Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза


Скачать 141.38 Kb.
НазваниеПредварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза
ТипКодекс


Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие

в рамках Таможенного союза

Важнейшим событием 2010 года явились интеграционные процессы на пространстве России, Беларуси, Казахстана.

1 января 2010 года в рамках ЕврАзЭс были введены единые меры нетарифного регулирования.

1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза – основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном союзе.

29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы ещё не полностью завершилась.

С целью оперативного решения проблемных вопросов, возникавших в работе таможенных органов, был создан Ситуационно-консультационный центр ФТС России. Особую роль в информировании участников ВЭД сыграла «горячая линия», организованная ФТС России с 1 июля по 30 сентября 2010 года на всех уровнях – центральный аппарат, региональные таможенные управления, таможни. «Горячая линия» позволила участникам ВЭД лично задать специалистам профильных таможенных подразделений любые вопросы, связанные с функционированием Таможенного союза.

В таможенных органах было проведено обучение должностных лиц работе в условиях изменившегося таможенного законодательства и итоговое тестирование.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, с 1 июля 2010 года таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из стран-участниц Таможенного Союза отменено, полномочия по взиманию косвенных налогов переданы от таможенных органов к налоговым. Взимание таможенных платежей осталось за таможенными органами.

Однако в рамках Таможенного Союза менее всего подверглись унификации именно таможенные платежи. Это объясняется рядом причин. Основная из них связана с тем, что на нынешнем этапе интеграции унифицируется только таможенное законодательство. Пока не стоит вопрос об унификации налогового, гражданского законодательства, закона о банках и банковской деятельности, исполнительном производстве. В то же время надо иметь в виду, что все эти сферы находятся в тесной связи с вопросами взыскания и уплаты таможенных платежей. Именно поэтому те 24 статьи Таможенного кодекса, которые посвящены таможенным платежам, содержат более 40 отсылочных норм к национальному законодательству.

После 1 июля 2010 года в части поступления таможенных платежей, каких либо значительных изменения пока не было. До первого июля в федеральный бюджет Ярославскими участниками ВЭД было перечислено около 11 миллиардов рублей таможенных платежей, а в целом за год – 21,5 млрд. руб.

Понятно, что значительные изменения не могли произойти мгновенно. Дело новое, нужно время для изучения национальных законодательств Казахстана и Белоруссии, поиска партнёров в этих государствах, наработки деловых связей, расчёт и определение новых логистических схем. Учитывая эти факторы, мы не ожидаем, по крайней мере, в текущем году, серьёзных изменений в товаропотоках экспортно-импортных грузов нашего региона.

Введение единых форм декларации на товары, транзитной декларации и инструкций о порядке их заполнения, а также единых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, форматов и структур электронных копий таможенных деклараций является завершающим этапом формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах-членах Таможенного союза.

Немаловажным является и то, что формы таможенных деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохранили привычный вид. Лишь в ряде граф изменился порядок записи данных или требуются иные сведения. Декларации теперь можно распечатывать на обычных листах формата А 4.

Ст.196 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлены более жёсткие сроки выпуска товаров - один рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней. Случаев необоснованного превышения сроков выпуска декларации на товары Ярославской таможней не допущено.

Для стимулирования инновационной активности российских предприятий отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций. Так предусмотрено существенное сокращение, по сравнению с общим двухдневным сроком, времени выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, - до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.

В настоящее время средний срок выпуска вывозимых товаров в регионе деятельности Ярославской таможни, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составил 2,5 часа.

ТК ТС предусмотрен отказ в выпуске товаров. Если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого решения. Получив отказ в выпуске товаров, декларант может подать новую таможенную декларацию, устранив причины, по которым ему было отказано, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

В 2011 году отказано в выпуске товаров по 4 декларациям на товары.

Надо отметить, что со дня вступления ТК ТС сократилось количество предварительных таможенных деклараций, т.к. их можно было подавать до пересечения границы Таможенного Союза, а декларанты не располагали информацией о местонахождении товаров.

Федеральный закон «О таможенном регулировании» урегулировал этот вопрос и если ввоз иностранных товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом, их предварительное декларирование может осуществляться до прибытия транспортных средств в место доставки. Как результат с 1 января текущего года мы наблюдаем рост числа предварительных таможенных деклараций увеличилось с 12 % в 4 квартале 2010 года до 16% в 1 квартале 2011 года.

В новом кодексе изменились нормы, определяющие порядок внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию, которые активно применяются участниками ВЭД.

Другой важной для вас нормой является возможность отзыва зарегистрированной таможенной декларации. Уже в 2011 году данной нормой декларанты воспользовались 24 раза.

В настоящее время обеспечение налоговых органов информацией о фактическом вывозе товаров, помещенных таможенными органами под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза через внешние границы государств-членов Таможенного союза производится таможенными органами, которые выпустили товар по соответствующей таможенной процедуре.

Обмен информацией о фактическом вывозе товаров с налоговыми органами в настоящее время осуществляется в основном путем переписки и направления информации на бумажных носителях.

Ответы на запросы налоговых органов формируются таможнями выпуска на основании экземпляров деклараций на товары и информации в электронном виде, поступающей от таможенных органов государств-членов Таможенного союза в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 330 «О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.

В случае не поступления информации от таможенного органа убытия фактическом вывозе товаров на момент запрос налоговых органов, ОКТТ таможни самостоятельно направляет запросы о необходимости направления информации о фактическом вывозе товаров.

В среднем информация от казахских таможенных органов убытия поступает в течение 1,5 месяца со дня выпуска декларации, от белорусских таможенных органов – в течение месяца.

Естественно, что это не устраивает участников ВЭД.

На прошлом заседании мы говорили о применении в таможенном деле современных информационных технологий. Сегодня почти 80% всех таможенных деклараций подаются и оформляются в электронном виде с использованием сетей Интернет. Однако, до реализации полных возможностей электронного декларирования ещё далеко. По большому счёту цикл должен быть замкнутым в едином информационном пространстве, включающим таможню оформления, пункт пропуска на границе Таможенного Союза, налоговые органы. В связи со сказанным, логично будет ожидать дальнейшего совершенствования союзного и внутреннего национального законодательства, регулирующего взаимодействие органов государственной власти стран – участниц Таможенного Союза.

Дополнительно хочу проинформировать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

В соответствии с п.5. данных правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза осуществляется на основании данных, указываемых в статистической форме учета перемещения товаров (далее - статистическая форма). Статистическая форма является формой отчетности лиц, заключивших сделку либо от имени (по поручению) которых заключена эта сделка, а при отсутствии сделки - лиц, имеющих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявители) перед таможенными органами Российской Федерации.

Статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, в электронном виде посредством ее заполнения с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет, до начала перевозки товаров по территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до ее начала.

Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению № 1 к Правилам и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров согласно приложению № 2 к Правилам.

«О некоторых итогах таможенной статистики внешнеэкономической

деятельности участников ВЭД в регионе деятельности

Ярославской таможни в 2010 году»
1. Статистика декларирования
В 2010 году в регионе деятельности Ярославской таможни производили таможенное оформление с применением ГТД 392 участника ВЭД, что почти на 7% меньше аналогичного показателя 2009 года, когда количество участников ВЭД равнялось 421 (в 2008 году – 455 участников ВЭД).

В 2010 году было принято решение о выпуске 17 679 ГТД всех таможенных режимов, в их числе 503 временных периодических декларации (ВПД). Это максимальное значение за последние 4 года. Из указанного количества 62 ГТД были отозваны, запрещены к выпуску или считались неподанными. По сравнению с 2009 годом, когда количество ГТД составило 16 158, в прошедшем году наблюдается увеличение количества ГТД на 9,4%. Важно отметить, что количество ГТД, поданных на ввоз товаров, увеличилось на 39%, в то время как количество ГТД на вывоз возросло лишь на 0,6%.

Доля Ярославской таможни в массиве ГТД ЦТУ составила около 1,5%, что несколько превышает значения последних лет.

Как и прежде, на два расположенных в областном центре таможенных поста – Ново-Ярославский и Ярославский – приходится большая часть оформленных в регионе деятельности таможни грузовых таможенных деклараций – 87,7% их общего количества в 2010 году. Если исходить из количества оформленных ГТД, то активизация внешнеторговой деятельности участников ВЭД наблюдалась в истекшем году на всех таможенных постах, кроме таможенного поста Аэропорт-Ярославль.

ГТД, оформленные в таможне в 2010 году, заявлялись в 11 различных таможенных режимах – 8 режимов при ввозе товаров и 5 при вывозе, причем в режимах 52 (переработка на таможенной территории) и 21 (переработка вне таможенной территории) декларировались товары, как на ввоз, так и на вывоз. Основная масса товаров декларировалась в режимах 10 (экспорт) и 40 (выпуск для внутреннего потребления без освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов).



2. Статистика внешней торговли

2.1. Общие сведения
В 2010 году подразделениями Ярославской таможни было выпущено внешнеторговых грузов в таможенных режимах, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли, общей стоимостью 3 193,99 млн. долл. США, что почти на 30% больше аналогичного показателя 2009 года. Общий вес нетто оформленных товаров составил 5 390,73 тыс. тонн, что примерно на 4% меньше, чем в предыдущем году.

Увеличение стоимости товарооборота в 2010 году обусловлено ростом стоимости как экспорта (на 34,3%), так и импорта (на 5,6%) по отношению к 2009 году. Экспорт после характеризовавшегося кризисными явлениями в мировой экономике 2009 года восстановился практически до уровня 2005 и 2007 годов. Что касается импорта, то в 2010 году был зафиксирован исторический максимум стоимости ввезённых товаров за весь период статистических наблюдений в таможне – 393,5 млн. долларов. Стоит также отметить, что, начиная с 2006 года, в регионе деятельности таможни наблюдается устойчивая тенденция к росту стоимости импорта. За этот период объём импорта увеличился более чем в 2,1 раз.

По итогам года Ярославская таможня по стоимостным объемам экспорта находится на одном из первых мест среди других таможен ЦТУ, импорта – на семнадцатом.

Стоимостные объёмы внешнеторгового товарооборота в разрезе таможенных постов увеличились в сравнении с уровнем 2009 года на всех таможенных постах, кроме поста Аэропорт Ярославль. Вывоз вырос на всех постах, кроме Аэропорта, а ввоз – на Переславском и Ярославском постах.

Что касается физических объемов товарооборота в регионе деятельности таможни в 2010 году, то выше уже было отмечено общее снижение весовых значений (по весу нетто перемещенных товаров) примерно на 4% – с 5,6 млн. тонн в 2009 году до почти 5,4 млн. тонн в 2010 году. При этом вес ввезенных товаров вырос весьма существенно – более чем на 72%, а вывезенных – сократился почти на 5%. Основной вклад в это снижение внесло сокращение весовых объемов нефтепродуктов, оформленных на Ново-Ярославском таможенном посту, на 250 тыс. тонн. Доля товаров, оформленных в режимах вывоза на этом посту, в общей структуре экспорта таможни традиционно велика – в 2010 году она составила 98% от общего веса всех вывезенных в регионе деятельности таможни товаров.

2.2. Товарная структура

2.2.1. Вывоз
Товарная структура экспорта в регионе деятельности таможни традиционна и обусловлена сложившейся ярко выраженной экспортной направленностью промышленного потенциала области. Как и все последние годы, в товарной структуре экспорта в 2010 году по стоимости преобладают товары топливно-энергетического комплекса: товарной группы 27 (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки) – 2,4 млрд. долл. (84,9% всей стоимости экспорта) и 28 (продукты неорганической химии) – 147,3 млн. долл. (5,2%), а также товары товарных групп 84 (оборудование и механические устройства) – 138,2 млн. долл. (4,9%), 40 (каучук, резина и изделия из них) – 33,2 млн. долл. (1,1%) и 44 (древесина и изделия из нее) – 18,1 млн. долл. (0,6%).

По сравнению с 2009 годом в рассматриваемом году в наибольших объемах увеличился вывоз товаров 27 группы почти на 600 млн. долл. (на 33,3%), 84 – на 81 млн. долл. (в 2,4 раз) и 28 – на 52 млн. долл. (на 55,7%). Сократился по стоимости экспорт товаров следующих групп: 44 – на 3,8 млн. долл. (на 17,1%), 85 (электрические машины) – на 4,6 млн. долл. (на 22,4%), 89 (суда, лодки и плавучие конструкции) – на 4,3 млн. долл. (почти в 2 раза).

Стоит отметить, что существенный (на треть) рост стоимости экспортированных нефтепродуктов наблюдается на фоне снижения их весовых объёмов на 5,2%. Таким образом, контрактная цена единицы веса нефтепродуктов в течение года заметно выросла. Этот факт можно считать прямым следствием повышения мировых рыночных цен на энергоносители, которое наблюдалось в 2010 году.

2.2.2. Ввоз

Изменения в товарной структуре ввоза сравнительно невелики. В последние годы сложился круг товаров, традиционно ввозимых в регион деятельности Ярославской таможни. Как и прежде, максимальные стоимостные объёмы ввоза наблюдались по следующим товарным группам:

84 (Оборудование и механические устройства) – 162,5 млн. долл., что составляет 41,3% всей стоимости импорта в регионе деятельности таможни, несмотря на 15-процентное сокращение её объёмов по сравнению с 2009 годом;

40 (Каучук, резина и изделия из них) – 38,9 млн. долл. (9,9%), ввоз этого товара увеличился почти в 4 раза;

27 (Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки) - 25,4 млн. долл. (6,4%), рост в 4,3 раза;

24 (Табак и табачное сырьё) – 24,3 млн. долл. (6,2%), сокращение стоимости импорта на 19,2%;

39 (Пластмассы и изделия из них) – 16,4 млн. долл. (в 1,9 раз);

85 (Электрические машины и оборудование) – 11,7 млн. долл. (3%), незначительное снижение объёмов на 1,4%.

Следует также отметить увеличение объёмов ввоза товаров таких товарных групп, как

72 (Чёрные металлы) – 12,2 млн. долл. (в 3,3 раз);

52 (Хлопок) - 9,9 млн. долл. (в 7 раз);

32 (Красители, пигменты и прочие красящие вещества) – 9,9 млн. долл. (в 1,7 раз) и т.д.

В то же время зафиксировано снижение стоимости ввоза товаров, классифицируемых в следующих товарных группах ТН ВЭД Таможенного союза, по отношению к объёмам, декларировавшимся в 2009 году:

73 (Изделия из чёрных металлов) – снижение в 2,5 раза с 24,9 до 9,6 млн. долл.;

38 (Прочие химические продукты) – снижение с 11,0 до 8,5 млн. долл. (на 23%);

90 (Инструменты и аппараты оптические) – снижение почти в 2 раза с 15,7 до 8,0 млн. долл. и т.д.

Товарная номенклатура ввоза в регионе деятельности Ярославской таможни в 2010 году и список основных импортёров товаров свидетельствуют о том, что её основу по-прежнему составляют товары, используемые предприятиями области для собственных нужд: технического переоснащения и для обеспечения производственного цикла – сырьё, комплектующие и т.п. Ввоз в коммерческих целях, так называемых товаров народного потребления – одежды, обуви – носит разовый характер и имеет весьма незначительные объёмы. Сложившийся круг участников ВЭД, систематически декларирующих подобные товары, отсутствует.

Особенности работы участников ВЭД в связи с принятием

закона 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» 27.11.2010 г.
Положительные факторы произошедших изменений:

  1. Сокращение сроков проверки таможенным органом сведений, заявляемых в таможенной декларации. С 3-х до 2-х дней (не позднее дня, следующего за днем подачи). При проверке экспортной декларации на товары, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами - не позднее 4-х часов с даты подачи декларации.

  2. Возможность применения современных таможенных технологий по таможенному оформлению: электронное декларирование, предварительное информирование, удаленных выпуск товаров.

  3. Появление новых институтов уполномоченных экономических операторов, которым делегировано право использования упрощенных таможенных процедур (выпуск до подачи декларации, хранение товаров на площадях, не являющихся складами временного хранения, возможность завершения процедуры доставки на территории предприятия-производителя, обладающего статусом уполномоченного экономического оператора).

  4. Возможность подачи таможенной декларации в любой уполномоченный таможенный орган (с использованием сети Интернет).


Проблемные вопросы, возникающие при таможенном оформлении:

  1. Технические сбои на сервере таможенного органа ФТС РФ, которые приводят к задержкам при подаче и выпуске электронной таможенной декларации, которые вызваны недостаточной пропускной способностью каналов. Невозможность отзыва поданной (но не поступившей) электронной таможенной декларации.

  2. Отсутствие в г. Ярославле уполномоченного органа по сертификации продукции машиностроительного направления, что вынуждает участников ВЭД оформлять сертификаты и декларации соответствия в сертификационном органе г. Иваново или Москве.

  3. При подготовке документов на перемещение подкарантинной продукции целесообразно отражать код ЕТН ВЭД ТС совпадающий с кодом, заявляемым в таможенной декларации.

В отношении вопросов участников ВЭД по расширению пропускной способности зоны таможенного контроля ЗАО «РОСТЭК-Верхняя Волга» В.А. Голубев отметил, что меры по расширению зоны предпринимаются.

Также в рамках решения данной проблемы В.А. Голубев напомнил, что крупные предприятия – участники ВЭД, могут в соответствии с положениями гл. 6 N 311-ФЗ от 27.11.2010 г. получить статус уполномоченного экономического оператора, которому предоставляются следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию, в соответствии с частью 3 статьи 87 настоящего Федерального закона;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со статьями 193 и 194 Таможенного кодекса Таможенного союза и со статьями 211 - 215 настоящего Федерального закона.



Похожие:

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconРешение Комиссии Таможенного союза №376 от 20 сентября 2010 года
В соответствии с Главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссия Таможенного союза

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconС законодательством государства члена Таможенного союза
О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной...

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconЕвразийское экономическое сообщество комиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconКомиссия таможенного союза решение
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconСтатья Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный...

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconВ госавтоинспекции транспортных средств
Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09. 12. 2011...

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconСтоимости товаров
В соответствии с Главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссия Таможенного союза решила

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconРоссийская федерация федеральный закон о таможенном регулировании в российской федерации
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный...

Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза iconРоссийская федерация федеральный закон о таможенном регулировании в российской федерации
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru