Приказ Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. N 158 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 2003 г.) В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001), а также в целях обеспечения пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:
2.1. Приказ Минречфлота РСФСР от 10 февраля 1982 г. N 10 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РСФСР".
2.2. Приказ Минречфлота РСФСР от 30 июня 1971 г. N 76 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР".
2.3. Приказ Минречфлота РСФСР от 27 апреля 1978 г. N 60 "О внесении изменений и дополнений в "Правила пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирнова.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 января 2003 г.
Регистрационный N 4091 Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 24 декабря 2002 г. N 158) (с изменениями от 22 апреля 2003 г.) I. Общие положения 1. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г., N 35, ст.3649), Федеральным законом от 07.03.2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ) и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 14.12.1993 г. N 536 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.12.1993 г., регистрационный N 445) (далее - ППБ России).
2. Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Настоящие Правила распространяются на самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирские и наливные суда, паромные переправы.
3. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.
4. При обеспечении пожарной безопасности на судах судовладельцы и экипажи судов руководствуются международными договорами и соглашениями, законодательными актами Российской Федерации в области транспорта, иными нормативными правовыми и техническими актами в области пожарной безопасности судов, а также настоящими Правилами.
5. Судовладельцы (далее также - владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.
6. Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.
Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.
7. Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.
8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.
9. Организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнение мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрыво-, пожароопасных грузов и т.п.) осуществляют соответствующие службы владельца судна, судоремонтной организации, порта. При отсутствии такой службы эти функции осуществляют назначенные для этой цели лица инженерно-технического персонала, прошедшие специальную противопожарную подготовку.
10. Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна. II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне 11. В соответствии с пунктом 5 настоящих Правил судовладелец обеспечивает противопожарную подготовку членов экипажа судна, которая состоит из:
- обучения командного и рядового состава всех судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях, мерам пожарной безопасности по установленным программам;
- обучения командного и рядового состава судов смешанного (река - море) плавания методам выживания и действиям в аварийных ситуациях (в т.ч. борьбе с пожаром) на учебно-тренажерном судне или в береговом центре в соответствии с требованиями нормативных актов;
- обучения на судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания членов аварийных партий (групп) работе в снаряжении пожарного;
- инструктажа членов экипажа по мерам пожарной безопасности - вводного, первичного (на рабочем месте), повторного, внепланового;
- общесудовых учений по борьбе с пожаром.
12. Проверка знаний командного состава по вопросам пожарной безопасности проводится в установленные сроки.
13. Со всеми поступающими на работу членами экипажа перед направлением их на судно проводится вводный противопожарный инструктаж.
По прибытии на судно непосредственно на рабочем месте проводится первичный противопожарный инструктаж. Такой же инструктаж проводится и при изменении обязанностей по судовому расписанию.
Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми членами экипажа ежегодно, как правило, перед началом навигации, а на судах круглогодичного плавания - в начале календарного года.
Внеплановый инструктаж проводится при допущенных нарушениях требований правил пожарной безопасности.
14. Допуск членов экипажа к работе в дыхательных изолирующих аппаратах на судне оформляется письменным распоряжением капитана после прохождения обучения.
15. На судах, осуществляющих перевозки взрыво-, пожароопасных грузов, члены экипажей проходят дополнительную противопожарную подготовку по установленным программам, отвечающим требованиям нормативных актов по перевозке опасных грузов.
16. В целях отработки практических действий по борьбе с пожаром на судах ежемесячно проводятся учения, а на пассажирских судах - два раза в месяц; при замене более 25% экипажа такие учения проводятся до выхода судна в первый рейс после этой замены.
Учение по борьбе с пожаром следует проводить в соответствии с одним из вариантов плана пожаротушения, утвержденного капитаном судна.
17. Лица, не прошедшие обучение согласно п.11 настоящих Правил, к работе на судне не допускаются.
18. На каждом судне в рулевой рубке, в машинном отделении, коридорах жилых помещений на каждой палубе на видных местах должны быть вывешены планы расположения:
- постов управления;
- помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, приборов и арматуры для управления их работой;
- огнезадерживающих и огнестойких конструкций;
- пожарных кранов;
- пожарного снабжения;
- средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;
- системы вентиляции, включая центральное управление вентиляторами, с указанием расположения заслонок и самих вентиляторов, обслуживающих каждую зону;
- мест дистанционного закрытия трубопроводов топливных цистерн.
Вместо указанных планов эти сведения могут быть изложены в брошюре. Брошюру должно иметь каждое лицо командного состава судна, а один экземпляр брошюры находится в аварийной папке в рулевой рубке.
На судах заграничного плавания сведения, содержащиеся в планах и брошюре, должны быть приведены на русском и английском языках. 19. Второй комплект планов или брошюра должны постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном пенале, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком.
Место расположения пенала должно быть обозначено знаком размером 400 х 300 мм, нанесенным на переборку в виде красной рамки, в которой на белом фоне изображен силуэт горящего судна.
Пенал должен легко открываться (сниматься), быть легко доступным для аварийно-спасательных, пожарных судов, береговых пожарных и располагаться в местах с хорошей освещенностью, где, по возможности, имеется аварийное освещение.
20. Типовой план пожаротушения для судов длиной более 25 м разрабатывает судовладелец.
Командный состав каждого указанного выше судна, основываясь на типовом плане, разрабатывает план пожаротушения применительно к особенностям своего судна, который утверждается капитаном судна.
21. Инструкции о порядке пользования установками пожаротушения должны быть вывешены в помещениях постов управления установками, копии их должны находиться в аварийной папке в рулевой рубке.
22. Противопожарные закрытия, трубопроводы систем пожаротушения, противопожарное снабжение и места его хранения должны иметь маркировку.
23. Все судовые помещения, аварийные выходы, противопожарные закрытия, системы пожаротушения, пожарной сигнализации, предметы противопожарного оборудования, дистанционные приводы остановки вентиляторов, топливных (масляных) насосов и сепараторов, быстрозапорных клапанов топливных и масляных систем, запорные устройства вентиляционных каналов закрепляются распоряжением капитана за членами экипажа (расписание по заведованиям), которые обязаны поддерживать противопожарный режим на закрепленных за ними объектах и проверять их исправность в установленные сроки.
24. Дверные замки всех помещений должны иметь по два комплекта ключей. Первый комплект хранится:
- от помещений станций пожаротушения, румпельного и запасных выходов - в специальных ящиках, размещенных у входов в эти помещения и непосредственно у запасных выходов;
- от помещений с материальными ценностями - у заведующих помещениями;
- от кают экипажа - у лиц, занимающих их;
- от кают пассажиров - на специальной доске в установленном помещении.
Второй комплект ключей от всех помещений, за исключением кают экипажа, хранится на специальной доске, размещенной в установленном капитаном помещении. Доска запирается на замок, опечатывается, ключ от нее вместе с ключом от помещения, где расположена доска, должен храниться у вахтенного начальника. Доска с ключами второго комплекта от кают экипажа размещается в каюте первого штурмана. Ключ от этой доски находится у первого штурмана или у вахтенного начальника.
25. Курение на судне разрешается только в установленных местах. Места для курения должны быть снабжены металлическими урнами с водой и иметь надписи "Место для курения", а в жилых и пассажирских помещениях - пепельницами.
26. Для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается:
- хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, ветошь в сгораемой и открытой таре, а сырые и пропитанные маслом, бензином, керосином, лаками, растворителями, способные самовоспламеняться материалы - навалом, в тюках и связках; краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости - вне малярных кладовых, а также совместно с паклей, ветошью и прочими волокнистыми материалами;
- хранить и сушить у отопительных и электробытовых приборов, паровых трубопроводов одежду, горючие предметы и материалы;
- устраивать под внутренними трапами кладовые для хранения горючих материалов;
- загромождать проходы, основные и запасные выходы, подходы к средствам пожаротушения, размещать и устанавливать в проходах дополнительное оборудование и инвентарь, а в период ремонта - рукава и трубопроводы для горючих газов, жидкостей и кислорода;
- курить в не установленных для этого местах;
- пользоваться открытым огнем (факелами, свечами и т.п.);
- использовать нештатные электронагревательные приборы.
27. В судовых помещениях (в рулевой рубке, машинных помещениях, постах управления, коридорах жилых и служебных помещений на обоих бортах каждой палубы, салонах отдыха, барах и ресторанах) следует размещать на видных, хорошо освещенных местах схемы путей эвакуации.
Кроме таких схем, во всех коридорах жилых и служебных помещений должны быть нанесены стрелки-указатели и знаки, окрашенные светящейся краской и указывающие пути движения эвакуируемых людей.
28. У аварийных выходов следует устанавливать светящиеся табло "Аварийный выход" с питанием от аварийного источника.
29. На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. При запертой двери ключ не должен оставаться в замке с внутренней стороны помещения.
Запрещается закрывать на замки двери, расположенные на пути эвакуации.
30. При нахождении на судне людей (членов экипажа, пассажиров, персонала судоремонтной организации) пути эвакуации должны быть постоянно освещены.
31. В период ремонта судна при временном демонтаже трапов и решеток, нарушающем эвакуацию людей, необходимо предусматривать дополнительные эвакуационные пути из помещений судна. Командный состав судна обязан совместно с руководителем ремонта и пожарно-профилактической службой организации судовладельца произвести корректировку схем путей эвакуации и вывесить их на видных местах.
32. На пассажирских судах в судовые расписания по тревогам включаются обязанности членов экипажа, ответственных за эвакуацию пассажиров из конкретных помещений.
33. На пассажирских 3-, 4-палубных судах капитан, первый штурман (старший помощник капитана), механик (старший механик), командиры аварийных партий (групп) должны иметь электрофонари и УКВ-радиостанции.
34. Каждой бортпроводницей должен вестись учет количества пассажиров (по каютам), мест их высадки, наличия детей, больных, престарелых.
35. Каждый член экипажа, обнаруживший пожар или первые его признаки (дым, запах гари):
- сообщает через ближайший извещатель или любым другим способом об этом вахтенному начальнику, герметизирует очаг пожара, не допуская сквозняка в помещении, охваченном огнем, и приступает к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения;
- докладывает лицам командного состава судна, прибывшим на место обнаружения пожара, обстановку и далее действует по их указаниям.
36. Вахтенный начальник при получении сигнала или доклада о пожаре немедленно объявляет общесудовую тревогу.
Одновременно с объявлением общесудовой тревоги по судовой радиотрансляционной сети (или другим способом) объявляется место обнаружения пожара. Если к этому времени точное место пожара неизвестно, объявляется район судна, откуда поступило сообщение о пожаре (о первых его признаках).
37. В случае пожара капитан немедленно принимает меры к эвакуации людей из аварийных и смежных помещений, разведке очага пожара и его ликвидации.
При стоянке судна у причала порта капитан (вахтенный начальник) сообщает непосредственно или через диспетчера порта о пожаре в пожарную команду порта (города). Порядок вызова пожарной команды должен быть заранее известен вахтенному начальнику.
При движении судна капитан информирует о случившемся бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте, судовладельца, диспетчера ближайшего порта и при необходимости запрашивает помощь проходящих судов непосредственно или через диспетчера.
38. Организация тушения пожара на судне осуществляется в соответствии с судовым планом пожаротушения с учетом особенностей развития пожара.
39. В качестве первоочередных мер по борьбе с пожаром на судне капитану следует:
- ввести в действие, при их наличии, стационарные системы орошения, водораспыление и водяные завесы в тех помещениях и на тех направлениях, где создалась или может создаться опасность для жизни людей (пути эвакуации), угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения огня, привести в готовность к действию другие стационарные системы пожаротушения и противопожарные средства;
- незамедлительно загерметизировать очаг пожара, остановить систему вентиляции аварийного отсека, осуществить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространения огня и дыма, сосредоточить действия на локализации и ликвидации очага пожара;
- произвести отключение электроэнергии в районе пожара;
- принять меры по защите от пожара груза, материальных ценностей;
- прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по ликвидации пожара и борьбе за живучесть судна;
- обеспечить защиту и безопасность людей, принимающих участие в тушении пожара, от опасных факторов пожара (падающих частей конструкций, токсичных продуктов горения, дыма и т.п.), поражения электрическим током, неблагоприятных воздействий на них применяемых средств пожаротушения (хладонов, углекислоты, пара и т.д.). Перед пуском водяного пара, инертных газов, углекислоты, хладонов для объемного тушения, а также перед отключением освещения в отсеках и помещениях необходимо убедиться в отсутствии в них людей;
- принять меры по окончании тушения пожара к установлению причин его возникновения.
40. Спасение (эвакуация из опасных зон) пассажиров должно рассматриваться как неотложная мера и должно быть организовано одновременно с основными действиями по борьбе с пожаром.
При возникновении ситуации, грозящей гибелью людей или судна, а также в случае, если сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спасению людей и тушению пожара, весь состав аварийных партий (групп) необходимо использовать для спасения людей. |