4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности


Скачать 162.7 Kb.
Название4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности
ТипТехнический регламент
blankidoc.ru > Договоры > Технический регламент
Тема 4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности
1. Правовая основа технического регулирования в области пожарной безопасности

2. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
1. Правовая основа технического регулирования в области пожарной безопасности
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. 28.11.2015), Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции), среди которых следует выделить:

Технический регламент устанавливает требования к системе обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в т.ч. и к системам противопожарной защиты. В положениях ТР приводятся конечные параметры упомянутых систем. То есть то, что должны обеспечивать эти системы. При этом собственник вправе самостоятельно определять, каким образом на объекте выполняются данные параметры. Закон так же предлагает систему нормирования, в результате применения которой (выполнения требований СП) позволит обеспечить параметры системы обеспечения пожарной безопасности, установленные в ФЗ №123.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

  1. установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

  2. правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

  3. правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Если на момент введения ТР некий объект полностью (в полной мере) соответствует всем требованиям ранее действовавших нормативных документов или есть возможность привести данный объект в соответствие со старыми нормами, а отступления от них соответствующим образом оформлены и согласованы (т.е. компенсирующие мероприятия, СТУ (специальные технические условия)), то выполнение требований ТР предъявляется не будет. Но, если объект не в полной мере соответствовал, то собственник обязан привести его к требованиям ФЗ.



Условиями соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом  №123-ФЗ являются:
  1. В полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Т.е. самого Технического Регламента и документов, определенных перечнем утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 304-р (264 стандарта) «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия», а так же других документов, утвержденных соответствующим образом.

  2. Пожарный риск не превышает допустимых значений. Это достигается или  добровольным выполнением норм из перечня, утвержденного Росстандарта от 16.04.2014 N 474, или же подтверждена работоспособность системы пожарной безопасности на объекте соответствующими расчетами.


Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
2. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции)требованиям пожарной безопасности
Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности. Другими формами в соответствии с ФЗ являются:

1) аккредитация (официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия);

2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);

3) федеральный государственный пожарный надзор;

4) исследования (испытания);

5) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;

6) производственный контроль;

7) экспертизы.

Собственник может выбрать порядок подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Тут в данном случае надо рассматривать два аспекта. Первый аспект - что объект соответствует требованиям пожарной безопасности в традиционном режиме, т.е. при проведении государственного пожарного надзора инспектор приходит и подтверждает, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности, если не соответствует, он дает соответствующее предписание на устранение несоответствий требованиям пожарной безопасности. Многим сейчас это не нравится, говорят, что это администрирование. Да, безусловно, это администрирование, это понуждение собственника выполнять требования пожарной безопасности. Потом периодичность проверок - не чаще одного раза в три года многих не устраивает, многие хотят гораздо чаще, чтобы их проверяли, и оказывали консультации для приведения объекта в надлежащее противопожарное состояние. Постановление Правительства и закон "О техническом регулировании" позволяют для этой цели привлечь независимую экспертную организацию. Эта экспертная организация должна пройти процедуру аккредитации в МЧС России. Вот одно из требований к этой организации, которая будет проводить независимую оценку риска: наличие полиса страхования профессиональной ответственности. Т.е. он должен застраховать свою профессиональную ответственность, и в случае профессиональной ошибки страховая организация должна в пределах страхового полиса возместить убытки тому предприятию, в отношении которого независимый аудитор выполнил недобросовестно те или иные работы. Т.е. здесь работает финансовый страховой механизм регулирования ответственности. Поэтому возникает очень хороший механизм, который дает право собственнику самостоятельно выбрать форму подтверждения соответствия своего объекта требованиям пожарной безопасности: не хочет он приглашать независимого аудитора, пожалуйста, тогда этот объект будет обслуживать государственный пожарный надзор, контролировать соблюдение требований пожарной безопасности. Хочет, чтобы объект проверялся чаще, - пусть приглашает независимых специалистов. Этот механизм полностью соответствует и международной практике.

Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям ФЗ осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Ему подлежат: объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются ФЗ и (или) техническими регламентами.

Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности осуществляется по схемам обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, каждая из которых представляет собой полный набор операций и условий их выполнения. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Действие декларации соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается на срок не более 5 лет.

Порядок проведения сертификации.

Сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148ФЗ.

Сертификация включает в себя:

1) подачу изготовителем (продавцом) заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов аккредитованным органом по сертификации;

2) принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы;

3) оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

4) выдачу аккредитованным органом по сертификации сертификата или мотивированный отказ в выдаче сертификата;

5) осуществление аккредитованным органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции, если он предусмотрен схемой сертификации;

6) осуществление изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции требованиям пожарной безопасности и при неправильном применении знака обращения на рынке.

Процедура подтверждения соответствия продукции требованиям ФЗ включает в себя:

1) отбор и идентификацию образцов продукции;

2) оценку производства или сертификацию системы качества (производства), если это предусмотрено схемой сертификации;

3) проведение испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;

4) экспертизу документов, представленных изготовителем (продавцом) (в том числе технической документации, документов о качестве, заключений, сертификатов и протоколов испытаний), в целях определения возможности признания соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

5) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.

Заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ.

Заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:

1) наименование и местонахождение заявителя;

2) наименование и местонахождение изготовителя (продавца);

3) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору продукции или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);

4) указание на нормативные документы по пожарной безопасности;

5) схему сертификации;

6) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.

Аккредитованный орган, осуществляющий сертификацию, в течение 30 суток со дня подачи заявки на проведение сертификации направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке. Отрицательное решение по заявке на проведение сертификации должно содержать мотивированный отказ в проведении сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют аккредитованные органы по сертификации, проводившие ее сертификацию, с привлечением при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится при сроке действия сертификата более 1 года:

1) не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2 лет включительно;

2) не менее двух раз за период действия сертификата, выданного на срок от 2 до 4 лет включительно;

3) не менее трех раз за период действия сертификата, выданного на срок более 4 лет.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат.

Основаниями для рассмотрения вопроса о прекращении действия сертификата могут являться:

1) изменение конструкции (состава) и комплектности продукции;

2) изменение организации и (или) технологии производства;

3) изменение (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества;

4) сообщения органов государственной власти или обществ потребителей о несоответствии продукции требованиям, контролируемым при сертификации;

5) материалы дознаний по пожарам, результаты проверок, осуществляемых органами федерального государственного пожарного надзора и другими надзорными органами;

6) отрицательные результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции;

7) отказ от проведения или непредоставление возможности проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции в сроки, установленные аккредитованным органом по сертификации;

8) реорганизация юридического лица, в том числе преобразование (изменение организационно-правовой формы);

9) нарушение процедур сертификации, установленных настоящей статьей.

Декларирование пожарной безопасности.

Новый Технический регламент создает абсолютно новый принцип обеспечения пожарной безопасности в России - декларирование пожарной безопасности.

Принцип декларирования пожарной безопасности давно применяется в международной практике. Он означает, что, подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта, избегая каких-либо согласований с органами, ответственными за пожарную охрану, должен определять, какие требования необходимо выполнить на подведомственном объекте, т. е. подготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретной организации.

Декларация пожарной безопасности – документ, заполняемый на основании статей 6 и 64 Федерального закона № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” от 22.07.2008 г. и Приказа МЧС России № 91 от 24.02.2009 г. “Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности”.

Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Т.е. это документ определенной формы, в котором содержится информация о том, соответствует ли объект нормативам по пожарной безопасности? Установлена и находится в рабочем состоянии система пожарной сигнализации? Соответствуют эвакуационные выходы нормативам по ширине и количеству? Выполнен инструктаж персонала? И так далее. Декларация направлена на то, чтобы подготовить собственника к эксплуатации объекта, чтобы он знал требования пожарной безопасности.

Для составления и сдачи декларации пожарной безопасности не требуется лицензия или аккредитация. Декларирование соответствия продукции требованиям ФЗ может осуществляться юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются изготовителями (продавцами) продукции.

Декларация пожарной безопасности включает в себя информацию об объекте защиты по трем разделам:

  1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты. Заполняется на основании расчета. Этот раздел обязателен для заполнения только производственных объектов, а также для объектов, на которых есть нарушения нормативных документов по пожарной безопасности. Для других объектов расчет выполнять не нужно.

Есть ряд исключительных, уникальных объектов (например, морские или ледостойкие стационарные платформы, объекты нефтегазового комплекса, объекты оборонного значения, к которым предъявляются особые требования пожарной безопасности). И для того, чтобы подтвердить достаточность выполняемых на таком объекте противопожарных мероприятий, необходимо производить расчет пожарного риска. Это достаточно сложная процедура, она проводится по соответствующим методикам. Это не нововведение, такая практика в России существует с 1991 года. Есть два ГОСТа, которые регламентируют проведение такой работы. По этим методикам оцениваются риски и определяется достаточность тех или иных превентивных мероприятий, чтобы обеспечить надежную противопожарную защиту данных объектов.

Кроме того, на практике существует две декларации, которые необходимо разрабатывать для опасного производственного объекта: это декларация промышленной безопасности и декларация пожарной безопасности. В чем смысл декларации пожарной безопасности - подготовить собственника к эксплуатации этого объекта. Т.е. определить какие требования он должен выполнять для того, чтобы объект был в пожарном отношении безопасен. Что касается декларации промышленной безопасности, там кардинально противоположный смысл. Он декларирует, что объект безопасен. Т.е. в декларации пожарной безопасности мы говорим, какие требования необходимо выполнить. А в декларации о промышленной безопасности записывается, что эти требования выполнены. Одно без другого не бывает. Сначала мы должны определить, какие же требования должны быть, а потом продекларировать, что мы их выполнили.

  1. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. Раздел заполняется самостоятельно, исходя из собственных расчетов по оценке возможного ущерба чужому имуществу (не здоровью!). Если на объекте нет чужого имущества, арендаторов, а противопожарные разрывы между зданиями (касается только зданий) соответствуют нормативным, можно смело ставить 0 рублей. Если такое имущество имеется, то ставитсяего примерная стоимость.

  2. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты. Этот раздел в общем случае является самым объемным в декларации пожарной безопасности. Он включает в себя перечень документов с указанием конкретных норм (пунктов и описаний требований), которые правообладатель обязуетесь выполнять на своем объекте. Для составления этого списка необходимо изучить необходимую нормативную документацию, требования которой распространяются на объект. Требования сводов правил, разбитых на четыре группы, будут касаться эвакуации людей при пожаре, предотвращения возникновения пожара, ограничения распространения пожара и создания условий для тушения пожара и проведения спасательных работ.

С вопросами следует обращаться в органы Госпожнадзора. Они обязаны помочь и бесплатно проконсультировать. На этот счет есть строгие указания руководства МЧС. После составления декларации пожарной безопасности никаких ее согласований не требуется. Декларация подается в органы ГПН МЧС в уведомительном порядке (можно по почте).

Все обязательные для исполнения требования пожарной безопасности содержатся в Техническом регламенте, сводах правил и национальных стандартах. Кроме этого, 151-я статья Технического регламента устанавливает, что применяются все нормативные документы, которые выпущены ранее в области обеспечения пожарной безопасности и не противоречат требованиям Технического регламента. Научно-исследовательский институт пожарной безопасности выпускает специальные диски, а также печатные сборники, их можно приобретать и пользоваться этими документами.

На ранее построенные здания и сооружения по старым нормам, требования технического регламента не распространяются. Они распространяются лишь в том случае, когда эксплуатация этих объектов приводит к недопустимому риску, возникновения пожара, риску гибели людей при пожаре. Теперь, кто устанавливает этот допустимый или недопустимый уровень риска? Прежде всего, с этим собственник должен определиться самостоятельно. И второй вопрос: если инспектор будет обследовать объект и увидит, что вот такие предпосылки имеются, то это будет рассматриваться в суде. Бремя доказательств того, что объект находится в пожароугрожающем состоянии, лежит на инспекторе. Это принципиально важный момент! Если раньше собственник доказывал, что он соблюдает требования пожарной безопасности, то теперь, с вступлением в силу Технического регламента, инспектор должен доказать, что на объекте не соблюдаются те или иные требования. Т.е. реализуется принцип добросовестности собственника.

Процедура такая: инспектор обнаруживает несоответствие, т.е. то, что объект находится в пожароугрожающем состоянии, и передает материалы в суд. И уже суд вызывает собственника, и в судебном процессе это доказывается или опровергается. Тут очень важно, что инспектор государственного пожарного надзора не является участником судебного процесса. Участниками судебного процесса являются судья, прокурор и лицо, в отношении которого возбуждено административное дело.

Проверка декларации осуществляется при проведении планового мероприятия по контролю. Подходит срок (по новому закону установлено: проверка не чаще одного раза в три года), приходит инспектор и в процессе проверки выясняет полноту учета тех требований пожарной безопасности, которые изложены в декларации. Безусловно, проверяет наличие самой декларации и качество заполнения.

Похожие:

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconО порядке обеспечения пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях администрации
В соответствии с Федеральным законом от 21. 12. 1994 №69-фз «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской...

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconИнструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе...
В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconУниверситет журнал инструктажа по пожарной безопасности
Инструктаж по пожарной безопасности — ознакомление сотрудников с инструкциями по пожарной безопасности под роспись в специальном

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconЧто такое декларация пожарной безопасности?
Основные понятия по декларации пожарной безопасности изложены в положениях Федерального закона РФ от 22. 07. 2008 г. №123-фз «Технический...

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconИнструкция о мерах пожарной безопасности для порохового склада тгу (ипб -9) томск 2012
Правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы...

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconМетодические рекомендации
Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности...

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconДекларация пожарной безопасности что это?
Федерального закона №123-фз “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” от 22. 07. 2008 г и Приказа мчс россии №91...

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconДекларирование в области пожарной безопасности
Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconДекларирование пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности введена для повышения уровня ответственности собственника в целях обеспечения пожарной безопасности...

4: Техническое регулирование в области пожарной безопасности iconИнструкция (ипб-5) является нормативным документом тгу, устанавливает...
Министерства высшего и среднего специального образования (ппб-с-1983), Правил пожарной безопасности в лесной промышленности (ппбо...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru