Зам. директора по УВР
Порецкий А.М.
| Методист РОЭП
Битюкова М.Н.
| Педагог-психолог
Гордовенко Е.Н.
| КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ№533 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «МАЛАЯ ОХТА»
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТИПОВ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК НА БАЗЕ РОЭП ЛИЦЕЙ 533
Санкт-Петербург
2017 год
Диагностические методики выявления у детей направлений одаренности
УЧАЩИЕСЯ
| Творческая направленность
| Спортивная направленность
| Интеллектуальная направленность
| - Тест креативности Э.Торренса. (П.1)
| - Тест Лири. П.4.
| - Тест Амтхауэра. (П.7)
| - «Набор креативных тестов САР (модифицированные креативные тесты Вильямса)». (П.2)
| - Тест «Акцентуации характера». (П.5)
| - Прогрессивые матрицы Дж.Равена. (П.8)
| - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. (П.3)
| - Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). (П.6)
| - Школьный тест умственного развития. (П.9)
| МОТИВАЦИЯ.
-Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман). (П.10)
- Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова). (П.11)
| ЛИЧНОСТЬ.
- «Шкала социально-психологической адаптивности» Т.В.Снигерева. (П.12)
- Характерологический тест Айзенка. (П.13)
| СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
- Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). (П.14)
- Оценка отношений подростка с классом. (П.15)
| РОДИТЕЛИ /ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
| - Анкета «Ребенок: способный или одаренный». (П.16)
- Анкета одаренности по А.И.Савенкову. (П.17)
- Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков). (П.18)
| ПЕДАГОГИ
| - Методика «Интеллектуальный портрет». (П.19)
| П.1. Тест креативности Торренса
Сокращенный вариант теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5 – 6 лет и до выпускных классов школы (17 – 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, поощрения воображения. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы – это 15 - 35 человек, т. е. не более одного класса.
Время выполнения теста – 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т.д. для тестирования необходимо отвести 15 – 20 минут.
Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе.
После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:
Инструкция: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча, поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».
Задание теста формулируется следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры (Рисунок Б.1). Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой». Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста.
Если учащиеся не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с учащимися.
Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые учащиеся упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить учащимся о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.
По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если учащиеся не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить. Для этого удобно иметь несколько ассистентов.
Измерения и обработка результатов. Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.
П.2. «Набор креативных тестов САР (модифицированные креативные тесты Вильямса)»
САР – это набор тестов, состоящих из двух методик для детей: Теста (дивергентного) творческого мышления и Теста творческих личностных характеристик.
Тест дивергентного мышления может быть использован для детей от 5 до 17 лет. Тест личностных творческих характеристик (самооценка) – для детей с 5-ого по 11 классы.
Тест дивергентного (творческого) мышления.
Порядок проведения.
Тестирование проводится в групповой или индивидуальной форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за партой по одному.
Ученик выполняет задание в тестовой тетради (Приложение 1). Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
Время выполнения задания: для 4-11 классов – 20 минут; для 1-3 кл. и детей дошкольников–25 мин.
Обработка данных.
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять факторов, выраженных в сырых баллах:
· Беглость (Б)
· Гибкость (Г)
· Оригинальность (О)
· Разработанность (Р)
· Название (Н)
1. Беглость – продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, это связано с более развитой беглостью мышления.
Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость – число изменений категорий рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
- живое (Ж) – человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т.д.
- механическое, предметное (М) – лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т.д.
- символическое (С) – буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.
- видовое, жанровое (В) – город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т.д.
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того, чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно.
Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность– местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные люди, обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т.е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т.е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
4. Разработанность – симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным. Творческие люди добавляют детали к замкнутому контуру, предпочитают асимметрию и сложность при изображении.
Общий сырой балл по разработанности (Р) – сумма баллов по фактору «разработанность» по всем рисункам. Максимальное количество – 36 баллов.
5. Название – богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
П.3. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников
Опросник, направлен на выявление склонности ребенка к творчеству, которая складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка.
За каждый положительный ответ «да» начисляется 1 балл, за отрицательный ответ «нет» начисляется 0 баллов.
В пунктах 5,6,11,13,14,18,19,22,23,24 оценка проводится следующим образом: вместо одного балла начисляется ноль, а вместо ноль баллов - 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Другими словами, в этих пунктах за ответ «да» начисляется 0 баллов, а за ответ «нет» - 1 балл.
Анализ качеств.
1.Разнообразие интересов.
Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка.
2. Независимость.
Количество набранных баллов соответствует степени выраженности независимости ребенка.
3. Гибкость, приспособляемость.
Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведении ребенка.
4. Любознательность.
Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.
5. Настойчивость.
Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.
6. Сведения о семейной обстановке.
Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки для развития творческих наклонностей ребенка.
П.4. Тест Лири
Описание. Тест Т. Лири предназначен для диагностики межличностных отношений личности.
Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие – враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по четыре и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику.
1. Авторитарный.
2. Эгоистичный.
3. Агрессивный.
4. Подозрительный.
5. Подчиняемый.
6. Зависимый.
7. Дружелюбный.
8. Альтруистический. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
Чем меньше у тестируемого разница между «Я актуальным» и «Я идеальным» – тем более реалистичные цели он ставит перед самой, принимает себя таким, какой он есть, а следовательно, находится в бодром, работоспособном состоянии. Чем больше разница между «Я актуальным» и «Я идеальным» – тем менее человек доволен собой и ему проблематично будет достигнуть намеченных целей в саморазвитии. Совпадение «Я актуального» и «Я идеального», что встречается не часто, говорит об остановке саморазвития.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
|