МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)»
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки: 031003 «Судебная экспертиза» Профиль подготовки: «Экономические экспертизы», «Речеведческие экспертизы» Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
Форма обучения: очная
Москва 2013
1. Цели производственной практики Целями производственной практики являются: формирование профессиональных компетенций через активное участие студента в деятельности учреждения, организации, органа; формирование способности самостоятельно и качественно выполнять профессиональные задачи, принимать обоснованные решения; улучшение качества профессиональной подготовки и идейно-нравственного воспитания специалистов в области судебной экспертизы, закрепление полученных знаний по правовым дисциплинам и дисциплинам специализации; укрепление связей теории и практики судебной экспертизы, проверка умения студентов пользоваться методами и средствами судебной экспертизы, получение элементарных навыков по проведению судебно-экспертных исследований и составлению экспертных заключений.
2. Задачи производственной практики Задачами производственной практики являются: знакомство с практической работой государственного (муниципального) органа, негосударственной организации (учреждения), в которых проходит практика; изучение и анализ опыта по производству судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях; развитие навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с исследованием вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования; овладение формами и методами работы, используемыми в организации (учреждении) при участии в качестве специалиста в процессуальных действиях; участие в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем; систематизация теоретических знаний, связанных со статусом и компетенцией органа (учреждения), в котором проходит практика; применение полученных в процессе обучения знаний в области экспертной деятельности; получение информации об особенностях выявления на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений; изучение деловой документации, локальных нормативных правовых актов, правил делопроизводства, вопросов охраны труда и техники безопасности по месту прохождения практики; изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
3. Место производственной практики в структуре ООП ВПО Овладение необходимыми компетенциями в процессе учебной практики базируется на освоении дисциплин профессионального цикла (теория судебной экспертизы, судебная фотография и видеозапись, участие специалиста в процессуальных действиях, трасология и трасологическая экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов)
Направляемый на учебную практику студент должен:
– знать:
правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы; систему методов и средств судебно-экспертных исследований, закономерности следообразования;
методики производства судебных экспертиз и исследований;
современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз;
методы судебной фотографии, технические средства и приемы фиксации, иллюстрирования и исследования доказательств, принципы действия технических средств видеозаписи, порядок, тактику использования видеозаписи в правоохранительной деятельности;
особенности обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования различных видов материальных следов и объектов в ходе осмотров мест происшествий, других процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий по различным категориям преступлений;
правовую и нормативную базу криминалистической регистрации, ее систему и содержание; понятие и категории криминалистики, технические средства и методы, тактику производства отдельных следственных действий;
основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; теоретические основы и содержание науки управления, организацию системы управления в экспертных учреждениях;
научные основы делопроизводства в сфере деятельности различных учреждений; нормативно-правовое и организационное обеспечение делопроизводства
– уметь:
пользоваться современными экспертными технологиями при производстве судебных экспертиз и исследований;
применять средства и методы судебной фотографии и видеозаписи для решения задач фиксации обстановки мест происшествий, фиксации и исследования доказательств;
применять криминалистические и иные научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов, проводить их предварительное исследование в ходе расследования преступлений; составлять учетно-регистрационную документацию для использования в современных криминалистических учетах;
проводить судебные экспертизы и исследования, направленные на решение идентификационных и диагностических задач;
осуществлять анализ и оценку следовой информации; устанавливать, исходя из материальной обстановки места происшествия, способ действий правонарушителя и сведения о его приметах;
самостоятельно составлять и оформлять заключения эксперта и специалиста, справки о предварительном исследовании;
выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений;
– владеть:
понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта;
логическими рассуждениями при аргументации выводов по результатам экспертных исследований;
навыками применения специальных методов судебной фотографии и видеозаписи для фиксации и исследования материальных следов при производстве судебных экспертиз и процессуальных действий; навыками применения приемов, средств и методов работы с материальными следами для получения розыскной и доказательственной информации;
навыками ведения экспертно-криминалистических учетов и использования справочно-информационных и информационно-поисковых систем судебно-экспертного назначения;
методиками решения диагностических и идентификационных задач при производстве судебных экспертиз и исследований;
навыками ведения делопроизводства в судебно-экспертных учреждениях, регистрации и учета документов, контроля их исполнения;
навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.
Производственная практика является основой для изучения дисциплин специализации.
4. Формы проведения производственной практики Формы проведения производственной практики определяются содержанием программы практики и осуществляются в виде непрерывного цикла изучения и участия в профессиональной деятельности в определенные учебным планом сроки с учетом возможностей учебно-производственной базы в организациях по месту прохождения практики:
В ходе практики студент принимает участие в качестве практиканта при проведении экспертных исследований под контролем опытного эксперта, изучает и практически осваивает методики производства судебных экспертиз, изучает заключения экспертов, рецензии на ранее проведенные экспертизы, включая анализ типовых ошибок и оснований, по которым имелись случаи назначения дополнительных и повторных экспертиз, присутствует при контрольном рецензировании заключений экспертов.
Студент участвует в судебных заседаниях при решении вопросов о назначении судебной экспертизы, изучает ходатайства адвокатов о назначении судебной экспертизы, постановления следователя, дознавателя и прокурора, определения суда о назначении судебной экспертизы в государственное или негосударственное экспертное учреждение или частному эксперту (экспертам), иным лицам из числе сведущих лиц, не являющихся работниками судебно-экспертного учреждения (организации).
Студент работает с архивными материалами с целью изучения вопросов, которые выносятся на разрешение того или иного рода (вида) судебной экспертизы, проверки компетенции эксперта, критериев выбора экспертного учреждения, подготовки и упаковки материалов и объектов, направляемых на судебную экспертизу, оценки экспертного заключения.
Для целей увеличения аналитической составляющей итогов практики и дополнительного мониторинга судебно-экспертной деятельности субъектов, у которых проходят практику студенты, могут быть разработаны различные анкеты, которые студенты должны будут заполнить при прохождении практики и дополнительно представить руководителю вместе с отчетом.
5. Место и время проведения производственной практики Местом прохождении производственной практики могут быть государственные и негосударственные судебно-экспертные организации, экспертные отделы правовых управлений органов законодательной власти, центры общественных связей департаментов федеральных и региональных органов исполнительной власти, торгово-промышленной палаты, иных компаний и организаций, чья деятельность связана с государственной и ведомственной экспертизой, судебно-экспертной деятельностью.
Производственная практика проводится в 6-м и 8-м семестрах в соответствие с ГОС ВПО и с учетом рабочих планов по направлению подготовки (специальности), по которой обучаются студенты Института судебных экспертиз.
Продолжительность практики – 4 недели.
6. Компетенции обучающихся, формируемые в результате прохождения производственной практики В процессе прохождения практики студентом приобретаются следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
способность использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
способность применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5);
способность применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов - вещественных доказательств (ПК-6);
способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях (ПК-7);
способность анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
способность выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).
7. Структура и содержание производственной практики Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной работы на практике,
включая самостоятельную работу
студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| Организация прохождения практики
| Сбор фактических материалов
и литературы
| Систематизация фактически полученных материалов и литературы
|
| 11
| Подготовительный этап:
- выбор места прохождения практики;
- получение направления на практику;
- получение материалов для прохождения практики (дневник, программа);
- подготовка плана практики.
| 4
|
|
| Собеседование с руководителем практики от кафедры
| 22
| Основной этап:
-выполнение заданий программы практики (ознакомление со структурой и работой суда, изучение материалов дел и документов по месту прохождения практики; ведение дневника прохождения практики).
| 8
| 100
| 52
| Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения
| 23
| Аттестация по итогам практики:
-обработка и анализ полученных материалов по результатам практики;
- с учетом рецензии преподавателя подготовка к защите отчета по практике;
- защита отчета.
| 8
|
| 44
|
Рецензирование преподавателем отчета по практике.
Защита отчета
|
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике Во время проведения практики используются следующие технологии: освоение приемов работы с приборами, правил организации и методик экспертных исследований, освоение практических навыков оформления заключения эксперта и заключения специалиста, освоение практических навыков в исследовании вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования, участие в организации и ведении экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем, проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
В зависимости от характера выполняемой работы студент также должен использовать научно-исследовательские и научно-производственные технологии, связанные с поиском и обработкой источников российского права («Консультант Плюс», «Гарант»), законодательства других государств, а также узкоспециализированные информационно-правовые системы.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике Перед прохождением практики студент должен внимательно изучить программу и в ходе прохождения выполнять все задания программы.
В ходе практики студент по поручению практического работника экспертного учреждения должен посетить не менее двух судебных заседаний (одно – по уголовному делу и одно по гражданскому делу) в ходе которого рассматривается вопрос о назначении судебной экспертизы. Студенту следует обратить особое внимание на порядок разрешения ходатайств и вынесения определения о назначении судебной экспертизы, подбирать необходимый в этой связи законодательный материал.
При изучении заключений экспертов, проведенных в данном экспертном учреждении, студенту следует проанализировать не менее пяти заключений эксперта и составить их краткий реферативный обзор, в котором следует отразить: фабулу дела, род (вид) экспертизы, ее характер (первичная, повторная, дополнительная, единоличная, комиссионная или комплексная), основание для проведения экспертизы, перечень поставленных на экспертизу вопросов, примененные методы и методики, технические средства и выводы.
Студент изучает организацию работы руководителя экспертного учреждения, его заместителей; порядок рассмотрения поступивших на экспертизу постановлений (определений) и прилагаемых к ним объектов и материалов с целью получения общего впечатления о круге решаемых вопросов и спектре экспертных исследований, которые производятся в данном экспертном учреждении.
Студент обязан ежедневно вести дневник практики, а по окончании практики составить отчет о ее прохождении, приложив к отчету не менее пяти заключений по выполненным во время практики учебным экспертизам и исследованиям, а также характеристики. Отчет о прохождении практики должен носить творческий характер и не быть перепиской дневника. В отчете указываются фабулы дел, по которым проводились учебные экспертизы и исследования, приводятся протоколы процессуальных действий, в которых студент принимал участие в качестве практиканта-специалиста или практиканта-эксперта, его суждение по вопросам практики судебно-экспертной деятельности, применения действующего законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность.
Как при подготовке, так и прохождении практики студенту рекомендуется обращаться к законодательным актам и ведомственным инструкциям, регулирующим судебно-экспертную деятельность, к методической и учебной литературе и другим материалам, опубликованным в периодической печати, особенно касающимся судебной и экспертной практики.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) По окончании практики студент обязан представить в Институт для передачи преподавателям кафедры на рецензирование (в подшитом виде):
А) характеристики с места практики,
Б) дневник практики,
В) отчет о прохождении практики в объеме 15-20 страниц, в котором должны быть указаны: место и время прохождения практики; описание выполненной работы по разделам программы; содержание выполнения заданий программы, наиболее интересных дел, документов, экспертных заключений, изученных студентом в процессе практики; затруднения и сложные вопросы, возникшие при изучении конкретных материалов; собственное мнение студента. В отчете студент обязан указать, как проходила практика, какую она принесла ему пользу в усвоении теоретического материала и какую помощь ему оказали практические работники. Отчет должен отражать отношение студента к изученным материалам, сложности, с которыми столкнулся практикант при проведении учебных экспертиз и исследований, навыки и умения, которые он приобрел во время практики. Отчет не должен быть воспроизведением сведений из дневника или пересказом программы, он должен носить аналитический и творческий характер. К отчету должны прилагаться заключений учебных экспертиз или исследований, протоколов, актов (не менее пяти).
Во время защиты студент должен ответить на вопросы, поставленные преподавателем в рецензии (отзыве). Студент должен уметь анализировать выполненные им заключения, уметь обосновывать сделанные им суждения как специалиста-практиканта и выводы учебных экспертиз и исследований.
Результаты прохождения студентом всех видов практик в соответствии с Положением о практике студентов оцениваются по балльной системе в 100 баллов (без расчета текущего балла), при этом в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента выставляются показатель (в баллах) и соответствующая оценка.
При оценке прохождения студентом практики отдельными составляющими оценки могут включать следующие показатели и баллы:
качество заполнения дневника практики (содержательная часть) – до 20 баллов;
качество оформления отчёта по практике, включая грамотность изложения, наличие сносок и библиографии – до 30 баллов;
дисциплинированное, ответственное поведение студента в период прохождения практики (на основании характеристики с места практики) – до 10 баллов;
защита отчёта по практике – до 40 баллов.
Оценка по БаРС:
Качество заполнения дневника практики (0-20)
| Оформление отчета по практике
(включая библиографию и приложения (формы документов)
(0-30)
| Дисциплинарное, ответственное поведение студента в период прохождения практики (на основании характеристики с места практики)
(0-10)
|
Защита
отчета по практике
(0-40)
|
∑
|
|
|
|
|
|
11. Материально-техническое обеспечение производственной практики Для проведения практики необходимо наличие помещения, оснащенного компьютерным оборудованием для работы с юридическими документами и имеющим доступ к информационно-справочным системам и базам данных действующего законодательства, а также оборудованием, необходимым для производства конкретного рода (вида) судебных экспертиз.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ООП ВПО по направлению 031003 «Судебная экспертиза»
и профилю подготовки «Экономические экспертизы», «Речеведческие экспертизы».
Автор (ы) доц. Иванова Е.В. |