Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребенок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требует для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
С приходом в школу меняется весь образ жизни и деятельности шестилетних детей. Ведущей деятельностью постепенно становится учебная, а социальной ситуацией развития -— система взаимодействия «ученик—учитель», «ученик—ученик», «учитель—класс».
Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на формирование готовности детей к обучению в школе, с определенными трудностями в начале обучения сталкиваются все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школьной деятельности и жизни.
От того, как произойдет приспособление, привыкание ребенка к школе, во многом зависят состояние его здоровья, работоспособность, успешность обучения, эмоциональное состояние в начальной школе и в последующие годы обучения. В связи с этим интегрированный курс «Введение в школьную жизнь» построен таким образом, чтобы физиологическая и социально-психологическая адаптация прошла благоприятно для шестилетних детей, чтобы произошел постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Однако игра во всем своем многообразии еще долгое время будет оставаться одним из предпочтительных видов деятельности младших школьников.
- Обеспечить условия для охраны и укрепления здоровья детей.
- Обеспечить качество усвоения учебного материала и формирования общеучебных умений и навыков.
- Обеспечить рациональное сопровождение учебно-воспитательного процесса с позиции психологической адаптации учащихся.
- Обогатить преподавание предметов первого года обучения современными методиками обучения.
- Наладить эффективную работу с родителями учащихся и общественностью.
Сроки
| Мероприятия
| Ответственные
|
Обеспечение здоровья детей и здорового образа жизни
|
Июль-август
| Подготовка кабинетов к началу учебного года в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
| Директор, зам. директора по учебной работе, классные руководители, медсестра
|
Июль-август
| Сбор индивидуальных медицинских карт первоклассников.
| Медсестра
|
Август
| Распределение детей по группам здоровья для занятий физкультурой.
| Медсестра, классные руководители.
|
Сентябрь
| Заполнение листков здоровья в классных журналах.
| Классные руководители, зам. директоров по учебной работе.
|
Август
| Составление расписания уроков, режима работы ГПД (с учетом санитарных норм)
| Зам. директоров по учебной работе
|
Сентябрь
| Составление графика профилактических прививок.
| Медсестра
|
Август-сентябрь
| Организация питания, витаминизация пищи.
| Медсестра, комиссия по питанию
|
Август-сентябрь
| Выявление детей, нуждающихся в диетическом питании. Организация диетического питания.
| Зам. директора по учебной работе, классные руководители, медсестра.
|
В течение года
| Организация и проведение утренних зарядок, физкультминуток, динамических перемен.
| Зам. директора по учебной работе, классные руководители
|
В течение года
| Плановые инструктажи по правилам техники безопасности.
| Зам. директора по учебной работе, медсестра, классные руководители
|
Март
| Проведение плановых учебных занятий по эвакуации детей.
| Классные руководители
|
Каникулы
| Организация оздоровительного лагеря.
| Зам. директора по УР
|
Обеспечение базового уровня воспитания и образования
|
Обеспечение базового уровня образования
|
Апрель-август
| Оформление информационного стенда для родителей будущих первоклассников.
| Зам. директора по учебной работе
|
Июнь-август
| Организация набора детей в первые классы.
| Директор
|
Сентябрь-октябрь
| Учет детей для обновления «Социального паспорта образовательного учреждения».
| Классные руководители, социально-педагогическая служба
|
Август
| Обеспечение первоклассников учебниками, учебными пособиями.
| Библиотекарь, зам. директора по учебной работе
|
Август
| Подготовка дидактического и наглядного материала.
| Классные руководители
|
Постоянно
| Коррекционная работа и индивидуальные занятия со слабоуспевающими учащимися.
| Педагоги
|
Апрель-май
| Диагностика результатов обучения.
| Директор, зам. директора по учебной работе
|
Воспитательная деятельность
|
В течение года
| Линейка, посвященная 1 Сентября
| Классные руководители, воспитатели ГПД
|
День учителя.
|
Праздник осени.
|
День пожилого человека.
|
Посвящение в первоклассники.
|
Новогодние утренники.
|
День Святого Валентина.
|
День защитников Отечества.
|
Праздник наших мам.
|
День смеха.
|
День космонавтики.
|
Прощание с Букварем.
|
Музыкальное представление «По сказкам Андерсена».
|
День Памяти (8 мая).
|
Поход «Улицы нашего города»
|
Поход «Достопримечательности нашего города»
|
Спортивные праздники.
|
Выставки рисунков и поделок детей «Наше творчество».
|
Спортивные праздники.
|
Экскурсии в музеи.
|
Посещение филармонических концертов.
|
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
|
Август-сентябрь
| Формирование психологического банка данных. Сбор индивидуально-психологических карт.
| Психолог
|
Октябрь
| Диагностика первичной адаптации детей к школе.
| Психолог
|
Октябрь
| Психолого-педагогический консилиум по результатам первичной диагностики.
| Директор, зам. директора по учебной работе, психолог, педагоги, воспитатели
|
В течение года
| Психологические консультации для учителей, воспитателей ГПД, детей
| Психолог
|
Апрель
| Диагностика учебно-познавательной активности, отношения к учителю, мотивации учения.
| Психолог
|
Март-апрель
| Комплексно-психологическая диагностика учащихся по изучению социально-психологической адаптации.
| Психолог
|
Методическое и кадровое обеспечение
|
Методические заседания и курсовая подготовка
|
Октябрь
| Использование современных педагогических технологий для формирования первичной грамотности учащихся.
| Методист
|
Ноябрь
| Формы и методы организации контроля за качеством усвоения знаний при безотметочном обучении.
|
Январь
| Выявление учащихся с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей, их поддержка.
|
Март
| Неделя начальной школы. Фестиваль открытых уроков и воспитательных мероприятий.
|
Май
| Анализ работы учителей первых классов.
|
Сентябрь
| Целевые курсы «Современные подходы к организации образовательного процесса в учреждении развивающего типа».
|
Каникулы
| Курсы повышения компьютерной грамоты (на базе гимназии №5)
|
В течение года
| Целевые курсы «Работа с одаренными»
|
Совещания при заместителе директора
|
Август
| Знакомство с нормативными документами по организации учебно-воспитательного процесса.
| Зам. директора
по учебной работе
|
Ноябрь
| Состояние преподавания здорового образа жизни
|
Январь
| Здоровьесберегающие технологии и методики. Техника безопасности на уроках физкультуры.
|
Февраль
| Коррекционная работа на уроках.
|
Апрель
| Организация системы повторения.
|
Внутришкольный контроль
|
Август
| Оформление личных дел.
| Зам. директора по учебной работе
|
Сентябрь
| Календарно-тематическое планирование воспитательной работы классными руководителями и воспитателями ГПД
|
Октябрь
| Организация учебно-воспитательного процесса в первых классах и ГПД.
|
Ноябрь
| Соблюдение режимных мероприятий в ГПД.
|
Декабрь
| Работа ГПД и проведение занятий по интересам (соответствие практической работы планированию).
|
Февраль
| Соответствие объема письменных работ установленным санитарным нормам.
|
Март
| Формирование навыка первоначального чтения.
|
Апрель
| Проведение стимулирующих и поддерживающих занятий.
|
Май
| Определение уровня подготовки учащихся на конец учебного года.
|
Посещение уроков и занятий ГПД
|
Сентябрь
| Организация режимных мероприятий на уроках и в ГПД
|
Зам. директора по учебной работе, методист
|
Октябрь
| Обеспечение индивидуального развития учащихся на уроках.
|
Ноябрь
| Работа воспитателей ГПД. Состояние преподавания здорового образа жизни.
|
Январь
| Соблюдение техники безопасности и охраны здоровья на уроках физкультуры.
|
Февраль
| Выполнение санитарно-гигиенического режима на уроках и в ГПД.
|
Март
| Уроки обучения грамоте с точки зрения современных учебных технологий.
|
Апрель
| Использование приемов интенсификации познавательной деятельности на уроках математики.
|
Май
| Организация творческой работы на уроках белорусского языка.
|
Работа с родителями и общественностью
|
Май
| Ознакомление родителей будущих первоклассников с рекламным проспектом гимназии.
| Зам. директора по учебной работе
|
Ноябрь
| Проведение Дня открытых дверей.
| Директор, педагоги
|
В течение года
| Посещение семей. Организация социально-педагогических рейдов.
| Классные руководители, социально-педагогическая служба
|
Апрель-май
| Консультации для родителей будущих первоклассников.
| Директор, зам. директора по учебной работе
|
Июнь
| Собрание родителей на тему «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в первом классе»
| Директор, зам. директора по учебной работе, классные руководители, воспитатели ГПД, психолог, медсестра
|
Сентябрь
| Собрание родителей на тему «Первые дни ребенка в школе».
| Классные руководители, психолог, методист
|
Октябрь
| Собрание родителей на тему «Физическое воспитание детей, охрана здоровья».
| Классные руководители, медсестра
|
Ноябрь
| Собрание родителей на тему «Как научить детей учиться. Особенности обучения детей в 1 классе».
| Зам. директора по учебной работе, классные руководители
|
Декабрь
| Собрание родителей на тему «Развитие личности в младшем школьном возрасте»
| Психолог, классные руководители
|
Февраль
| Собрание родителей на тему «Роль игры в жизни ребенка»
| Классные руководители, воспитатели ГПД, психолог
|
Март
| Собрание родителей на тему «Трудовое воспитание»
| Классные руководители
|
Май
| Подведение итогов учебного года
| Зам. директора по учебной работе, методист, классные руководители, воспитатели ГПД
|