Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент»


НазваниеПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
страница1/13
ТипПрограмма дисциплины
blankidoc.ru > Туризм > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра






  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Экономическая теория и институциональная экономика».
Программа разработана в соответствии с:

  • с образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным 02.07.2010: http://www.hse.ru/data/2010/12/24/1208100158/meneg.pdf;

  • Образовательной программой направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра;

  • Базовым учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 080200.62 «Менеджмент».
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» являются подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • общий понятийный аппарат экономической теории и микроэкономики;

  • общие сведения о микроэкономике, место и роль в ней субъектов рыночных отношений;

  • основные микро- и макроэкономические проблемы и их количественные показатели;

  • основные принципы анализа рынков факторов производства;

  • понятийный аппарат микро- и макроэкономической теории;

  • основные микроэкономические концепции и модели;

  • понятийный аппарат экономической теории и институциональной экономики;

  • содержание теорий и концепций институциональной экономической теории, персональных представителей данных теорий и концепций;

  • историю эволюции институциональной экономической теории;

  • основные методы институционального анализа и особенности их применения;

  • основные источники институциональных изменений и их зависимость от пути развития;

  • подходы практического измерения трансакционных издержек;

  • подходы к формированию институтов и нормативные основы, влияющие на работу формальных и неформальных институтов.

  • Уметь

  • использовать принципы микроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов;

  • использовать принципы и макроэкономического анализа для объяснения структуры национальной экономики, т.е. хозяйственного целого отдельной (обычно крупной) страны в её статике и динамике, во взаимодействии её крупных блоков;

  • представлять масштабы и общие параметры, характеризующие экономику отдельной страны и определяющие её место в мировой экономике;

  • применять макроэкономические знания для понимания механизма влияния макроэкономических условий функционирования экономических субъектов на принятие ими хозяйственных решений;

  • адекватно использовать понятийный аппарат институциональной экономической теории при объяснении реальных экономических ситуаций;

  • представлять разнообразные подходы и приводить примеры из экономической (исторической) практики, объясняющие формирование институтов;

  • иллюстрировать экономические проблемы в части формирования институциональных ловушек и объяснять их возникновение;

  • иллюстрировать возникновение институтов на опыте различных корпораций ( государств и\или фирм) и получать таким образом необходимый сравнительный контекст для анализа институциональной среды и ее влияния на эффективность деятельности организаций;

  • объяснять возникновение правовых (нормативных) основ экономической деятельности с точки зрения институционального подхода;

  • объяснять и сравнивать стимулы и нормы , которые влияют на поведение экономических агентов в легальном и нелегальном секторах экономики;

  • объяснять причины возникновения трансакционных издержек и их влияние на экономику фирмы и контрактные внутрифирменные и внешние взаимодействия;

  • объяснять влияние управленческой и законотворческой деятельности на изменение трансакционных издержек;

  • критически оценивать ситуации, возникающие в экономической действительности с применением институционального подхода к анализу проблемы;

  • проводить элементарный «институциональный анализ» социально-экономических программ;

  • объяснять закономерностей формирования институтов, процессов формирования убеждений и мотивов поведения при принятии управленческих решений.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • самостоятельного анализа оптимизации вложений в ресурсы с учетом фактора времени;

  • самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в хозяйственной практике с позиций микроэкономического подхода;

  • корректной постановки и институционального анализа проблем, возникающих в корпорациях разного уровня (фирма, государство) ;

  • институционального анализа проблем «институциональных ловушек» (ИЛ), выхода из ИЛ и построения потенциальных ИЛ в реальной действительности

  • самостоятельного анализа экономических институтов;

  • самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в реальной хозяйственной практике с позиций институциональной экономической теории;

  • создания текстов профессионального назначения с использованием логики институциональной теории.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция в части анализа культурного пространства
Умеет анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию

ОК-3

Использует понятийный аппарат микро- и макроэкономики и институциональной теории для анализа событий социально- экономического плана, происходящие в стране и мире.
Демонстрирует умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире с позиций методов микро- и макроэкономики и институциональной теории.

Обосновывает результаты происходящих событий социально- экономического плана с применением методов институционального анализа

Оценивает происходящие события опираясь на знание и понимание институтов гражданского общества



Лекционные занятия интерактивного плана; семинарские занятия с разбором кейсов - реальных культурных феноменов с использованием технологий критического мышления

Общекультурная компетенция в части анализа исторических событий и процессов

ОК-4

Использует понятий аппарат микро- и макроэкономики и институциональной теории для анализа исторических событий
Демонстрирует владение методами микро- и макроэкономики и институционального анализа при оценивании исторических процессов
Обосновывает наступление определенных исторических событий с позиций институциональной теории

Семинарские занятия с использованием технологий кейс-метода; коллоквиум

Профессиональные компетенции в области организационно- управленческой деятельности

ПК -3

Демонстрирует знание о зависимости управленческого решения от факторов внешней и внутренней институциональной среды организации
Применяет знание о проблеме информационной ассиметрии при оценке условий принятия управленческих решений
Оценивает последствия принимаемых решений с позиций микро- и макро и институционального анализа


Семинарские занятия, дискуссионные технологии

Профессиональные компетенции в области информационно- аналитической деятельности

ПК-30

Представляет причинно-следственные связи между наступившими событиями в реальной действительности и формальными и неформальными институтами, способствующими их наступлению
Оценивает воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления


Практикум на семинаре, кейс-метод

ПК-31

Демонстрирует знание основ государственной политики с точки зрения макроэкономики и институциональной теории

Обосновывает причины принятия управленческих решений с точки зрения институционального анализа

Семинарские занятии, мини–конференция с оппонированием

ПК-33

Демонстрирует знание экономических основ поведения организации.

Имеет представление о различных структурах рынков.

Проводит анализ конкурентной среды отрасли

Семинарские занятия, коллоквиум

ПК-34

Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Домашние задания, практическая работа по кейсу.

ПК-35

Применяет количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений

Обосновывает построение определенных организационно-

управленческих моделей с позиций контрактной теории

Проектная деятельность

Профессиональные компетенции в области предпринимательской деятельности

ПК-50

Демонстрирует знание формальных и неформальных институтов предпринимательства

Оценивает институциональные основания (экономические и социальные условия) осуществления предпринимательской деятельности

Семинарские занятия в дискуссионной форме в малых группах,

коллоквиум

Профессиональные компетенции в области научно- исследовательской деятельности

ПК-54

Демонстрирует знание основных источников социально- экономической информации, баз данных

Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез

Использует методы моделирования в научных исследованиях

Семинарские занятия, домашние задания, эссе, реферирование источников по теме



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовому блоку гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавра для направления 0800200.62 «Менеджмент».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Правоведение и правовая среда бизнеса», «Основы менеджмента», «Теория организации и оргповедение», «Разработка и принятие управленческих решений», «Социология», «Политология», «Линейная алгебра», «Математический анализ»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

в части общекультурной компетенции:

  • знать базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК -1);

  • знать и понимает законы развития природы, общества и мышления и уметь

  • оперировать этими знаниями (ОК -2);

  • владеть культурой мышления, уметь логически верно, аргументировано и ясно

  • строить устную и письменную речь (ОК - 5);

  • владеть одним или несколькими иностранными языками на уровне, обеспечивающем использование в учебной деятельности материалов на иностранном языке (ОК - 6);

  • иметь навыки обучения в различных формах, включая самообразование (ОК -7);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК - 8);

  • осуществлять деловое общение: публичные выступления, электронные коммуникации и т.д. (ОК - 9).

в части профессиональных компетенций (ПК) по организационно-управленческой деятельности

  • уметь использовать нормативные правовые документы в учебных целях (ПК 4);

  • уметь проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК - 6);

  • применять основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК - 8);

  • уметь проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникаций (ПК - 11);

ПК по информационно-аналитической деятельности

  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации,

  • использовать корпоративные информационные системы в учебных целях (ПК-38);

ПК по предпринимательской деятельности

  • уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать

  • бизнес-идею (ПК-48);

  • оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50);

  • владеть правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез; знать основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции (ПК-54);

  • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач (ПК-56);

  • выбирать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-57);

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей (ПК-59);

  • использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-60).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Стратегический менеджмент

  • Финансовый менеджмент

  • Экономический анализ фирмы

  • Управление проектами

  • Корпоративное управление

  • Инновационный менеджмент

  • Маркетинг.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «1С: Предприятие» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавров четвертого курса...

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Инвестиционный менеджмент для направления 080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Адаптационный курс математики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62...

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые информационные системы» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Теория организации и оргповедение» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»...

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинг (продвинутый курс)» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)»  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)»  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Организация внешних связей в субъектах рф»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Налоги и налогообложение» для направления 38....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru