Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного


НазваниеУчебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного
страница1/11
ТипУчебно-практическое пособие
blankidoc.ru > Договоры > Учебно-практическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования - «Оренбургский государственный университет»

Н. Г. Богатырева, Бородавкина Н. М.
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Учебно-практическое пособие

Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавры 030901.62 «Юриспруденция»

Бузулук

2012

УДК 347.73/76

ББК 67.404.2

Б73


Богатырева, Н. Г., Бородавкина, Н.М.

Б73 Наследственное право : учебно - практическое пособие / Н. Г. Богатырева;

Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук : БГТИ

(филиал) ОГУ, 2012. - 180 с.


Учебно-практическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавров 030901.62 «Юриспруденция».

УДК 347.73/76

ББК 67.404.2

©Богатырева Н. Г.,

Бородавкина Н.М. 2012

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2012

Содержание

1 Пояснительная записка к учебно-практическому пособию………………………….4

2 Курс лекций…………………………………………………………………………….12

Тема 1. Общие положения о наследовании…………………………....………………11

Тема 2. Наследственные правоотношения………………………….………………….29

Тема 3. Открытие наследства: понятие, элементы, правовые последствия……...…..38

Тема 4. Наследование по завещанию……………………………………………...……50

Тема 5. Наследование по закону……………………………………………….……….63

Тема 6. Оформление прав на наследство………………………………………..……..71

Тема 7. Охрана и управление наследственным имуществом…………………...…….77

Тема 8. Наследование отдельных видов имущества…………………………………..85

3 Материалы к практическим занятиям…………………………………….………….99

Список источников……………………………………………………………………..179


1 Пояснительная записка
Курс «Наследственное право» является составной частью подготовки юриста широкого профиля. Наследственное право является подотраслью гражданского права, входящей в правовую систему России.

Изучив курс дисциплины «Наследственное право», студент должен знать о предмете, системе наследственного права, источниках данной отрасли, знать законодательство, свободно оперировать понятиями и категориями данной подотрасли права. Полученные знания позволят не только научиться анализировать и решать юридические проблемы в сфере наследственных правоотношений, грамотно и оперативно ориентироваться в законодательстве, но и в целом повысить свою правовую культуру.

Настоящее учебно-практическое пособие является кратким изложением курса «Наследственное право», предназначенное для студентов всех форм обучения.

Используя данное пособие при подготовке к сдаче экзамена (зачета), студенты смогут в краткие сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «Наследственное право, сосредоточить внимание на основных понятиях, сформулировать примерную структуру ответов на экзаменационные вопросы.

Структура пособия состоит из курса лекций и материалов к практическим занятиям.

Лекция – логически последовательное устное изложение определенных научных знаний и материалов перед слушателями – студентами с целью передачи им соответствующих знаний и воспитания навыков творческого мышления.

Готовясь к чтению лекций, лектор должен ознакомиться с имеющимися публикациями, отследить последние изменения законодательства, новинки литературы в данной области, судебную практику.

Одно из главных достоинств и преимуществ учебных лекций заключается в том, что они чаще всего – первый источник, из которого студент черпает совершенно новые для его понимания знания. Благодаря непосредственному контакту с лектором он усваивает особый юридический язык, характерный для юристов – профессионалов. он усваивает особый юридический язык, характерный для юристов - профессионалов. Благодаря непосредственному контакту с лектором

Прочитать лекцию на хорошем уровне можно лишь при условии, что предварительно проделана большая работа по ее подготовке.

Подготовка к лекции предполагает несколько основных стадий. Прежде всего, требуется внимательное изучение части программы по наследственному праву, относящейся к данной теме. Представляется необходимым ознакомиться с соответствующей главой учебника с тем, чтобы избежать в лекции пересказа того, что студенты найду в учебниках. Кроме того, ознакомление с учебниками требуется и потому, что лектор не должен допускать принципиально различное, по сравнению с учебником, решение важных теоретических вопросов без соответствующей аргументации.

Важнейшей стадией подготовки к лекции является тщательней проверка ссылок на законы и иные правовые акты, которые планирует делать лектор. Нельзя допускать ссылок на утратившие силу нормативные акты или действующие в измененной редакции. Готовясь к лекции, необходимо посмотреть новые публикации в юридических журналах по теме лекции, а также новые книги.

Основной принцип построения плана лекции хорошо сформулировал О.С. Иоффе: план любой лекции должен быть построен так, «чтобы каждый следующий вопрос, к которому лектор переходит, вытекал логически из предшествующего изложения» (Иоффе О. С., с. 9).

Важнейшим элементом плана является указание в нем времени, которое намечается затратить на каждый вопрос. План должен быть кратким, в нем обозначается лишь название подлежащих рассмотрению вопросов, но не раскрывается содержание его пунктов и позиция лектора. Вместо краткого плана многие лекторы готовят развернутый конспект лекции — план-конспект. В конспекте не только обозначаются вопросы, которые лектор собирается рассматривать, но кратко излагается и позиция лектора, причем наиболее важные положения приводятся в отработанных формулировках, называются статьи законов.

Лектор должен уделить значительное внимание материалам, которые появились в последнее время и не могли быть отражены в учебниках. Имеются в виду новейшие законы и иные правовые акты, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, новейшая литература «Всякая лекция должна быть лекцией сегодняшнего дня» (Перетерский И. С., с. 30).

Одним из способов обеспечения самостоятельного характера лекций при наличии учебников признается способ чтения лекций по проблемам.

При чтении лекции следует ссылаться на авторов, мнения и разработки которых использовались лектором, приводить примеры из судебной практики.

Вопросы, которые студенты задают лектору, нельзя оставлять без ответа. Наличие вопросов у студентов говорит об интересе студентов к излагаемому материалу.

Главное внимание при проведении практических занятий должно уделяться выработке у студентов навыков применения законодательства, регулирующего данный вид отношений, а также постановлений Пленума Верховного Суда РФ, и других органов.

На практических занятиях студенты находят ошибки в предложенных документах, самостоятельно заполняют гражданско-правовые документы.

Работа с документами и выявление ошибок в предложенных документах осуществляется при использовании норм законодательства о наследовании. После выявления ошибок в документе студент должен найти в законе соответствующую норму, где указан правильный вариант действий, и руководствуясь законом, студент должен внести исправления в данный документ.

После заполнения документов и их проверки, преподаватель обсуждает со студентами самые распространенные ошибки, которые допустили студенты при выполнении задания.

На занятиях на закрепление изученного теоретического материала студентам предлагаются задания в форме тестов. Студентам необходимо выбрать правильный ответ из нескольких предложенных для ответа вариантов. После проверки и выявления ошибок по тестированию на каждый вопрос теста студенты находят ответы вместе с преподавателями и обосновывают их со ссылкой на нормы законов.

Наряду с этим при проведении практических занятий следует уделять внимание теоретическим вопросам, особенно по сложным темам. Теоретические вопросы рассматриваются либо самостоятельно, либо в связи с решением конкретных казусов. Обсуждение теоретических вопросов заставит студентов не только готовить решение задач, но и готовиться к теме в целом. Теоретическим вопросам целесообразно уделять до 15 — 20 минут. При необходимости теоретическим вопросам может быть посвящена большая часть занятия, а иногда и полное занятие (например, для обсуждения какой-либо работы или статьи).

Решение задач студентами обязательно должно быть изложено в письменной форме в специальной тетради для практических занятий по наследственному праву, о чем студенты предупреждаются на первом занятии. Тетради проверяются преподавателем. К каждому казусу студент должен поставить вопросы, вытекающие из содержания задачи. Вопросы должны быть сформулированы юридически грамотно, а ответы на них обоснованы теоретическими положениями (где это необходимо) и ссылками на нормы законодательства. Необходимо требовать, чтобы студент полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о нормативном акте и конкретной норме, примененной при решении казуса (наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опубликования). Если соответствующим нормативным актом студент на занятиях не располагает, он обязан все эти данные выписать в тетрадь при решении задачи и использовать их на занятии. Отсутствие письменного решения казусов рассматривается как невыполнение домашнего задания.

Преподаватель к каждому занятию также должен иметь письменное решение задач, с вопросами и ответами на них. При решении задач на занятиях студент должен рассказать содержание казуса своими словами, а не читать казус. Преподаватель оценивает, насколько удачно и грамотно студент «доложил дело».

К решению каждой задачи желательно привлечь возможно большее количество студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы данную задачу решил полностью один студент, надо стимулировать дискуссии, особенно по спорным в теории и на практике вопросам. Однако нельзя допускать ухода от вопросов, вытекающих из задачи. Правильное решение должно быть логическим выводом из совместного обсуждения всех вопросов под руководством преподавателя.

Заключение преподавателем дается по решению каждого казуса в отдельности. При этом отмечаются студенты, правильно решившие задачу, а также указывается, почему именно те или иные ответы являются неправильными.

Целесообразно дать пример решения казуса (со всеми вопросами и ответами на него, со ссылками на закон), чтобы студенты записали это решение в качестве образца. При решении задач важно правильно сформулировать и записать вопросы, начиная с более общих (например, какие правоотношения возникли в данной ситуации?) и кончая частными: как решить данное дело? кто прав в возникшем споре? Перед тем, как решать задачу, полезно составить схему, показав на ней участников и правоотношения, которыми они связаны между собой.
Пример решения задачи
Задача. Фермеры Дмитрий Дашков, Емельян Епифанцев и Лев Лаврентьев, имеющие смежно расположенные земельные участки, создали полное товарищество «Триедин» по выращиванию овощей, ягод и фруктов и реализации их на рынке. В соответствии с условиями учредительного договора каждый участник полного товарищества был обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации, а остальную часть — в трехмесячный срок после регистрации товарищества. За невыполнение последнего условия предусматривалась санкция: уплата 10% годовых с невнесенной части вклада и возмещение причиненных убытков.

10 февраля 2002 г. полное товарищество «Триедин» было зарегистрировано органом юстиции в качестве юридического лица, а 15 мая Дмитрий Дашков, переходя речку по шаткому мостку, споткнулся, упал в воду и утонул. К моменту смерти вторая часть его вклада им не была внесена в складочный капитал товарищества.

Наследники вклада Дмитрия Дашкова в складочном капитале товарищества — его сыновья Юлиан и Денис Дашковы изъявили желание вступить в полное товарищество «Триедин». Однако его учредители заявили, что примут только одного наследника и при условии внесения им второй части вклада в складочный капитал и уплаты 10% годовых с невнесенной части вклада.
Вопросы:

1) Могут ли оба сына Дмитрия Дашкова быть наследниками его вклада во вкладочном капитале товарищества «Триедин»?

2) Обоснованны ли требования учредителей полного товарищества «Триедин»? Может ли невыполнение этих требований сыновьями Дмитрия Дашкова послужить основанием для отказа в принятии одного из них в указанное товарищество?

3) Каким законодательством определены порядок, способы и сроки выплаты наследнику, не ставшему участником товарищества, причитающихся ему денежных сумм или выдачи вместо них имущества в натуре?

4) В течение какого времени со дня смерти Дмитрия Дашкова его наследники будут отвечать по обязательствам товарищества «Триедин», возникшим с момента смерти наследодателя?
Решение:

Задача затрагивает наследственные правоотношения, которые носят имущественный характер. Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений регулируется частью 3 ГК РФ.

Субъектами рассматриваемых правоотношений выступают наследники Юлиан и Денис Дашковы. Наследодатель - Дмитрий Дашков. Емельян Епифанцев и Лев Лаврентьев – третьи лица, участники долевой собственности в полном товариществе.

Объектом рассматриваемых правоотношений выступает складочный капитал полного товарищества.

  1. Правовое положение хозяйственных товариществ определено нормами разд. 2 и 3 § 2 гл. 4 ГК РФ, а ст. 78 данной главы предусматривает, что в случае смерти участника полного товарищества его наследник может вступить в полное товарищество лишь с согласия других участников. Такой подход законодателя обусловлен тем, что в полных товариществах «важна личность не только каждого из участников как таковая, поскольку они совместно участвуют в управлении и по общему правилу в хозяйственной деятельности общества, но и имущественное положение вступающего участника, поскольку они несут солидарную субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом»

В ГК РФ положения о наследовании не устанавливают определенного порядка и не содержат каких-либо запретов на этот счет, поэтому необходимо согласиться с мнением Ю. Харитоновой о том, что с согласия остальных полных товарищей все наследники умершего товарища могут быть приняты в состав участников товарищества, а доля умершего будет передана наследникам по частям.

Таким образом, сыновья могут стать участниками товарищества, если есть на то согласие других участников.

2) Требование о внесении невнесенной части вклада со стороны участников товарищества правомерно.

При вступлении в права наследства необходимо также учитывать то, что к правопреемнику переходят не только права, но и обязанности предшественника, связанные с участием последнего в товариществе. Поэтому на наследника полного товарища, возлагается ответственность по обязательствам товарищества. Если наследник вступил в товарищество и приобрел статус полного товарища, он принимает на себя равные с остальными участниками обязанности и несет субсидиарную ответственность в полном объеме по всем долгам товарищества, в том числе и по тем, которые образовались до его вступления в товарищество.

Наследники обязаны внести вторую часть вклада в складочный капитал и уплатить 10% годовых с невнесенной части вклада.

3) Порядок, способы и сроки выплаты наследнику, не ставшему участником товарищества, причитающихся ему денежных сумм или выдачи вместо них имущества в натуре регулируются положениями ч.1 ГК РФ (ст. 78), ч. 3 ГК РФ (ст. 1176).

4) Согласно п. 2 ст. 75 ГК РФ, если наследнику выплачена стоимость доли участника товарищества, то он несет субсидиарную ответственность по долгам товарищества, образовавшимся до выбытия наследодателя из товарищества, в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором наследодатель выбыл из товарищества. Эта ответственность, в отличие от ответственности выбывшего участника, носит ограниченный характер, так как правопреемник отвечает по долгам товарищества в пределах перешедшего к нему имущества выбывшего участника.

2 Курс лекций

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconЕдеральное агентство по образованию кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconЗащита окружающей среды
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconУчебное пособие по дисциплине «Основы аудита»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconАудит инвестиционных проектов учебное пособие
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов специальности

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconМетодические указания Составитель: И. М. Кодзаева Владикавказ 2013...
Допущено редакционно-издательским советом Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического...

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconУчебное пособие Москва Издательство Московского государственного...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100...

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconПрограмма одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии...
Рецензент: Муратова Н. Г. – д ю н., профессор Казанского (Приволжского) федерального государственного университета, заслуженный юрист...

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconУчебно-методическое пособие
Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой «Мировая экономика и маркетинг» и утверждено Учебно-методическим советом по гуманитарному...

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconЗащита прав потребителей услуг
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан

Учебно-практическое пособие Рекомендовано Редакционно-издательским советом Бузулукского технологического института (филиал) федерального государственного бюджетного  iconМетодические указания к практическим занятиям Москва 2011
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru