Редакция 1.0
Методические рекомендации
по определению нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов города Омска и подведомственных им казенных учреждений и требований к закупаемым муниципальными органами города Омска и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), а также по подготовке соответствующих нормативно-правовых актов
Общие положения
С 1 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), касающиеся нормирования в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Данные требования исключают приобретение предметов роскоши, а также товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами, и определяют количество, качество, потребительские свойства и иные характеристики товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды.
Вступающие в силу положения главы 2 закона устанавливают обязанность заказчиков при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, разработанными муниципальными органами1, которые предоставляют возможность закупать товары, работы, услуги в объемах и с характеристиками, согласующихся с реальными нуждами данных заказчиков.
Общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Правительством Российской Федерации. К ним относятся:
- постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 года № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
- постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»;
- постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов». 2. Структура нормативных правовых актов
о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ на основании Общих правил нормирования постановлениями Администрации города Омска утверждены следующие Правила нормирования:
- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (постановление Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1750-п);
- правила определения требований к закупаемым муниципальными органами города Омска и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (постановление Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1748-п);
- правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов города Омска и подведомственных им казенных учреждений (постановление Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1749-п). В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ муниципальные органы на основании правил нормирования утверждают:
- требования к закупаемым муниципальными органами города Омска и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);
- нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов города Омска и подведомственных им казенных учреждений.
Вышеуказанные документы разрабатываются муниципальными органами города Омска в форме правовых актов должностных лиц структурных подразделений Администрации города Омска, правовых актов Омского городского Совета, правовых актов Контрольно-счетной палаты города Омска, правовых актов Омской городской избирательной комиссии.
В целях общественного контроля данные проекты правовых актов, подлежат обязательному общественному обсуждению.
Кроме того, проекты правовых актов, утверждающих требования к закупаемым муниципальными органами города Омска и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), подлежат обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при муниципальных органах.
Порядок обязательного предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов, как и порядок обязательного общественного обсуждения, определены постановлением Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1750-п.
Правовые акты, разработанные муниципальными органами, проходят согласование в соответствии с установленными в соответствующих муниципальных органах города Омска порядками и утверждаются в срок до 1 мая 2016 года. 3. Определение требований к закупаемым муниципальными органами города Омска и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
Требования к закупаемым муниципальными органами города Омска и подведомственными им казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее – требования к товарам) устанавливаются как для самих муниципальных органов, так и для подведомственных им казенных и бюджетных учреждений.
В целях определения требований к товарам Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 926, предполагают формирование обязательного и ведомственного перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее – обязательный перечень, ведомственный перечень).
Обязательный перечень, а также порядок формирования и ведения муниципальными органами города Омска ведомственных перечней определены постановлением Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1748-п.
Правила нормирования предполагают обязанность заказчиков при закупке отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень учитывать значения характеристик (свойств) (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг). Формирование ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг.
Ведомственный перечень формируется по форме, предусмотренной постановлением Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1748-п (приложение 1 к Правилам определения требований к закупаемым муниципальными органами города Омска, подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)).
Формирование ведомственного перечня осуществляется по видам продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности («ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности»).
При этом под видом товаров, работ, услуг понимаются виды товаров, работ, услуг, соответствующие 6-значному коду позиции по ОКПД.
Критерии отбора товаров, работ, услуг для включения в ведомственный перечень:
3.1 Отдельные виды товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень подлежат включению в ведомственный перечень при условии, если средняя арифметическая сумма значений критериев (стоимость и количество контрактов в разрезе 6-значных кодов позиции по ОКПД) превышает 20 процентов. Соответствующая доля рассчитывается каждым муниципальным органом с учетом закупок (заключенных договоров) подведомственных учреждений за отчетный финансовый год.
Для определения муниципальным органом объемов закупок в разрезе видов товаров, работ, услуг (6-значного кода позиции по ОКПД) предлагается использовать отчет «Отчет для установления нормирования закупочной деятельности заказчика», формируемый с помощью программного обеспечения АИС «Закупки города Омска» на сайте http://dks.admomsk.ru/ (раздел «Статистические отчеты»).
В качестве параметров отчета необходимо заполнить поля «Отчетный период» (с 1.01.2015 по 31.12.2015) и «ГРБС» (поле «Заказчик» не заполняется).
3.2. Муниципальный орган вправе определить дополнительные критерии для включения продукции в ведомственный перечень, не приводящие к его сужению, и порядок их применения.
Отдельные виды товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), не включённые в обязательный перечень, но подлежащие включению в ведомственный перечень отражаются в разделе «Дополнительный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, определенный муниципальным органом города Омска» формы ведомственного перечня.
Позиции обязательного перечня, по которым не установлены значения (характеристик, свойств, предельной цены) должны быть дополнены соответствующими характеристиками при формировании ведомственного перечня в разделе «Отдельные виды товаров, работ, услуг, включенные в обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг» формы ведомственного перечня.
Муниципальный орган вправе изменить значения количественных и (или) качественных показателей характеристик (свойств) товаров, работ, услуг, содержащихся в обязательном перечне. Такие позиции обязательного перечня также отражаются в разделе «Отдельные виды товаров, работ, услуг, включенные в обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг» формы ведомственного перечня.
При этом измененные значения должны быть обоснованы, в том числе с использованием функционального назначения товара, под которым понимается цель и условия использования (применения) товара, позволяющие товару выполнять свое основное назначение, вспомогательные функции (заполняются поля «Требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам, утвержденные муниципальным органом города Омска» в разделе «Отдельные виды товаров, работ, услуг, включенные в обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг» формы ведомственного перечня).
Используемые при формировании ведомственного перечня значения потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются в количественных и (или) качественных показателях с указанием (при необходимости) единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения.
Количественные и (или) качественные показатели характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг могут быть выражены в виде точного значения, диапазона значений или запрета на применение таких характеристик (свойств).
Предельные цены товаров, работ, услуг устанавливаются в рублях в абсолютном денежном выражении (с точностью до 2-го знака после запятой).
Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг в ведомственном перечне определяются с учетом категорий и (или) групп должностей работников, если затраты на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно подведомственные им казенные учреждения) в соответствии с правилами определения нормативных затрат, утвержденными постановление Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1749-п, устанавливаются с учетом категорий и (или) групп должностей работников.
Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым казенными и бюджетными учреждениями, разграничиваются по категориям и (или) группам должностей работников указанных учреждений согласно штатному расписанию.
Требования к товарам в ведомственном перечне, отражаются в форме ведомственного перечня отдельными строками для каждой категории и (или) группы должностей работников.
Предельные цены товаров, работ, услуг, установленные муниципальными органами в ведомственном перечне, не могут превышать предельные цены товаров, работ, услуг, установленные данными органами при утверждении нормативных затрат.
4. Определение нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов города Омска и подведомственных им казенных учреждений
Нормативные затраты в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ определяются муниципальными органами непосредственно для себя и для подведомственных казенных учреждений (при их наличии). Для бюджетных учреждений данный вид нормирования не используется.
Общие требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047, определяют виды и состав нормируемых затрат в том числе и для муниципальных органов, а также подведомственных им казенных учреждений:
1) затраты на информационно-коммуникационные технологии;
2) затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
3) затраты на капитальный ремонт муниципального имущества;
4) затраты на финансовое обеспечение строительства, реконструкции (в том числе с элементами реставрации), технического перевооружения объектов капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность;
5) затраты на дополнительное профессиональное образование;
6) прочие нормативные затраты.
Данный перечень, определяющий виды и состав нормируемых затрат не является закрытым. Таким образом, нормированию подлежат затраты на все закупки товаров, работ, услуг муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений (при их наличии).
Порядок расчета нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов города Омска и подведомственных им казенных учреждений, включая формулы или иной (без использования формул) порядок расчета, а также показатель расчетной численности основных работников определены постановлением Администрации города Омска от 30 декабря 2015 года № 1749-п.
В случае, если порядок расчета для тех или иных затрат не предусмотрен вышеуказанным постановлением Администрации города Омска, муниципальный орган должен сам определить формулу или иной (без использования формул) порядок расчета.
Нормативные затраты призваны обосновывать объект или объекты закупки при планировании закупок соответствующего муниципального органа и подведомственных ему казенных учреждений.
Нормативные затраты рассчитываются и утверждаются главными распорядителями бюджетных средств города Омска для собственных нужд, а также для нужд подведомственных казенных учреждений (при их наличии). При расчете затрат могут использоваться формулы. В этом случае должны учитываться:
Установленные муниципальными органами города Омска нормативы материально-технического обеспечения указанных органов и находящихся в их ведении казенных учреждений;
Нормативы материально-технического обеспечения муниципальных органов города Омска, применяемые при расчете нормативных затрат разрабатываются и утверждаются вышеуказанными муниципальными органами исходя из специфики функций и полномочий муниципального органа и подведомственных ему казённых учреждений, должностных обязанностей работников.
Утверждаются следующие нормативы:
1) количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети подвижной связи;
2) цены услуг подвижной связи с учетом нормативов, предусмотренных распоряжением Мэра города Омска от 30 января 2008 года № 16-р «О пользовании услугами сотовой связи в Администрации города Омска»;
3) количества SIM-карт;
4) цены и количества рабочих станций, принтеров, многофункциональных устройств и копировальных аппаратов (оргтехники);
5) количества и цены средств подвижной связи;
6) количества и цены планшетных компьютеров;
7) количества и цены мониторов;
8) количества и цены носителей информации;
9) количества и цены расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов (оргтехники);
10) перечня периодических печатных изданий и справочной литературы;
11) количества и цены транспортных средств;
12) количества и цены мебели;
13) количества и цены канцелярских принадлежностей;
14) количества и цены хозяйственных товаров и принадлежностей;
15) количества и цены материальных запасов для нужд гражданской обороны;
16) иных товаров и услуг.
Данные нормативы являются обязательным приложением к правовому акту муниципального органа, утверждающему нормативные затраты на обеспечение функций муниципального органа города Омска и подведомственных ему казенного учреждений.
Утверждаемые нормативы могут быть индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по группам (функциональным признакам) должностей работников.
Примерный образец (нормативы) |