Скачать 69.07 Kb.
|
Будем говорить правильно Целью изучения математики на ступени основного общего образования является не только овладение системой математических знаний и умений, которые применяются в практической деятельности, но и интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей. Успех учащихся в изучении математики находится в прямой связи с культурой их устной и письменной речи. К сожалению, при хорошем понимании и усвоении материала ученики не всегда владеют правильной доказательной математической речью. Психологи доказали, что взаимодействие субъектов учения в процессе познавательной деятельности – эффективный путь в развитии личности. Я считаю, что в учебном процессе важное место должен занимать диалог. Для того чтобы ученик мог вступить в диалог, он должен обладать навыками диалогической речи. Обучение таким навыкам – задача, которая должна решаться при обучении математике. В статье Е.Е.Семенова «Актуализировать диалог в преподавании» выделены принципы, применение которых положительно влияет на развитие диалога. В своей работе я опираюсь на следующие положения: - принцип эрудированности и устремленности к поисковой деятельности. Для диалога в преподавании математики важен отбор исследовательских задач разных уровней, а также готовность учителя «ввязаться» совместно с учениками в поиск решения незнакомой, неожиданной задачи. - принцип равноправия. Ни одна смысловая позиция не имеет права на запрещение другой. Для достижения большего равноправия учителю полезно иногда приходить на урок с задачей, решение которой ему неизвестно. - принцип взаимообогащения. Диалог всегда есть взаимное обогащение знаниями и методами их приобретения. Происходит это от взаимного ожидания новых мыслей, суждений, гипотез, идей, от стремления услышать, осознать, оценить последние. - принцип многогранности истины. Он состоит в решении задачи разными способами, а не в решении нескольких задач одним способом. - принцип существования внутреннего диалога. Внешний диалог развивает способность учащихся к внутреннему диалогу. - принцип соотношения обязанности и возможности. Диалог никому не навязывают: ответ не обязанность, а возможность. - принцип монолога. Диалог начинается с монолога. Учитель говорит не только для того, чтобы его услышали, но и для того, чтобы услышать других. Таким образом, при диалогическом преподавании учит не только учитель, но и ученики. Математическая речь обладает своими специфическими особенностями. Математический язык является результатом усовершенствования естественного языка по различным направлениям: устранение громоздкости, двусмысленности, расширение выразительных возможностей естественного языка. Это достигается его символизацией, применением различных обозначений, разработкой и использованием определенных правил конструирования различных математических предложений, т.е. моделированием. Математическая модель – это такое изображение, по определению доктора педагогических наук Л.М.Фридмана, которое фиксирует определенное (общее) представление об изучаемом предмете (объекте) и обеспечивает его дальнейший анализ. Поэтому важно не только составлять математическую модель, но и выполнять обратную задачу – понимать, какую ситуацию может описывать данная модель. Модель может выступать в геометрической, аналитической или знаковой форме в виде геометрического образа (рисунка), формулы, уравнения, выражения, схемы, символов, для построения которой используется математический язык. Рассмотрим примеры применения математических моделей: Пример 1. Правила сложения положительных и отрицательных чисел (6 класс). + + + = + - + - = - + + - = - - + + = + Пример 2. Расшифруйте математические модели в соответствии с данной ситуацией (5 класс).
Пример 3. Придумайте ситуацию, которая описывает данную математическую модель(5 - 9 классы ). а) 3*(48+15) в) 2х+х=15 в) 1/ х+1/(х+2)=1/8 б) 5*3,5 +4*4,8 г) х+(х+2)=100 ⅓ Пример 4. Заполните пустые места таблицы (8 класс).
При решении текстовых задач широко используются графические и аналитические модели. Работа по развитию речи строится на использовании определенных типов заданий, стимулирующих диалог и монолог:
прочитать запись.
существенных признаков основные определения (свойства, теоремы, правила) в данной теме.
Для целенаправленного формирования речи полезно использовать памятки для учащихся. Например, рецензирование (анализ) ответа:
3. Был ли ответ достаточно полным, аргументированным. 4. Сделаны ли обобщение, выводы. 5. Была ли грамотной и выразительной речь. Благодаря такой системе работы по развитию речи на уроках математики повышается уровень мотивации как у сильных, так и у слабых учащихся; развивается умение оперировать математическими понятиями, владеть навыками моделирования; обеспечивается прочность и долговременность знаний на уровне стандарта; формируются коммуникативные умения. Литеретура 1. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 1985. 2. «Речевое развитие младших школьников». Сборник статей под редакцией Рождественского Н.С. М.: Просвещение, 1970. 3. Семенов Е.Е. Актуализировать диалог в преподавании // Математика в школе. 1999. №2. 4. Семенов Е.А. Области благотворного влияния на диалог // Математика в школе. 1999. №5. 5.Цукарь А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач. // Математика в школе. 1998. №5. 6. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2002. №6. |
Хорошо, вопросов нет. Если по ходу появятся, пожалуйста, задавайте, ну, с другой стороны, я не уверена, что у Вас есть необходимость... | Многие годы Ромена Теодоровна Августова занимается педагогикой речи. Она учит говорить тех детей, которые совсем говорить не умеют... | ||
Сегодня мы встретились, чтобы пообщаться друг с другом, поговорить о значимости речи в жизни ребенка, познакомиться с приемами развития... | Крыму и на Украине, касается каждого то, что происходит в Украине. Каждого касаются проблемы Европы и Азии, трагедии и достижения... | ||
Шмаков М. «Там, где слышат разум, мы будем разумными. Там, понимают силу. Мы будем сильными!»//Солидарность. 2017.№09. С1 | Гостям разъясняются правила (как и где встать, когда аплодировать, когда вручать подарки и т п.), родители получают инструкции (где... | ||
Астахов Павел Алексеевич Мы уже в эфире, да? Давайте, чтобы время не терять уже начнем, и будем отвечать на вопросы, потому что отвечать... | Мы радуемся успехам наших малышей и переживаем вместе с ними неудачи и обиды. Давайте будем бережно относиться к этому подарку, будем... | ||
Власть – тоже. Общественная коммуникация – тоже. Все это смд методологией не схватывается. Поэтому вопрос: либо, имея смд представления,... | Напоминаем, от того насколько полно и правильно заполнена анкета, зависит насколько быстро и правильно наш менеджер поймет ваши требования... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |