Скачать 1.78 Mb.
|
ДОКЛАДо состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерациии мерах по его развитию в 2008 годуВведение …………………………………………………………………………....1 I. Cсостояние и развитие малого и среднего предпринимательства в российской федерации………………………………………………………………..…. 3 II. Влияние государственного регулирования на развитие и конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства ………….……… 7 1. Конкурентоспособность и уровень развития малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………..7 2. Государственный контроль (надзор)………………………………………...…9 3. Полномочия органов внутренних дел при проверках предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..……12 4. Лицензирование отдельных видов деятельности…………………………….14 5. Обязательное подтверждение соответствия……………………………….…16 6. Присоединение к электросетям………………………………………………..18 7. Налогообложение субъектов малого предпринимательства………………...26 8. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному имуществу…………………..………………..32 9. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу……………………………………….....34 10. Доступность финансовых услуг…………………………………………...…37 III. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства……………………………………………………………………40 1. Общие сведения……………………………………………………………...…40 2. Направления мероприятий, реализуемых за счет средств субсидии федерального бюджета субъектами российской федерации.…………………………45 2.1.Бизнес-инкубаторы ………………………………………………………..….45 2.2.Поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта……………………………………………………………………………….….47 2.3. Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………...….48 2.4 создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере…….………………………………………………………...49 2.5. Реализация иных мероприятий субъектов российской федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства……………………………..….51 3. Основные направления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 год…………………………………………...58 IV. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации…………………………………………………….66 V. Оценка системы факторов развития малого и среднего предпринимательства в субъектах и в Российской федерации………………………………………………...70 VI. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в российской федерации на долгосрочную перспективу……………………………………………..75 Приложения …………………………………………………………………...…..80 ВВЕДЕНИЕ2007 год и первое полугодие 2008 года можно с полным правом считать поворотными для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации. Вступил в силу базовый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который установил новые критерии для сектора малых и средних предприятий, определил новые принципы государственной политики содействия развитию предпринимательства, разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и местных органов исполнительной власти, закрепил основные формы государственной поддержки. Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1381 впервые был установлен День Российского предпринимательства (26 мая). 27 марта 2008 года в г. Тобольске состоялось заседание Президиума Государственного Совета, полностью посвященное проблемам малого и среднего бизнеса, на котором Президент Российской Федерации Д.А.Медведев обозначил задачу развития МСП как одну из важнейших в современной государственной политике России. Правительству Российской Федерации был дан ряд поручений, направленных на снятие неоправданных административных барьеров для развития МСП. Сформирована Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства (постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 178), в состав которой, наряду с руководителями различных органов государственной власти, вошли и представители ведущих общероссийских предпринимательских объединений. Правительственной комиссией одобрен подготовленный Минэкономразвития России Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности (включает 50 самостоятельных мероприятий, которые одновременно разделены на 96 мер). Во исполнение Указа Президента России от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и поручений по итогам заседания Госсовета в г. Тобольске Правительством был оперативно подготовлен и внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, качественно меняющих идеологию государственного регулирования предпринимательской деятельности: - введение уведомительного порядка начала ведения бизнеса для определенных видов деятельности; - кардинальное изменение процедуры государственного контроля (надзора) и усиление гарантий прав предпринимателей при проверках; - исключение внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел при проверках бизнеса и сокращение функций ОВД по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях на потребительском рынке; - замена лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности и упрощенный порядок продления действия лицензии; - обеспечение преимущественной замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Все законопроекты приняты до конца 2008 года. Принято Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства», закрепляющее за федеральными органами исполнительной власти функции развития малого бизнеса, включая формирование целевых показателей и критериев оценки эффективности, а также ведомственных программ. Второе полугодие 2008 года знаменательно также появлением и публичным обсуждением стратегических планов социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Подготовлена и одобрена Правительством России Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации, которая ставит целью достижение к 2020 году высоких количественных и качественных показателей развития МСП. Однако серьезным испытанием для российского МСП стал разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис. Мировой и внутренний финансовый кризис, обострившийся в сентябре-октябре 2008 г. вызвал приостановление кредитования банками МСП, резкий рост ставок по кредитам, а также породил проблемы с платежами и поставками со стороны контрагентов. Это крайне отрицательно сказалось на хозяйственной деятельности малых и средних предприятий. В целях преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации оперативно разработан и принят «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» (далее – План действий), подготовленный на основе рекомендаций делового сообщества, в котором сформирован самостоятельный раздел, относящийся к специальным мерам поддержки малого предпринимательства.
С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены новые критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу малых и средних предприятий. Выделены следующие критерии: 1) «независимость происхождения» – в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %; Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства. 2) средняя численность работников за отчетный период не превышает: - 15 человек для микропредприятий; - 100 человек для малых предприятий - 250 человек для средних предприятий. 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает: - 60 млн. рублей для микропредприятий; - 400 млн. рублей для малых предприятий - 1 000 млн. рублей для средних предприятий. В соответствии с требованиями законодательства микропредприятия предоставляют статистическую отчетность один раз в год. Поэтому в настоящее время для оценки сектора используются данные по микропредприятиям и малым предприятиям по состоянию на 1 января 2008 года – 1 137,0 тыс. единиц и ежеквартальные показатели по малым (без микропредприятий) и средним предприятиям по состоянию за первые 9 месяцев 2008 года: 281,7 тысяч малых (без микрокомпаний) компаний и 17 тысяч средних предприятий (приложение № 1). Д инамика роста численности малых предприятий (тысяч единиц). Распределение средних предприятий по регионам практически совпадает с распределением малых компаний: треть средних предприятий расположены в Центральном федеральном округе, 24% - в Приволжском федеральном округе; 17% - в Сибирском федеральном округе. В 2007 г. число малых компаний увеличилось на 100 000 единиц и в расчете на 100 тыс. жителей достигло 801 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 137 единиц (на 17%) (приложение 2). Положительный прирост количества малых предприятий по итогам 2007 года зафиксирован в 70 регионах (что на 50% больше, чем в 2005 году). При этом в 13 регионах отмечено существенное увеличение (свыше 30%). Наибольший рост зафиксирован в Калининградской области (60%), Костромской области, Амурской области и Красноярском крае (свыше 50%). В 15 регионах показатель изменился незначительно (Вологодская область, Самарская область) или снизился (Республика Карелия, Республика Калмыкия, Ставропольский край). При этом только у 14% субъектов Российской Федерации плотность малых компаний больше или равна среднероссийской, существенный отрыв наблюдается у г. Санкт-Петербурга – 2775 единиц на 100 000 жителей, г. Москвы – 2048 единиц, Калининградской области – 1841 единиц, Томская, Новосибирская области и Приморский край – 1 200 – 1 100 единиц. Также к 10 регионам с максимальной плотностью относятся: Магаданская, Самарская, Ленинградская, Камчатская, Сахалинская области, Республика Коми, Удмуртская Республика, Хабаровский край. Самые низкие показатели плотности малых компаний в Республике Дагестан, Республике Калмыкия и Чеченской Республике. Всего у 17 субъектов Российской Федерации показатели плотности малых компаний в 2 и более раз меньше среднероссийских (приложение № 2). Занятость в секторе малых компаний растет постоянно, и за период с 2005 года прирост составил 17%, при этом только за 2007 год было дополнительно предоставлено 688 тысяч рабочих мест (7% прирост за год) (приложение № 3). По данным, представленным Минрегионом России, доля населения, занятого на малых предприятиях, от общей численности занятых в 2007 году составила 19 %. Межрегиональная дифференциация доли населения, занятого на малых предприятиях, в общей численности занятых сократилась с 4,3 до 3,5. Дополнительно, по данным Минрегиона России, к регионам с наиболее высокой долей среднесписочной численностью работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций относятся Калининградская область (36, 9 %), Москва (35,3 %), Санкт-Петербург (31,1 %). К отстающим субъектам Российской Федерации по данному показателю относятся Чукотский автономный округ (5,8 %), Республика Калмыкия (4,2 %), Ненецкий автономный округ (3,5 %). Необходимо отметить, что в 50 субъектах Российской Федерации занятость росла темпами, равными или превышающими общероссийский показатель. Лидерами роста стали Владимирская область (59%), Пермский край (51%), Костромская область (51%), Курская область (36%). В 11 субъектах Российской Федерации зафиксировано снижение занятости на малых предприятиях: Сахалинская область (14%), Смоленская область (11%), Республика Калмыкия (7%). Наибольшее количество рабочих мест создано в оптовой и розничной торговле, что обусловлено распределением малого бизнеса по видам экономической деятельности – 3 260 тыс. человек (32,1 %). Промышленность и строительство предоставляют 1960 тысяч и 1780 тысяч рабочих мест соответственно (19,3 % и 17,5 %). Незначительное количество рабочих мест создается малыми предприятиями в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, науке (приложение № 4). Структура малых предприятий по экономическим видам деятельности не меняется в течение последних нескольких лет: порядка 45% малых предприятий занимаются торговлей, около 22% действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии), производственный малый бизнес представляют 11% от общего числа компаний, столько же малых предприятий занимаются строительством (11%), около 5% малых предприятий - транспортом и связью, по 3% - гостиничным делом, сельским и лесным хозяйством. По данным, представленным Минрегионом России, среднероссийский показатель доли продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта составил 11,4 % (рост по сравнению с 2006 годом составил 4,4 %). Наибольшее значение данного показателя в 2007 году зарегистрировано в Москве (вклад малого бизнеса в ВРП 22 %), Санкт-Петербурге (19,8 %) и Московской области (17,4 %). Отстающими регионами по данному показателю являются Республика Калмыкия (1,4 %), Ненецкий автономный округ (1 %), а также Чукотский автономный округ (0,8 %). Среднегодовые темпы роста оборота малых компаний составляют 125% - 130%. Помимо постоянно лидирующих по данному показателю Санкт-Петербурга (рост 123 %, начиная с 2005 года) и Московской области (рост 88 %, начиная с 2005 года) выделяются такие регионы, как Краснодарский край (рост 90 %), Ростовская область (рост 80 %), а также Свердловская область (рост 63 %) (приложение № 5 ). |
Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации 6 | Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом... | ||
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской... | Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской... | ||
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской... | Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской... | ||
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской... | Фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», областным законом от 29 октября 2010 года №209-16-оз... | ||
Федеральным законом Российской Федерации от 24. 07. 2007 n 209-фз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской... | В соответствии с Федеральным законом №209-фз от 24. 07. 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |