| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
|
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Экономическая теория и институциональная экономика». Программа разработана в соответствии с:
с образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным 02.07.2010: http://www.hse.ru/data/2010/12/24/1208100158/meneg.pdf;
Образовательной программой направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра;
Базовым учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 080200.62 «Менеджмент».
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» являются подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: общий понятийный аппарат экономической теории и микроэкономики;
общие сведения о микроэкономике, место и роль в ней субъектов рыночных отношений;
основные микро- и макроэкономические проблемы и их количественные показатели;
основные принципы анализа рынков факторов производства;
понятийный аппарат микро- и макроэкономической теории;
основные микроэкономические концепции и модели;
понятийный аппарат экономической теории и институциональной экономики;
содержание теорий и концепций институциональной экономической теории, персональных представителей данных теорий и концепций;
историю эволюции институциональной экономической теории;
основные методы институционального анализа и особенности их применения;
основные источники институциональных изменений и их зависимость от пути развития;
подходы практического измерения трансакционных издержек;
подходы к формированию институтов и нормативные основы, влияющие на работу формальных и неформальных институтов.
использовать принципы микроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов;
использовать принципы и макроэкономического анализа для объяснения структуры национальной экономики, т.е. хозяйственного целого отдельной (обычно крупной) страны в её статике и динамике, во взаимодействии её крупных блоков;
представлять масштабы и общие параметры, характеризующие экономику отдельной страны и определяющие её место в мировой экономике;
применять макроэкономические знания для понимания механизма влияния макроэкономических условий функционирования экономических субъектов на принятие ими хозяйственных решений;
адекватно использовать понятийный аппарат институциональной экономической теории при объяснении реальных экономических ситуаций;
представлять разнообразные подходы и приводить примеры из экономической (исторической) практики, объясняющие формирование институтов;
иллюстрировать экономические проблемы в части формирования институциональных ловушек и объяснять их возникновение;
иллюстрировать возникновение институтов на опыте различных корпораций ( государств и\или фирм) и получать таким образом необходимый сравнительный контекст для анализа институциональной среды и ее влияния на эффективность деятельности организаций;
объяснять возникновение правовых (нормативных) основ экономической деятельности с точки зрения институционального подхода;
объяснять и сравнивать стимулы и нормы , которые влияют на поведение экономических агентов в легальном и нелегальном секторах экономики;
объяснять причины возникновения трансакционных издержек и их влияние на экономику фирмы и контрактные внутрифирменные и внешние взаимодействия;
объяснять влияние управленческой и законотворческой деятельности на изменение трансакционных издержек;
критически оценивать ситуации, возникающие в экономической действительности с применением институционального подхода к анализу проблемы;
проводить элементарный «институциональный анализ» социально-экономических программ;
объяснять закономерностей формирования институтов, процессов формирования убеждений и мотивов поведения при принятии управленческих решений.
Иметь навыки (приобрести опыт)
самостоятельного анализа оптимизации вложений в ресурсы с учетом фактора времени;
самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в хозяйственной практике с позиций микроэкономического подхода;
корректной постановки и институционального анализа проблем, возникающих в корпорациях разного уровня (фирма, государство) ;
институционального анализа проблем «институциональных ловушек» (ИЛ), выхода из ИЛ и построения потенциальных ИЛ в реальной действительности
самостоятельного анализа экономических институтов;
самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в реальной хозяйственной практике с позиций институциональной экономической теории;
создания текстов профессионального назначения с использованием логики институциональной теории.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общекультурная компетенция в части анализа культурного пространства Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию
| ОК-3
| Использует понятийный аппарат микро- и макроэкономики и институциональной теории для анализа событий социально- экономического плана, происходящие в стране и мире. Демонстрирует умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире с позиций методов микро- и макроэкономики и институциональной теории.
Обосновывает результаты происходящих событий социально- экономического плана с применением методов институционального анализа
Оценивает происходящие события опираясь на знание и понимание институтов гражданского общества
| Лекционные занятия интерактивного плана; семинарские занятия с разбором кейсов - реальных культурных феноменов с использованием технологий критического мышления
| Общекультурная компетенция в части анализа исторических событий и процессов
| ОК-4
| Использует понятий аппарат микро- и макроэкономики и институциональной теории для анализа исторических событий Демонстрирует владение методами микро- и макроэкономики и институционального анализа при оценивании исторических процессов Обосновывает наступление определенных исторических событий с позиций институциональной теории
| Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода; коллоквиум
| Профессиональные компетенции в области организационно- управленческой деятельности
| ПК -3
| Демонстрирует знание о зависимости управленческого решения от факторов внешней и внутренней институциональной среды организации Применяет знание о проблеме информационной ассиметрии при оценке условий принятия управленческих решений Оценивает последствия принимаемых решений с позиций микро- и макро и институционального анализа
| Семинарские занятия, дискуссионные технологии
| Профессиональные компетенции в области информационно- аналитической деятельности
| ПК-30
| Представляет причинно-следственные связи между наступившими событиями в реальной действительности и формальными и неформальными институтами, способствующими их наступлению Оценивает воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления
| Практикум на семинаре, кейс-метод
| ПК-31
| Демонстрирует знание основ государственной политики с точки зрения макроэкономики и институциональной теории
Обосновывает причины принятия управленческих решений с точки зрения институционального анализа
| Семинарские занятии, мини–конференция с оппонированием
| ПК-33
| Демонстрирует знание экономических основ поведения организации.
Имеет представление о различных структурах рынков.
Проводит анализ конкурентной среды отрасли
| Семинарские занятия, коллоквиум
| ПК-34
| Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях
| Домашние задания, практическая работа по кейсу.
| ПК-35
| Применяет количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений
Обосновывает построение определенных организационно-
управленческих моделей с позиций контрактной теории
| Проектная деятельность
| Профессиональные компетенции в области предпринимательской деятельности
| ПК-50
| Демонстрирует знание формальных и неформальных институтов предпринимательства
Оценивает институциональные основания (экономические и социальные условия) осуществления предпринимательской деятельности
| Семинарские занятия в дискуссионной форме в малых группах,
коллоквиум
| Профессиональные компетенции в области научно- исследовательской деятельности
| ПК-54
| Демонстрирует знание основных источников социально- экономической информации, баз данных
Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез
Использует методы моделирования в научных исследованиях
| Семинарские занятия, домашние задания, эссе, реферирование источников по теме
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовому блоку гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавра для направления 0800200.62 «Менеджмент».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Правоведение и правовая среда бизнеса», «Основы менеджмента», «Теория организации и оргповедение», «Разработка и принятие управленческих решений», «Социология», «Политология», «Линейная алгебра», «Математический анализ»
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
в части общекультурной компетенции:
знать базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК -1);
знать и понимает законы развития природы, общества и мышления и уметь
оперировать этими знаниями (ОК -2);
владеть культурой мышления, уметь логически верно, аргументировано и ясно
строить устную и письменную речь (ОК - 5);
владеть одним или несколькими иностранными языками на уровне, обеспечивающем использование в учебной деятельности материалов на иностранном языке (ОК - 6);
иметь навыки обучения в различных формах, включая самообразование (ОК -7);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК - 8);
осуществлять деловое общение: публичные выступления, электронные коммуникации и т.д. (ОК - 9).
в части профессиональных компетенций (ПК) по организационно-управленческой деятельности
уметь использовать нормативные правовые документы в учебных целях (ПК 4);
уметь проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК - 6);
применять основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК - 8);
уметь проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникаций (ПК - 11);
ПК по информационно-аналитической деятельности
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации,
использовать корпоративные информационные системы в учебных целях (ПК-38);
ПК по предпринимательской деятельности
уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать
бизнес-идею (ПК-48);
оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50);
владеть правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез; знать основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции (ПК-54);
осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач (ПК-56);
выбирать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-57);
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей (ПК-59);
использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-60).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Стратегический менеджмент
Финансовый менеджмент
Экономический анализ фирмы
Управление проектами
Корпоративное управление
Инновационный менеджмент
Маркетинг.
|