«Согласовано»: Директор МКУ ИМОЦ: ________________ Н.П.Рыжкова
| «Утверждаю»:
Директор МБОУ Чулковская ООШ:
______________ Тимофеева В.П. Приказ № 128 от 18.09.2015г.
| Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Чулковская основная общеобразовательная школа»
Гороховецкого района Владимирской области Принята Педагогическим советом
( Протокол № _1 от 27.08.2015)
пос.Чулково
2015 год
Содержание
1.Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка_____________________________________________
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования_______________________________
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования_________________
2. Содержательный раздел:
2.1. Программа развития универсальных учебных действий __________________
2.1.1.Характеристика (номенклатура) формируемых УУД. Понятие, функции, состав и характеристика универсальных учебных действий и их связь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью. (Приложение № 1)
2.1.2.Описание этапов урока открытия нового знания и УУД, выполняемых учащимися 5-6 классов (Приложение № 2)
2.1.3.Типовые упражнения и задачи для формирования навыков смыслового чтения. (Приложение № 3)
2.1.4.Организация групповой работы при построении образовательного процесса в Школе. (Приложение № 4) 2.1.5.Средства и способы развития универсальных учебных действий, используемые при построении образовательного процесса в Школе: дискуссии, тренинги, общий приём доказательства, рефлексия. (Приложение № 5)
2.1.6.Методический комплекс для оценки сформированности УУД. (Приложение № 6)
2.2.Программа отдельных учебных предметов,
курсов, в том числе интегрированных_____________________________________
2.3.Программа воспитания и социализации обучающихся _____________________
3. Организационный раздел:
3.1.Учебный план основного общего образования __________________________
3.2.Система условий реализации основной образовательной программы ______
3.2.1. Общие сведения 3.2.2.Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
3.2.3.Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) МБОУ Чулковская ООШ разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом типа и вида данного образовательного учреждения, а также с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и в соответствии с принципом преемственности по отношению к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа разработана коллективом педагогов Школы в сотрудничестве с родителями обучающихся второй ступени образования и с участием социальных партнеров: СДК, Чулковского лесничества, Совета ветеранов. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
ООП ООО учреждения является программой развития Школы.Она является отдельным модулем Образовательной программы школы на 2015-2016 год и отражает переход на новые стандарты образования - ФГОС ООО, который будет происходить поэтапно и в этом году коснется только 5 классов.
ООП ООО рассмотрена и принята педагогическим советом, протокол № 1 от 27.08. 2015 г.
По мере введения Стандарта и накопления опыта работы в данную ООП ООО могут быть внесены изменения и дополнения.
ООП ООО вступает в силу с 01.09.2015 года и будет реализовываться по мере реализации Стандартов.
Для реализации ООП ООО определяется нормативный срок 5 лет (2015 – 2019 г.г.), который полностью соответствует стабильному школьному возрасту.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чулковская основная общеобразовательная школа Гороховецкого района Владимирской области действует в соответствии с Уставом образовательного учреждения МБОУ Чулковская ООШ
Лицензия № _____ от «______» ___________ 20___ г. действует до 20___ года. Свидетельство о Государственной аккредитации № 772 от «20» июня 2014 года действует «20» июня 2026 года и имеет тип организации «общеобразовательное учреждение», вид организации «основная общеобразовательная школа».
При разработке Программы ООО основополагающими являлись следующие нормативно-правовые и методические документы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Стандарт (Приказ МОиН РФ № 1897 от «17» декабря 2010 года;
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Устав образовательного учреждения;
Сан ПиН 2.4.2.2821-10.
Цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования:
Цель: обеспечение выполнения требований Стандарта основного общего образования.
Задачи:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (п.Чулково, Гороховецкий район) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
|