Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Методические рекомендации
по посещению уроков и внеурочных мероприятий
Казань, 2013
УДК
ББК
ЗС45 Текст подготовлен с учетом нормативно-правовой документации актуальной на сегодняшний день, с использованием опыта работы образовательных учреждений (организаций), в том числе во время обучения в рамках реализации дополнительной профессиональной программы работников образования (курсов повышения квалификации)
Авторы-составители:
Федорова Т.Т., начальник Управления общего образования, к.п.н.
Салихова Л.Ф., проректор по учебно-методической работе, доцент кафедры менеджмента и экономики в образовании ГАОУ ДПО ИРО РТ, к.п.н.
Ахмерова Г.Р., начальник общего отдела Министерства образования и науки РТ
Закиева А.Ю., заведующая кафедрой современных образовательных технологий ГАОУ ДПО ИРО РТ, доцент, к.п.н.
Музаффарова М.Г., заведующая лабораторией национального образования, доцент кафедры поликультурного образования, к.п.н.
Данные материалы носят рекомендательный характер. Для гарантированной защиты образовательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеурочных мероприятий, который может быть положен в основу локальных актов образовательных учреждений (организаций) в современной образовательной практике.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………...4
I. РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ…………………….……………..5
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ …………………………………….5
1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать
уроки и внеурочные мероприятия……………………………...................5
2. Посещение урока или внеурочного мероприятия……….…………….6
3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке
и внеурочном мероприятии……………………………………………....6
4. Наблюдение образовательного процесса на уроке
и внеурочной деятельности…………………………………………….....7
5. Статус информации, полученной при посещении урока…………….7
6. Анализ посещенного урока и внеурочного мероприятия…………….8
7. Документы, отражающие посещение уроков…………………………9
8. Сроки действия регламента и порядок его изменения………………..9
II. ПРОГРАММЫ НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ………………………..….10
1) Изучение практики управления процессом развития творческой и критической мыслительной деятельности обучающихся…………………10
2) Изучение учета психологических особенностей обучающихся. ……11
3) Изучение путей повышения эффективности и качества образовательного процесса…………………………………………………..12
4) Изучение самостоятельной деятельности на уроке………………….12
5) Эффективность деятельности педагогического работника по достижению образовательных результатов……………………………….. 12
6) Организация урока педагогического работника по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью обучающихся. …………………. 13
7) Изучение вопроса организации педагогическим работником эффективного процесса обучения в условиях введения ФГОС …………13
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА…………………………………….…14
III. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА ИЛИ
ПРОВЕДЕННОГО ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ………..………19
Самоанализ урока………………………………………………….……19
Самоанализ и самооценка урока преподавателем. …………………..20
Уровни самоанализа урока…………………………………………….20
Самоанализ урока (дидактический аспект) …………………….…….21
Самоанализ урока (традиционный самоанализ) …………………….22
Самоанализ урока (соблюдение логики урока) ………………………23
Самоанализ урока (для начинающих педагогов) ……………………24
Самоанализ проведенного урока (табличный вариант) ……………...26
IV. АНАЛИЗ УРОКА ………….…..……………………………………….28
Виды анализа и самоанализа урока………………………………………..29
V.ПРИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ…………………………………………………………………….30
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО ……..30
Форма оценки качества урока (по рекомендациям МБУ ИМЦ)… …..34
Карта посещения урока (в соответствии с ФГОС ОО) ……………….31
Карта посещения урока в рамках тематического контроля
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся на уроках ………………………………………………………………………. 37
ПОСЛЕСЛОВИЕ……………………….……………………………………39
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГЛАМЕНТЕ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА…41
Предисловие Данные материалы носят рекомендательный характер. Для гарантированной защиты образовательного процесса и его субъектов требуются правила, принятые компетентным органом (педсовет, совет директоров и т.д.). Предлагаем примерный регламент посещения и анализа уроков и внеурочных мероприятий, который может быть положен в основу локальных актов образовательных организаций в современной образовательной практике.
Отметим, что при осуществлении должностного контроля, а также при посещении уроков педагогических работников, реализующих основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования по предметам в образовательных учреждениях (организациях) руководитель образовательного учреждения (организации) мог воспользоваться рядом документов Минобразования Российской Федерации1.
Однако существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок посещения уровков, не раскрывают в полной мере потребность современной образовательной политики и практики в изучении состояния организации и качества образовательного процесса в условиях введения ФГОС ОО, нового Закона “Об образовании в Российской Федерации”. Так, кколичество посещений определяется только локальными актами образовательного учреждения (организации), например, Положением о внутришкольном контроле. Органы управления образования могут рекомендовать необходимое количество посещений уроков для определения качества работы образовательного учреждения (организации), но это весьма условные показатели2.
Возникла потребность в оптимизации регламента и правил посещения уроков в соответствии с новыми реалиями
I. РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ
Исходя из целесообразности организации образовательного процесса и контроля его качества, настоящими методическими рекомендациями предлагается следующий регламент посещения уроков:
для заместителя директора по учебной работе обязательно посещение 2 мероприятий, 5-6 уроков;
для заместителей директоров по воспитательной работе 3-4 мероприятия и 4 урока;
директору образовательного учреждения (организации) обязателен просмотр 3 уроков, 1 мероприятие.
Правила посещения уроков Урок учителя3 – это основная форма учебного процесса в современной школе. Организационно урок характеризуется определённостью отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и при коллективной форме обучения. Дидактически урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.
Необходимо отметить правила посещения урока.
1. Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки и внеурочные мероприятия4.
1.1. Без разрешения (согласия) педагогического работника его уроки и внеурочные мероприятия могут посещать руководители образовательного учреждения (организации), работники управления образования и информационно-методических центров.
1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеурочные мероприятия с разрешения директора образовательного учреждения (организации) и педагогического работника.
1.3. Родителям (законным представителям) для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения педагогического работника и руководства не требуется.
1.4. Не допускается посещение урока и внеурочного мероприятия лицами, не имеющими отношения к образовательному процессу и его субъектам.
1.5. Не допускается посещение уроков и внеурочных мероприятий обучающимися других классов.
1.6. Посещать открытые уроки и внеурочные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д. разрешается всем участникам.
1.7. По уважительным причинам (болезнь педагогического работника, отсутствие на уроке большого количества обучающихся из-за эпидемии и т.д.) педагогический работник имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время.
2. Посещение урока или внеурочного мероприятия.
2.1. Посещение уроков и внеурочных мероприятий должностными лицами регулируется специальным планом, утвержденным компетентным органом (педсовет) или должностным лицом (директор или его заместитель).
2.2. График посещения уроков и внеурочных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения педагогических работников в начале учебного года (сентябрь).
2.3. Педагогические работники дополнительно информируют о посещении накануне урока и внеурочного мероприятия или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней).
2.4. Посещающие обязаны убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь педагогического работника, низкая температура в классе и т.д.).
2.5. Педагогические работники обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеурочного мероприятия.
2.6. Педагогический работник вправе знать имя и место работы посещающего, если тот является работником другой организации, и требовать от него предъявления служебного удостоверения.
2.7. Должностное лицо, обладающее правом контроля, может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планами педагогического работника, с учебной программой.
2.8. Другие работники к ознакомлению с этими документами допускаются только с разрешения педагогического работника.
3. Ограничения для процесса наблюдения на уроке
и внеурочном мероприятии.
3.1. Запрещается появляться на уроке (внеурочном мероприятии) после его начала.
3.2. Запрещается покидать урок или внеурочное мероприятие до его завершения.
3.3. Руководство образовательного учреждения (организации) может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).
3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеурочного мероприятия.
3.5. Во время урока и внеурочного мероприятия запрещается беседовать с обучающимися, задавать им вопросы и т.д.
3.6. Запрещается выражать свое отношение к педагогическому работнику, обучающимися и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.
3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.
3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с педагогическим работником может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.
3.9. В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.
3.10. Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия педагогического работника и руководства образовательного учреждения (организации).
4. Наблюдение образовательного процесса на уроке
и внеурочной деятельности.
4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).
4.2. Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала обучающимися.
4.3. Обучающимся запрещается вести аудио- и видеозапись урока.
4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с педагогическим работником и руководством образовательного учреждения (организации) может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.
4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.
4.6. Посещающему отводится отдельный стол позади ученических парт; сидеть за одной партой с обучающимся запрещается.
4.7. Посещающий имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения5.
4.8. Посещающему запрещается задерживать обучающихся после звонка на перемену.
5. Статус информации, полученной при посещении урока.
5.1. Информация, полученная должностным лицом образовательного учреждения (организации), обладает статусом внутренней информации в рамках образовательного учреждения (организации); информация, полученная работниками управления образования — внутренняя информация этого органа.
5.2. Информация посещающего об уроке открыта для членов педагогического коллектива и управления образования.
5.3. Члены педагогического коллектива и работники управления образования вправе ознакомиться с информацией об уроке, на котором был посещающий.
5.4. Руководство образовательного учреждения (организации) и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.
5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения обучающихся и родителей.
5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения педагогического работника, руководства образовательного учреждения (организации), управления образования и посещающего.
5.7. При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав педагогического работника.
6. Анализ посещенного урока и внеурочного мероприятия.
6.1. Должностные лица, посетившие урок и внеурочное мероприятие, обязаны дать анализ.
6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе педагогического работника.
6.3. Родители в интересах своего ребенка имеют право доводить свое мнение об уроке и внеурочном мероприятий до сведения педагогического работника и руководителей образовательного учреждения (организации) .
6.4. Педагогам образовательного учреждения(организации), посетившим урок, дается время на подготовку анализа и своего выступления по нему.
6.5. Посетившим урок запрещается давать его анализ на перемене.
6.6. Анализ дается в день урока (единственного или завершающего серию посещений) по окончании всех учебных занятий; отодвигать срок не рекомендуется.
6.7. В ходе анализа не разрешается выступать работникам, не посещавшим урок; руководители образовательного учреждения(организации) , не посещавшие урок, могут участвовать в анализе в качестве ведущих.
6.8. Педагог имеет право слушать анализ и оценку своего урока посещавшими этот урок.
6.9. Педагогический работник имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.
6.10. Педагогический работник обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.
6.11. Педагогический работник сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.
6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт педагогического работника, обязан довести до сведения педагогического работника свое мнение об этих сторонах его урока.
6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.
6.14. Посещение уроков в период аттестации завершается составлением заключения о соответствии педагогической деятельности педагогического работника квалификационным требованиям той или иной категории.
|