Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения


Скачать 450.38 Kb.
НазваниеЛекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения
страница1/3
ТипЛекция
blankidoc.ru > Договоры > Лекция
  1   2   3
Лекция

Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта

  1. Общие положения

  2. Закон о железнодорожном транспорте в Российской федерации

  3. Устав железнодорожного транспорта Российской федерации

1 Общие положения

Транспорт - это самостоятельная отрасль материального производства, существующая наряду с промышленностью и сельским хозяйством. Экономическая особенность транспорта заключается в том, что он не создает каких-либо материальных объектов, а обеспечивает их перемещение в пространстве. Транспорт связывает в единое целое все отрасли общественного производства продукции в сфере обращения, доставляя продукцию к местам ее потребления.

Продукцией транспорта является сам процесс транспортировки, который выражается в перевозке людей и груза. Все виды магистрального транспорта общего пользования, например железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный, составляют единую транспортную систему РФ.

Совокупность взаимодействующих или конкурирующих видов транспорта и их предприятий при организации перевозок пассажиров и грузов в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспортные услуги населения и грузовладельцев и получения необходимой экономической выгоды или социального эффекта образует единую транспортную систему. Единство транспортной системы обеспечивается общей концепцией государственной транспортной политики развития транспортно-дорожного комплекса страны и регионов, предусматривающей полное, своевременное и качественное обслуживание пользователей транспортом и его эффективное функционирование.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутренних и в международных железнодорожных сообщениях потребности населения в перевозках и услугах. И это не только норма, содержащаяся в Законе о железнодорожном транспорте, получившая свое дальнейшее развитие в ТУЖД, но и прежде всего положение, отражающее роль железнодорожного транспорта в экономике Российской Федерации, учитывая ее огромные территории и еще недостаточное развитие других транспортных инфраструктур.

Ведущую роль железнодорожного транспорта определяют также регулярность и универсальность перевозок независимо от времени года и климатических условий, разветвленная сеть железных дорог и их высокие провозные возможности.

По сравнению с другими видами транспорта (автобусным, таксомоторным, морским, внутренним водным, воздушным) удельный вес железнодорожного транспорта во внутренних перевозках составляет 38,7%, а по грузообороту - около 80%. Доля железнодорожного транспорта в междугородных перевозках пассажиров достигает почти 40%. Эти показатели свидетельствуют о том, что для России ведущим видом транспорта является железнодорожный. транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации - это отрасль, где есть повышенная опасность как на любом транспорте, и в условиях российских реалий деятельность этого вида транспорта регулируется огромной нормативной и законодательной базой.

Законодательная и нормативная база отрасли включает огромное количество документов: указы Президента РФ, федеральные законы, приказы и распоряжения Минтранса, федерального агентства по железнодорожному транспорту (до 2004 г МПС), приказы других министерств ведомств, ГОСТы, ОСТы, ведомственные нормы и правила, регламенты и т. д.

В рамках данной лекции будут рассмотрены два федеральных закона : Закон о железнодорожном транспорте в Российской федерации и Устав железнодорожного транспорта Российской федерации.

Эти документы входят в правительственный пакет по реформированию железнодорожного транспорта и представляют собой переработанную редакцию прежних Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ, с изменениями от 6 июля 2001 г.) и Закон РФ от 20 августа 1995 г. № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".

Новый Устав железнодорожного транспорта Российской федерации (далее Устав) и Закон «О железнодорожном транспорте в Российской федерации» (далее Закон) направлены на правовое обеспечение структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с «Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте» (утверждена постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384) и Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ.

Смысл реформы состоит в создании рынка железнодорожных перевозок. Общую стратегическую цель всей реформы железнодорожного транспорта весьма точно сформулировал Министр транспорта И. Левитин: «рельсы останутся в собственности государства, а все, что по ним движется, должно быть в бизнесе».

Согласно Программе реформирование железнодорожного транспорта на первом этапе (2001–2002 гг.) предусматривалось создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), 100 % акций которого должны принадлежать государству. Однако, фактически создание ОАО «РЖД» началось с принятием нового постановления Правительства РФ № 585 от 18.09.2003 г.

От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО «РЖД», а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В связи с созданием ОАО «РЖД» планируется развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе разделение компаний-перевозчиков и владельцев инфраструктуры железных дорог, соответственно, создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом. Стратегия управления и развития компании построена таким образом, чтобы общество и государство в результате реформы получили: удовлетворение растущих требований экономики и общества в перевозках; повышение эффективности железнодорожного транспорта; снижение транспортной нагрузки на экономику.

В течение первого этапа реформирования железнодорожного транспорта была проведена реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций железнодорожного транспорта, а также инвентаризация земли и имущества предприятий железнодорожного транспорта; приняты Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты Правительства Российской Федерации вытекающих из федеральных законов и обеспечивающих дальнейшую реализацию Программы структурной реформы. Кроме того, были разработаны «Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования», «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» и введен в действие новый Прейскурант № 10–01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами».

На втором этапе с целью создания реальной конкурентной среды планировалось выделение из ОАО РЖД его дочерних структур – акционерных государственных компаний, занимающихся оказанием транспортных услуг. При этом предполагался переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах. Фактически второй этап реформирования российского железнодорожного транспорта начинается с момента создания ОАО «РЖД». Кроме того планировалось: обеспечить рост конкуренции в грузовых перевозках; завершить оптимизацию структуры управления ОАО «РЖД» (в том числе усилить роль организации управления по видам деятельности); организовать эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом этапе реформирования; сократить перекрестное субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом этапе механизма поддержки пассажирских перевозок; упорядочить функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта.

Цель третьего этапа реформы– создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Будет продолжено привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО РЖД и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

К основным задачам этого этапа было отнесено: проведение оценки целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе); переход парка грузовых вагонов в частную собственность; развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагается, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности); развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок; продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам; развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.

Устав определяет правовые условия функционирования принципиально новой системы организации и осуществления перевозок на железнодорожном транспорте, предусмотренной м законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Основными особенностями этой системы являются: во-первых, разделение перевозочного процесса на два самостоятельных вида правоотношений – услуги инфраструктуры и собственно перевозка – и, во-вторых, предоставление в целях развития конкуренции правовых возможностей для функционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте.

В главе 1 Устава и главе 1 Закона даны определения основных понятий, что существенно облегчает использование норм закона и обеспечивает единообразие их толкования.

2 Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Для правильности восприятия основных положений изложенных в Законе рассмотрим понятия:

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора

Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

При рассмотрении определений владелец инфраструктуры и перевозчик необходимо отметить, что особенностью ОАО "Российские железные дороги" является то, что названное ОАО объединяет в себе признаки обоих понятий, являясь и владельцем инфраструктуры, и перевозчиком одновременно.

В качестве владельца инфраструктуры акционерное общество строит взаимоотношения с перевозчиками согласно требованиям Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Следует отметить, что вопрос оказания услуг инфраструктуры и пользования названными услугами в российском законодательстве закреплен впервые, что, безусловно, имеет большое значение не только для ОАО "Российские железные дороги", но и для других предприятий и учреждений, имеющих право на осуществление различных видов перевозок.

Оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

При этом действие настоящего Закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций, поскольку ввиду его размещения, используемого подвижного состава и особенностей работы государственного регулирования, предусмотренного законодательством, для него не требуется.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из ряда принципов. Главные из этих принципов - это доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Конкурентная борьба с другими видами транспорта за привлечение новых грузопотоков вынуждает железные дороги непрерывно улучшать транспортное обслуживание грузовладельцев и пассажиров, повышать уровень сервиса, расширять перечень предлагаемых услуг. Доступность железнодорожного транспорта представляет собой уровень доступности по времени перемещения, надежности и стоимости перемещения. Общими для всех предприятий железнодорожного транспорта показателями качества являются отсутствие брака, аварий и крушений, точное и в установленные сроки выполнение технических условий, правил и норм технологических процессов, графиков и расписаний движения, высокий уровень производительности и охраны труда.

Основной задачей всех работников железнодорожного транспорта является способствование улучшению качества железнодорожных перевозок пассажиров и грузов, а также повышению эффективности обслуживания производства и населения РФ.

Одними из основных задач, которые решаются Законом, являются развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта. В этой связи вместо закрепления монопольного положения железных дорог Законом условно предусмотрены две сферы: конкурентная (собственно железнодорожные перевозки) и монопольная (предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования). Конкуренция на транспорте, т.е. соперничество между транспортными предприятиями, направленное на применение наиболее выгодных условий осуществления перевозок и получение максимальной выгоды, заставляет транспортные предприятия переходить на эффективные технологии производства и тем самым способствует научно-техническому прогрессу. Благодаря этому происходит развитие услуг железнодорожного транспорта.
  1   2   3

Похожие:

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconВопросы к экзамену по профессии «Агент страховой»
Правила, Нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, регламентирующие деятельность...

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconТематический план и учебная программа
Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconПрограмма страхования работников железнодорожного транспорта Разработана на основании
Настоящая Программа страхования "Работников железнодорожного транспорта" (далее по тексту – Программа) направлена на повышение уровня...

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconИнструкция для участников единого государственного экзамена на территории...
Основные нормативные документы, регламентирующие государственную (итоговую) аттестацию

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconИнструкция для участников единого государственного экзамена на территории...
Основные нормативные документы, регламентирующие государственную (итоговую) аттестацию

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconМетодические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта...
Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта 5

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconИжевский филиал Казанского техникума железнодорожного транспорта...
«Казанский техникум железнодорожного транспорта» был создан Ижевский техникум железнодорожного транспорта – филиал государственного...

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconОсновы государственного управления
Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги...

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconИнформационный бюллетень №1 Москва, апрель 2013 г
Настоящий сборник содержит правовые, внутрисоюзные нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность правовой инспекции...

Лекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта Общие положения iconМетодические рекомендации для организаторов воспитательного процесса...
Нормативные документы, регламентирующие деятельность организаторов воспитательного процесса в системе образования РФ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru