход к решению этих проблем. Отсутствие адекватных ответов на процессы увеличивающегося культурного разнообразия могут привести к трагическим последствиям для европейских государств, поэтому анализ данного феномена является значимым как в теоретическом, так и практическом отношении. На современном этапе возрастает роль государства как субъекта политики управления культурным многообразием. Модели и концепции политики управления культурным многообразием не являются статичными, они постоянно находятся в процессе трансформации. Выработка приоритетов и целей политики управления культурным многообразием и учет интересов множества ее субъектов является трудноразрешимой задачей. Необходимо согласование политики управления культурным многообразием не только с государственной идеологией, но и с внешней политикой, экономикой, интересами и потребностями общества. Изучение опыта разных стран по достижению согласия относительно решения проблем культурного многообразия ненасильственным путем через демократические институты показывает сложность и многогранность этого процесса. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в Европе идет активный поиск новых подходов к управлению культурным многообразием, которые позволят сохранить баланс между императивами открытости, развития и безопасности. Странам Западной Европы необходим отлаженный механизм управления культурным многообразием, позволяющий, с одной стороны, максимально использовать потенциал инокультурного населения, а с другой стороны, - минимизировать издержки данного процесса. Так, на основании результатов исследования «Трансатлантические тенденции: Иммиграция», проведенного в 2012 году, проблема иммиграции в таких странах как Германия, Великобритания и Франция стояла третьей по значимости проблемой, волнующей население, после экономического кризиса и безработицы.2 Тема управления культурным многообразием становится все более актуальной и для России в связи с постоянно растущим иммиграционным потоком в страну. Сегодня разработка политики управления культурным разнообразием не рассматривается в качестве первоочередной задачи. Однако в условиях демографического спада, изменения количественного и качественного состава иммигрантов, приоритеты будут меняться. С одной стороны, культурное многообразие рассматривается как благо, но, с другой стороны, оно вызывает определенные проблемы сосуществования различных культур в мире и в отдельно взятой стране. Глобальные миграционные процессы являются одним из факторов роста культурного многообразия. Особенностью России является то, что на ее территории проживает около двухсот народов, которые представляют все религии мира и несколько десятков языковых групп. Данное разнообразие складывалось на протяжении нескольких столетий, сегодня оно возрастает и вследствие увеличения иммиграционных потоков. Таким образом, к уже имеющимся проблемам межкультурных коммуникаций, добавляются новые. В диссертации будет проанализирован один из факторов роста культурного разнообразия: внешние миграционные потоки из стран с иными культурными и религиозными традициями, с которыми страны Западной Европы столкнулись на несколько десятилетий раньше России и выработали определенный опыт в сфере управления культурным многообразием, исходя из специфики своих стран. Таким образом, в исследовании основной акцент будет сделан на проблеме внешней инокультурной миграции, характерной как для стран Западной Европы, так и для России. Изучение опыта государств Западной Европы способствует осмыслению российской ситуации, поиску общего и отличного с западноевропейскими государствами, выработке политики управления культурным многообразием с учетом, как достижений, так и ошибок, допущенных в государствах - членах Европейского Союза. В данном случае работа актуальна именно потому, что методы и практики политики управления культурным многообразием изучены не в полной мере. Проведенное исследование направлено на восполнение этого пробела. Проблема исследования – применим ли опыт западноевропейских стран в области политики управления культурным разнообразием к российской действительности? Объект исследования – политика управления культурным многообразием, проводимая в западноевропейских странах. Предмет исследования – особенности и методы реализации политики управления культурным многообразием в странах с различными социально-культурными условиями (Западная Европа и Россия). Цель исследования – выявление элементов политики управления культурным многообразием в Западной Европе, применимых для России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Проанализировать основные подходы к определению понятий политики управления культурным многообразием. 2. Выяснить основное содержание мультикультурализма как модели управления культурным многообразием. 3. Рассмотреть подходы ведущих политических партий стран Западной Европы к проблеме управления культурным многообразием. 4. Определить специфику проблем управления культурным многообразием в России. 5. Выявить возможность заимствования элементов европейской политики управления культурным многообразием для повышения эффективности данной политики в России. Гипотеза исследования: предполагается, что в ходе исследования будут выявлены как универсальные методы управления культурным многообразием, так и те, которые не применимы к специфике российских этнополитических условий. Методологическую основу исследования составляет нормативно-социологический институционализм. К политическим институтам относятся не только официальные государственные учреждения. Политический институт – это также «состояние организованной общности, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности».3 Благодаря институционализму вносится существенный вклад в осмысление вопросов организационной иерархии, норм и правил, процедур и регламентов, связывающих деятельность различных политических институтов. Кроме того, институциональный подход позволяет проанализировать связи между поведением индивидов в сфере властных отношений и институтами власти и влияния, то есть между макро - и микроуровнями политической жизни. В рамках институционального подхода в исследовании будут использованы метод политико-правового анализа, метод case-study и историко-компаративистский метод. Ключевым механизмом регулирования межгрупповых отношений, общественного порядка, политических, социальных и экономических процессов, является система правил и норм поведения индивидов, органов государственной власти, неправительственных и некоммерческих организаций, устанавливаемая актами государственной власти. Таким образом, для исследования нормативно-правовой базы и деятельности политических институтов по управлению культурным многообразием, будет использован метод политико-правового анализа. Метод case-study относится к одной из распространенных тактик качественного исследования. Основной целью case-study является наиболее полное изучение всех взаимозависимостей и взаимосвязей, характеризующих конкретную ситуацию. Это достигается благодаря использованию методики полного, всеобъемлющего описания. Таким образом, метод case-study позволит углубленно исследовать конкретные проблемные ситуации с целью создания когнитивной модели функционирования объекта исследования. Историко-компаративистский подход объединяет исторический взгляд на изучаемые процессы с их сравнительным анализом. В качестве методик мною будет использован сравнительный анализ, сочетание исторического и логического анализа, систематизация и обобщение. Методы эмпирических исследований – вторичный анализ статистических данных, нормативных актов и документов. Степень разработанности темы. В последние годы наблюдается рост научного интереса к проблемам управления культурным многообразием, что представляется естественным следствием их актуальности. Существенное влияние на формирование концепции адаптивной самоорганизации мигрантов оказала теория аккультурации Дж. Берри. Разработке теоретических подходов к управлению культурным многообразием посвящены исследования В.Тишкова, Л.Рыбаковского, С.Оспиной, Т.Кокса, Ч. Кукатаса. Исследованием феномена современных диаспор занимаются исследователи В.Дятлов, А.Ким, З.Левин, В.Попков. Вопросы возникновения диаспор как политического явления рассмотрены в работах В.Тишкова. Изучение роли диаспор в культурной, экономической и политической жизни общества проведено в работе Г.Шеффера. Основой для изучения концепта мультикультурализма послужили исследования таких авторов, как У.Кимлика, Ч.Кукатас, А.Кунднани, Б.Остендорф, С.Хантингтон, Х.Д. Хоффман-Новотний. При анализе позиций ведущих политических партий Германии по проблеме «мульти-культи» были использованы работы Ф.Мерца, Т.Саррацина, С.Погорельской. Особенности политики управления культурным многообразием во Франции анализируются в работах К.Бодуэна, И.Новоженовой, Н.Рулана, К.Снисаренко. В российской и зарубежной науке исследованиям британской мультикультурности посвящены работы Т.Балдвина, Т.Кондратьевой, Р.Найта, Г.Розенберга. Отдельную группу источников составляют речи и работы ведущих западноевропейских политиков: Т.Блэра, Д.Кэмерона, М. Ле Пен, А. Меркель, Г.Шредера, В.Жискар д’Эстена, изучение которых имело большое значение для анализа позиций политических партий по вопросу управления культурным многообразием. Вопрос о возможностях реализации в России политики мультикультурализма исследуется в работах В.Воронкова, В.Малахова, О.Неменского. Изучение влияния миграции на межнациональные отношения и проблемы толерантности проведено в работах Ж.Зайончковской, Э.Паина, В.Тишкова. Подробный анализ развития национализма в России представлен в работах Э.Паина. В отдельный блок источников целесообразно выделить программные документы российских политических партий с целью изучения их подходов к решению задач миграционной политики и связанной с ней политикой управления культурным многообразием. При анализе использованных в работе исследований можно сделать вывод, что изучение проблем управления культурным многообразием осуществляется, в первую очередь, в рамках демографии, социологии, экономической теории, географии. В меньшей степени данный вопрос исследован в контексте политических наук. Эмпирической базой данного исследования являются национальные статистические данные: по России – сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru/); ФРГ – Statistisches Bundesamt (https://www.destatis.de/EN/Homepage.html;jsessionid=1253E22C6C9D6695C9E262B7FDC0FAD2.cae3); данные Национального института статистики и экономических исследований Франции (Institut National de la Statistique et des tudes conomiques, (INSEE), http://www.insee.fr/fr/); по Великобритании – UK National Statistics (http://www.statistics.gov.uk/hub/index.html); сайты организаций, занимающихся управлением культурным многообразием: Федеральной Миграционной службы России (http://www.fms.gov.ru/); Федерального министерства труда и социальных дел Германии (http://www.bmas.de/DE/Startseite/start.html); Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (http://www.bamf.de/RU/Startseite/startseite-node.html); Национальный план интеграции ФРГ (Der Nationale Integrationsplan); Доклады Высшего совета по интеграции мигрантов при премьер-министре Франции; результаты опросов, проведенных Фондом общественного мнения (http://fom.ru/); Левадой-центром (http://www.levada.ru/); публикации федеральных электронных СМИ. На защиту выносятся следующие положения:
Новизна работы. Новизна данной диссертации определяется сформулированной целью и проблемой. На сегодняшний день существует не так много исследований, посвященных анализу политики управления культурным многообразием в западноевропейских странах. Также нет исследований, акцентирующих данную проблему на кейс Российской Федерации. Теоретическая значимость работы заключается в разработке на основе зарубежного опыта концептуального подхода к политике управления культурным многообразием в России, способного стать одним из факторов решения современных миграционных проблем. Практическая значимость связана с возможностью применения полученных результатов при разработке и осуществлении программ по управлению культурным многообразием в России. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и объект исследования, цель и задачи, раскрывается методологическая база. В первой главе дается обоснование выбора стран для анализа, рассматриваются теоретические и методологические аспекты политики управления культурным многообразием, понимание концепта «диаспора» в научном сообществе. Вторая глава посвящена основным теоретическим положениям мультикультурализма, его особенностям в различных странах Западной Европы, позициям политических партий по вопросам управления культурным многообразием, анализу деятельности диаспор в изучаемых странах, перспективам использования теории мультикультурализма. В третьей главе рассматривается специфика управления культурным многообразием в России, подходы политических партий к данному вопросу, анализируется возможности заимствования европейского опыта. В заключении делаются основные выводы по проведенному исследованию. |
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра экономики города и муниципального управления | На тему «Формы визуализации данных на сайтах российских информационных агентств: проблемы и перспективы» | ||
Особенности управления проектами и программами во взаимосвязи с управлением изменениями 12 | Прозрачность корпоративной отчетности и антикоррупционная политика российских частных компаний | ||
Тельным культурным потенциалом: развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, многочисленные объекты... | Учебная программа по дисциплине «Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом» составлена в соответствии... | ||
Нормативный характер оспариваемого правового акта | Нормативный характер оспариваемого правового акта | ||
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный... | Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, учащиеся знакомятся с многочисленными примерами мужества и отваги... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |