Скачать 141.38 Kb.
|
Предварительные итоги применения Таможенного кодекса таможенного союза и положений нормативных правовых актов, определяющих его действие в рамках Таможенного союза Важнейшим событием 2010 года явились интеграционные процессы на пространстве России, Беларуси, Казахстана. 1 января 2010 года в рамках ЕврАзЭс были введены единые меры нетарифного регулирования. 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза – основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном союзе. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы ещё не полностью завершилась. С целью оперативного решения проблемных вопросов, возникавших в работе таможенных органов, был создан Ситуационно-консультационный центр ФТС России. Особую роль в информировании участников ВЭД сыграла «горячая линия», организованная ФТС России с 1 июля по 30 сентября 2010 года на всех уровнях – центральный аппарат, региональные таможенные управления, таможни. «Горячая линия» позволила участникам ВЭД лично задать специалистам профильных таможенных подразделений любые вопросы, связанные с функционированием Таможенного союза. В таможенных органах было проведено обучение должностных лиц работе в условиях изменившегося таможенного законодательства и итоговое тестирование. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, с 1 июля 2010 года таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из стран-участниц Таможенного Союза отменено, полномочия по взиманию косвенных налогов переданы от таможенных органов к налоговым. Взимание таможенных платежей осталось за таможенными органами. Однако в рамках Таможенного Союза менее всего подверглись унификации именно таможенные платежи. Это объясняется рядом причин. Основная из них связана с тем, что на нынешнем этапе интеграции унифицируется только таможенное законодательство. Пока не стоит вопрос об унификации налогового, гражданского законодательства, закона о банках и банковской деятельности, исполнительном производстве. В то же время надо иметь в виду, что все эти сферы находятся в тесной связи с вопросами взыскания и уплаты таможенных платежей. Именно поэтому те 24 статьи Таможенного кодекса, которые посвящены таможенным платежам, содержат более 40 отсылочных норм к национальному законодательству. После 1 июля 2010 года в части поступления таможенных платежей, каких либо значительных изменения пока не было. До первого июля в федеральный бюджет Ярославскими участниками ВЭД было перечислено около 11 миллиардов рублей таможенных платежей, а в целом за год – 21,5 млрд. руб. Понятно, что значительные изменения не могли произойти мгновенно. Дело новое, нужно время для изучения национальных законодательств Казахстана и Белоруссии, поиска партнёров в этих государствах, наработки деловых связей, расчёт и определение новых логистических схем. Учитывая эти факторы, мы не ожидаем, по крайней мере, в текущем году, серьёзных изменений в товаропотоках экспортно-импортных грузов нашего региона. Введение единых форм декларации на товары, транзитной декларации и инструкций о порядке их заполнения, а также единых классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций, форматов и структур электронных копий таможенных деклараций является завершающим этапом формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах-членах Таможенного союза. Немаловажным является и то, что формы таможенных деклараций для российских участников ВЭД, в основном, сохранили привычный вид. Лишь в ряде граф изменился порядок записи данных или требуются иные сведения. Декларации теперь можно распечатывать на обычных листах формата А 4. Ст.196 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлены более жёсткие сроки выпуска товаров - один рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней. Случаев необоснованного превышения сроков выпуска декларации на товары Ярославской таможней не допущено. Для стимулирования инновационной активности российских предприятий отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций. Так предусмотрено существенное сокращение, по сравнению с общим двухдневным сроком, времени выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, - до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации. В настоящее время средний срок выпуска вывозимых товаров в регионе деятельности Ярославской таможни, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составил 2,5 часа. ТК ТС предусмотрен отказ в выпуске товаров. Если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого решения. Получив отказ в выпуске товаров, декларант может подать новую таможенную декларацию, устранив причины, по которым ему было отказано, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров. В 2011 году отказано в выпуске товаров по 4 декларациям на товары. Надо отметить, что со дня вступления ТК ТС сократилось количество предварительных таможенных деклараций, т.к. их можно было подавать до пересечения границы Таможенного Союза, а декларанты не располагали информацией о местонахождении товаров. Федеральный закон «О таможенном регулировании» урегулировал этот вопрос и если ввоз иностранных товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом, их предварительное декларирование может осуществляться до прибытия транспортных средств в место доставки. Как результат с 1 января текущего года мы наблюдаем рост числа предварительных таможенных деклараций увеличилось с 12 % в 4 квартале 2010 года до 16% в 1 квартале 2011 года. В новом кодексе изменились нормы, определяющие порядок внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию, которые активно применяются участниками ВЭД. Другой важной для вас нормой является возможность отзыва зарегистрированной таможенной декларации. Уже в 2011 году данной нормой декларанты воспользовались 24 раза. В настоящее время обеспечение налоговых органов информацией о фактическом вывозе товаров, помещенных таможенными органами под таможенные процедуры, допускающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза через внешние границы государств-членов Таможенного союза производится таможенными органами, которые выпустили товар по соответствующей таможенной процедуре. Обмен информацией о фактическом вывозе товаров с налоговыми органами в настоящее время осуществляется в основном путем переписки и направления информации на бумажных носителях. Ответы на запросы налоговых органов формируются таможнями выпуска на основании экземпляров деклараций на товары и информации в электронном виде, поступающей от таможенных органов государств-членов Таможенного союза в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 330 «О порядке подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза. В случае не поступления информации от таможенного органа убытия фактическом вывозе товаров на момент запрос налоговых органов, ОКТТ таможни самостоятельно направляет запросы о необходимости направления информации о фактическом вывозе товаров. В среднем информация от казахских таможенных органов убытия поступает в течение 1,5 месяца со дня выпуска декларации, от белорусских таможенных органов – в течение месяца. Естественно, что это не устраивает участников ВЭД. На прошлом заседании мы говорили о применении в таможенном деле современных информационных технологий. Сегодня почти 80% всех таможенных деклараций подаются и оформляются в электронном виде с использованием сетей Интернет. Однако, до реализации полных возможностей электронного декларирования ещё далеко. По большому счёту цикл должен быть замкнутым в едином информационном пространстве, включающим таможню оформления, пункт пропуска на границе Таможенного Союза, налоговые органы. В связи со сказанным, логично будет ожидать дальнейшего совершенствования союзного и внутреннего национального законодательства, регулирующего взаимодействие органов государственной власти стран – участниц Таможенного Союза. Дополнительно хочу проинформировать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В соответствии с п.5. данных правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза осуществляется на основании данных, указываемых в статистической форме учета перемещения товаров (далее - статистическая форма). Статистическая форма является формой отчетности лиц, заключивших сделку либо от имени (по поручению) которых заключена эта сделка, а при отсутствии сделки - лиц, имеющих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявители) перед таможенными органами Российской Федерации. Статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, в электронном виде посредством ее заполнения с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет, до начала перевозки товаров по территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до ее начала. Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению № 1 к Правилам и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров согласно приложению № 2 к Правилам. «О некоторых итогах таможенной статистики внешнеэкономической деятельности участников ВЭД в регионе деятельности Ярославской таможни в 2010 году» 1. Статистика декларирования В 2010 году в регионе деятельности Ярославской таможни производили таможенное оформление с применением ГТД 392 участника ВЭД, что почти на 7% меньше аналогичного показателя 2009 года, когда количество участников ВЭД равнялось 421 (в 2008 году – 455 участников ВЭД). В 2010 году было принято решение о выпуске 17 679 ГТД всех таможенных режимов, в их числе 503 временных периодических декларации (ВПД). Это максимальное значение за последние 4 года. Из указанного количества 62 ГТД были отозваны, запрещены к выпуску или считались неподанными. По сравнению с 2009 годом, когда количество ГТД составило 16 158, в прошедшем году наблюдается увеличение количества ГТД на 9,4%. Важно отметить, что количество ГТД, поданных на ввоз товаров, увеличилось на 39%, в то время как количество ГТД на вывоз возросло лишь на 0,6%. Доля Ярославской таможни в массиве ГТД ЦТУ составила около 1,5%, что несколько превышает значения последних лет. Как и прежде, на два расположенных в областном центре таможенных поста – Ново-Ярославский и Ярославский – приходится большая часть оформленных в регионе деятельности таможни грузовых таможенных деклараций – 87,7% их общего количества в 2010 году. Если исходить из количества оформленных ГТД, то активизация внешнеторговой деятельности участников ВЭД наблюдалась в истекшем году на всех таможенных постах, кроме таможенного поста Аэропорт-Ярославль. ГТД, оформленные в таможне в 2010 году, заявлялись в 11 различных таможенных режимах – 8 режимов при ввозе товаров и 5 при вывозе, причем в режимах 52 (переработка на таможенной территории) и 21 (переработка вне таможенной территории) декларировались товары, как на ввоз, так и на вывоз. Основная масса товаров декларировалась в режимах 10 (экспорт) и 40 (выпуск для внутреннего потребления без освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов). 2. Статистика внешней торговли 2.1. Общие сведения В 2010 году подразделениями Ярославской таможни было выпущено внешнеторговых грузов в таможенных режимах, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли, общей стоимостью 3 193,99 млн. долл. США, что почти на 30% больше аналогичного показателя 2009 года. Общий вес нетто оформленных товаров составил 5 390,73 тыс. тонн, что примерно на 4% меньше, чем в предыдущем году. Увеличение стоимости товарооборота в 2010 году обусловлено ростом стоимости как экспорта (на 34,3%), так и импорта (на 5,6%) по отношению к 2009 году. Экспорт после характеризовавшегося кризисными явлениями в мировой экономике 2009 года восстановился практически до уровня 2005 и 2007 годов. Что касается импорта, то в 2010 году был зафиксирован исторический максимум стоимости ввезённых товаров за весь период статистических наблюдений в таможне – 393,5 млн. долларов. Стоит также отметить, что, начиная с 2006 года, в регионе деятельности таможни наблюдается устойчивая тенденция к росту стоимости импорта. За этот период объём импорта увеличился более чем в 2,1 раз. По итогам года Ярославская таможня по стоимостным объемам экспорта находится на одном из первых мест среди других таможен ЦТУ, импорта – на семнадцатом. Стоимостные объёмы внешнеторгового товарооборота в разрезе таможенных постов увеличились в сравнении с уровнем 2009 года на всех таможенных постах, кроме поста Аэропорт Ярославль. Вывоз вырос на всех постах, кроме Аэропорта, а ввоз – на Переславском и Ярославском постах. Что касается физических объемов товарооборота в регионе деятельности таможни в 2010 году, то выше уже было отмечено общее снижение весовых значений (по весу нетто перемещенных товаров) примерно на 4% – с 5,6 млн. тонн в 2009 году до почти 5,4 млн. тонн в 2010 году. При этом вес ввезенных товаров вырос весьма существенно – более чем на 72%, а вывезенных – сократился почти на 5%. Основной вклад в это снижение внесло сокращение весовых объемов нефтепродуктов, оформленных на Ново-Ярославском таможенном посту, на 250 тыс. тонн. Доля товаров, оформленных в режимах вывоза на этом посту, в общей структуре экспорта таможни традиционно велика – в 2010 году она составила 98% от общего веса всех вывезенных в регионе деятельности таможни товаров. 2.2. Товарная структура 2.2.1. Вывоз Товарная структура экспорта в регионе деятельности таможни традиционна и обусловлена сложившейся ярко выраженной экспортной направленностью промышленного потенциала области. Как и все последние годы, в товарной структуре экспорта в 2010 году по стоимости преобладают товары топливно-энергетического комплекса: товарной группы 27 (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки) – 2,4 млрд. долл. (84,9% всей стоимости экспорта) и 28 (продукты неорганической химии) – 147,3 млн. долл. (5,2%), а также товары товарных групп 84 (оборудование и механические устройства) – 138,2 млн. долл. (4,9%), 40 (каучук, резина и изделия из них) – 33,2 млн. долл. (1,1%) и 44 (древесина и изделия из нее) – 18,1 млн. долл. (0,6%). По сравнению с 2009 годом в рассматриваемом году в наибольших объемах увеличился вывоз товаров 27 группы почти на 600 млн. долл. (на 33,3%), 84 – на 81 млн. долл. (в 2,4 раз) и 28 – на 52 млн. долл. (на 55,7%). Сократился по стоимости экспорт товаров следующих групп: 44 – на 3,8 млн. долл. (на 17,1%), 85 (электрические машины) – на 4,6 млн. долл. (на 22,4%), 89 (суда, лодки и плавучие конструкции) – на 4,3 млн. долл. (почти в 2 раза). Стоит отметить, что существенный (на треть) рост стоимости экспортированных нефтепродуктов наблюдается на фоне снижения их весовых объёмов на 5,2%. Таким образом, контрактная цена единицы веса нефтепродуктов в течение года заметно выросла. Этот факт можно считать прямым следствием повышения мировых рыночных цен на энергоносители, которое наблюдалось в 2010 году. 2.2.2. Ввоз Изменения в товарной структуре ввоза сравнительно невелики. В последние годы сложился круг товаров, традиционно ввозимых в регион деятельности Ярославской таможни. Как и прежде, максимальные стоимостные объёмы ввоза наблюдались по следующим товарным группам: 84 (Оборудование и механические устройства) – 162,5 млн. долл., что составляет 41,3% всей стоимости импорта в регионе деятельности таможни, несмотря на 15-процентное сокращение её объёмов по сравнению с 2009 годом; 40 (Каучук, резина и изделия из них) – 38,9 млн. долл. (9,9%), ввоз этого товара увеличился почти в 4 раза; 27 (Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки) - 25,4 млн. долл. (6,4%), рост в 4,3 раза; 24 (Табак и табачное сырьё) – 24,3 млн. долл. (6,2%), сокращение стоимости импорта на 19,2%; 39 (Пластмассы и изделия из них) – 16,4 млн. долл. (в 1,9 раз); 85 (Электрические машины и оборудование) – 11,7 млн. долл. (3%), незначительное снижение объёмов на 1,4%. Следует также отметить увеличение объёмов ввоза товаров таких товарных групп, как 72 (Чёрные металлы) – 12,2 млн. долл. (в 3,3 раз); 52 (Хлопок) - 9,9 млн. долл. (в 7 раз); 32 (Красители, пигменты и прочие красящие вещества) – 9,9 млн. долл. (в 1,7 раз) и т.д. В то же время зафиксировано снижение стоимости ввоза товаров, классифицируемых в следующих товарных группах ТН ВЭД Таможенного союза, по отношению к объёмам, декларировавшимся в 2009 году: 73 (Изделия из чёрных металлов) – снижение в 2,5 раза с 24,9 до 9,6 млн. долл.; 38 (Прочие химические продукты) – снижение с 11,0 до 8,5 млн. долл. (на 23%); 90 (Инструменты и аппараты оптические) – снижение почти в 2 раза с 15,7 до 8,0 млн. долл. и т.д. Товарная номенклатура ввоза в регионе деятельности Ярославской таможни в 2010 году и список основных импортёров товаров свидетельствуют о том, что её основу по-прежнему составляют товары, используемые предприятиями области для собственных нужд: технического переоснащения и для обеспечения производственного цикла – сырьё, комплектующие и т.п. Ввоз в коммерческих целях, так называемых товаров народного потребления – одежды, обуви – носит разовый характер и имеет весьма незначительные объёмы. Сложившийся круг участников ВЭД, систематически декларирующих подобные товары, отсутствует. Особенности работы участников ВЭД в связи с принятием закона 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» 27.11.2010 г. Положительные факторы произошедших изменений:
Проблемные вопросы, возникающие при таможенном оформлении:
В отношении вопросов участников ВЭД по расширению пропускной способности зоны таможенного контроля ЗАО «РОСТЭК-Верхняя Волга» В.А. Голубев отметил, что меры по расширению зоны предпринимаются. Также в рамках решения данной проблемы В.А. Голубев напомнил, что крупные предприятия – участники ВЭД, могут в соответствии с положениями гл. 6 N 311-ФЗ от 27.11.2010 г. получить статус уполномоченного экономического оператора, которому предоставляются следующие специальные упрощения: 1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения; 2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза; 3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию, в соответствии с частью 3 статьи 87 настоящего Федерального закона; 4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со статьями 193 и 194 Таможенного кодекса Таможенного союза и со статьями 211 - 215 настоящего Федерального закона. |
В соответствии с Главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссия Таможенного союза | О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной... | ||
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила | В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила | ||
В соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия таможенного союза решила | Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный... | ||
Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09. 12. 2011... | В соответствии с Главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссия Таможенного союза решила | ||
Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный... | Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзэс (далее Таможенный... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |