Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова


Скачать 283.85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению
в общеобразовательных организациях
Мурманской области урока, посвященного
столетию со дня рождения


Константина Михайловича Симонова




Введение

Данные методические рекомендации составлены на основе федеральных Методических рекомендаций1, размещенных на сайте АПКиППРО в разделе «Тематические уроки на 2015 – 2016 учебный год» (http://www.apkpro.ru/229.html), и адресованы учителям русского языка и литературы общеобразовательных организаций Мурманской области.

Методические рекомендации содержат обоснование необходимости изучения творчества К. Симонова на уроках литературы, предложения по проведению и организации тематического урока, особенно актуальные для общеобразовательных организаций Мурманской области.

Обратите внимание: предлагаемые вопросы и задания для обучающихся, формы организации их деятельности на уроке носят рекомендательный характер и не должны сковывать творчество учителя.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

28 ноября 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения Константина (Кирилла) Михайловича Симонова - русского писателя, поэта, драматурга, сценариста, общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, Лауреата шести Государственных премий СССР за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», за книгу стихов «Друзья и враги» и повесть «Дни и ночи», Ленинской премии за трилогию «Живые и мертвые», Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых по кинематографии за фильм «Живые и мертвые».

На этот же год приходится и 70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, во время которой К. Симонов был военным корреспондентом, побывавшим по редакционному заданию и на Кольском Севере. Как пишет Д. Коржов, «впервые на Кольский Север Симонов приехал осенью 41-го. Приехал как раз-таки как военный корреспондент, командированный к нам "Красной звездой". Цель - написать об английских летчиках, что вместе с нашими пилотами бились тогда за Мурманск.

С редакционным заданием писатель справился, при этом не забывал и о поэзии»2. Война стала для него временем формирования характера и мировоззрения, с одной стороны, и испытанием его нравственных качеств, с другой. Возвращение Симонова из Кандалакши на пароходе «Спартак» было трудным. Грузовое судно застряло во льдах. Вместо одних суток, лесовоз шел 9 долгих дней. Начался голодный мор. Тот страшный рейс из Кандалакши в Архангельск К. Симонов точно описал в своем «Дневнике писателя». Не теряя времени даром, в этом трудном рейсе Симонов написал стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Не сердитесь – к лучшему», «Бинокль», «На час запомнив имена» и др.

Отечественная литература в годы войны выполняла особые общественные функции. Подчеркивая важную роль литературы в жизни сражающегося народа, английский журналист А. Верт в своей книге «Россия в войне 1941 - 1945» писал: «Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый»3.

В самом конце войны, оглядываясь назад, сам К. Симонов вспоминал: «...В те тяжелые времена большая сила духа была не только у героев, сражавшихся на фронте, о которых писали и картины о которых ставили люди искусства, — сила духа была и у самих людей искусства: они тоже не сгибались, тоже дрались, тоже были крепки духом... В самые трудные дни люди нашего искусства вместе с нашей армией, вместе с партией и всем народом единодушно и непоколебимо верили в победу» 4.

Многие писатели, в числе которых был и К. Симонов, с первых же дней войны стремились попасть на фронт, чтобы участвовать в боях, работать в армейской печати. Около трехсот из них не вернулись с войны.

Константину Симонову повезло, будучи фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», он часто бывал на фронте, но ни разу не был ранен. Словно сама судьба берегла его для того, чтобы он смог рассказать о том, что видел и пережил в «сороковые-роковые», всем, кого трагические события тех лет обошли стороной.

В начале Великой Отечественной, в 1941 г., К.Симонов написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь...», сделавшее его, двадцатишестилетнего поэта, известным всем российским читателям, выполнявшим свой долг как на фронте, так и в тылу. «Особенности российского советского читателя, уже вполне сформировавшегося, были таковы, что он искал в литературе — особенно в мучительной ситуации войны — утешения, прямой поддержки. В обеспечении такой поддержки критики видели “одну из задач поэзии”. Стихотворение Симонова вышло и за пределы этой функции, получив с первого момента создания еще одну, особую функцию». Стихотворение предельно личное, посвященное конкретному адресату - актрисе Валентине Серовой, впервые опубликованное в журнале "Новый мир" (№ 11 - 12) в 1941 году, а затем и в газете «Правда», нашло отклик во многих сердцах, солдаты читали и переписывали его как заклинание от гибели: 5

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло. –

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Спустя десятилетия, К.Симонов рассказывал о том, что стихотворение-заклинание не потеряло актуальности и в мирное время: «Я читал его сотни раз и во время и после войны. И наконец через двадцать лет после войны решил было никогда больше не читать этого стихотворения. Все, кто мог вернуться, — вернулись, ждать больше некого. А значит, и читать поздно. Так я решил про себя. И больше года не читал, пока не попал на Дальний Восток к торговым морякам, рыбакам и подводникам, уходившим из дому в море на несколько месяцев, а иногда и больше. Там на первой же встрече от меня потребовали, чтобы я прочел “Жди меня”. <...> Уже по-другому, чем когда-то на войне, стихотворение все еще продолжало отвечать душевной потребности людей, имевших на это свои причины. <...> Для меня самого оно по-прежнему было связано только с теми днями войны, когда оно было написано, и в душе у меня, когда я, читая, глядел в зал, сохранялось чувство какой-то моей вины перед теми, кто ждал и все-таки не дождался.

За долгие годы я получил многие сотни, если не тысячи писем и от тех, к кому вернулись, и от тех, к кому не вернулись»6.

В годы Великой Отечественной расширился жанровый диапазон творчества К. Симонова, если до войны он обращался к поэзии и драматургии, то во время войны он начал писать и прозаические произведения, которые позволяют максимально полно исследовать человеческие характеры. Но, что бы ни писал Симонов - стихотворения, поэмы, пьесы, очерки, дневники, рассказы, повести, романы, - он почти всегда писал о войне. К этой теме он обращался и в предвоенные, и в военные, и в послевоенные годы, акцентируя внимание не на батальных сценах, а на нравственной и мировоззренческой основе поступков, совершаемых человеком на войне7.

Писавшиеся Симоновым в годы войны публицистические статьи, документальные очерки становились основой собственно художественных произведений, так очерк «Дни и ночи» послужил материалом для одноименной повести. Публикуя после войны свой дневник военного времени, Симонов обратился с предупреждением к тем «из читателей, которые знают роман «Живые и мертвые» и примыкающие к этому роману повести «Из записок Лопатина», что они столкнутся здесь, в дневнике, с уже знакомыми им отчасти лицами и со многими сходными ситуациями и подробностями. Большая часть корреспонденций К. Симонова, «печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Черного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны были написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» и две книги стихов— «С тобой и без тебя» и «Война», сразу после войны пьеса «Под каштанами Праги». По словам самого Симонова, почти весь материал для его произведений, написанных во время и после войны, ему «дала работа корреспондентом на фронте»8.

По точному определению Л. Лазарева, К. Симонов сохранил верность одному и тому же человеческому типу: «Мы произносим «симоновский герой» без риска быть непонятыми — в памяти каждого, кто читал книги Симонова, с этими словами связано представление о людях определенного склада. Симпатии автора отданы тем, кто не дает себе никаких поблажек, умеет в любых обстоятельствах и все делать с толком, готов всегда и во всем брать на себя всю полноту ответственности, на кого можно положиться. Писателя привлекают твердость и решительность, верность долгу, щедрость в дружбе. Душевная сила и красота симоновских героев, не бросающиеся в глаза в обычных условиях, по-настоящему раскрываются в минуты смертельной опасности, в тяжких испытаниях, где самоотверженность и непоказное мужество становятся главным мерилом человеческой личности. Это люди тушинской закваски (в классической русской литературе толстовский Тушин — самый близкий их родственник), о себе они думают меньше всего и в последнюю очередь, они поглощены делом, за которое отвечают, и присущее им чувство достоинства покоится на сознании честно исполненного долга». Симонов много раз говорил о том, что Л.Н. Толстой для него - «самый важный учитель», «недосягаемый образец» в литературе, и вслед за своим великим предшественником стремился представить «войну в настоящем ее выражении - в крови, в страдании, в смерти», «сказать правду о времени и о людях»9.

Военный опыт К.Симонова, нашедший отражение в его произведениях, уникален тем, что его как фронтового корреспондента «посылали туда, где что-то готовилось или происходило», он был свидетелем многих военных активных действий «нашей армии во все годы и все периоды войны»10. При этом все написанное Симоновым о четырех годах войны нацелено на то, чтобы люди почувствовали, чем она была, и заставить их «лишний раз подумать, что третьей мировой войны не должно быть... »9.

Многие годы К. Симонов был участником движения борцов за мир, в последние годы жизни занимал пост одного из заместителей председателя Советского Комитета защиты мира. Имя писателя и за пределами Советского Союза воспринималось как символ борьбы с милитаризмом. Произведения К. Симонова известны не только русскоязычному читателю, многие переведены на языки народов, входивших в состав СССР, и иностранные языки.

Великая Отечественная стала школой гражданского мужества, она показала нам высокие нравственные образцы. Произведения, созданные К.Симоновым, доносят до новых поколений читателей уроки человеческого достоинства, свободолюбия и интернационального братства, которые необходимы не только на войне, но и в мирное время. Опыт, полученный писателем в годы Великой Отечественной войны и осмысленный им в литературе, бесценен, он оказывает духовнонравственное воздействие на читателя, формируя в нем чувство человеческого достоинства, укрепляя чувство долга перед Отечеством, утверждая идею социальной активности человека в противостоянии милитаристским замыслам.

Таким образом, знакомство школьников с творчеством К.М. Симонова или углубление и расширение знаний о его личности и творчестве будет способствовать достижению не только предметных, но и значимых личностных результатов литературного образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.




Методические рекомендации по проведению тематического урока,
посвященного столетию со дня рождения К.М. Симонова


Тема войны в русской литературе ХХ века изучается в школе на разных ступенях литературного образования. В рамках этой темы авторами отдельных УМК по литературе предусмотрено изучение отдельных стихотворных произведений К. Симонова, некоторые учителя русского языка и литературы самостоятельно включают уроки, посвященные изучению поэтических произведений К. Симонова в рабочие программы по литературе на основе собственного выбора. Региональная программа по литературе предполагает чтение и изучение учащимися таких тем, связанных с творчеством К.М. Симонова, как "Сын артиллериста" (5-6 кл.), «Литературный портрет К. Симонова. Очерки "Мурманское направление", стихи, написанные на Севере» (7-8 кл.), «Стихи из солдатских блокнотов К. Бельхина, А. Подстаницкого, Е. Троянкер, К. Симонова, П. Шубина. Н. Букина, Д. Ковалева» (9 кл.).

С целью оказания помощи учителю в организации и проведении тематического урока, посвященного столетию со дня рождения Константина (Кирилла) Михайловича Симонова в методических рекомендациях даны рекомендации по отбору произведений К.М. Симонова для чтения, анализа и обсуждения в ходе тематического урока, выбору форм организации учебной деятельности обучающихся, приемов и методов обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся на разных ступенях литературного образования и требований ФГОС к результатам литературного образования.




Тематический урок в форме Конкурса чтецов (5—7 классы)

На этапе подготовки урока учитель предлагает обучающимся список рекомендуемых к прочтению стихотворений К. Симонова. Например: «Кукла» (1939), «Жди меня, и я вернусь...» (1941), «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,..» (1941), «Родина» («Касаясь трех великих океанов...») (1941), «Товарищ» (1941), «Сын артиллериста» (1941), «Плюшевые волки» (1941), «Майор привез мальчишку на лафете.» (1941), «Пехотинец» (1942), «Слава» (1942), «Фляга» (1943), «Возвращение в город» (1943), «Не той, что из сказок, не той, что с пеленок..» (1945), «Сыновьям» (1945); «Да, мы живем, не забывая..» (1945); «Хибачи» (1946, Япония), «Дом друзей» (1951), «Дружба - дружбой, а служба - службой...» (1954), «Анкета дружбы» (1956), «Зима сорок первого года ...» (1956), «Знамя» (1963), «Товарищу То Хыу, который перевел «Жди меня»» (1970-1971 Вьетнам-Москва), «...Не пишется проза, не пишется,..» (1970-1971 Вьетнам-Москва), «Ненужные воспоминания.» (1970), «Бывает, слово "ненавижу".» (1970), «Тот самый длинный день в году.» (1971), «Преуменьшающий беду..» (1971), «Вновь, с камнем памяти на шее..» (1971).

В ходе подготовки к уроку-конкурсу обучающимся предлагаются следующие вопросы и задания:

  1. Прочитайте стихотворения К.М. Симонова (см. приведенный выше перечень). Выберите одно из них (по согласованию с учителем и одноклассниками) для заучивания наизусть.

  2. Подготовьтесь к выразительному чтению выученного стихотворения на уроке.

  3. Выпишите из текста стихотворения те слова, словосочетания, фрагменты, которые вы не поняли. Обратитесь за помощью к учителю, чтобы прояснить для себя их смысл.

  4. Выпишите из текста стихотворения слова, словосочетания, фрагменты, которые вызвали ваше удивление, интерес.

  5. Определите, какие изобразительные средства использованы в этом стихотворении, выпишите примеры из текста стихотворения.

  6. Подготовьте устный рассказ об этом стихотворении, ответив на вопросы и выполнив задания:

  • о чем говорится в прочитанных вами стихотворениях? Каким событиям они посвящены? Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

  • что привлекло ваше внимание в выбранном стихотворении? Каким событиям оно посвящено? Каким вы представляете себе лирического героя?

  • охарактеризуйте позицию автора, выраженную в стихотворении (для обучающихся 7 класса).

В начале урока учитель или подготовленный ученик знакомят обучающихся с фактами из жизни К. Симонова (см. Приложение), сообщение может сопровождаться подготовленной заранее презентацией.

В ходе урока проводится конкурс чтецов по следующему плану:

  1. Ученик читает наизусть выбранное стихотворение.

  2. Учитель задает ученику вопросы о прочитанном стихотворении, ответы на которые он готовил, выполняя домашнее задание (см. задание 6).

  3. Остальные обучающиеся выступают в роли членов жюри, которые оценивают выступление каждого участника конкурса. Оценки сообщаются на оценочно-рефлексивном этапе урока.

Примерные критерии оценки выступления

  1. Выразительное чтение стихотворения.

1.1 Знание текста стихотворения.

    1. Соответствие эмоциональности исполнения содержанию стихотворения.

    2. Выразительность чтения: четкость произношения, уместный ритм и темп речи, правильная расстановка логических ударений.

    3. Жестикуляция.

  1. Ответы на вопросы учителя.

  1. Точность ответа на поставленный вопрос.

  2. Корректность выражения собственного мнения.

  3. Ясность выражения мысли.

На заключительном этапе урока обучающимся можно дать домашнее задание написать отзыв о стихотворении К. Симонова, которое было выучено наизусть, или о стихотворениях, которые были прочитаны на уроке другими учениками (по желанию обучающихся).

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические материалы для проведения в общеобразовательных организациях...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации по проведению социально-психологического...
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации по организации горячего питания обучающихся...
Школьная столовая — предприятие, предназначенное для производства и реализации продукции общественного питания в целях предоставления...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации по заполнению государственными гражданскими...
Мурманской области, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации по проведению проверок в коммерческих организациях:...
Проверка законности, обоснованности выделения организации средств бюджета Республики Татарстан, целевого и эффективного

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации для общеобразовательных организаций по...
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности...

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconМетодические рекомендации по организации и проведению обучения на...
Методические рекомендации созданы для оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы на заочном отделении....

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Мурманской области урока, посвященного столетию со дня рождения Константина Михайловича Симонова iconЗакон мурманской области от 16. 11. 2005 n 675-01-змо "о внесении...
Постановление администрации зато североморск от 08. 02. 2005 n 62 "об организации обеспечения льготных категорий граждан, включенных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru