Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012


НазваниеДоклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012
страница1/15
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Правозащитный Совет Санкт-Петербурга

ДОКЛАД

о положении дел с правами человека

в Санкт-Петербурге

в 2011 году


Санкт-Петербург

2012

Под редакцией Н.Л. Евдокимовой, Л.П. Романкова.

ОГЛАВЛЕНИЕ


О Правозащитном совете Санкт-Петербурга 2

Принятые сокращения 4

ПРАВО НА ЖИЗНЬ. ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ 10

ПРАВО НА ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ 17

СВОБОДА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 40

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ 50

СВОБОДА СОБРАНИЙ 54

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА 72

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 103

ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ 112

КОРРУПЦИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 129


О Правозащитном совете Санкт-Петербурга
В соответствии с Уставом Правозащитный совет Санкт-Петербурга является некоммерческой общественной организацией, созданной без образования юридического лица по инициативе общественных организаций и граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе.

В эти цели входят, в частности, содействие проведению мониторинга нарушений прав человека и гражданина в Петербурге и информирование общественности о соблюдении в Петербурге прав и свобод человека и гражданина.
Состав Правозащитного Совета
Международная коллегия адвокатов «Санкт-Петербург», руководитель - Валентина Левыкина;

Некоммерческое партнерство «Институт региональной прессы», руководитель - Анна Шароградская;

Правозащитная общественная организация «Гражданский контроль», руководитель - Борис Пустынцев;

Санкт-Петербургская правозащитная общественная организация «Лига избирательниц», председатель Совета – Татьяна Дорутина;

Российский комитет международной организации «Адвокаты в защиту прав человека», руководитель - Юрий Шмидт;

Санкт-Петербургская благотворительная историко-просветительская общественная правозащитная организация «Мемориал», руководитель - Сергей Хахаев;

Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга», руководитель - Элла Полякова;

Санкт-Петербургский общественный фонд «Музей Галины Старовойтовой», руководитель - Ольга Старовойтова;

Экологический правозащитный центр «Беллона», руководитель - Александр Никитин;

Санкт-Петербургский Общественный Благотворительный Фонд «Родительский мост», руководитель - Марина Левина

Общественное движение «За Россию без расизма», руководитель - Александр Винников;

Санкт-Петербургский Центр социальной помощи «Доверие», руководитель - Надежда Егорова;

Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг «Ресурсный правозащитный центр», руководитель - Мария Каневская.

Правозащитники: Юрий Вдовин, Иосиф Габуния, Наталия Евдокимова, Анастасия Екимовская, Игорь Карлинский, Нина Катерли, Елена Кобец, Игорь Кучеренко, Юрий Лучинский, Юрий Нестеров, Леонид Романков, Николай Рыбаков, Юлий Рыбаков, Владимир Шнитке.

Сайт Правозащитный совет Санкт-Петербурга:

http://www.hrcspb.ru

Принятые сокращения


Агентство Журналистских Расследований




(АЖУР)

Антидискриминационный центр «Мемориал»




(АДЦ «Мемориал»)

Альтернативная гражданская служба




(АГС)

Большой концертный зал




(БКЗ)

Внешторгбанк




(ВТБ)

Военно-врачебная комиссия




(ВВК)

Главное Управление Федеральной Службы Исполнения Наказаний




(ГУФСИН)

Главное управление внутренних дел




(ГУ МВД)

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»




(ГАС-Выборы)

Государственное учреждение здравоохранения




(ГУЗ)

Движение против нелегальной иммиграции




(ДПНИ)

Дорожно-постовая служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения




(ДПС ГИБДД)

Жилищный кодекс Российской Федерации




(ЖК РФ)

Жилкомсервис




(ЖКС)

Инспекция Федеральной налоговой службы




(ИФНС)

Институт региональной прессы




(ИРП)

Информационное телеграфное агентство России




(ИТАР-ТАСС)

Кодекс об административных правонарушениях




(КоАП)

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры




(КГИОП)

Коммунистическая партия Российской Федерации




(КПРФ)

Контрольное медицинское освидетельствование




(КМО)

Ленинградская область




(ЛО)

Медико-санитарная часть




(МСЧ)

Межобластная больница имени доктора П.Ф.Гааза




(МОБ им. Гааза)

Медицинское освидетельствование




(МО)

Члены Национал-большевистской партии




Нацболы

Национал-большевиcтская партия




(НБП)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе




(ОБСЕ)

Отдел военного комиссариата




(ОВК)

Отдел дознания Управления Министерства внутренних дел




(ОД УМВД)

Отделение полиции




(о/п)

Партия народной свободы




(ПАРНАС)

Патрульно-постовая служба милиции Управления внутренних дел




(ППСМ УВД)

Патрульно–постовая служба милиции




(ППСм)

Петроградская Сторона




(П.С.)

Пленум Верховного суда Российской Федерации




(Пленум ВС РФ)

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации




(ППБ)

Призывная комиссия




(ПК)

Проектно-Инвентаризационное бюро




(ПИБ)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека




Роспотребнадзор

Российское информационное агентство




(РИА "Новости")

Российское информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг"




(РБК)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы




(СанПиН)

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения




(ГУАП)

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения




(СпбГУКиТ)

Санкт-Петербургский психиатрический стационар с интенсивным наблюдением




(СПбСТИН)

Свод правил




(СП)

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет




(Инжекон)

Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации




(СУ СКП РФ)

Следственный изолятор




(СИЗО, ИЗ)

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации




(СУ СК РФ)

Следственный комитет




(СК)

Служба безопасности Главного Управления Министерства внутренних дел




(СБ ГУ МВД)

Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации




(СУ СКП РФ)

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации




СовФед

Совместное предприятие "Закрытое акционерное общество "Петр Великий"




СП "ЗАО "Петр Великий"

Театр юного зрителя




(ТЮЗ)

Территориальная избирательная комиссия




(ТИК)

Товарищество инициативных граждан России




(ТИГР)

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации




(УПК РФ)

Уголовный кодекс Российской Федерации




(УК РФ)

Управление по борьбе с экономическими преступлениями




(УБЭП)

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области




(УФСБ РФ по СПб и ЛО)

Управление Федеральной службы исполнения наказаний




(УФСИН)

Участковая избирательная комиссия




(УИК)

Федеральная служба исполнения наказаний




(ФСИН)

Федеральное бюджетное учреждение следственный изолятор




(ФБУ ИЗ)

Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение "Областная больница имени доктора Ф.П. Гааза»




(ФКЛПУ ОБ им. Гааза)

Федеральный закон




(ФЗ)

ВВЕДЕНИЕ
Права человека и гражданина гарантируются Конституцией РФ и международными документами, ратифицированными РФ, в частности, Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах.

В настоящем докладе мы анализируем те нарушения прав человека и гражданина, которые допускаются государством и органами государственной власти, как в силу прямых действий его представителей, так и в силу бездействия государственных учреждений по защите этих прав.

Так, например, если одно из фундаментальных прав человека – право на жизнь – подвергается угрозе со стороны бандитов или террористов, то обязанность государства – препятствовать этому.

В данном докладе мы особо обращаем внимание на те ситуации, когда угроза жизни возникает именно в государственных институтах таких, как армия, милиция, колонии и т.п.

С другой стороны, следует различать нарушения прав человека и гражданина, которые происходят из-за несоблюдения существующих законов, и те нарушения, которые происходят из-за того, что действующее законодательство само противоречит Конституции РФ, что приводит к нарушению прав человека и гражданина.

В докладе рассматриваются, в основном, случаи нарушения прав человека и гражданина, имевшие место на территории Санкт-Петербурга в 2011 году. Однако иногда описываются случаи, произошедшие на территории Ленинградской области, с учётом того, что существуют государственные органы, являющиеся едиными для Петербурга и Ленинградской области: Федеральная служба исполнения наказаний, Городское управление внутренних дел, Управление федеральной регистрационной службы, Военного округа и т.п.

Кроме того, в докладе анализируются изменения в законодательстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга, имеющие отношения к соблюдению прав человека и гражданина.
К нашему большому сожалению, в 2011 году в городе продолжалось нарушение почти всех основных прав человека, гарантированных нашей Конституцией и международными актами, ратифицированными Российской Федерацией: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность; право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство; право на социальное обеспечение; право на благоприятную окружающую среду и другие.

Однако наиболее вопиющие нарушения прав человека, на наш взгляд, имели место в связи с массовыми фальсификациями при проведении выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Государственную Думу Российской Федерации 4 декабря 2011 года.

Второе по массовости нарушение прав человека и гражданина в Петербурге связано с незаконными арестами и задержаниями участников митингов в защиту права на мирные собрания граждан, гарантированные 31-ой статьёй Конституции РФ.

Несмотря на широко разрекламированную реформу милиции с заменой названия на «полиция» и переаттестацией сотрудников, продолжаются преступления против прав личности, совершаемые полицейскими – убийства, пытки, издевательства.

При проведении призыва в армию по-прежнему широко используются незаконные методы – от использования полицейских для проведения облав на призывников до грубых нарушений правил медицинского освидетельствования.

С другой стороны, заметно уменьшилось число нападений по признаку национальной принадлежности.

Уменьшилось и число протестов против разрушения культурного наследия. Во многом это объясняется как борьбой граждан против уплотнительной застройки и уничтожения памятников истории и культуры, так и, возможно, заменой губернатора В.И. Матвиенко на губернатора Г.С. Полтавченко.

Далее в докладе приводятся конкретные факты нарушения прав человека и гражданина.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ. ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
Статья 20 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 3 Всеобщей декларации прав человека

Каждый имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах

1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Общая статистика. Петербург, 2011 год, январь-сентябрь.
Право на жизнь является одним из фундаментальных прав человека и гражданина, признанных и гарантированных таковым Всеобщей Декларацией прав человека, Европейской Конвенцией прав человека и основных свобод и Конституцией Российской Федерации (ст. 20). В соответствии со ст. 18 Основного закона России права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, любая смерть, наступившая в результате болезней, за профилактику которых ответственны властные структуры; или в результате неправильной организации дорожного движения, несоблюдения правил техники безопасности; или в результате отравления алкоголем, либо наркотиками; или в результате преступных посягательств, а также в результате самоубийства, – в той или иной мере свидетельство просчётов в деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти или местного самоуправления.

Очевидно, что полностью ликвидировать криминогенные причины смертности населения, искоренить инфекционные болезни, остановить распространение рака, болезней кровообращения, исключить несчастные случаи в обозримом будущем не представляется возможным. Поэтому для оценки деятельности властных структур по обеспечению права человека на жизнь в том или ином регионе, в нашем случае – в Санкт-Петербурге, важнейшим критерием является сравнение с другими регионами страны, в частности с Москвой, а также с различными государствами мирового сообщества. Для того чтобы обеспечить корректность сравнения, применяется принятый в официальной статистике расчёт на 100 000 населения.

Ниже приведены официальные данные Росстата по Санкт-Петербургу лишь за 9 месяцев 2011 года, так как на момент написания статьи данные за весь 2011 год в Росстате отсутствовали. Оценивая данные Росстата за предыдущие годы можно с уверенностью утверждать, что тенденции в статистике за 9 месяцев любого года сохраняются в итоговых таблицах за год в целом.
Росстат. Сведения о числе умерших по основным классам причин смерти за 9 месяцев 2011 года




Причины

Кол-во

Динамика

В Москве

1

Всего умерших от всех причин

46186

-3131

83397




На 100 000 населения**

1268,9




964,9

2

От инфекционных и паразитарных болезней

1058

+29







На 100 000 населения

29,1




12,1

3

В том числе от туберкулёза

266

-15







На 100 000 населения

7.3




4,5

4

От новообразований

9504

+72







На 100 000 населения

261,1




200.1

5

В том числе злокачественных

9419

0







На 100 000 населения

258,8




196,7

6

От болезней системы кровообращения

27783

-2688







На 100 000 населения

763,3




548,9

7

От болезней органов дыхания

1456

+1







На 100 000 населения

40,0




25,1

8

От болезней органов пищеварения

1866

-98







На 100 000 населения

51,3




40,6



Росстат. Сведения о числе умерших от внешних причин смерти за 9 месяцев 2011 года




Причины

Кол-во

Динамика

В Москве

1

Всего умерших от внешних причин смерти

2937

-269







На 100 000 населения

80,6




57,1

2

Случайных отравлений алкоголем

97

-42







На 100 000 населения

2,7




1,7

3

Самоубийств

374

-28







На 100 000 населения

10,3




5,9

4

Убийств

249

-25







На 100 000 населения

6,8




4,9

5

Всех видов транспортных несчастных случаев

484

+34







На 100 000 населения

13,3




10,9

6

В результате ДТП

411

+34







На 100 000 населения

11,3




3,9


Показатели количества людей, умерших в Санкт-Петербурге по перечисленным в таблицах причинам, являются официальными данными Росстата в классификации «Естественное движение населения» за январь – сентябрь 2011 года. Количество лиц, умерших в Санкт-Петербурге от всех причин (46186), на 1582 человека превышает сумму умерших по перечисленным в таблицах причинам (44604). Можно предположить, что разница возникла из-за того, что в таблицах не были учтены лица, умершие в результате причин, не приведённых в таблицах Росстата, таких, например, как травмы на производстве и в быту, пожары, умершие при родах и так далее.

Показатели смертности в Санкт-Петербурге за 3 квартала 2011 года уменьшились в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на 6,3%, а в абсолютных цифрах снизились на 3131 человек. Несколько ниже число умерших в Санкт-Петербурге в сравнении со средним показателем по России в расчёте на 100 000 человек – 1268,9 (РФ - 1360,6). Вместе с тем, статистика умерших в Санкт-Петербурге за 9 месяцев 2011 года остаётся тревожной.

В приведённых таблицах данные по Санкт-Петербургу сравниваются с аналогичными показателями по Москве. По всем позициями показатели нашего города значительно уступают столичным. Так, в Санкт-Петербурге на 100 000 населения коэффициент смертности от инфекционных и паразитарных болезней составляет 29,1, в Москве – 12,1; в том числе от туберкулёза – 7,3, в Москве – 4,5. Из таблицы видно, что соотношение коэффициента смертности в Санкт-Петербурге и Москве от новообразований, в том числе злокачественных, от болезней системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения явно не в пользу нашего города.

Анализ сведений о числе умерших от внешних причин смерти также пессимистичен. В Москве число людей, умерших от внешних причин, на 100 000 населения составляет 57,1, а в Санкт-Петербурге – 80,6. Среди них от отравления алкоголем в Москве – 1.7, в Санкт-Петербурге – 2.7. В расчёте на 100 000 населения самоубийств в Санкт-Петербурге зарегистрировано почти в два раза больше, убийств – на 28%, а погибших в результате ДТП – в три раза больше, чем в Москве.

Можно предположить наличие объективных причин, способствующих более высокому уровню самоубийств в северной столице, таких, например, как более суровый климат. Можно допустить, что профилактика убийств в Москве осуществляется более эффективно в связи с большей численностью столичной полиции. Вероятно, в Москве качественнее организовано дорожное движение, что положительно влияет на сравнительно меньшее число погибших в результате ДТП. Однако если показатели отличаются в разы, допустимо утверждать, что наряду с объективными факторами существуют и субъективные.

Приведённые статистические данные позволяют утверждать, что профилактика основных заболеваний, приводящих к летальным исходам, и их лечение в Санкт-Петербурге организованы хуже, чем в столице, что позволяет критически отнестись к деятельности Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга.

Высокий уровень смертности от внешних причин неизбежно зависит от уровня жизни населения, работы правоохранительных органов, прежде всего профилактической, от своевременного устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, от эффективности контроля за соблюдением техники безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека, а также, и быть может, прежде всего – от уровня культуры и нравственности каждого человека и общества в целом.

В данной статье использованы только официальные данные Росстата и не учтены факторы, негативно влияющие на формирование базы статистического учёта России. К таким факторам можно уверенно отнести укрывательство преступлений от учёта в полиции и следственных органах, «эквилибристику» со статистическими данными в учреждениях здравоохранения и непосредственно в подразделениях Росстата. Кроме того, в нашей стране отсутствует (или закрыта) статистика лиц без вести пропавших. Не поддаётся точному учёту нелегальная миграция, а, следовательно, и число умерших по разным причинам мигрантов. С учётом латентной смертности, реальные показатели смертности в нашем городе (как, впрочем, и в стране в целом), безусловно, выше, чем предлагает официальная статистика.

Изложенные выше сухие цифры свидетельствуют о том, что в Санкт-Петербурге конституционное право на жизнь органами государственной власти и местного самоуправления обеспечено не в полной мере.
Самыми возмутительными, на наш взгляд, надо считать убийства, совершённые людьми в погонах, людьми, которые должны защищать жизнь и достоинство граждан.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconДоклад о положении с правами человека в Республике Калмыкия в 2002...
Доклад подготовлен Региональной общественной организацией «Калмыцкий правозащитный центр»

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconДоклад о положении с правами человека в пензенской области в 2009...
Основные направления деятельности организации- защита конституционных прав человека

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 1 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Доклад о положении дел с правами человека в Санкт-Петербурге в 2011 году Санкт-Петербург 2012 iconКомитет по социальной политике санкт-петербурга распоряжение
Санкт-Петербурге, во исполнение пункта 2 протокола заседания Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге от...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru