Газета «Российская бизнес-газета»11.09.2012 Таможня ждет писем Предварительное информирование облегчило жизнь предпринимателям
С нынешнего лета в странах Таможенного союза стало обязательным предоставление предварительной информации таможенным органам о ввозимых товарах. Правда, пока только в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом. Для остальных видов транспорта предварительное информирование остается добровольным.
Казалось бы, наконец-то мы видим конкретный пример модернизации в сфере государственного контроля. Стоит порадоваться за нашу таможню, которая шагает в ногу с общемировой практикой. Но мнения по поводу новшества разделились.
Начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владимир Ивин недавно заявил, что эта мера позволила резко сократить время совершения таможенных формальностей в пункте пропуска до 30-40 минут для грузовика в среднем, в результате за сутки стало оформляться свыше 3 тысяч фур в целом по стране. При этом на таможенных форумах перевозчики пишут, что их водители стали тратить даже больше времени на прохождение границы. "РБГ" провела маленькое журналистское исследование, чтобы ответить на вопрос, кто выиграл от этой модернизации.
Прежде всего выиграли обычные граждане, потому что стали чуть более защищены от сомнительных грузов. Ведь информация должна попасть в таможню за два часа до прибытия груза. За это время информационная система ее проверит и выдаст вердикт, нуждается ли груз в досмотре или эта мера предосторожности необязательна. Кстати, это также минимизирует субъективный фактор, то есть снижает коррупциогенность на границе.
В России есть два способа подать предварительную информацию о ввозимых товарах. Первый: участник ВЭД посылает сообщение в таможенную информационную систему, откуда оно поступает в пункт пропуска через границу. Для этого нужна связь с таможней через Интернет. Она есть у таможенных представителей (брокеров). Второй способ демократичнее: надо через Интернет зайти на портал ФТС России, заполнить анкету, получить идентификатор предварительной информации и потом предъявить его номер на пункте пропуска.
Вроде бы все предельно просто. Однако бывают ситуации, когда грузовик прибывает в пункт пропуска, не имея нужного идентификатора. Здесь таможня идет навстречу горе-перевозчику. Как минимум до конца года во всех пунктах пропуска находятся бесплатные абонентские пункты, где перевозчик может сформировать предварительную информацию. Как только идентификатор получен, тут же предварительная информация в системе зарегистрирована.
Насколько удобно получить идентификатор, "РБГ" рассказал первый заместитель генерального директора "Сов- ТрансАвто Брянск Холдинг" Александр Галаганов.
- Мы приступили к предварительному информированию через интернет-порталы заблаговременно, еще до вступления в силу решения комиссии Таможенного союза. У нас 300 единиц передвижного состава, мы возим грузы из Западной Европы, - сообщил он. - Раньше водители фур подолгу простаивали на границе, где таможня изучала документы. Сейчас в Интернете есть портал таможенной службы, доступный и бесплатный. После заполнения формы мы получаем штрих-код и 36-символьный номер предварительного уведомления. Если проблем с грузом нет, машина обычно выпускается сразу по прибытии в пункт пропуска. Но иногда машину могут также послать на проверку. Например, проверить уровень радиации. Систему предварительного информирования мы тщательно отрабатывали несколько месяцев, создали специальное подразделение, наши представители были на семинарах по использованию портала таможни. В принципе все удобно, только сложно передавать 36-символьный идентификационный номер СМС-сообщением. По штрих-коду, разумеется, это делать будет проще. Было бы легче, если у водителя на границе спрашивали номер корнета-АТА по системе ТИР, это провозной таможенный документ. Хотелось бы, чтобы через ФТС России можно было передавать информацию о товарах, ввозимых через белорусские таможенные посты. Пока такой программы нет.
Зато нововведение позволило сократить одну "бумажку". Сейчас при корректно заполненной предварительной информации не требуется предоставлять электронную копию транзитной декларации. Это также сокращает время оформления. Но эти плюсы только для дисциплинированных перевозчиков, которые заблаговременно присылают информацию. Почти десятая часть грузов, перемещаемых в Северо-Западном и Центральном регионах, пока прибывает в пункты пропуска без заранее поданной информации. Водитель вынужден либо самостоятельно "набивать" данные в пункте пропуска на специально оборудованных местах, либо звонить и напоминать, чтобы прислали такую информацию. Именно этот фактор увеличивает среднее время совершения таможенных операций в СЗФО и ЦФО - 60 минут в среднем. Для сравнения, есть регионы, где 100% участников ВЭД заблаговременно предоставляют предварительную информацию. Например, Сибирь и Дальний Восток. Среднее время совершения таможенных операций там составляет 30 и 40 минут соответственно.
Значит, предварительное информирование действительно сокращает время таможенного оформления, если сведения подаются заблаговременно. Но если 10% перевозчиков нагружают этой работой не своих офисных сотрудников, а водителей в пунктах пропуска, то общий грузопоток замедляется на 20-30 минут на каждый борт. Получается, что нерадивый перевозчик не только вынуждает своего водителя дольше стоять в пункте пропуска, но и создает очередь для других водителей, у которых более дисциплинированные менеджеры. Сам не пользуется и другим мешает.
- Основной плюс для таможни в том, что мы смогли оптимизировать таможенный контроль за счет выбора его объектов с использованием системы управления рисками (СУР), - подчеркнул заместитель начальника отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий ФТС России Павел Трухин. - Получая предварительную информацию, мы ее анализируем при помощи СУР и отбираем товары, требующие углубленного контроля. Соответствующая рекомендация направляется инспектору в пункт пропуска. Он легко ориентируется, что делать с транспортным средством, когда оно заедет на территорию пункта пропуска. То ли груз пройдет без осмотра, то ли этот товар пройдет углубленный таможенный контроль, в том числе с применением технических средств контроля.
После введения предварительного информирования возросла роль аналитических операций. Раньше инспектору приходилось действовать на основе проверки документов, поведения перевозчика, нередко - интуиции. А сейчас система анализирует и дает рекомендации. У таможни есть возможность гибко реагировать на ситуацию, если нужно - усилить состав должностных лиц или выделить из потока грузы, которые требуют дополнительной проверки.
В отличии от Евросоюза в России, Беларуси и Казахстане предварительное информирование обязательно пока только для автотранспорта.
Вместе с тем нормативные документы ТС уже сейчас допускают обмен предварительной информацией при перемещении товаров остальными видами транспорта. Для товаров, перевозимых по железной дороге, по воздуху, по морю, предварительное информирование остается добровольным. Для этого нужно желание самого участника ВЭД.
Для железнодорожного транспорта уже сейчас практика предварительного информирования широко распространена. Ее уровень колеблется в зависимости от географического расположения пунктов пропуска. На Северо-Западе и в центре это практически 100%. По Сибири чуть меньше 60%. Такие различия связаны в том числе с готовностью торговых партнеров своевременно давать необходимую информацию о грузах. В Европе к этому уже привыкли, в Китае в меньшей мере.
- Грузопотоки все увеличиваются, и подача информации до прибытия грузов на таможенную территорию позволяет не допустить увеличения времени на таможенные операции и простоя поездов в пунктах пропуска, облегчает помещение товаров под процедуру транзита, - уверен Константин Стогов, заместитель генерального директора "Таможенно-брокерского центра". -
Сегодня проверка поданных сведений начинается в пункте пропуска только после прибытия железнодорожного состава. Процесс существенно убыстрится, когда проверка будет начинаться сразу после поступления сведений в информационную систему ФТС России. Это сократит время нахождения поездов н границе без ущерба эффективности контроля.
Именно поэтому в ближайшее время на станциях Забайкальск и Себеж будет проведен совместный эксперимент с целью сокращения времени проведения таможенных операций в пунктах пропуска.
В ближайшие месяцы таможня проведет эксперимент и на воздушном транспорте во взаимодействии с единой глобальной системой авиационных перевозок. Нововведение коснется в первую очередь транзитных авиаперевозок, проходящих через Шереметьево, Пулково и аэропорт Красноярска.
В дальнейшем предварительное информирование распространят на все перевозки, связанные с ввозом товаров по воде. Недалек тот день, когда информацию о товаре, прибывающем в страну по морям и рекам, можно будет заблаговременно изучить. Пока к предварительному информированию готовы в большей мере в трех портах - Находке, Владивостоке и Санкт-Петербурге, к ним подключается Усть-Луга.
Елена Шмелева
ИИ «Коммерсантъ-Online» 11.09.2012 Спрос на импорт оказался нестабилен Таможенная статистика регистрирует его падение в августе
Наблюдавшийся с мая по июль 2012 года рост товарного импорта, вероятнее всего, закончился: оперативная статистика Федеральной таможенной службы (ФТС) демонстрирует снижение стоимости товаров, ввезенных из стран дальнего зарубежья, на 0,8% в августе после роста более чем на 12% в июле. От более заметного падения импорт удержали лишь взлетевшие цены на продовольствие.
Аналитики ожидали сокращения импорта, указывая на то, что он является «запаздывающим индикатором», отражающим общее состояние экономики (см. “Ъ” от 14 июня). «Синхронный рост потребительского, промежуточного и инвестиционного импорта в последние годы наблюдался достаточно редко и был непродолжительным. Возможно, и в этот раз он быстро закончится, и тогда рост импорта будет определяться динамикой наиболее его значимой составляющей — машиностроительной продукцией (более 50%.— “Ъ”). Но инвестиции в основной капитал стагнируют с начала года, и пока нет оснований считать, что тенденция изменится в лучшую сторону. Неопределенность в динамику импорта вносит и вступление РФ в ВТО. Снижение импортных пошлин может привести не столько к снижению цен на внутреннем рынке, сколько к росту прибыли импортеров. Во всех случаях определяющим фактором станет внутренний спрос, поддерживаемый кредитованием. Однако располагаемые доходы в июле (к предыдущему месяцу) снизились, а прибыль компаний по-прежнему выводится за рубеж. Бум кредитования, похоже, тоже исчерпан — его продолжение приведет лишь к соответственному росту плохих долгов»,— комментировал июльское увеличение таможенного импорта из стран дальнего зарубежья (порядка 90% всего импорта товаров в РФ) Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ.
Сокращению спроса на импорт в августе уже способствовало ослабление курса рубля — в итоге увеличившийся в июле более чем на 17% в годовом выражении ввоз машин и оборудования в августе сменился падением на 4,6%. От еще большего падения инвестиционный импорт уберег увеличившийся на 40% импорт «средств наземного транспорта». Единственной группой товаров, по которой в августе наблюдалось ускорение роста импорта из стран дальнего зарубежья, оставалось продовольствие. Подогретая увеличением мировых цен стоимость импорта зерновых прибавила 88%, а мяса — 15% по сравнению с августом 2011 года.
Вероятнее всего, падение импорта на фоне растущих нефтяных цен в августе увеличит профицит торгового счета платежного баланса, который, по оценкам ФТС, в январе—июле 2012 года вырос на 7,6% — до $128,8 млрд. Впрочем, этот рост больше не оказывает поддержки рублю, становясь лишь оттоком капитала.
Алексей Шаповалов
Газета «Независимая газета» 11.09.2012 Утилизационный сбор объявлен временным За защиту собственного автомобильного рынка России придется отвечать перед Европой
Еще недавно российские власти считали, что им удалось перехитрить развитые страны, заменив высокий импортный тариф на иномарки так называемым утилизационным сбором – то есть новой дополнительной платой за ввоз автомобиля на территорию России. Однако партнерам по ВТО не понравились такие хитрости. Защита рынка с помощью разнообразных запретов и утилизационных сборов противоречит нормам ВТО – предупредила Россию Еврокомиссия. И реакция оказалась почти мгновенной. Вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что введение сбора – явление временное и утилизационный сбор может быть вскоре отменен.
«Да, это мера временная, но вместе с тем еще много что нужно будет сделать, чтобы ее отменить», – сказал Шувалов. По его словам, утилизационный сбор может быть отменен, «если, конечно, мы с вами научимся жить, как в Японии или других цивилизованных государствах, когда машина служит семье три–пять лет, а после этого утилизируется либо при покупке вы оплачиваете уже ее утилизацию». «И когда страна, и экономика, и общественность – все уже стимулируют рынок к тому, чтобы не употреблять хлам, тогда, конечно, у нас с вами никакого утилизационного сбора не будет», – уточнил он.
При этом он напомнил, что на японском рынке все делается для того, чтобы после трех лет машина с рынка ушла. «Мы пока от этого далеки. Нам нужно насытить рынок в принципе транспортом, нужно научиться и производить, то есть у нас задач очень много», – подчеркнул Шувалов.
Напомним, что с 1 сентября в России импортеры легковых и коммерческих автомобилей обязаны платить утилизационный сбор, ставка которого будет зависеть от возраста и мощности ввозимого в страну автомобиля. По мнению аналитиков, данный сбор является протекционистской мерой, призванной компенсировать снижение таможенных пошлин на автомобили, произошедшее после вступления России в ВТО.
Между тем игры России вокруг пошлин уже вызвали резкую реакцию со стороны Европы. Комиссар Евросоюза по торговле Карел де Гюхт 7 сентября напомнил, что Москва, вступив в ВТО, «обязана играть по правилам», и пригрозил пожаловаться на РФ за множество ограничительных практик.
Как пояснил вчера «НГ» старший экономист департамента экономики бизнеса банка HSBC Марк Беррисфорд-Смит, от возможных претензий России никуда не деться. «Как раз то, о чем предупреждает Евросоюз и произойдет», – считает он.
В свою очередь, директор филиала компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов отмечает, что утилизационный сбор – это противовес снижению пошлин при вступлении в ВТО. «Какую бы поддержку отечественным автопредприятиям ни оказывало правительство, наши автомобили по-прежнему сильно проигрывают иностранным аналогам в соотношении цена–качество, – говорит он. – Утилизационный сбор – это очередная мера поддержки отечественного автопрома и некий шаг назад после вступления в ВТО».
При этом данный сбор уже привел к росту цен на иномарки. «Насколько это временная мера – будет зависеть от возможностей отечественных автолоббистов, а не от того, с какой скоростью россияне меняют машины, – продолжает аналитик. – И в недовольстве европейцев нет ничего удивительного. Утвержденные в конце августа ставки утилизационного сбора оказались в разы выше, чем в Европе, где такие ставки обычно не превышают 1% от стоимости автомобиля. После критики эти ставки были снижены, но неприятный эффект остался. Не исключено, что ставки утилизационного сбора могут измениться и снизиться для бюджетных моделей. Если человек может купить машину за 50 или 100 тысяч долларов, то дополнительные 500–1500 долларов сбора не изменят его желания».
По словам аналитика агентства «Инвесткафе» Андрея Шенка, если текущие темпы роста рынка сохранятся, то сбор можно будет сокращать – года через два-три. «При этом наши производители должны за этот период времени смочь открыто конкурировать с зарубежными автопроизводителями, – предупреждает он. – Необходимо, чтобы при выборе – трехлетняя иномарка или новый отечественный автомобиль – потребитель делал выбор в пользу второго. В противном случае сбор отменять будет нельзя».
Сергей Куликов
ИИ "Loglink.ru"14.09.2012 Власти Украины ввели утилизационный сбор с российских автомобилей Украина обязала физических и юридических лиц, которые ввозят в страну произведенные в России автомобили, обеспечивать их утилизацию. Это нужно делать самостоятельно или по договору со специализированной организацией «после утраты машиной потребительских свойств», следует из опубликованного вчера постановления кабинета министров. Правительство установило предельные расценки: к примеру, для новых легковых автомобилей с объемом двигателя до 1000 куб. см — 4730 грн ($575), до 2000 куб. см — 7370 грн ($896), до 3000 куб. см — 14 080 грн ($1712).
Постановление вступило в силу в среду, сбор придется платить на границе, хотя разрешена самостоятельная утилизация машин, объясняет Глеб Бялый из юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Административные акты, устанавливающие порядок утилизации, могут появиться очень нескоро, хотя министерствам поручено разработать их в недельный срок, констатирует он. Утилизационный сбор введен в ответ на аналогичную защитную меру со стороны России, подчеркивает Бялый.
Утилизационный сбор для импортеров начал действовать в России с 1 сентября 2012 г.: для легковых автомобилей базовая ставка — 20 000 руб., для грузовиков и автобусов — 150 000 руб. (есть понижающие и повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и технических параметров машины). Производители будут давать гарантию по дальнейшей безопасной утилизации выпущенных ими автомобилей (список предприятий сейчас формируется). В украинском правительстве не раз заявляли, что рассчитывают на исключение во взимании сбора с автомобилей своего производства. В Россию продукцию поставляют, например, «УкрАвто», «Богдан», «АвтоКрАЗ», ЛАЗ.
По данным «Автостата», в первом полугодии из России было экспортировано 28 915 легковых автомобилей (за исключением стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана), на Украину поставлено — 18 859 шт. Крупнейший экспортер легковых машин — «АвтоВАЗ» (более 50%). Украина для него второй по значимости экспортный рынок после Казахстана. Представитель «АвтоВАЗа» затруднился оценить, как решение Киева отразится на ценах Lada на Украине, где их определяют импортеры. По итогам I полугодия 2012 г. общий объем продаж автомобилей на рынке Украины составил 102 795 штук, сказано в отчете «АвтоВАЗа». Объем реализации Lada составил 8525 штук — на 37% меньше аналогичного периода 2011 г.
ИИ «PГ.РУ» 14.09.2012 72 процента опрошенных россиян поддерживают идею Таможенного союза, в Казахстане - 80% Вместе с тем "кооперационные" предпочтения граждан из стран СНГ весьма противоречивы. Обобщив закономерности "притяжения" стран к крупнейшим геополитическим кластерам (в них вошли страны бывшего СССР, Евросоюз и другие страны), авторы исследования пришли к следующему выводу: если в политической сфере практически для всех, кроме Грузии, опрошенных стран, приоритетом является тяготение к постсоветскому пространству, то об экономических пристрастиях этого не скажешь. Здесь с большим отрывом в сторону Евросоюза смотрят Армения, Беларусь, Грузия, Молдова. Россия и Украина тоже в их числе. А для населения Азербайджана, например, экономическим приоритетом является Турция.
В целом постсоветское пространство оказалось не слишком привлекательно сегодня в качестве места получения образования. Фактически единственной упоминаемой в этом контексте страной стала Россия. При этом среди самих россиян и украинцев сильно желание учиться или учить своих детей в Европе и США.
И, наверное, на эти выводы также следует обратить внимание. Как отметил директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров, успешность будущей евразийской интеграции находится в прямой зависимости от привлекательности этих процессов для сегодняшней молодежи. Именно точка зрения нынешних 20-25-летних будет главенствовать в общественном мнении при смене поколений и элит. Что же касается экономики, то, возможно, более развернутую картину можно будет получить уже в следующем году. По словам Винокурова, в 2013 году "барометр-опросник" граждан СНГ будет дополнен "замерами" интеграционных предпочтений бизнес-элит стран региона. "Здесь важно увидеть, какие инвестиционные планы относительно стран СНГ строят представители деловых кругов стран региона", - пояснил Винокуров.
Тем не менее абсолютное большинство "простых" людей в каждой из стран региона считает, что в ближайшие 5 лет страны бывшего СССР как минимум не будут отдаляться друг от друга. В Таджикистане и Казахстане доля респондентов, считающих, что наши страны будут, напротив, еще больше сближаться, превышает 50 процентов. Высокий уровень положительных ответов дает также Узбекистан, Армения и Молдова.
ИТАР-ТАСС,18.09.2012 За первую половину 2012 года в России выявлено 9,9 млн единиц контрафактной продукции - Федеральная таможенная служба За первую половину 2012 года выявлено 9,9 млн единиц контрафактной продукции. Это больше, чем за весь 2011 год, когда было зарегистрировано 9,3 млн единиц. Такие цифры привел начальник Управления торговых ограничений Федеральной таможенной службы /ФТС/ РФ Петр Баклаков на открывшемся сегодня в Казани семинаре-совещании по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами России.
"Проблема защиты прав интеллектуальной собственности вышла за национальные рамки", - сказал руководитель управления. Количество нарушений законов катастрофически растет, нужны объединенные международные усилия. С 2007 года, по словам Баклакова, ведомство выявило 60 млн единиц контрафактной продукции. Только с начала 2012 года ущерб экономике страны от поддельной продукции превысил 1,4 млрд рублей.
Одной из серьезных проблем, по мнению Баклакова, остается продажа контрафактной продукции через Интернет. В этом случае поддельный, некачественный и даже небезопасный товар поступает на территорию России через экспресс-перевозчиков или с помощью международных почтовых отправлений. "Нужны эффективные правоприменительные меры", - считает начальник управления ФТС РФ.
В работе семинара-совещания принимают участие представители Генпрокуратуры, МВД, Следственного комитета, Высшего арбитражного суда РФ, Роспатента, Росздравнадзора, Евразийской экономической комиссии, делегации ряда зарубежных стран. В программе - изучение передового опыта таможенных ведомств Германии, Китая, Киргизии, Франции.
Совещание продлится до 21 сентября.
Николай Сорокин
ИИ radiovesti.ru 18.09.2012 ФТС озаботилась юридической чистотой почтовых посылок Федеральная таможенная служба готовит предложения для изменения законодательства в целях предотвращения перемещения контрафактной продукции посредством международных почтовых отправлений, сообщил начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Петр Баклаков. В чем суть проблемы, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов. Гололобов: "Одна из главных проблем, которую необходимо решить, - это перемещение контрафактной продукции посредством сети Интернет", - сказал Петр Баклаков. Эти товары поступают в основном через международные почтовые отправления.
Первый и самый простой способ борьбы - разрешить вскрывать почтовые отправления, если появляются какие-то подозрения. Но это тупиковый путь и в процедурном отношении, и в юридическом, полагает партнер Юридической компании "Пепеляев групп", куратор практики таможенного права Галина Баландина. Баландина: Процедурный тупик, потом что скорость оформления почтовых отправлений будет снижена. И так мы не чемпионы в этом плане. И второе, чисто юридически: если я заказываю что-то для себя лично в интернет-магазине, это вовсе не означает, что я рассчитываю получить именно контрафакт. И очень сложно будет доказать, что физлицо имело намерение совершить именно такое нарушение.
Гололобов: Напомню, речь, судя по заявлению чиновника, идет о контрафакте. Не путать с контрабандой. Контрафакт - это любой товар, на котором незаконно размещен товарный знак. Также в ряде случаев контрафактом можно считать товар, который ввезен против воли правообладателя. Т.е. количественные показатели не важны. Посылка больше тридцати килограммов либо стоимостью более двухсот долларов так и так подлежит таможенному налогообложению. Здесь же важна именно юридическая чистота товара. Если Adidas, то настоящий. Так вот, ответственность за недопущение рассылки контрафакта должны нести торговые сети, убеждена Галина Баландина. С другой стороны, как заграничный интернет-магазин, в котором российские граждане закупают товары, заставить не продавать контрафакт? Руки российского законодательства до него могут не дотянуться.
В-общем, это большая проблема, наличие которой подтвердил Петр Баклаков. Тем не менее, первые успехи в борьбе с почтовым контрафактом у российской таможни уже есть. Так, Северо-Западное и Центральное таможенные управления в ряде случаев смогли доказать, что партии товаров перемещаются не для личного пользования, а в коммерческих целях. - сообщает "Вести ФМ" на странице http://www.radiovesti.ru/articles/2012-09-18/fm/66719
ИИ tsouz.ru 18.09.2012 Состоялось 24-ое заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии 18 сентября состоялось очередное заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии.
В рамках заседания утверждены план мероприятий по вопросу присоединения к Таможенному cоюзу Кыргызской Республики и состав Рабочей группы по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе.
Также утвержден состав Рабочей группы по кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, руководителем которой назначена Татьяна Валовая – член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии.
Ряд вопросов, рассмотренных Коллегией Евразийской экономической комиссии, касается сферы технического регулирования. Так, Коллегия ЕЭК утвердила в новой редакции Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Кроме того, утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований названного технического регламента.
В ходе заседания была утверждена новая редакция Положения о Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Уточнен состав данного Консультативного комитета. Новой редакцией Положения о Комитете, в частности, предусмотрена возможность участия на постоянной основе в заседаниях Комитета независимых экспертов Сторон.
Газета «Торгово-промышленные ведомости» от 19.09.2012 Стандарты против контрафакта Проблемы борьбы с производством и торговлей контрафактным товаром, причины и условия, порождающие это явление, были в центре дискуссии участников круглого стола, который прошел в Центральном доме предпринимателей. Они высказались за очищение российского рынка от подделок под мировые бренды. Мероприятие состоялось в рамках подготовки I Международного форума «Антиконтрафакт-2012», посвященного проблемам защиты прав интеллектуальной собственности, противодействия обороту фальсифицированной и некачественной продукции, а также выработке мер, способствующих производству качественных товаров.
В организации мероприятия приняли участие представители Минпромторга, МВД, Торгово-промышленной палаты России, а также Федерального собрания Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражных судов и ряда министерств.
Выступивший председатель комитета ТПП РФ по качеству продукции Владимир Воронин высказал ряд соображений о путях активизации борьбы с контрафактной продукцией.
Он подверг критике федеральный закон о техническом регулировании. По его мнению, для эффективной борьбы с контрафактом необходимо воссоздать систему стандартов качества продукции. К примеру, в Казахстане и на Украине государство берет на себя половину расходов по внедрению стандарта качества ИСО 9000. Стандарты ИСО обязательны в Австралии и Америке. Что касается России, их внедряют единицы.
Иначе считает исполнительный директор RUS БРЕНД-Содружество производителей фирменных торговых марок Алексей Попович. Крупные правообладатели первыми стали бороться с подделками своих товаров, когда только столкнулись с этим явлением. В конце 90-х годов подделки шампуней и стиральных порошков занимали до 70% российского рынка. А сегодня объем подделок на этом рынке составляет менее 5%.
«Мы 10 лет отмечали положительную тенденцию: у нас изменилось законодательство в лучшую сторону, активизировались правоохранительные органы, стали лучше работать таможенные органы, и до кризиса ситуация была успешной», - сказал он.
Однако сегодня деловой климат ухудшился. В частности, в Уголовном кодексе изменилась статья о контрабанде, в столице расформирован отдел борьбы с нарушениями на потребительском рынке.
Алексей Попович признал, что борьбой с контрафактной продукцией помогает статья 180 УК РФ, которая предусматривает наказание до 1,5 млн рублей. Малый бизнес стали реже проверять, а ФАС стремится отменить запрет на параллельный импорт. «Если мы отменим параллельный импорт, то тогда таможня перестанет следить за интеллектуальной собственностью, потому что риски для конкретного таможенника будут крайне велики. Правообладатель не пойдет бороться с подделками на рынок, потому что нет для этого оснований», - сказал эксперт.
Координатор Межрегионального кластера точной механики Эдуард Кохтенков обратил внимание на то, что он назвал «лавиной контрафактной и контрабандной продукции из Китая и других стран Юго-Восточной Азии». В этой беде мы не одиноки, продолжил он, но в других странах меры принимаются. Он сообщил, что в 2010 году на Украине конфисковали контрабандной продукции на 30 млн долларов, а Китае в 2011 году была проведена массовая облава на производителей. Он призвал осуществить меры, направленные на пресечение торговли контрафактной часовой продукцией с ее конфискацией.
Алексей Беев
Газета «Российская газета» 20.09.2012 Пошлины дороже Таможенному союзу не нужны новые зоны свободной торговли
Сегодня вступает в силу соглашение о зоне свободной торговли СНГ. Новых беспошлинных резерваций Россия и ее партнеры по Таможенному союзу (ТС) - Белоруссия и Казахстан - создавать не планируют. Исключение могут сделать лишь для Вьетнама.
На саммите АТЭС Россия получила еще 35 предложений от разных стран о создании зон свободной торговли. Но принимать их пока не собирается. Министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, отвечая на вопрос "РГ", отметил, что если это и произойдет, то случаи будут единичными. "Мы не готовы дружить по политическим соображениям и намерены относиться ко всем предложениям прагматично, четко представляя себе, что получим взамен", - сказал министр.
Пока единственная страна, с которой Россия и ее партнеры по ТС в перспективе могут создать зону свободной торговли, - Вьетнам. Переговоры должны начаться в следующем году. Но заочно инициативу на высшем уровне уже поддержали. По словам Слепнева, с сегодняшних трех миллиардов долларов торгового оборота между нашими странами к 2020 году мы можем прийти к показателю в 12 миллиардов долларов. Но речь идет не только о торговле. Страны Таможенного союза особенно интересует возможность участия в проектах, связанных с развитием инфраструктуры и энергетики во Вьетнаме. Но это дело будущего. Пока же, как выразился Слепнев, нужно "переварить вступление России во Всемирную торговую организацию".
Членство в ВТО дает стране большие преимущества по продвижению своих товаров на чужие рынки. Но при этом делает ее более уязвимой для торговой экспансии партнеров. Андрей Слепнев не исключил, что на фоне кризиса в мировой экономике будут попытки более агрессивного продвижения импорта. Ключевые страны-производители ищут новые рынки. И речь идет не только о Китае, который давно действует достаточно агрессивно, но и о европейских и американских компаниях. России и ее партнерам по Таможенному союзу не остается ничего другого, как включать защитные меры.
Замглавы минпромторга Георгий Каламанов напомнил, что наша страна еще до вступления в ВТО определила те отрасли, которым надо будет помогать адаптироваться к работе в новых условиях. "В первую очередь это легкая промышленность, затем сельхозмашиностроение, сельское хозяйство", - уточнил Каламанов. Но, по его словам, понадобится время, чтобы понять, появились ли эти проблемы из-за вступления в ВТО или по каким-то другим причинам. "К примеру, анализ ситуации в легкой промышленности показывает, что одна из главных трудностей связана с сырьем, - констатировал замминистра. - Но это внутренний вопрос, который решается мерами господдержки".
Юлия Кривошапко
|