Лист индивидуальных достижений в системе оценки образовательных результатов первоклассников
Дмитриева Т.Г.,
учитель начальных классов
МКОУ «Гимназия №1»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Оценка – это не только фиксация учебных достижений ученика, но и регулятор его взаимоотношений с учителями, одноклассниками, родителями. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Недостаточно отменить школьную отметку, важно заменить ее более содержательным способом оценивания достижений каждого учащегося.
В условиях реализации положения ФГОС о системе оценивания планируемых результатов и внедрения безотметочных технологий обучения в 1 классе, мною был разработан «Лист индивидуальных достижений первоклассника», как одна из форм оценивания.
«Лист индивидуальных достижений» введён для более информативной обратной связи о результатах обучения школьника для родителей, учителей и обучающегося.
«Лист индивидуальных достижений» – это лист, на котором изображается полигон достижений планируемых результатов.
СТРУКТУРА «ЛИСТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»
"Лист индивидуальных достижений» учащихся комплексный, т. к. включает критерии, объединяющие требования к планируемым результатам по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Критерии оценки обсуждались на методическом объединении учителей начальных классов. Они сформулированы, исходя из планируемых результатов обучения в первом классе, учебно-тематического планирования учителя, особенностей контингента класса.
Изначально «Лист индивидуальных достижений» был разработан по каждому предмету отдельно (Приложения 1, 2, 3,4). Но затем в целях удобства для учащихся и родителей, четыре листа были объединены в один. (Приложение 5)
Следует помнить, что в первом классе результаты обучения не оцениваются отметкой, но важно учитывать продвижение каждого обучающегося в освоении основной образовательной программы. С этой целью было разработано разноуровневое оценивание предметных результатов: критический (0-29 %), низкий (30-55 %), средний (56-85 %) и высокий (86-100 %) уровни. В таблице при оценивании результатов учебной деятельности уровни обозначаются начальными буквами слов: «к», «н», «с», «в». Особенности данной системы оценки отражены в образовательной программе школы.
Таким образом, мы можем проследить, каким был уровень подготовки в I полугодии и каким стал во II полугодии.
Такой подход объясняется разной степенью подготовленности обучающихся к началу обучения в школе. Но в любом случае важно, чтобы совокупность критериев оценивания соответствовала требованиям программы, а степень сложности и объем требований может варьироваться.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С «ЛИСТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»
Следует признать, что часто родители требуют выставления обычных школьных отметок. Приходится объяснять, доказывать и убеждать их в необходимости введения безотметочного обучения в начальной школе.
На первом родительском собрании «Листы индивидуальных достижений» были представлены родителям и получили одобрение и рекомендацию объединить 4 листа по предметам в один для удобства в применении. Таким образом, «Листы индивидуальных достижений» были усовершенствованы родительским коллективом и приведены в тот вид, который имеют сейчас.
Родителям были объяснены требования к планируемым результатам по каждому предмету, и уже на первом собрании они для себя отметили, что умеют их дети, а чему еще предстоит учиться.
Родители должны понимать, что использование «Листов индивидуальных достижений» способствует формированию оценочной самостоятельности школьников, развитию рефлексивных умений, и в целом регулятивных универсальных действий.
С детьми мы также обсудили применение и значение индивидуальных листов достижений на классном часе по теме «Мой портфолио» и подробно рассмотрели, какими предметными знаниями должны овладеть первоклассники в течение года.
В «Портфолио учащегося начальной школы» Мишакиной Т. Л., по которым мы работаем, есть раздел «Пьедестал моих успехов» (Приложение 6). В конце каждого полугодия учащийся оценивает результаты своей учебной деятельности по каждому предмету и ранжирует по степени успешности. При оценивании себя первоклассник учитывает мнение родителей, результаты индивидуальных листов достижений и свои собственные наблюдения.
В течение года листы хранятся у учителя. В конце каждой четверти на итоговом классном собрании проводится рефлексия по индивидуальным листам: что удалось, а над чем нужно еще поработать.
Таким образом, в течение года у первоклассников формируется адекватная самооценка и умение планировать свой образовательный маршрут.
К концу учебного года « Листы индивидуальных достижений» помещаются в портфолио. Они позволяют отслеживать динамику продвижения обучающегося.
По итогам учебного года учитель готовит аналитическую справку, в которой раскрывается освоение первоклассниками ключевых предметных умений и УУД. Важно описать какими умениями первоклассники овладели на базовом и на повышенном уровнях, какой процент первоклассников еще не достиг базового уровня. В справке также надо отразить соотношение оценки учителя и самооценки учащихся, указать, по каким критериям оценки совпадают, а по каким отличаются. Следует сделать вывод и об адекватности самооценки обучающихся.
ВЫВОД
Оценка деятельности учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Ребенок нуждается в оценке своего труда, более всего в положительной оценке, в одобрении. Его огорчает отрицательная оценка, равнодушие, когда его труд не замечается учителем и товарищами. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной деятельности, активности, заставить ученика быть увлеченным в процессе познания. Одной из задач школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, превращение их в субъектов учебной деятельности. Способность учащихся к осознанию и осмыслению собственных действий, чувств, отношения к окружающим, происходящему на уроке, т.е. рефлексия, формируется постепенно, начиная с первого класса, с «Листов индивидуальных достижений».
Приложение 1.
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________ 1 класса _____ Учитель ___________
Литературное чтение (обучение чтению)
№
п/п
1.
| Формируемые навыки и умения
| I полугодие
| II полугодие
| Способ чтения
| По слогам
|
|
| По слогам и целыми словами
|
|
| Целыми словами
|
|
| 2.
| Правильность чтения
| Без ошибок
|
|
| 1 – 2 ошибки
|
|
| 3 и более
|
|
| Пропуск, замена, искажение
|
|
| Постановка ударения
|
|
| Ошибки в окончаниях
|
|
| Повторы
|
|
| 3.
| Темп чтения
|
|
| 4.
| Выразительность чтения
|
|
| 5.
| Пересказ
|
|
| 6.
| Чтение наизусть
|
|
| 7.
| Ответы на вопросы по содержанию
|
|
| - от 0 % до 29 % - критический уровень; от 56 % до 85 % - средний уровень;
- от 30 % до 55 % - низкий уровень; от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение 2.
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________ 1 класса _____ Учитель ___________ Русский язык
№
п/п
| Формируемые навыки и умения
| I полугодие
| II полугодие
| 1.
| Звуко – буквенный анализ слов
| Последовательность звуков в слове
|
|
| Характеристика звуков
|
|
| Деление на слоги
|
|
| Ударение
|
|
| Составление схемы слова
|
|
| 2.
| Каллиграфия
|
|
| 3.
| Списывание
|
|
| 4.
| Письмо под диктовку
|
|
| 5.
| Орфограммы
| Пропуски, замены, искажения
|
|
| Большая буква в начале предложения
|
|
| Знаки препинания в конце предложения
|
|
| Пробелы между словами
|
|
| Большая буква в именах собственных
|
|
| Жи – ши, ча – ща, чу – щу
|
|
| Обозначение мягкости согласных на письме
|
|
| Словарные слова
|
|
| Перенос слов
|
|
| 6.
| Соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения в повседневной жизни
|
|
| - от 0 % до 29 % - критический уровень; от 56 % до 85 % - средний уровень;
- от 30 % до 55 % - низкий уровень; от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение 3.
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________ 1 класса _____ Учитель ________________
Математика
№
п/п
| Формируемые навыки и умения
| I полугодие
| II полугодие
| 1.
| Распознает, называет, изображает геометрические фигуры, использует чертежные инструменты, измеряет и чертит отрезки
|
|
| 2.
| Знает состав чисел в пределах 10
|
|
|
| 3.
| Вычислительные навыки
| Сложение и вычитание в пределах 10
|
|
| Сложение и вычитание в пределах 20
|
|
| 4.
| Название компонентов и результата действий
| Сложение
|
|
| Вычитание
|
|
| 5.
| Умеет сравнивать числа и выражения
|
|
| 6.
| Умеет решать простые задачи
|
|
| - от 0 % до 29 % - критический уровень; от 56 % до 85 % - средний уровень;
- от 30 % до 55 % - низкий уровень; от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение 4
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________ 1 класса _____ Учитель ______________
Окружающий мир
№
п/п
| Формируемые навыки и умения
| I полугодие
| II полугодие
| 1.
| Умеет называть и сравнивать объекты живой и неживой природы
|
|
| 2.
| Проводит несложные наблюдения в окружающей среде
|
|
| 3.
| Понимает необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдает правила безопасного поведения
|
|
| 4.
| Описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы
|
|
|
| 5.
| Умеет приводить примеры, определяющие характер взаимоотношений человека и природы
|
|
| 6.
| Узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона; называет достопримечательности столицы и родного края
|
|
|
- от 0 % до 29 % - критический уровень; от 56 % до 85 % - средний уровень;
- от 30 % до 55 % - низкий уровень; от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение 5
Приложение 6
|