Рассмотрено на заседании
МО учителей истории и обществознания
«__ »_____________2015 г.
Протокол № 1
Руководитель МО Гиниатуллина В.И. (подпись)_______________________
|
| Согласовано с заместителем директора по УР МБОУ «Гимназия №96»
(ФИО) Клочкова Е.А.
(подпись)________________
«___» ________________2015 г.
|
| Утверждаю:
Директор МБОУ «Гимназия №96»
Бузюкин С.А.(подпись) ________________
Приказ № 216/1 от 26.08. 2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Гимназия №96»Вахитовского района
наименование ОУ
Муллахметовой Юлии Геннадьевны , высшая квалификационная категория
Ф.И.О., категория Право 11 «А», «В» классы_18 часов
предмет, класс Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №_2__
От 26. 08. 2015 года
1. Пояснительная записка (конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики предмета)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по праву, Данный курс изучается в социально-гуманитарном классе как самостоятельный учебный предмет. Право как профильный учебный предмет старшей школы 11 класса базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает принцип последовательности и преемственности с программой10 класса. Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный курс на профильном уровне позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внимание на основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; международное право; процессуальное право.
2.Общая характеристика предмета, курса, УМК
Обучение праву в рамках курса формирует целостный комплекс умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
Изучение курса - «Право» - направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты изучения курса соответствуют государственным требованиям, предъявляемым к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (количество часов в неделю, в год)
Программа рассчитана на 18 учебных часов, из расчёта 0,5 часа в неделю.
4.Содержание учебного предмета:
Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты (участники) и объекты гражданско - правовых отношений.
Предпринимательская деятельность. Сделки. Гражданско - правовой договор. Обязательственное право. Защита гражданских прав и гражданско-правовая ответственность. Семейное право как отрасль права, обязанности и ответственность членов семьи. Трудовые правоотношения. Трудоустройство и занятость. Дисциплина труда. Защита трудовых прав. Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность. Понятия и сущность уголовного права. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказания. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Международное право как основа взаимоотношений государств. Международное гуманитарное право и права человека. Процессуальное право.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Характеристика основных видов деятельности
| Ожидаемые результаты
| Планируемая дата
| Реальная дата
| 1
| Гражданское право как отрасль российского права
| 1
| Лекция учителя о гражданских правоотношениях, запись в тетради терминологии, примеров имущественных и неимущественных отношений
| Знать основные положения, терминологию урока. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Уметь анализировать, делать выводы.
| 04.09
|
| 2
| Субъекты (участники) и объекты гражданско - правовых отношений.
| 1
| Устный опрос, записать в тетради термины по теме, составить таблицу: «Физические и юридические лица», работа в парах по понятиям субъект-объект.
| Знать основные положения урока:субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Уметь анализировать данные источников, делать выводы, отвечать на вопросы.
| 11.09
|
| 3
| Предпринимательская деятельность.
.
| 1
| Дискуссия по вопросу признаков предпринимательской деятельности, формулировка и запись в тетради термина предпринимательской деятельности, работа с источником.
| Знать основные положения, терминологию урока. Высказывать свою точку зрения. Уметь самостоятельно находить материал.
| 18.09
|
| 4
| Сделки.
Гражданско - правовой договор
Обязательственное право.
| 1
| Объяснение учителя, запись в тетради терминологии, составление таблицы: «Виды договоров», работа с источником (на основе разбора договора понять требования к договору, правила составления, важность внимательного чтения договора и тд.)
| Знать понятия: оферта, акцепт, виды договоров, исполнение договора, способы обеспечения исполнения договоров. Требования к договору. Понимать значимость договора.
Уметь пользоваться договором.
| 25.09
|
| 5
| Защита гражданских прав и гражданско-правовая ответственность.
| 1
| Выполнение письменного теста по пройденным темам, решение правовых задач. Выполнение заданий ЕГЭ, объяснение учителя.
| Знать основные положения, терминологию урока. Уметь анализировать, делать выводы об объектах гражданских правоотношений, характеризовать виды гражданской ответственности.
| 02.10
|
| 6
| Семейное право как отрасль
права, обязанности и ответственность членов семьи.
| 1
| Защита презентаций о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, работа с источником (брачный договор), запись терминов в тетради: (усыновление, опека )
| Понимать, как осуществляется правовое регулирование личных и имущественных прав супругов, что регулирует брачный договор.
Знать: обязанности родителей, усыновление, опека, попечительство, приемная семья
| 09.10
|
| 7
| Трудовые правоотношения.
| 1
| Устный опрос, составление схемы «Виды трудового договора», работа в паре (права и обязанности работника работодателя).
| Знать понятие трудовых отношений, документы их регулирующие. Правовой статус работника и работодателя. Социальное партнерство в сфере труда.Высказывать свою точку зрения.
| 16.10
|
| 8
| Трудоустройство и занятость
| 1
| Объяснение учителя. Составить схему «Варианты расторжение трудового договора», устный тест (работа с места), заполнение таблицы «Увольнение работника».
| Знать понятия: трудовой договор, его отличия от гражданско-правовых договоров, порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха.
Заработная плата.
Порядок увольнения работника по собственному желанию и по инициативе работодателя. Знать какие документы необходимо предоставить при заключении трудового договора. Понимать значение трудового договора.
|
|
| 9
| Дисциплина труда.
| 1
| Решение проблемных задач. Работа с компьютерной презентацией.
| Знать правила внутреннего распорядка. Поощрения за успех в труде. Знать, что такое дисциплинарная ответственность, материальная ответственность сторон. Понимать необходимость соблюдения дисциплины труда.
|
|
| 10
| Защита трудовых прав
| 1
| Словарный диктант по теме «Трудовые правоотношения», письменный тест, решение заданий ЕГЭ, объяснения учителя.
| Знать: способы защиты трудовых прав, этапы порядка разрешения коллективного трудового спора.
Понятия: пенсия, пособие по временной нетрудоспособности, социальные пособия.
|
|
| 11
| Административные правоотношения.
| 1
| Составление таблицы: «Административно-правовые отношения субъектов»
| Знать понятие административного права, субъекты административного права. Органы исполнительной власти.
Понятие административно-правового статуса.
|
|
| 12
| Административные правонарушения.
Административная ответственность
| 1
| Устный опрос, работа со схемой: «Административные правонарушения», решение заданий ЕГЭ.
| Знать Признаки административного правонарушения. Виды административных наказаний. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
|
|
| 13
| Понятия и сущность уголовного права
| 1
| Письменный тест по теме: «Административные правоотношения», объяснение учителя, запись в тетради принципов уголовного права.
| Знать понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие.
|
|
| 14
| Основные виды преступлений.
| 1
| Практическая работа по материалам СМИ, составление схемы: «Виды преступлений»
| Знать понятие и состав преступления. Виды преступлений. Формы вины. Основные стадии преступления.
|
|
| 15
| Уголовная ответственность и наказания.
Уголовный процесс.
| 1
| Таблица: «Этапы привлечения к уголовной ответственности».
Составить схемы и объяснить их содержание:
А) Различные степени тяжести преступления
Б) Обстоятельства, смягчающие наказание
В) Основания освобождения от уголовной ответственности
| Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний.
Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
|
|
| 16
| Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.
| 1
| Работа с источником (чтение УК РФ по вопросу преступлений за которые наступает ответственность несовершеннолетних), дискуссия по ответственности несовершеннолетних.
| Знать об ответственности
несовершеннолетних. Высказывать свою точку зрения.
|
|
| 17
| Международное право как основа взаимоотношений государств.
Международное гуманитарное право и права человека
| 1
| Выписать в тетрадь категории граждан, попадающих под защиту международного права, работа с источником с использованием презентации, выполнение заданий ЕГЭ.
| Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать свою точку зрения.
Объяснять понятия: международное право, ООН, СЕ, ОБСЕ, МГП.
Знать содержание международных документов по защите прав человека. Знать органы и способы международно - правовой защиты прав человека
Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права.
|
|
| 18
| Процессуальное право
| 1
| Письменный тест, объяснение учителя, составление схемы «Виды процессуального права», запись терминов в тетрадь.
| Знать понятие: процессуальное право, основные документы для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско- правового спора, стадии судебного процесса.
Знать понятия: подозреваемый, защитник, обвиняемый, подсудимый, присяжные заседатели, вердикт, основные меры процессуального принуждения
| 22.01
|
|
6.Методическое и материальное обеспечение образовательного процесса
При изучении курса «Право» используется учебник: «Обществознание 11 класс», профильный уровень, Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Москва, Просвещение, 2010 год. А так же дополнительная литература, такая как учебник«Обществознание 11 класс», А. И. Кравченко, Е.А.Певцова, Москва, Русское слово. Баранов «Обществознание. Подготовка к ЕГЭ», Котова, Лискова «Обществознание 11 класс».
Задания и тесты по праву. |