Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I


НазваниеПрактические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I
страница1/20
ТипКнига
blankidoc.ru > Договоры > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Семенченко Н.П.,

кандидат экономических наук

Семенченко Е.В.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития
Часть I

Москва, 2004

Аннотация.

В книге сделана попытка системно изложить накопленные знания и опыт в области методологии и практики деятельности в системе потребительской кооперации на основе основного структурного звена - потребительского общества (далее – ПО), представить новое понимание и технологию управления ПО и предприятиями, входящими в систему потребкооперации.

Мировой опыт и опыт России развития потребительской кооперации показывает потенциальные возможности, преимущества, которые становятся более ощутимыми и результативными в решении комплексных и системных вопросов социально-экономического развития региона в интеграции с механизмами инновационной политики. Переход к рыночным условиям хозяйствования меняет способы и механизмы отбора приоритетных инновационных задач, делает управленческую проблему потребкооперации еще более сложной, но и актуальной. В этой связи основными целями предлагаемой книги являются - создание системного, комплексного, включающего внутренние (Российские) и внешние (международные) ориентиры, тип управления потребительской кооперации в региональном (городском) масштабе с использованием инновационных механизмов. Разработка единой научно-методической базы новых форм, методов и совершенствование сложившихся в практике управления потребительской кооперации, методов повышения эффективности развития всех предприятий, организаций, объединенных единой целью и идеей потребительской кооперации. Показ возможностей путем упорядочения и системной организованности управления информационных потоков, обоснованности принимаемых решений, совершенствования документооборота, форм учета и отчетности в рамках ПО.

Для выполнения этих целей в книге рассмотрен процесс разработки Программы развития потребительского рынка, сферы производственных и социально-бытовых услуг на территории региона (города) с использованием механизма ее реализации - ПО, в рамках которой рассмотрены:

  • инновационные механизмы управления потребительской кооперации на примере потребительского общества, организация управляемой товарно-денежной экономикой, создание условий, исключающих возможность отчуждения собственности;

  • условия для реализации социальной миссии потребительского общества, социальноориентированного производства, распределения, обмена и потребления, роста удовлетворения потребностей населения региона (города) в продукции, товарах, работах и услугах, решения вопросов занятости населения и использование трудового и интеллектуального потенциала молодежи, повышение благосостояния;

  • условия для участия потребителей в общественном контроле за качеством жизни, преобразованием и охране окружающей среды

Книга является системной, многосторонней и единственной, в своем роде, разработкой в новейшей потребительской кооперации, ориентированной на социально-ориентированное производство, инновационную систему управления, основанную на идеях и принципах кооперации и сочетающую коммерческие и некоммерческие механизмы, на примере потребительского общества, как структурного звена потребительской кооперации.

Данная книга пропагандирует твердое понимание миссии потребительского общества, суть которой в следующем:

  • развитие потребительского общества возможно только на инновационной основе, в соответствии с целями и задачами региона;

  • созданная в системе потребительского общества продукция – товары, работы, услуги предназначены только для удовлетворения потребностей населения и повышения жизненного уровня;

  • в социальной сфере главным является – благо людей, повышение качества жизни населения, улучшение условий жизни и труда, рост потребительской выгоды, кооперативных выплат членам Общества;

Концепция книги строится на едином «идеологическом» подходе, что:


  • потребительская кооперация (потребительское общество) не самоцель, а лишь средство, механизм повышения эффективности экономики и решения социальных задач региона (города);

  • получение потребительской выгоды, решение социальных задач для всех участников кооперации;

  • вывод неплатежеспособных предприятий, включенных в систему потребительской кооперации (ПО) в платежеспособные при дальнейшем развитии и процветании;

  • мобилизация внутренних ресурсов предприятий – членов Общества и включение их в единую систему использования осуществляется в интересах всех членов Общества;

  • развитие и расширение рынков занятости с достойной оплатой труда и создание условий для производства инновационного импортозаменяющего продукта является побудительным мотивом развития потребительского общества.

При написании книги авторы руководствовались следующими методологическими принципами:

  • новейшая система потребкооперации – один из важнейших и наиболее сложных секторов экономики России;

  • неразработанность нормативно-законодательной базы и несовершенность системы управления потребительской кооперации не дает основания не участвовать в этом секторе экономики;

  • система потребкооперации, и ее звено – потребительское общество, наиболее привлекательна в экономическом аспекте и не имеет себе равных в решении социальных задач;

  • система потребкооперации привлекательна как для отдельного человека, населения, так и для региона в целом;

  • пренебрежение целями и задачами развития потребкооперации в конечном счете обойдется дорого для государства и населения.

Основными составляющими предлагаемой книги являются разработка нормативно-методического обеспечения, регламентирующего принципы построения системы потребкооперации в целом и ее элементов (потребительское общество), а также методов решения отдельных задач, в т.ч.:

  • учетная и налоговая политика;

  • внутрифирменные документы (стандарты), документооборот и формы предоставления информации в государственные органы и другим заинтересованным лицам.

Предлагаемая книга представляет собой, с одной стороны, результаты интеллектуальной деятельности, имеющие правовую охрану1, а с другой, - является объектом интеллектуальной собственности (коммерческой информацией, ноу-хау, внутрифирменным секретом2). Использование материалов книги без ссылки является нарушением Закона России «Об охране авторского права».

Материал настоящей книги изложен в двух частях. I часть – «Потребительское общество. Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития», II часть - «Потребительское общество. Практические рекомендации по бухгалтерскому учету, налогообложению и отчетности».

В первой – рассматриваются вопросы создания и особенности потребительского общества, процесс функционирования, в т.ч.:

  • в рамках потребительского общества происходит переход от собственности производителя к собственности потребителя на средства производства;

  • потребительское общество обеспечивает интеграцию технологических циклов, разрозненных производителей продукции (работ, услуг) и потребителей этой продукции (работ, услуг);

  • предприятия потребительской кооперации включают в единый цикл предприятия торговли, производства, строительства, производителей сопутствующих услуг, в этом цикле предприятия переработки не покупают продукцию, а получают сырье, из которого затем производят собственную продукцию потребительского общества в целях удовлетворения потребностей членов потребительского общества в материальных благах;

  • в этой системе теряется смысл продавцов и покупателей, а появляются инвесторы и получатели инвестиций.

Материал первой части изложен в 6 главах, каждя из которой несет определенную содержательную нагрузку.

Глава I. Развитие кооперативного движения.

В этой главе изложен материал исторического развития кооперативного движения и влияние его на экономическое развитие зарубежных стран и России. Показаны проблемы развития потребительской кооперации в России и развитие новейшей потребительской кооперации, в т.ч. ее сектора – потребительского общества.

Глава II. Потребительское общество, как организационно-правовая и экономическая форма кооперации и ее особенности.

Основное содержание данной главы сводится к характеристике потребительского общества, его основных принципов правоспособности и правосубъектности. В соответствии с этим ПО не является в чистом виде ни кооперативом, ни некоммерческой организацией, а выступает в качестве инструмента внедрения перспективных инновационных механизмов организации и управления общественными ресурсами, создания общего потребительского рынка, основанного на прямых связях потребителя и производителя, свободного от неэффективности традиционных торговых схем и наивысшей степени удовлетворяющего важнейшему критерию экономической эффективности – сочетанию минимальной цены потребления с его качеством и повышения потребительской стоимости и конкурентоспособности продукции.

1согласно ст. 138 ГК РФ, интеллектуальная собственность – это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности

2Коммерческая информация представляет любую информацию, имеющую действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании, и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Потребительское общество есть инструмент социальной защищенности человека в условиях рыночной экономики.

Глава III. Образование потребительского общества. Организационная структура, система управления и имущество ПО.

Это одна из ключевых глав книги, в которой дается характеристика структур управления и организаций ПО, показывается сущность членства и паевых взносов, особенности формирования имущества, распределения и использования. Значение фондовой системы. ПО – это отдельная сфера экономики со своей структурой, принципами и терминологией. Эта глава содержит методические и методологические рекомендации по решению целого ряда задач функционирования ПО, включает схемы, таблицы, примеры, разработки внутрифирменных документов (стандартов). Совокупность приведенных в главе процедур, методик позволяет рассматривать их, как целостный инструментарий, способствующий решению комплексных задач развития Общества в интересах всех участников.

Глава IV. Стратегия и тактика инновационного развития, социально-экономического развития региона, ПО.

В этой главе рассматривается механизм взаимодействия экономико-социальных интересов региона, Общества и отдельного Пайщика. Представлена структурная схема реализации программы развития потребительского рынка и услуг с использованием механизма потребкооперации, инновационной политики, роль целевых потребительских программ.

Глава V. Практическое применение преимуществ потребительского общества.

В этой главе на условных примерах показаны расчеты экономической эффективности использования преимуществ ПО в бизнесе.

Таким образом, в первой части книги сочетаются теоретические и практические разработки, основанные на различных аспектах знаний и практического опыта по организации и функционированию потребительского общества, его преимущества и недостатки.

Во второй части книги «Потребительское общество. Практические рекомендации по бухгалтерскому учету, налогообложению и отчетности» рассмотрены:

  • методологические вопросы и практические рекомендации по формированию учетной и налоговой политики Общества;

  • особенности бухгалтерского и налогового учета хозяйственных операций, совершаемых в системе потребительского общества и организаций потребительской кооперации;

  • создание документооборота, внутрифирменных документов (стандартов), являющихся неотъемлемой частью Учетной политики;

  • вопросы налогообложения, отчетности ПО перед государственными, контролирующими органами, инвесторами и другими заинтересованными лицами.

Кроме того, во второй части книги показаны примеры по бухгалтерскому учету, налогообложению и порядок оформления хозяйственных операций.

Авторы данной книги предлагают использовать в своей деятельности внутрифирменные первичные документы, разработанные на основании практического опыта, действующего законодательства, в т.ч. и налогового, общих правил документооборота.

Обращаем внимание, что предлагаемые образцы документов, варианты внутрифирменных документов (стандартов), учетной и налоговой политики и т.д. носят рекомендательный характер и могут быть использованы после творческой их доработки, апробации применительно к конкретному предприятию системы потребительской кооперации в соответствии с их целями и задачами.

В целом, данная книга позволит в той или иной степени помочь заинтересованным лицам понять преимущества и сложности отношений новейшей потребительской кооперации. Мы надеемся, что данная книга будет полезна и необходима для участников среднего и малого бизнеса, некоммерческих организаций, т.к. именно эти сектора экономики нуждаются в оптимизации налогообложения и решения социальных вопросов. Этой книгой мы хотели бы обратить внимание руководителей Центросоюза РФ1 на необходимость реформирования (Союза), и предлагаем помощь и поддержку в этом начинании. Мы окажем помощь в разработке учебных программ по проблемам новейшей потребительской кооперации в организации образовательного процесса.

Надеемся, что данная работа, поставленные проблемы и пути их решения в рамках Потребительского общества, преимущества и возможности развития регионов позволит привлечь внимание руководителей бизнеса, хозяйствующих субъектов, глав администрации регионов, общественных организаций, а также правительство РФ. Позволит привлечь армию специалистов, желающих заниматься этой проблемой, как в сфере управления и развития ПО, так и в области бухгалтерского и налогового учета.

1 Центросоюз РФ представляет некоммерческую организацию, объединяющую 3500 потребительских обществ РФ, которая служит целям развития кооперативного движения в России.

ГЛАВА I. Развитие кооперативного движения.

«…кооперация и государство – это вода и огонь.

Если их согласовывать, то из огня и воды получится

паровая машина…, которая

может производить огромную работу».

Русский ученый А.В. Чаянов.

XXI век называют веком глобализации и унификации экономики и политики. Глобализация несет негативные последствия:

  • на первый план выдвигается все больше задач получения прибыли любой ценой, растет поляризация богатства и бедности, нарастают проблемы экологии;

  • обостряется нездоровая конкуренция, приводящая к поглощению крупным капиталом среднего и мелкого бизнеса, приводящая к монополизации экономики;

  • обостряются последствия жесточайших кризисов.

Россия не исключение, также как и другие страны с рыночной экономикой переживает эти негативные тенденции.

    • Низкий уровень как номинальной, так и реальной заработной платы. Организация оплаты труда определяется не прожиточным минимумом, а минимальной зарплатой, которая недостаточна для воспроизводства рабочей силы (рождаемость падает), не соответствует темпам роста реальной зарплаты (цены на товары, работы, услуги растут быстрее, чем рост оплаты труда), не способствует повышению уровня жизни населения, т.к. темпы роста располагаемых доходов населения ниже, чем темпы роста обязательных платежей (коммунальные услуги, налоги и т.д.).

    • Высокие темпы роста цен на потребительские товары и услуги. Существующая система ценообразования, основанная на высоком уровне монополизации ресурсоопределяющих производств (нефть, газ, электроэнергия, перевозка грузов ж/д транспортом и т.д.), росте тарифов, поддерживаемых государством, начислением налогов, включаемых в процесс ценообразования, снижает покупательную способность населения, приводит к нищете, бедности.

    • Расходная часть бюджета государства из года в год формируется таким образом, что дотационные (депрессивные регионы) субъекты РФ постоянно требуют и получают финансовую поддержку, помощь, теряя стимул собственного развития производства и внедрения инновационных технологий.

    • Возросли за последние годы проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Их пытаются переложить на плечи пользователей этих услуг (населения) путем роста тарифов на коммунальные услуги.

Анализ только нескольких проблем современной экономики показывает, что бизнес в России сам по себе мало кого интересует, производство слабо развивается, государство строит все отношения в экономике, чтобы сохранить «статус-кво», население «выживает» само по себе. В этих условиях только та система жизненна, которая способна развивать производство, и не просто производство, а инновационное, накапливать финансовые и иные ресурсы, не ради накопления, а с целью решения инновационных задач, решать социальные вопросы в интересах человека. Такой системой может быть развитое кооперативное движение. В концепции развития потребительской кооперации в РФ на период 2010 г. отмечается «роль и историческое предназначение потребительской кооперации – сдерживание, смягчение результатов глобализации в социально-экономической и политической сферах»¹.

¹ - Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период 2010 г. Москва, 2001 г., стр. 5 – 6

На Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1992 г. рассматривался вопрос: «Место и роль кооперативов с учетом социально-экономических тенденций», подчеркивалась актуальность кооперативного движения, разрабатывались рекомендации по развитию его.

Всероссийская научно-практическая конференция «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», проводимая Центросоюзом РФ в 2000 г., также отметила:

  • интерес к кооперативному движению, как действенного механизма борьбы с негативными тенденциями развития как в целом в мировом обществе, так и в России:

  • кооперативные хозяйства являются основой повышения благосостояния широких масс населения;

  • кооперативные хозяйства – основа демократических принципов совладения и самоуправления;

  • кооперативное движение есть важный сектор общественного прогресса, инструмент перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной.

Создание и развитие кооперативного движения в России и за рубежом определило иную, отличную и от рыночной, и от административной, систему хозяйствования. О том, что кооперация рассматривалась как особый сектор экономики, свидетельствуют работы практического направления развития кооперации таких ученых и кооператоров-практиков, как Ф.Райфайзен, А.А.Чаянов, А.Н.Анцифиров, Н.Д.Кондратьев и др. Труды видных ученых по кооперации сделали Россию центром кооперативной науки, а кооперативная практика нашла широкое развитие как в России, так и за рубежом.

Современное кооперативное движение во всем мире развивается динамично, об этом свидетельствует:

  • в Европе около 60% активного населения являются членами различных потребительских кооперативов, потребительская кооперация достигла немалых высот, имея в настоящее время заметный удельный вес в национальном хозяйстве многих стран. Так, например, в Великобритании к середине 80-х гг. XX в. потребительская кооперация занимала 8% в общем розничном товарообороте и 18%- в торговле продуктами питания. Норвежский кооперативный союз имеет в национальном товарообороте долю в 11%, а шведские потребительские кооперативы - 20%. Потребительские кооперативы Швейцарии имеют 1,1 млн. членов (при населении на конец 1983 г. 6,4 млн. человек), а их услугами пользуются до 90% (!) населения страны"1.

  • развитие международного кооперативного Альянса в качестве особой формы социально-ориентированного производства, обеспечивающего населению социальную защиту и повышение качества жизни;

  • экономическим успехам в Китае сопутствует кооперативное движение.

Потребительская кооперация в России зародилась еще в XIX веке, крупнейший союз потребительских обществ Центросоюз РФ был создан в 1888 г., перед началом реформ 80-х годов, из 285-миллионного населения СССР 65 млн. являлись пайщиками системы Центросоюза РФ, в настоящее время Центросоюз РФ объединяет 12 млн. человек и 3,5 тыс. потребительских обществ.

1 Крашенинников А. И., "Кооперация в современном мире", М., Экономика, 1997

Анализ современного состояния потребительской кооперации в России показывает, что развитие потребительской кооперации осуществляется в форме кооперативов. Кооператив – особая организационно-правовая форма, которая предусматривает объединение тех, кто участвует в кооперативе своим трудом, своим имуществом. Для организации, развития и содержания кооператива требуется имущественный паевой вклад, который является основанием включения в члены кооператива. Независимо от размера пая, все члены равны, один участник – один голос, исключается сосредоточение «контрольного пакета паев».

Российское законодательство предусматривает кооперативы производственные и потребительские.

Производственные кооперативы отнесены законом к коммерческим организациям, которые изначально имеют своей уставной задачей получение прибыли и распределение ее между участниками по трудовому участию.

Потребительские кооперативы создаются в сфере потребления, цель и задача не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей, в т.ч. производственных, членов кооператива. Потребительский кооператив создается в интересах только его членов. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией, но п. 5 ст. 116 ГК РФ разрешает в рамках Устава заниматься предпринимательской деятельностью, а «доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с Уставом и законом, распределяются между его членами». Потребительские кооперативы по видам (целям своей деятельности) также многообразны. Это могут быть сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основе Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", гаражные, жилищно-строительные, садоводческие, кредитные потребительские общества, союзы потребительских обществ и другие. Для каждого из этих специализированных потребительских кооперативов существует свой федеральный закон, регламентирующий их работу и учитывающий ту или иную специфику их деятельности.

На современном этапе развития потребительской кооперации государство вносит в законодательную базу изменения и дополнения, в частности изменения Закона о потребительской кооперации № 54-ФЗ от 28.04.2000 г., которые внесли живую струю в развитие потребительской кооперации в форме потребительского общества, который фактически устанавливает полностью новую редакцию закона о потребительских кооперативах, изменяя даже название этого закона, а именно, теперь он называется "Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Нам представляется, что именно с этого момента начинается отсчет новейшей потребительской кооперации.

Новейшая потребительская кооперация – это кооперация ресурсов, физических и юридических лиц, обладающих инновационным потенциалом, обеспечивающих социально-ориентированное производство, развитие инновационной деятельности и инновационной системы управления, и которая характеризуется:

    • расширением прав и возможностей кооперации, как агента рыночных отношений;

    • усилением и укреплением прав и экономической роли отдельного Пайщика в решении социально-экономических задач потребительской кооперации;

    • возрастанием социальной миссии потребительской кооперации и ее взаимосвязи с другими хозяйственными структурами и государством;

    • появлением тенденции к усилению инновационной активности, освоения разнообразных инноваций;

    • совершенствованием организационно-правовой структуры потребительского общества и его особенностями.

Организационно-правовая структура новейшей потребительской кооперации представляется в форме потребительского общества (ПО), которую определили изменения и дополнения Закона о потребительской кооперации от 19.06.1992 № 3085-1 (в редакции ФЗ от 11.07.97 № 97-ФЗ с дополнениями и изменениями от 28.04.2000 № 54-ФЗ, от 21.03.02 № 31-ФЗ) (далее – Закон о потребительской кооперации), которая имеет свой особый статус быть разновидностью потребительского кооператива с рыночным хозяйством. Однако ПО, являясь разновидностью потребительского кооператива, исключают возможность традиционным специализированным потребительским кооперативам, в том числе сельскохозяйственным, жилищным, гаражным, кредитным и т.д., быть потребительским обществом.

Потребительское общество с одной стороны можно отнести к некоммерческой организации, поскольку его целью не является извлечение, получение прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности, с другой – закон «О некоммерческих организациях» п. 3 ст. 1 «не распространяется на потребительские кооперативы» и тем более на потребительские общества, ст. 11 данного закона распространяется только на Союзы потребкооперации. ПО не поименовано в ГК РФ, как коммерческая организация, несмотря на то, что ПО действует в рыночных условиях и использует рыночные категории. Таким образом, с 28.04.2000 г. в Российской Федерации появилась новейшая потребительская кооперация с новым организационно-правовым типом юридического лица – Потребительское общество, которое в соответствии с Федеральным законом о Потребительских обществах и союзах № 54-ФЗ от 28.04.2000 г. формирует новый тип отношений, новые принципы управления, как внутри общества, так и взаимоотношения с внешними контрпартнерами. Формирует иную ценовую политику, которая позволяет снизить себестоимость изготавливаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а тем самым повысить конкурентоспособность продукции, работ, услуг, повысить покупательную способность членов общества. Формирует единый заказ, под который планируется производство, приобретаются и используются машины, оборудование, трудовые ресурсы и т.д. Результат производства становится средством удовлетворения потребностей членов Общества.

Потребительское Общество – есть наиболее современная форма кооперации, при которой широко используются рыночные категории (цена, стоимость, денежная оценка), имущественный оборот между Пайщиком и Обществом, между Пайщиками совершается внутри одного юридического лица, внутри одной системы отношений, как система взаимного инвестирования, механизма соединения экономических, социальных интересов Пайщиков, наемных рабочих, задействованных в ПО на основе рыночных отношений, управленческих структур и государства. ПО отличается от потребкооперации, действующей в административно-командной системе, и не является некоммерческой организацией, потребительским кооперативом в чистом виде, а является современной инновационной организацией производства, потребления, обмена и распределения, и регулируемая инновационной системой управления.

Однако, несмотря на законодательные позитивные изменения в развитии современной (новейшей) потребительской кооперации, явные преимущества, инновационная направленность ее деятельности, этот сектор экономики современной России остается неизвестным, непознанным, неразвитым и до конца невостребованным. Кроме того, сложность перехода от административно-командных методов, принципов хозяйствования и управления к рыночным в системе новейшей потребительской кооперации определяется:

    • непроработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей особенность хозяйственной деятельности предприятий, входящих в систему потребительской кооперации;

    • отсутствием законодательного определения права субъектности потребительского общества, как составной части системы потребительской кооперации;

    • правил документирования хозяйственных операций и организации системы документооборота;

    • отсутствием унифицированных форм первичной документации, использующейся в системе потребительской кооперации, типовых форм первичных учетных документов и описаний последовательности действий по документированию, порядка заполнения, оформления этих форм и отражения на бухгалтерских счетах;

    • методических рекомендаций и разработок в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете».

Система Центросоюза РФ потребительской кооперации не смогла в полной мере адаптироваться в условиях рыночных отношений, в результате привела:

    • к росту монополизации;

    • разрыву кооперационных взаимосвязей как внутри России, так и с Независимыми государствами (бывшего СССР);

    • потеря связи с низшими организационно-правовыми структурами союза;

    • к необоснованному росту коммерциализации, которая подрывает социальные и экономические основы, дискредитирует идеи и принципы кооперации;

    • к утрате принципа самоуправления, ухудшения нравственного и духовного климата участников кооперации;

    • к застою в развитии менеджмента, адекватного потребностям новейшей потребительской кооперации, и не обеспечила условий для широкомасштабных реформ;

    • к неспособности вовлечь в свои ряды потребительские общества, образованные в соответствии с Законом о потребительской кооперации № 54-ФЗ от 28.04.00 г..

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconЗаместитель начальника отдела экономики производственной сферы
Стратегии экономического и социального развития Республики Коми, проектам стратегии социально-экономического развития Российской...

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconПрактические рекомендации по организации и проведению ролевой игры «Выборы» часть вторая
Образцы документов для организации и проведения выборов и памятки для участников игры

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconПрактические рекомендации по организации и проведению ролевой игры «Выборы» часть вторая
Образцы документов для организации и проведения выборов и памятки для участников игры

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconПрактические рекомендации по выбору типовой модели системы управления...
Настоящие Практические рекомендации подготовлены в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 год по проекту «Научно-методическое...

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим)...
Практические занятия по Особенной части уголовного права помогают закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, семинарах...

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconРаспоряжение от 28 декабря 2012 г. №2575-р Об утверждении Стратегии...
Целью стратегии является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными...

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconПаспорт стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010...
Обоснование значимости отрасли торговли для экономики и необходимости разработки Стратегии 7

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconКраткое содержание акта Примечания федеральное законодательство распоряжение...
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений...

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconМетодические рекомендации по организации деятельности образовательных...
По организации деятельности образовательных и студенческих программ в рамках статей фонда академического развития факультета

Практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития Часть I iconМетодические рекомендации по организации деятельности образовательных...
По организации деятельности образовательных и студенческих программ в рамках статей фонда академического развития факультета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru