Скачать 93.51 Kb.
|
Требования к конкурсной работе первого тура по русскому языку: 1. Задание 1 (отборочного) тура: Прочитайте предложенные тексты. Выберите один из них для написания эссе. Обоснуйте выбор темы. Напишите эссе по выбранной проблеме. Сформулируйте основные проблемы, затронутые в тексте. Предложите пути их решения. Свои рассуждения проиллюстрируйте примерами из истории, литературы, науки, народной традиции. 2. Критерии для оценки работы: - задание правильно понято; - позиция конкурсанта по сформулированной проблеме (теме) изложена четко, понятно; - ответы аргументированы (в качестве аргументов могут быть использованы примеры из истории, литературы, народной традиции, факты из современной научной, культурной жизни общества, цитаты из классической и современной литературы, философии, научные данные и примеры из собственного жизненного опыта); - тема раскрыта; - материал изложен грамотно. Особо оценивается оригинальность, нестандартность позиции конкурсанта. 3. Требования к оформлению работы: 1) Объем работы (эссе) – не более 2 страниц (1000 слов). 2) Текст набирается в MS Word шрифтом Times New Roman 14 c полуторным межстрочным интервалом, поля по 2 см со всех сторон. 3) На первой странице располагается заявка на участие (строго по форме): 4) На второй и последующих страницах размещается работа: формулировка задания и текст ответа. 5) Информация об участнике и выполненные задания оформляются одним документом и отправляются одним файлом по адресу электронной почты: russayz@mail.ru Пример заполнения заявки:
Текст № 1 Акад. Накоряков В.Е. Как сохранить память // Наука в Сибири, N 50 (2935) от 26 декабря 2013 г. Я уверен, что каждый из нас иногда не может вспомнить нужный факт, какую-то фамилию или быстро восстановить в памяти информацию. Не секрет, что память катастрофически быстро теряется с возрастом. Но в последние годы довольно скоро теряется память и у молодёжи в связи с избыточным использованием компьютера. Это явление уже тревожит мировую общественность. Я ранее писал про это и считаю, что это самая большая угроза для науки. Мозг, как и тело, нуждается в непрерывной тренировке, он должен постоянно трудиться. Поскольку для профессионального учёного память является самой важной способностью, мне пришлось выработать специальную систему, которой я пользуюсь уже десятки лет. В эту систему входят несколько простых правил. Во-первых, если я забываю фамилию известного человека, например певца, то не начинаю сразу спрашивать близких людей или смотреть в Интернете. Недавно в разговоре про кумиров эстрады разных времен я забыл фамилию Иосифа Кобзона. Позднее в автомобиле я воспользовался своей методикой. Помня, что фамилия начинается с буквы «К» или «Т», а второй идет гласная, я перебирал буквы по алфавиту и остановился на вариантах «Ка», «Ко» и «Ке». Вспоминая третью букву, я дошел до буквы «Б», и в памяти само всплыло «Кобзон». Когда вот так долго не удается вспомнить слово и приходится долго напрягать память, мозг сам подсознательно находит и выдаёт нужную фамилию или необходимый факт. Во-вторых, в процессе засыпания я тренирую память, вспоминая прошлое. Я вспоминаю своих одноклассников и их карьеру, которую отслеживал в течение многих лет. Естественно, каждая фамилия вызывает ассоциации, и в памяти всплывает целый пласт событий, происходит процесс, который великий писатель Марсель Пруст назвал «Поиск потерянного времени». Эта книга принесла Марселю Прусту мировую известность. Семь томов этой книги Пруст написал в комнате с изолированными от звуков стенами только за счёт болезненного напряжения мозга, восстанавливая по памяти прошлые события. Он не только создал гениальное произведение, но и проиллюстрировал феноменальные возможности человеческого мозга в поиске, казалось бы, начисто забытых фактов. Я хорошо помню, как в четыре года, пытаясь пройти по узкой доске к рыбаку на причаливший к берегу плот, я упал и начал тонуть. Рыбак тогда прыгнул в воду и вытащил меня на берег. Глубина была очень большой. Я до сих пор помню тот страх, который я испытывал, сидя уже на берегу. Рыбак (я помню его имя — Иннокентий Сутулит) понимал, что мне влетит от бабушки, поэтому раздел меня и начал сушить мою одежонку на горячей трубе. Вокруг этого случая в памяти возникают картины работы на заводе, которому я обязан дальнейшей тесной дружбой с этим человеком, и о рыбалке, так как он брал меня на рыбалку и там проводил много времени со мной. Помню я начало войны, арест соседа по дому — руководителя местного ОГПУ и массу других событий. И таких воспоминаний в жизни каждого человека бесконечно много. Если вспоминать их вновь и вновь, они сильно тренируют память. Жизнь каждого человека — это прекрасный, уже готовый роман, и это касается не только жизни великого политика или звезды экрана. Если бы все понимали, что люди необходимы друг другу вне зависимости от их так называемого статуса, жизнь была бы другой. В-третьих, если я прочитаю что-то интересное, увижу по телевидению, сам что-нибудь придумаю или просто услышу смешной анекдот, то я всегда стараюсь пересказать это кому-нибудь, даже если собеседнику это и не очень-то хочется слушать. Таким образом память заполняется, и когда-нибудь эта информация обязательно понадобится — так показывает опыт. В последнее время я обнаружил, что очень важно попытаться утром запомнить и затем пересказать свой сон. Лично у меня бывают сны-сериалы, когда в течение многих лет повторяется один и тот же сюжет в одном и том же месте с абсолютно разными лицами. Такие сны обычно хорошо запоминаются. Но сейчас мне снятся другие сны, часто они очень интересны, но забываются почти сразу же, как только я открываю глаза. Если же их пересказать близким или самому себе, то тогда они запомнятся лучше, и можно будет потом обратиться за толкованием сна к работе какого-нибудь серьёзного психоаналитика, например, даже Фрейда. В-четвертых, чтение книг и их непрерывное внутреннее повторение доставляет мне громадное удовольствие и часто приводит к внутренним попыткам создать что-то своё, пусть это своё никогда и не выльется на бумагу. Сам творческий процесс уже прекрасен. Восстановление по памяти содержания художественного произведения, например, такого, как «Война и Мир» Льва Толстого, доставляет неизъяснимое удовольствие. Недавно, рассказывая своей внучке о творчестве Лермонтова, я вдруг понял, что забыл многое из биографии и произведений Лермонтова. Вспомнив Печорина, Бэлу, Максим Максимыча — что далось нелегко — я перешел к тому, что начал перечитывать как его стихи, так и прозу. С течением времени человек меняется, и тогда меняется восприятие любой книги, но всегда полезно, напрягая мозг и используя подсознание, вспомнить содержание по-максимуму, а потом уже начинать все перечитывать. В-пятых, как профессиональный ученый, я пытаюсь решать в уме дифференциальные уравнения, в уме писать научные статьи. Как профессиональный журналист, я в уме собираю факты, запоминаю их и оформляю в готовый продукт. В-шестых, в своей жизни я убедился, что очень полезно стратегическое, тактическое и краткосрочное планирование своей жизни. Оно дает цели, и основные пункты плана должны быть не только на бумаге, но и в памяти. Непрерывное обращение к поставленным целям не делает жизнь скучной. Эмоции и чувства также абсолютно необходимы. Никакой план или программа не поможет вам, если вы, например, безнадежно влюбились. Планы рушатся, и тогда необходимо начинать строить жизнь как будто сначала — и это прекрасно. Текст № 2Ксения Туркова Лингвист обыкновенный // Московские новости от 6 марта 2013 г.Задача языковеда – фиксировать и наблюдать, а не устраивать операции по спасению. В списке мифов о русском языке, которые коллекционирует главный редактор Грамоты.ру Владимир Пахомов, я в свое время подсмотрела такой: лингвисты ничего не делают для спасения русского языка. Эта инвектива периодически всплывает в сетевых спорах, участники которых призывают лингвистов начать крестовый поход против неграмотности. Ну да, лингвист – это наблюдатель, все понимаем, пишут они, но когда происходит ТАКОЕ, можно и нужно ринуться в бой. Как можно (продолжаю я цитировать невидимого собеседника) равнодушно продолжать писать свои словари и делать доклады о каких-нибудь – заглянем в программу первой попавшейся конференции – «консонантных протезах в современной русской речи»? Отправить все эти протезы, паремии и репрезентации концептов к «едрене-фене» – и с вилами на неграмотных. Существование самого этого мифа (лингвисты всем должны) и постоянно всплывающие в спорах призывы наводят на мысли о том, каким видят многие, так скажем, «лингвиста обыкновенного». Сквозь эти требования, призывы и недовольство проступают его воображаемые черты. Я попыталась представить его мифический день, день сражения за нормы, которое он каждый раз «проигрывает». Худой очкарик средних лет в растянутом, цвета серой зимней московской жижи, мохеровом свитере из 90-х перешагивает через лужи у выхода из метро «Кропоткинская». Утро. Он спешит на работу – в Институт русского языка РАН на Волхонке. Из портфеля торчит лоток с гречневой кашей и курицей – съест в обеденный перерыв. В Москве солнечно, скоро весна, и какой-то «Порш Кайенн», заворачивающий от храма Христа Спасителя на бульвар, обдает лингвиста бодрящей мартовской грязью. Он неловко отряхивается («Да что ж за утро сегодня!»), но в глубине души не злится, да и вообще быстро забывает о брюках в крапинку – сегодня у него совсем другой повод для размышлений. Час назад, когда он стоял в очереди к кассе в своем Зябликове, как минимум три человека в очереди, позвонив кому-то, произнесли: «Ну, созвОнимся». А в метро румяный бугай в дубленке и с кучей бумаг на коленях (они все время падали), кричал в трубку: «Я в метро! Я говорю, дОговор надо подписать, дОговор! Все, щас отклЮчится!» И никто не замечает, как тихий лингвист, слыша все эти фразы, каждый раз произносит: «Три тысячи один, три тысячи два, три тысячи три». Он ведет подсчет – достигнет «звОнит» критической массы, значит все – надо вносить в словарь, хоть умри. И вот все эти услышанные утром в метро «дОговоры», «отклЮчится» и «созвОнимся» не выходят у него из головы. На проходной охранник глупо улыбается. «Чего улыбаться, – думает лингвист, кисло здороваясь. – Я неудачник. Они опять победили, победили, победили! Вы победили!» – в конце концов со злостью заключает он, глядя на охранника со сканвордом. Входит в свой кабинет на втором этаже («Господи, опять эта вешалка падает»), включает пыльный компьютер, за время загрузки которого успевает сходить за одноразовым стаканчиком для чая, и начинает странную, бессмысленную работу: что-то пишет на карточках, помечает, подсчитывает, пару раз звонит коллегам. И все время бормочет: «звОнит», «вклЮчат», «дОговор», «звОнит», «вклЮчат», «дОговор»... И вот, когда наступает время курицы с гречневой кашей, а солнце светит в кабинет так, что приходится закрыть жалюзи (сердце лингвиста замирает от страха: неужели мне придется и их превратить в жАлюзи!) и стянуть с себя бесформенный свитер, он вдруг понимает, что больше не может внутренне сопротивляться. «Включайте, – говорит он невидимому собеседнику по телефону. – Включайте в новый словарь рекомендации: «вклЮчит», «звОнит», «дОговор». Да, эксперимент закончен, частотность подсчитана». И откидывается на стуле. В лотке сохнет, заветривается курица. Всё кончено. Он – бесхребетный, безвольный приспособленец. Трус. Равнодушная амеба от лингвистики. Он ничего не смог поделать. А завтра все газеты выйдут с издевательскими комментариями. Ему будут звонить журналисты, задавать одни и те же вопросы, а в соцсетях самым популярным комментарием станет: «Скоро эти лингвисты и «ехай» разрешат!» И утром, по дороге на Волхонку, он будет закрываться газетой «Метро» и вжиматься в сиденье, будто сотни людей вокруг видят его, видят, что он виноват в их собственной неграмотности и общем падении нравов... Есть, впрочем, и другой варианта воображаемого портрета лингвиста – его я не буду расписывать столь подробно. В общих чертах он таков: крашеная блондинка лет 30-40, миловидная стерва, училка, этакая Ольга Баталина от лингвистики. Из молодых, новых. Спит и видит, как прижать всех «к ногтю», выкопать откуда-нибудь какой-нибудь «йогУрт» или «брачАщихся» и заставить всех так говорить. Оба этих образа так же далеки от реальности, как Зябликово от Волхонки. «Безвольность», в которой обвиняют лингвистов, не имеет ничего общего с безвольностью без кавычек, а приспособленчество оказывается мнимым. Лингвист действительно просто наблюдает за происходящим и фиксирует его. Его работа – это рубрика No comments на канале Евроньюс. Не нравится то, что происходит с русским языком – назовите эту рубрику «Жесть как она есть», если хотите. Как сказал, кажется, Владимир Плунгян (автор книги «Почему языки такие разные?») на одной из конференций, лингвист – не садовник, а биолог, он не «возделывает» язык, он его изучает. Вы можете представить себе Николая Николаевича Дроздова, призывающего к уничтожению какой-нибудь змеи, лягушки или паука? Да он скорее съест их разом, чем произнесет что-то подобное. Даже самые неприятные процессы, которые происходят в языке, нуждаются в изучении и описании. Точнее даже, ИМЕННО ПОЭТОМУ и нуждаются. И если вести с ними борьбу или не замечать их (не надо пиарить бяку), то и движения в обратную, хорошую сторону не будет. Лингвисты делают для «спасения» языка все, что они и должны делать: они проявляют к нему внимание и интерес. И в этом смысле даже доклад на филологической конференции под названием «Репрезентация концепта BLONDE в анекдотах о блондинках», который кому-то может показаться несусветной ерундой, и есть вклад в эту условную «операцию по спасению». |
Задание Дайте развернутый ответ на следующий теоретический вопрос в форме эссе | Выберите вязкость геля в требуемой Вам таре, под выбранной ёмкостью напишите количество и установите флажок в соответствующей ячейке... | ||
Работа с этими темами позволит участникам а изучить результаты форума 2015 г б проработать темы важные для дальнейшего развития направлений... | Прочитайте вопросы (1-3) и три варианта ответа к каждому из них(a, b, c). Прослушайте диалоги и выберите правильный ответ на вопрос... | ||
Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами А–G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую... | Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами А–G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую... | ||
Задание Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (метод аналогии, ступенчатый, исторический,... | Для написания курсовой работы по менеджменту туризма нами выбрана тема «Особенности управления гостиничным предприятием». Выбор темы... | ||
Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1 – 8 и текстами а – G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте... | Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1–8 и текстами А–G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |