История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения


Скачать 489.41 Kb.
НазваниеИстория семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения
страница1/5
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
С. А. Рафикова

ИСТОРИЯ СЕМЬИ
ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ
Для студентов всех факультетов, всех форм обучения

Красноярск


История семьи: Пособие по изучению и составлению родословной. Учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ.

Составитель: к.и.н., доцент Рафикова С.А.
Одобрено и рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СибГТУ
Рецензенты:

С Рафикова С.А.

С Сибирский государственный технологический университет

С Государственный архив Красноярского края


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


    1. Предмет и задачи генеалогии………………………………

    2. Методика генеалогических исследований………………...

    3. Источники……………………………………………………

    4. Инструментарий генеалога…………………………………



II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2.1. Происхождение фамилии……………………………………

2.2. Первичный сбор информации………………………………

2.3. Генеалогическая таблица……………………………………

2.4. Картотека…………………………………………………….

2.5. Генеалогическое древо………………………………………

2.6. Работа в архивах……………………………………………..

2.7. Написание фамильной истории…………………………….

2.8. Заполнение учетной карточки………………………………

III. БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3.1. Список литературы…………………………………………

3.2. Электронные ресурсы………………………………………

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
4.1. Табель о рангах……………………………………………..

4.2. Образец горизонтальной генеалогической таблицы……..

4.3. Фрагмент генеалогической росписи………………………

4.4. Образец картотеки и оформления надписи к фото………

4.5. Схема крестьянского двора……………………………….

4.6. Схема и словарь родства-свойства ………………………

4.7. Формуляр учетной карточки ……………………………..

ВВЕДЕНИЕ
Необходимость составления данного пособия диктуется актуальностью исследования семейных историй и большим интересом студенческой аудитории к изучению своих родословных.

В настоящее время в СибГТУ широко практикуется написание фамильных историй как форма не только реферативно-творческой, но и научной работы студентов. Каждый имеет возможность воссоздать уникальную картину жизни своего рода, вписать ее в историю Отечества, передать это ценное наследие своим потомкам.

Чем раньше будет начата эта работа, чем более скрупулезно она будет проведена, тем больше вероятности получить полновесную родословную. К сожалению, с каждым годом носителей исторической информации становится все меньше: уходит из жизни старшее поколение родственников, унося с собой невосполнимые сведения, приходят в ветхое состояние фотографии, письма и другие документы. Если сегодня не собрать эти «крупицы», то можно потерять историческую память своего рода, прервать связь поколений, сделать своих детей «Иванами, не помнящими родства».

В процессе работы над пособием использован многолетний опыт работы в историко-фамилистической* сфере. Он включает в себя организацию не только единичных, но и массовых исследований по генеалогии, проведенных среди студентов-первокурсников ряда факультетов СибГТУ, как в ходе изучения общего курса по отечественной истории, так и элективного курса по истории и социологии семьи.

Пособие состоит из двух основных частей. Первая часть имеет теоретический характер и знакомит с азами генеалогических исследований: их методикой, источниковой базой, инструментарием. Вторая часть содержит практические рекомендации, позволяющие системно организовать работу по составлению родословной и правильно оформить собранный материал.

Приложения содержат дополнительный справочный материал, а также фрагменты и образцы оформления фамильных историй.

Успехов вам в нелегком и благородном деле познания крохотной, но уникальной частички истории Человечества – истории вашего Рода, вашей Семьи.
*Фамилистика – новая научная дисциплина, изучающая семью как цельную систему.

I.Теоретическая часть
1.1. Предмет и задачи генеалогии. Генеалогия — специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов: знание родословия требовалось для определения места лица на социальной лестнице, для осуществления наследственного права, для решения местнических споров и тяжб о выкупе вотчин, для доказательства прав на дворянское достоинство или титул и т.п.

К началу XX в. в России генеалогические исследования обретают массовый характер, возникает блестящая русская генеалогическая школа. Г. А. Власьев создал фундаментальный труд «Потомство Рюрика», в котором содержались родословные многих княжеских родов. Л. М. Савелов начал публикацию обширного библиографического справочника по русской генеалогии. Н. П.Лихачев положил начало источниковедческому изучению Русских родословных книг.

К сожалению, после революции наступил упадок генеалогических исследований. Многие старые генеалоги оказались в эмиграции или были репрессированы. К генеалогии относились настороженно, как к чуждой дворянской науке. В период репрессий родственные связи и знатность происхождения сознательно скрывались, семейные архивы уничтожались, дабы не отягощать память младших поколений сведениями о «неудобных» родителях, родственниках, предках.

Но даже в советский период генеалогические методы в исторической науке применяли: С. Б. Веселовский, А.А. Зимин, А.А. Введенский, Н. И. Павленко, В.Л. Янин и др. Специальные труды, посвященные русской генеалогии, принадлежат А. И. Аксенову, М. Е. Бычковой, С. В. Думину, Б. Н. Морозову, И. В. Сахарову и др.

В последнее время, в связи с ростом внимания общества к своему прошлому, оживился интерес к генеалогии и у людей, не связанных с историей профессионально. Создаются неформальные объединения любителей генеалогии, члены которых разрабатывают историю своих семей.

Цель данного пособия видится в том, чтобы помочь студентам приобрести первичные навыки составления собственных родословных и написания фамильных историй. Такой подход позволяет гуманизировать преподавание курса истории, познать историческое прошлое через призму истории собственной семьи. Важной задачей является также привитие интереса у студентов к краеведению, источниковедению, обретению элементов исследовательской культуры.


1.2. Методика генеалогических исследований. Составление родословных начинают со сбора информациио предках: их именах, годах жизни, местах проживания, сословной принадлежности.

На начальном этапе много полезных и ценных сведений можно получить из сообщений родственников, но не всему сказанному стоит доверять безоговорочно. Человеческая память не идеальна, а порой она и сознательно корректируется рассказчиками. Тем не менее, нужно записывать всю информацию, в т.ч. легендарную, снимать копии со старых фотографий и документов.

Существенным обстоятельством, усложняю­щим составление родословной, может оказаться наличие однофамильцев или тот факт, что до начала XX в. большинство крестьянских семей не имело твердо устоявшейся фамилии. Чтобы не запутаться или не пойти по ложному следу необходимо кропотливо сопоставлять данные различных источников и отбирать только те, которые не противоречат друг другу, укладываются в логические временные рамки и подтверждаются другими фактами.

Если отсутствуют точные данные, их можно попытаться восстановить косвенным образом.

Примерные годы жизни позволяет определить знание некоторых генеалогических закономерностей. Согласно родословному счету, средняя разница между отцом и ребенком определяется в 30-35 лет, между матерью и ребенком – в 25-30 лет. Таким же способом можно приблизительно определить время постройки дома или другого важного события, если известно, например, что это произошло «при прапрадеде».

Определить точные названия населенных пунктов (приходов) в которых проживали предки, их месторасположение и принадлежность к той или иной территориально-административной единице (волости, уезду, губернии) помогут «Списки населенных мест», которые составлялись в каждой губернии, по уездам. Соответствующие списки, а также «Памятные книжки» по Енисейской губернии хранятся в Краевой научной библиотеке и в библиотеке Краеведческого музея.

Генеалогия активно использует знание систем социального этикета: званий, чинов, наград, титулов, знаков различия и т. п. Определенное звание или титул обычно указывает на место его носителя в общественной иерархии, на заслуги перед государством или правящим классом. Особая одежда, часто форменная, со знаками отличия, знаки наград и т. п. дают возможность определить по внешнему виду носителя звания, лицо, награжденное орденом или медалью, уточнить датировку изображения. Например, фотография военнослужащего в погонах и с орденом Красной Звезды на левой стороне груди относится ко времени между февралем и июнем 1943 г.: погоны были введены в Красной Армии с февраля 1943 г., а орден Красной Звезды с 19 июня 1943 г. положено носить на правой стороне груди.

Следует овладеть и терминологией родственных связей, дабы четко представлять, кем конкретно доводится тот или иной человек.
Происхождение фамилии позволяет хотя бы предположить, в каких местах зародился род, а иногда и конкретно указывает на его сословную принадлежность.

Приступая к родословному исследованию, следует представлять социальную структуру российского общества дореволюционной поры и специфику положения в нем каждого сословия.

Князья. Верхушку русского феодального сословия средневекового периода составляли княжеские роды. До конца XVII в. другие дворянские титулы в России не употреблялись. До середины XV в. титул князя носил лишь тот отпрыск княжеского рода, который был реальным главой княжества (не вступившие еще на престол сыновья князей назывались княжичами). Поэтому переход на службу к великому князю, превращение в боярина обычно влекли за собой утрату княжеского титула.

Однако создание единого Русского государства сделало возможным сохранение княжеского титула и за теми из князей, которые перешли на службу к московскому государю. Так термин «князь» превратился в титул. Большинство князей в допетровский период принадлежало к роду Рюриковичей или Гедиминовичей.

Все князья Рюриковичи были потомками прежде независи­мых князей, происходившими от сыновей Ярослава Мудрого - Святослава и Всеволода.
Схема 1. Происхождение основных княжеских родов Рюриковичей

Княжества

Роды




  1   2   3   4   5

Похожие:

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconУчебное пособие для студентов всех форм обучения
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих экономические дисциплины

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconРеспублики беларусь учебное учреждение
Пособие разработано в соответствии с типовой программой по социологии и предназначено для студентов всех факультетов ггму дневной...

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной...
Для студентов всех форм обучения. Направление «080200. 62 – Менеджмент». Профиль «Производственный менеджмент» / Авт сост. Т. А....

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconМетодическое пособие для практических занятий красноярск 2002
...

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconПрограмма и методические указания для студентов всех форм обучения
Учебная практика проводится на 2-м курсе для студентов очной формы обучения и студентов бакалавров, на 1-м курсе для студентов очно-заочной...

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconМетодическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения...

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconА. М. Кориков основы проектирования информационных систем
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности «Прикладная информатика в экономике»

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconУчебно-методическое пособие для студентов технических специальностей
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения для всех специальностей, предусматривающих...

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconМировая экономика и международные
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления 080200 «Менеджмент» и080100 «Экономика» всех форм обучения

История семьи пособие по изучению и составлению родословной для студентов всех факультетов, всех форм обучения iconПрограмма и методические рекомендации по организации и проведению...
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 030501 «Юриспруденция» исодержат рекомендации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru