Сравнительный обзор КонсультантПлюс, 20.12.2013 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
(ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) 1. Что такое закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) >>>
2. Проведение закупки у единственного поставщика (информация для заказчика) >>>
3. Участие в закупке в качестве единственного поставщика (информация для участника) >>> 1. ЧТО ТАКОЕ ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
(ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ). 2. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
(ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА) 2.1. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика. Ограничения на проведение закупки у единственного поставщика >>>
2.2. Преимущества и недостатки закупки у единственного поставщика >>>
2.3. Процедура закупки у единственного поставщика >>>
2.4. Ситуации из практики. Закупка у единственного поставщика (информация для заказчика) >>>
2.5. Образцы документов. Закупка у единственного поставщика (информация для заказчика) >>> 2.1. В каких случаях проводится закупка
у единственного поставщика. Ограничения на проведение
закупки у единственного поставщика По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика только в случае, если закупка путем конкурентного способа определения поставщика признана несостоявшейся (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика является наиболее удобной для большинства заказчиков, если цена контракта незначительна. Закон разрешает разово закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. Однако совокупный годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 5% всех закупок и составлять не более 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Стоит отметить, что теперь закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах. Напомним, что согласно нормам утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика была ограничена условием, что сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 тыс. руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Например, если в феврале 2014 г. заказчик заключит контракт на поставку канцелярских товаров на сумму 90 тыс. руб., то при наличии потребности в таких же товарах в марте 2014 г. он вправе заключить контракты на их поставку на сумму не более 100 тыс. руб. каждый. При этом общая сумма контрактов на закупку канцелярских товаров, заключенных в течение первого квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика не превысит 50 млн руб. и 5% от общей суммы всех закупок за год. Законом установлены и другие случаи, в которых товары (работы, услуги) могут закупаться у единственного поставщика. Эти случаи можно разделить на следующие группы.
1. Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися:
1) закупка в связи с признанием несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
2) закупка в связи с признанием несостоявшимся определения поставщика закрытым способом (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
В указанных случаях контракт заключается с тем участником несостоявшейся процедуры, заявка которого соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и потребностям заказчика (ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
2. Закупки, связанные со строительством, а также ремонтом и содержанием имущества:
1) закупка услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
2) закупка услуг по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
3) закупка услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены переданные заказчику помещения (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка:
4) закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению к инженерным сетям по регулируемым ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
5) закупка услуг по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). 3. Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования:
1) закупки товара (работы, услуги) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. Совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% всех закупок и составлять не более 20 млн руб. Осуществлять такие закупки вправе только следующие учреждения (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):
- государственные (муниципальные) образовательные учреждения и учреждения культуры, деятельность которых связана с объектами культурного наследия.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, деятельность которых не связана с объектами культурного наследия, вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Такой вывод следует из разъяснений Минэкономразвития России, приведенных в Письме от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539;
- иные государственные (муниципальные) учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждения, осуществляющие концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив);
2) закупка услуг, связанных с посещением зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
3) закупка услуг, связанных с участием в проведении культурных мероприятий (фестивалей, концертов, представлений) на основании приглашений (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка:
4) поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов: музейного, библиотечного, архивного и аналогичных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
5) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей у лица, обладающего исключительными правами (исключительными лицензиями) (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
6) закупка в печатном или электронном виде изданий определенных авторов у издателей, обладающих исключительными правами (исключительными лицензиями) на использование таких изданий и оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям, для обеспечения деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений, библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
7) создание, исполнение произведений литературы или искусства, изготовление (поставка) декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для создания и (или) исполнения произведений. Осуществлять такие закупки вправе (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):
- образовательные учреждения;
- театры и концертные коллективы, цирки;
- телерадиовещательные учреждения;
- дома культуры, дворцы культуры, клубы;
- музеи, планетарии;
- парки культуры и отдыха;
- ботанические сады, заповедники, национальные, природные или ландшафтные парки, зоопарки;
8) закупка услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). 4. Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
1) закупка товаров (работ, услуг), необходимых для ликвидации последствий аварии (иных чрезвычайных ситуаций) либо для срочного медицинского вмешательства, если такие товары (работы, услуги) не включены Перечень, утвержденный Правительством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
2) закупка лекарств по медицинским показаниям. Сумма закупки не должна превышать 200 тыс. руб. Лекарства должны закупаться в объеме, необходимом одному пациенту на срок, который требуется для проведения запроса предложений (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
3) закупка услуг по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
5. Закупки в сфере государственного управления, обороны:
1) закупка работ (услуг), выполнить (оказать) которые могут только органы исполнительной власти, государственные учреждения, государственные унитарные предприятия (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
2) выполнение работ по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
3) закупка у единственного производителя российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка:
4) оказание услуг, связанных с обеспечением визитов иностранных делегаций (глав государств, глав правительств, руководителей международных организаций, представителей парламентов и правительств, иностранных государств) (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
5) закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности объектов государственной охраны (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). 6. Иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика:
1) оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
2) закупка товара (работы, услуги) в сфере деятельности естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
3) оказание услуг по участию в мероприятии, которое проводится для нескольких заказчиков, если поставщик определен в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ другим заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Продолжение списка:
4) закупки у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
5) закупка товаров (работ, услуг) у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
6) закупка сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при трудоустройстве осужденных на основании договоров, которые заключены учреждением, исполняющим наказания, с юридическими лицами (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
7) оказание услуг адвоката в связи с его назначением для участия в качестве защитника (представителя) в уголовном (гражданском) судопроизводстве (п. 27 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в приведенном перечне (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Других ограничений на использование данного способа Законом не установлено.
Если закупка у единственного поставщика невозможна, а заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ (например, закрытый), то Закон позволяет провести заказчику открытый конкурс (ст. 48 Закона N 44-ФЗ) или электронный аукцион (ст. 59 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев возможно также проведение запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) или запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Рекомендация
Проведение электронного аукциона и запроса котировок целесообразно в ситуациях, когда необходимо выбрать поставщика, предлагающего наименьшую цену контракта. Если вместо аукциона есть возможность провести запрос котировок, то удобнее провести закупку этим способом.
Открытый конкурс и запрос предложений проводятся в случаях, когда необходимо оценить предложения участника не только по цене, но и по условиям исполнения контракта (качеству, квалификации и другим критериям). Если есть возможность вместо конкурса провести запрос предложений, то удобнее провести закупку этим способом. СИТУАЦИЯ: Для выполнения противоаварийных работ на подведомственном объекте заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком. Однако контракт заключен спустя длительное время после аварии. Правомерно ли заключение контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы? Ответ: Нет, неправомерно, если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно.
Обоснование: Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при возникновении потребности в работах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы заказчик вправе заключить контракт с единственным подрядчиком. Сделать это заказчик вправе при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Следовательно, заключение контракта с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, является неправомерным.
Правоприменительная практика: Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом. О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Заключение контракта на выполнение проектных, строительных, ремонтных работ с единственным поставщиком (подрядчиком) вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Примечание
Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что эти подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ также не урегулирован рассматриваемый вопрос. СИТУАЦИЯ: Заказчику выделены бюджетные средства в конце финансового года. Для проведения конкурентных процедур времени, в течение которого эти средства могут быть использованы, недостаточно. Правомерно ли заключение контракта с единственным поставщиком вследствие обстоятельств непреодолимой силы? |