Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на нашем совещании мы рассмотрим следующие вопросы:
- основные цели создания ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах);
- взаимодействие ОИВ и ОМСУ с ГИС ГМП посредством региональной системы АИС «ПиН». Администраторами этой системы вы все являетесь;
- организация работы в ваших учреждениях, а именно исполнение нормы закона 210-ФЗ о предоставлении государственных (муниципальных) услуг без истребования с заявителя документов, подтверждающих оплату;
- принцип работы АИС «ПиН», а также как создать начисление, направить его в ГИС ГМП, сквитировать его с оплатой и как определить плательщика по реестру платежей, чтобы предоставить гражданину услугу, не требуя документов, подтверждающих факт оплаты.
После совещания мы постараемся ответить на все ваши вопросы. В понедельник все материалы совещания (доклады, презентации) будут размещены на общедоступном электронном ресурсе, адрес которого указан в приглашении на совещание.
Цели создания ГИС ГМП:
- для предоставления гражданам и организациям единого источника сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и платежах в бюджетную систему Российской Федерации по принципу «одного окна»;
- для получения платных государственных и муниципальных услуг без истребования с заявителя органами государственной власти документов, подтверждающих факт оплаты;
- для интеграции с системой «Электронный бюджет».
Т.е. ГИС ГМП – это хранилище информации о платежах и начислениях, которые формируют доходную часть бюджетов всех уровней Российской Федерации. Для того чтобы администратору начислений определиться какой платеж необходимо направить в ГИС ГМП, а какой нет, необходимо рассмотреть состав кодов бюджетной классификации доходов, закрепленных за администратором доходов, т.е. за каждым из вас.
Не рассматриваем:
- коды невыясненных поступлений;
- коды для учета субсидий, субвенций и иных безвозмездных поступлений. По всем остальным закрепленным кодам (в том числе спонсорская помощь) информация о начисленных платежах в доходы бюджетов подлежит направлению в ГИС ГМП.
Из ГИС ГМП по запросу органа государственной власти можно получить информацию об оплате гражданином, например, госпошлины. ГИС ГМП интегрирована с порталом государственных услуг. Благодаря чему, гражданин, войдя в свой личный кабинет, видит начисленный госорганом штраф, оплату госпошлины и начисление на нее, т.е. информацию об оплаченной и предоставленной услуге. Таким образом, эффективность ГИС ГМП для граждан выражается в информировании обо всех обязательствах перед бюджетами всех уровней, а также в возможности своевременной оплаты задолженности.
Рассмотрим схему информационного взаимодействия участников ГИС ГМП.
Участниками взаимодействия являются:
- поставщики начислений (ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, ГБУ, ГАУ);
- поставщики информации о платежах (кредитные организации, банковские платежные агенты, платежные агенты, Почта России);
- поставщики информации о платежах с лицевых счетов финансовых органов (территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы);
- МФЦ, региональные порталы.
Рассмотрим схему информационного взаимодействия и попытаемся «разглядеть» в ней свою схему. У администраторов начислений, т.е. у нас с вами, нет прямого выхода на ГИС ГМП. Посредником между ГИС ГМП и ОГВ в Смоленской области служит информационная система «Платежи и начисления».
Физическое или юридическое лицо оплачивает госпошлину; идет в ОГВ; предъявляет документ, удостоверяющий личность; сотрудник ОГВ посредством АИС «ПиН» делает запрос в ГИС ГМП; убеждается, что госпошлина оплачена и предоставляет государственную (муниципальную) услугу. Затем делает начисление в АИС «ПиН», квитирует с платежом и направляет информацию в ГИС ГМП. Квитирование – это сопоставление начисления и оплаты. Гражданин, войдя в свой личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг, видит информацию об оплате госпошлины и о предоставлении услуги ОГВ, т.е. начисление. Вот коротко смысл работы всех ОГВ, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги в части наполнения ГИС ГМП.
Теперь остановимся подробнее на схеме взаимодействия участников, т.е. на том, как организовать в ОГВ работу по передаче информации в ГИС ГМП.
Все сотрудники органа государственной власти, предоставляющего услуги, должны быть подключены и зарегистрированы в АИС «ПиН». Платежи, формирующие бюджеты всех уровней делятся на авансовые (пример – госпошлины) и предначисленные (пример – штрафы). Разница заключается в очередности осуществления платежей и начислений. В зависимости от типа платежа действия сотрудника ОГВ по заполнению информацией ГИС ГМП будут различны.
Рассмотрим по очереди каждый из вариантов платежей.
Авансовый платеж на примере госпошлины.
С учетом того, что сотрудник ОГВ, во исполнение нормы закона 210-ФЗ, не имеет права требовать у заявителя документ, подтверждающий факт оплаты, предлагаем следующую схему взаимодействия участников.
В госоргане есть сотрудники, которые непосредственно общаются с гражданами по вопросам предоставления им услуг. Все эти сотрудники должны быть зарегистрированы в АИС «ПиН» и, соответственно, у каждого должен быть доступ к АИС «ПиН». На сайте ОГВ, предоставляющего услуги, там где размещается информация с образцами заполнения платежных поручений (извещений), должна быть опубликована информация о документе, удостоверяющим личность, который должен гражданин предъявить при оплате госпошлины в банке (другой кредитной организации), а также в госоргане при получении услуги.
Для юридических лиц – ИНН, КПП.
Для физических лиц таких документов 26:
7 и 14 страница презентации Федерального казначейства (по заполнению платежных поручений prezentatsiya_fk.pdf).
«01» – паспорт гражданина РФ;
«02» – свидетельство органов ЗАГС о рождении гражданина;
«03» – паспорт моряка;
«04» – удостоверение личности военнослужащего;
«05» – военный билет военнослужащего;
«06» – временное удостоверение личности гражданина РФ;
«07» – справка об освобождении из мест лишения свободы;
«08» – паспорт иностранного гражданина;
«09» – вид на жительство;
«10» – разрешение на временное проживание;
«11» – удостоверение беженца;
«12» – миграционная карта;
«13» – паспорт гражданина СССР;
«14» – СНИЛС;
«22» – водительское удостоверение;
«24» – свидетельство о регистрации транспортного средства;
«25» - охотничий билет;
«26» - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.
Федеральное казначейство (оператор ГИС ГМП) рекомендовало для физических лиц использование двух документов - паспорт и СНИЛС. На наш взгляд, удобнее всего использовать паспорт.
При оказании услуг юридическому лицу сотрудник ОГВ должен запросить ИНН и КПП.
При оплате в банке госпошлины гражданин предъявляет именно тот документ, который вы указали на сайте своей организации. Так как ГИС ГМП не поддерживает режим сохранности персональных данных, в реестре платежей АИС «ПиН» сотрудник ОГВ не увидит содержимое поля № 8 «Плательщик». По реквизитам указанного на сайте вами документа сотрудник ОГВ будет икать оплаченную гражданином госпошлину. Найдя информацию об оплате услуги, сотрудник ОГВ предоставляет услугу. После оказания услуги сотруднику ОГВ необходимо сделать начисление на найденный в АИС «ПиН» платеж (произвести квитирование) и направить его в ГИС ГМП. При работе с госпошлинами квитирование производиться в ручном режиме. Как это делать технически, расскажут чуть позже мои коллеги.
Предначисленный платеж на примере штрафа.
Предначисленные платежи в идеале квитируются автоматически. При назначении штрафа сотрудник ОГВ составляет акт (иной документ), который передает тому, кто этот штраф должен оплатить, например гражданину. Вместе с актом сотрудник ОГВ в АИС «ПиН» формирует предзаполненное платежное поручение (извещение) и передает гражданину. В поле 22 предзаполненного платежного поручения (извещения) АИС «ПиН» формирует уникальный идентификатор начисления (УИН). При оплате штрафа в банке гражданин предоставляет банковскому сотруднику предзаполненное платежное поручение (извещение) и обращает внимание банковского сотрудника на наличие УИН. Именно по этому идентификатору потом, после передачи сотрудником ОГВ начисления и выгрузкой платежа банком, в ГИС ГМП «встречаются» начисление и оплата, т.е. происходит автоматическое квитирование (автоматизированное сопоставление). За автоматизированное сопоставление отвечает функционал ГИС ГМП. Из ГИС ГМП информация поступает в АИС «ПиН» и администратор начислений видит созданное свое начисление, сквитированное с платежом.
С января 2016 года УИН представляет собой цифровой код, раньше присутствовали буквы.
Хотелось бы еще обратить ваше внимание на то, что до 1.01.2016 банки, другие кредитные организации должны были выгружать оплату в течение 2-ух часов после оплаты гражданином (юридическим лицом). Сейчас банкам позволено делать выгрузку в конце рабочего дня. Т.е. если гражданин оплатил госпошлину и сегодня же пришел в госорган за получением услуги, сотрудник ОГВ может не обнаружить в реестре платежей АИС «ПиН» платеж этого гражданина. Таким образом, есть смысл уточнять у заявителя, когда была произведена оплата.
В завершении своего выступления хочу обратить Ваше внимание, что ГИС ГМП – это развивающаяся информационная система, запланирована ее интеграция с системой «Электронный бюджет». Министерством финансов Российской Федерации предполагается ее использование в качестве аналитической системы, поэтому наполненность этой системы должна быть максимальной. Считаем, что задача сегодняшнего дня для администраторов начислений, имеющих активный статус, осуществлять взаимодействие с системой путем формирования и направления извещений о начислениях платежей и направления запросов об их фактах оплаты.
Вот все, что я хотела вам рассказать сегодня.
Сейчас слово передаю своим коллегам, которые ознакомят вас с работой системы АИС «ПиН», а также обратят ваше внимание как в реестре платежей по идентификатору плательщика найти требуемую оплату госпошлины. После их выступления мы постараемся ответить на все ваши вопросы. |