Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе»


НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе»
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Методы исследований в работе социальной работе »

направления подготовки 040400.62 «Социальная работа»

Автор программы: доцент кафедры социальных наук Шовина Е. Н.

Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных и специальных методах исследования, используемых в социальной работе, и умений самостоятельно применять существующие методы в практике социальной работы.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

I.

Раздел I. Особенности научного исследования в социальной работе

6

6

-

-




1.

Тема 1. Методологические проблемы научного исследования в социальной работе.

4

4

-

-




2.

Тема 2. Методы социальной работы: общая характеристика

2

2

-

-




II.

Раздел II. Методы планирования и организации исследований в социальной работе

44

12

32

-




3.

Тема 3. Подготовка исследований в социальной работе

4/4

4/4

-

-




4.

Тема 4. Опрос как метод получения первичной информации.

4

1

4

-




5.

Тема 5. Методика проведения беседы и интервью

4

1

4

-




6.

Тема 6. Методика социальной экспертизы.

4

-

4

-




7.

Тема 7. Социальный эксперимент

4/4

-

4/4

-




8.

Тема 8. Наблюдение как метод исследования в социальной работе

4

1

4

-




9.

Тема 9. Метод анализа документов и его значение в социальной работе

4

1

4

-




10.

Тема 10. Методики оценки качества жизни, индивидуальных особенностей и состояний различных групп населения

8/4

4/4

4

-




11.

Тема 11. Методики исследования различных аспектов социальной работы

6/2

2/2

4

-




III.

Раздел III. Подведение итогов и внедрение результатов исследования.

16

8

8

-




12.

Тема 12. Обработка данных исследований в социальной работе.

2

2

-

-




13.

Тема 13. Некоторые аспекты статистической обработки данных

12

4

8

-




14.

Тема 14. Подведение итогов и внедрение результатов исследования в социальной работе

2

2

-

-




IV.

Раздел IV. Оформление результатов исследования

4

4

-

-




15.

Тема 15. Основные требования к оформлению итогов исследования, методика подготовки выпускной квалификационной работы.

4

4

-

-







Всего

70 /14

30

40










Экзамен

















Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ.
Практическая работа № 1

Тема:

Опрос как метод получения первичной информации

План:

  1. Опрос как один из основных методов исследования в социальных науках и социальной работе.

  2. Типы и виды вопросов. Методика формулирования вопросов.

  3. Виды анкетирования.

  4. Методика проведения опроса.

  5. Анкета: композиция, этапы опробации и контроля.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается отличие и сходство анкетирования и интервью?

  2. Охарактеризуйте специфику, основные элементы, этапы подготовки и проведения опроса.

  3. Каковы основные достоинства и недостатки разных видов анкетирования?

  4. Какое влияние оказывают знания, умения, личностные характеристики на организацию и проведение опроса?

  5. Охарактеризуйте последовательность вопросов в анкете.



Задания для самостоятельной работы

    • Подготовьте ответы на вопросы плана.

    • Составьте схему «Типы опросов».

    • Разработайте анкету в соответствии с требованиями к составлению анкет и проведите соответствующие исследования на темы:

- мотивы принятия решений по вопросам: выбора профессии, вступления в брак, поступления в ВУЗ, получения 2-го высшего образования и т.д.;

- интересы, потребности, ценностные ориентации, политические взгляды, национальные стереотипы той или иной группы людей;

- удовлетворённость той или иной группы людей социально-психологическим климатом коллектива, семьи, работой, профессией, руководством организации, деятельностью правительства и т.д.
Основная литература

  1. Добреньков В.И., Краченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 25 – 168.

  2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.

  3. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. – М.: «Книжный дом «Университет», 2007. – 287 с.


Дополнительная литература:

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – С. 330 – 345, 361 - 385.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. - М., 1995. – 285 с.

  3. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. - С. 112 – 165.

  5. Зборовский К. Э. Методы исследования в социальной работе. Минск, 2002.

  6. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.



Практическая работа № 2

Тема: Методика проведения беседы и интервью
План:

  1. Беседа и интервью: сущность, функции. Специфика проведения беседы (интервью) в социальной работе.

  2. Виды и формы беседы (интервью).

  3. Методика и требования к проведению беседы (интервью).

  4. Требования к интервьюеру. Регистрация получаемых данных.

  5. Использование фокус-группы в социальной работе.

  6. Использование биографического метода исследования в социальной работе.

  7. Использование метода кейс-стадии в исследованиях в социальной работе.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Можно ли интервью рассматривать как качественный метод исследования и почему? В чем специфика его проведения в социальной работе?

  2. В чем отличие интервью от фокус-группы? Возможно ли использование фокус-группы в исследованиях в социальной работе? Обоснуйте.

  3. В чем заключаются объективные и субъективные недостатки метода беседы?

  4. Какие способы фиксирования ответов опрашиваемых применяются в процессе интервьюирования?

  5. Перечислите основные пути повышения надежности данных, полученных в ходе беседы (интервью).


Задания для самостоятельной работы:

    • Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

    • Составьте схему «Типы интервью в социальной работе».

    • Сделайте конспекы статей П.В. Романова., Н.Г. Осуховой.

    • Изучите с помощью метода интервью:

- Основные мотивы получения социальных услуг определенной группы населения;
- Образ жизни той или иной группы людей, являющейся объектом социальной работы (безработного, бездомного, беженца, сироты, одинокого пожилого и др.);

- Вкусы, интересы различных групп населения (музыкальные, художественные, кино, мода и т.д.).

Основная литература:

  1. Добреньков В.И., Краченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 25 – 168.

  2. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.

  3. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.

  4. Осухова Н.Г. Осваиваем метод кейс стадии // Социальная работа. – 2009. – № 1. – С. 29 – 36.

  5. Романова П.В. Стратегия кейс стадии в исследованиях социальных служб // СОЦИС – 2005 – № 4


Дополнительная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. - М., 1995.

  2. Блоссфельд Х., Хьюник И. Исследование жизненных путей в социальных науках: темы, концепции, методы и проблемы // Журнал социологии и социальной антрополгии. – 2006. – Т. 9. – № 1. – С. 15 – 44.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – С. 63 – 82. (Гл. 3. Биографический метод)

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 383 – 448.

  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 тт. Т. 3: Методика и техника исследования. – М.: ИНФРА-М, 2004.- С. 275 -349.

  6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 91 – 116.

  7. Зборовский К. Э. Методы исследования в социальной работе. Минск, 2002.

  8. Левинсон А., Стучевская О. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // СОЦИС. – 2003. - № 10.

  9. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. - М.: Союз, 2003.

  10. Фливберг Б. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики. // СОЦИС. – 2004. - № 9.


Практическая работа № 3

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Данная дисциплина является основной для освоения таких дисциплин как: документационное обеспечение управления в социальной работе,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе по изучению дисциплины «Налоговое право»
Реферат — один из этапов в подготовке к написанию выпускной работы, должен быть самостоятельным научно-практическим исследованием,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconТема современные методы системных исследований
Основные направления социологических исследований. Методы, используемые в рамках социологических исследований. Методологическая стратегия...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 23
Степанова А. А рекреационная география и туризм. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный университет...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconМетодические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных...
Министерством образования Российской Федерации подготовлены и согласованы с Федеральной архивной службой России "Методические рекомендации...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований в работе социальной работе» iconВ социальной работе
Правовое консультирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru