Вопросы и ответы по организации местного самоуправления


НазваниеВопросы и ответы по организации местного самоуправления
страница1/13
ТипДокументы
blankidoc.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Типовые вопросы и ответы, связанные с реализацией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации»

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Чувашская Республика приступила к реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года в полном объеме. Для этого своевременно подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база, на всеобщих выборах сформированы представительные органы, избраны главы поселений, районов и городов. Более 4 тысяч новых людей приступили выполнению своих обязанностей в органах местного самоуправления. Все они облачены доверием избирателей, искренне хотят работать в интересах всего населения, своей малой родины – деревни, села, поселка, города. Но требования сегодняшнего времени не простые, они выдвигают новые, часто необычные, весьма сложные вопросы, ответить на которые часто бывает затруднительно.

В настоящий сборник тематических вопросов и ответов включены вопросы, поступившие от глав поселений, депутатов представительных органов местного самоуправления, от специалистов администраций сельских и городских поселений, от граждан, кровно заинтересованных в улучшении местной жизни.

Жизнь не стоит на месте. В ходе работы над сборником принят Федеральный закон от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», который так же вступил в силу с 01.01.2006 года. Он и еще больше расширил полномочия глав сельских и городских поселений.

Сборник издан по поручению Руководителя Администрации Президента Чувашской Республики Э.А.Аблякимова. В подготовке ответов принимали участие специалисты органов исполнительной власти Чувашской Республики и ряда федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Составители сборника надеются, что он будет полезным для глав, депутатов и специалистов вновь образованных сельских и городских поселений.
Составители сборника

ФИНАНСЫ, НАЛОГИ И СБОРЫ





  1. Какими методическими рекомендациями можно пользоваться при формировании местных бюджетов?




В целях подготовки к вступлению в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №131-ФЗ) Министерством финансов Российской Федерации разработан сборник модельных правовых актов для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Указанные модельные акты размещены на официальном сайте Минфина России - http://www.minfin.ru.

Указанные модельные правовые акты целесообразно использовать при подготовке (разработке проектов) муниципальных правовых актов.

1. Модельный муниципальный правовой акт о бюджетном процессе.

2. Модельный муниципальный правовой акт о разработке, применении и мониторинге перспективного финансового плана.

3. Модельный муниципальный правовой акт о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

4. Модельный муниципальный правовой акт о порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования.

5. Модельные муниципальные правовые акты о контрольном органе муниципального образования.

5.1. О контрольно-счетной палате муниципального образования.

5.2. О Ревизионной комиссии представительного органа муниципального образования.

6. Модельные муниципальные правовые акты об установлении местных налоговых, неналоговых доходов и сборов.

6.1. Об установлении налога на имущество физических лиц.

6.2. Об установлении земельного налога.

6.3. Об утверждении положения о порядке перечисления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий.

6.4. О самообложении граждан муниципального образования.

7. Модельный муниципальный правовой акт о порядке формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа.

8. Модельный муниципальный правовой акт о порядке предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из местного бюджета.

9. Модельный муниципальный правовой акт об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда.

10. Модельный муниципальный правовой акт об утверждении положения о порядке образования и использования целевых бюджетных фондов.


  1. Каковы должны быть критерии разграничения имущественных обязательств органов местного самоуправления?




Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 485 в данные Правила было внесено изменение, в соответствии с которым критерии, применяемые при разграничении обязательств, устанавливаются комиссией для составления и подписания передаточного (разделительного) акта, а не органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как было указано прежде. Также согласно пункту 6 Правил при разграничении обязательств могут учитываться такие критерии, как объем доходов либо расходов местного бюджета на душу населения, численность населения муниципального образования, целевое назначение заемных средств и другие.


  1. Каким образом обеспечить составление местного бюджета на 2006 год при отсутствии у органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования соответствующих специалистов?




В соответствии с частью 6 статьи 84 Закона №131-ФЗ проект бюджета вновь образованного муниципального образования на 2006 год на основании решения представительного органа муниципального образования может быть подготовлен и внесен высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


  1. Кем должны утверждаться сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов не являющихся поселениями?




Согласно части 1 статьи 52 Закона №131-ФЗ порядок разработки, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, являющихся составной частью бюджетов поселений, определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно


  1. Каковы последствия поступления арендной платы в местные бюджеты в случае ускоренной приватизации или перепрофилирования имущества?




Уменьшение арендной платы, поступающей в местные бюджеты в результате передачи имущества муниципальных предприятий и учреждений в аренду физическим и юридическим лицам, после приватизации указанных объектов, может быть частично компенсировано за счет получения доходов от деятельности хозяйственных обществ, в которые могут быть преобразованы эти муниципальные предприятия и учреждения и в создании которых имеют право участвовать органы местного самоуправления (абзац 1 части 4 статьи 51 Закона №131-ФЗ).

В случае если вышеприведенные меры по компенсации уменьшения неналоговых доходов (включая арендную плату) местных бюджетов окажутся недостаточными, необходимо принимать меры по развитию налоговой базы, не увеличивая налоговое бремя для населения муниципального образования. Тем более, что налоговые полномочия органов местного самоуправления в отношении установления и введения местных налогов ограничены Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (абзац 5 части 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).


  1. Возможно ли снижение поступлений в местные бюджеты из-за требований Закона №131-ФЗ о необходимости приватизации непрофильного имущества?




Опасения относительно снижения цен на приватизируемое имущество в результате сокращенных сроков приватизации не вполне обоснованы.

Во-первых, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» необходимо планирование приватизации муниципального имущества и предоставление информации о результатах приватизации за прошедший год в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Во-вторых, приватизация муниципального имущества может осуществляться не только посредством продажи его на аукционе, конкурсе, но и путем преобразования муниципального предприятия в открытое акционерное общество или внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (пункты 1, 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Применение указанных способов приватизации муниципального имущества не противоречит Закону №131-ФЗ (абзац 1 части 4 статьи 51) и будет препятствовать снижению цен на приватизируемое муниципальное имущество.


  1. Как регулировать вопросы собственности на имущество муниципальных образований, необходимое для решения вопросов организации торговли и бытового обслуживания?




К вопросам местного значения муниципальных образований всех типов относится создание условий для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с концепцией и логикой построения Закона №131-ФЗ для решения указанных вопросов местного значения в собственности муниципальных образований должно находиться соответствующее имущество. Однако в перечне видов имущества, приведенного в статье 50 Закона №131-ФЗ, данные виды имущества не предусмотрены. В связи с этим, как правило, имущество, предназначенное для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, должно быть перепрофилировано или отчуждено на основании части 5 статьи 50 вышеназванного Закона №131-ФЗ. Однако, в случае, если муниципальное имущество, предназначенное для создания условий по обеспечению жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, закрепляется за муниципальными предприятиями при необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам (в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), указанное имущество не подлежит перепрофилированию или отчуждению.

Обусловлено это тем, что на основании пункта 3 части 1 статьи 50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 50 вышеназванного Федерального закона в случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное, в частности, для обеспечения деятельности работников муниципальных предприятий и учреждений, указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению.

Во всех иных случаях, когда не создаются муниципальные предприятия по обеспечению жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, соответствующее муниципальное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению. При этом следует иметь в виду, что приватизация муниципального имущества, предназначенного для обеспечения жителей поселений (муниципальных районов, городских округов) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, приведет к повышению эффективности его использования и позволит увеличить доходную часть местных бюджетов.


  1. Каковы особенности разграничения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями?




Порядок передачи имущества в собственность муниципальных образований закреплен в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено одностороннее принятие Правительством Российской Федерации решений о безвозмездной передаче федерального имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации и в муниципальную собственность, и по предложениям передающей стороны, о принятии такого имущества в федеральную собственность. В Законе № 122-ФЗ регулируется порядок принятия решений субъекта Российской Федерации о передаче его имущества в муниципальную собственность и принятии муниципального имущества. Данные решения являются основанием для возникновения права собственности на безвозмездно передаваемое имущество у принимающей стороны.

Особенность безвозмездной передачи государственного имущества в муниципальную состоит в особенностях объектов передачи - объектами передачи являются как предприятия и учреждения транспортного комплекса, так и отдельные объекты недвижимого имущества, предназначенные для транспортного обслуживания населения муниципальных образований.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения предусмотрены непосредственно в качестве объектов безвозмездной передачи Законом № 122-ФЗ. При безвозмездной передаче федерального имущества перечни федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений формируются при условии необходимости этих объектов для обеспечения осуществления полномочий, закрепленных в процессе разграничения за органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Подготовка соответствующих проектов распоряжений Правительства Российской Федерации осуществляется на основе решений Правительства Российской Федерации, принятых по результатам работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы, в том числе с утвержденными на заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2004 г. перечнями федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подлежащих передаче в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом могут быть учтены предложения соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о безвозмездной передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации. Предложения соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются при условии соответствия предложенного к передаче имущества полномочиям, закрепленным в процессе разграничения за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В решении Правительства Российской Федерации определяется момент перехода права собственности на имущество передаваемых из федеральной собственности организаций (абзац 12 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ). Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся передаваемые федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные государственные учреждения (далее именуется - уполномоченные федеральные органы), в месячный срок, с даты принятия распоряжения Правительства Российской Федерации, готовят передаточный акт, в котором указываются наименования передаваемых согласно решению Правительства Российской Федерации организаций, подписывают его и в двух экземплярах, направляют в высший орган государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями по управлению имуществом субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).

Уполномоченный федеральный орган обеспечивает подписание передаточного акта уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и представление в Росимущество одного экземпляра подписанного обеими сторонами передаточного акта.

В случае, если в двухмесячный срок передаточный акт уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации не подписан, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти представляет в Росимущество один экземпляр передаточного акта, подписанный уполномоченным федеральным органом, для исключения переданного имущества из реестра федерального имущества. Имущество переданных федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений исключается из реестра федерального имущества с даты подписания субъектом Российской Федерации передаточного акта, но не позднее срока, установленного в решении Правительства Российской Федерации.

Передача федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений не сопровождается ликвидацией их как юридических лиц, так как согласно части 2 статьи 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на предприятие или учреждение к другому лицу это предприятие или учреждение сохраняет вещное право на принадлежащее ему имущество.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» передача имущества федерального государственного унитарного предприятия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

Таким образом, безвозмездная передача государственных организаций в связи с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сопровождается внесением уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации изменений в учредительные документы передаваемых федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в двухмесячный срок после принятия решения о передаче имущества (абзац 9 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ). Указанные изменения вносятся на основании решений Правительства Российской Федерации о передаче и представленных уполномоченными федеральными органами передаточных актов.

Безвозмездная передача государственных, в том числе федеральных, и муниципальных предприятий и учреждений осуществляется посредством передачи принимающей стороне прав учредителя этих организаций. По отношению к этому действию последующая регистрация права собственности принимающей стороны на имущество переданных предприятий и учреждений носит обеспечительный, производный характер, и не требует специальных (дополнительных) решений передающей стороны. Данные мероприятия не отменяют при необходимости передачи принимающей стороне документов и их копий, свидетельствующих об основаниях приобретения прав на те или иные объекты переданными предприятиями и учреждениями в период до их передачи.

В случае если за переданным предприятием или учреждением закреплено имущество (конкретный объект, например, объект мобилизационного назначения), которое может находиться исключительно в собственности передавшей стороны, право собственности принимающей стороны на такое имущество не может быть зарегистрировано. В этом случае передающая сторона обязана либо заранее произвести правомерное изъятие указанного объекта в свою казну, либо, получив после передачи предприятия или учреждения уведомление принявшей стороны о наличии объекта такого рода, определить его судьбу и распорядиться им в установленном порядке (закрепить за иной государственной организацией, сохранить в составе имущества казны).

При передаче государственного имущества субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность также целесообразно использовать данную методологию.

В целях передачи имущества, находящегося в казне Российской Федерации, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность должен быть сформирован пакет документов, в который включаются:

перечень имущества, предлагаемого к передаче;

выписка из реестра федерального имущества.

В отношении безвозмездной передачи отдельных объектов недвижимого государственного или муниципального имущества, закрепленного за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, безвозмездная передача возможна либо с их согласия, в результате которого осуществляется правомерное изъятие имущества в соответствующую казну и передача иному собственнику государственного или муниципального имущества, либо в порядке сделки от лица самого предприятия. В последнем случае решение уполномоченного государственного органа не требуется. В случае если предприятие не согласовывает передачу указанного имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, это может рассматриваться как основание для расторжения контракта с руководителем по причине неисполнения законного требования уполномоченного на осуществления прав собственника имущества предприятия органа государственной власти (местного самоуправления).

В случае подобного отказа со стороны государственного или муниципального учреждения имущество может быть правомерно изъято как используемое не по назначению (поскольку оно предназначено для использования иным собственником государственного или муниципального имущества).

3. Общие принципы разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями и городскими округами.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Таким образом, разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами должно производиться соответственно законом субъекта Российской Федерации или уставом города в соответствии с разграничением вопросов местного значения и положениями статей 50 и 85 Закона № 131-ФЗ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconОтветы на вопросы, заданные 6 марта 2008 года на зональном семинаре...
«Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 06. 10....

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления icon1. организационные вопросы
Органы местного самоуправления в городе Москве образованы в соответствии с Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года №56 (в ред...

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconСтатья Сельское поселение и его статус
Устав устанавливает вопросы местного значения, формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения,...

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления icon1. Статью 4 изложить в следующей редакции: Статья Вопросы местного...
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconСтатья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления,...
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия...

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconМетодическое пособие для руководителей органов местного самоуправления
Фз-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в рф" (извлечения)

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconУтверждено решением Сельской Думы сельского поселения
Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направлено на реализацию права граждан на осуществление...

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconСтатья Вопросы местного значения поселения
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ленинградской области и областными законами устанавливает порядок...

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconОтветы на обращения органов государственной власти и местного самоуправления...
Ответы на обращения органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований ярославской области

Вопросы и ответы по организации местного самоуправления iconКрасновишерского муниципального района
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года n 131-фз, иным федеральным законодательством...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru