МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра истории и политики стран Европы и Америки
Выпускная квалификационная работа бакалавра на тему: "Роль институтов гражданского общества
в углублении сотрудничества
в рамках БРИКС"
Выпускная работа защищена
"__" ______________ 20 г.
Оценка ________________
Секретарь ГАК_______
| Выполнила:
студентка 4 курса
факультета Международных отношений
Мелкумова Эльза Сергеевна
(подпись) Научный руководитель:
Доктор политических наук,
профессор
Сударев Владимир Петрович
(подпись)
|
Москва, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .….………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Подходы стран БРИКС к публичной дипломатии. …………..…… 13
1.1. Бразилия …………………………………………………………..... 13
1.2. Россия ……………………………………………………………..… 17
1.3. Индия ………………………………………………………………... 23
1.4. Китай ………………………………………………………....…….... 27
1.5. Южная Африка ……………………………………………………... 31
1.6. Особенности взаимного проникновения БРИКС в гуманитарной области. …………………………………………………………………... 34
Глава 2. Новые форматы взаимодействия гражданских обществ в рамках БРИКС. ………………………………………………………………………..... 38
2.1. Особенности становления политического проекта «Гражданский БРИКС» …………………. ………………………………………….… 38
2.2. Перспективные формы взаимодействия молодёжи стран БРИКС………………………………………………………………….… 41
2.3. Диалог в научной и образовательной сферах…………………….. 43
Заключение ………………………………………………………………….…. 45
Приложение ………………………………………………………………….… 48
Библиография ……………………………………………………………….…. 50
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что мир переживает смену исторических эпох. Формируется новая архитектура мироустройства. Начало XXI века характеризуется крутым поворотом к многополярности в международных отношениях.
Едва ли не самым важным, первостепенным фактором новой эпохи становятся развивающиеся страны1. Именно возрастающая роль этих государств является движущей силой изменений в мировой геополитической ситуации. Их влияние возрастает благодаря как экономическому, так и политическому потенциалу.
Одной из важнейших межрегиональных структур на данный момент является БРИКС. Её потенциал говорит сам за себя: здесь проживает около 40% мирового населения, производится 26% мирового ВВП2. Вклад участников коалиции в прирост мирового продукта уже достиг 50%. Большинство долгосрочных прогнозов предвещает дальнейшее наращивание веса членов коалиции в мировой экономике3.
БРИКС – уникальный по своей сути проект.
Идёт процесс формирования нового глобального мира. И реагировать на вызовы современности уже невозможно лишь усилиями одной или нескольких стран, обладающих мощным экономическим, военно-политическим или ресурсным потенциалом. На фоне отсутствия эффективных международных договорённостей в решении острых проблем современности возникла необходимость заполнения этого «вакуума» другими механизмами. В результате в каждом сегменте стали появляться собственные структуры, предлагающие отличные от всех подходы к проблемам. Это и Организация Договора о коллективной безопасности, и Шанхайская организация сотрудничества, и Евро-Азиатский экономический союз, и БРИКС.
Поиск ответов на вызовы современности требует синхронизации усилий и многих процессов. И, подчеркнём, необходимо вырабатывать именно многосторонние механизмы взаимодействия. Такие механизмы подразумевают активное участие неправительственных общественных организаций в самых различных областях.
Что касается БРИКС, никто не ожидал, что объединение пяти столь разных по всем параметрам стран окажется вполне жизнеспособным. Сегодня уже можно смело утверждать, что каждое из пяти сформировавших группу государств – объективный лидер в своём регионе. Различия не стали препятствием на пути образования БРИКС. Наоборот, такие характеристики, как уважение к нормам международного права, принципам суверенитета стран и стремление к многополярному миру, присущие всем этим странам, вкупе с их взаимодополняемостью только способствуют дальнейшему сплочению.4
Тема БРИКС сегодня обсуждается на различных уровнях. Само объединение возникло на основе экономических оценок развития этих стран. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика действительно выделяются благодаря более высоким темпам роста экономик. Проект уже стал серьезным фактором международного развития. Поразительным здесь выглядит то, что для достижения такого результата неформальному объединению стран, провозгласивших курс на реформу финансово-экономической системы и структур глобального управления, потребовалось менее десяти лет5.
Однако нельзя исследовать процессы, связанные с БРИКС, исключительно с точки зрения экономических показателей. БРИКС ставит перед собой более широкую задачу – достижение мира и безопасности, развития и сотрудничества. БРИКС стремится «внести значительный вклад в развитие человечества и создание более равноправного и справедливого мира»6.
Очевидно, что за не слишком большой период своего существования БРИКС добился впечатляющих успехов. Вначале воспринимаемый как договор между странами с развивающимися экономиками для обеспечения себя от кризиса, БРИКС стал заметной фигурой на геополитической карте мира. Его уже нельзя назвать рядовым объединением – это, наоборот, «нечто особое: это государства-матрицы мировых этнокультурных общностей, цивилизаций»7. Страны-участницы в своей деятельности руководствуются такими установками, которые задают вектор будущего. И, следовательно, тут будут учитываться не только военные и экономические аспекты, но, в первую очередь, справедливость и разумность действий.
Само появление такой группы, как БРИКС, свидетельствует о смещении «центра тяжести» мировой экономики с Запада на Восток, в сторону развивающихся стран. Помимо сотрудничества по всем ключевым вопросам, объединение характеризуется политикой невмешательства и уважения к внутренним делам партнёров, принимает их такими, какие они есть. По сути, БРИКС (в случае дальнейшего удачного воплощения проекта в жизнь) будет представлять собой идеальную модель кооперации стран в новом глобальном мире, которая выстроится поверх линий «Север-Юг» и «Восток-Запад» и каких-либо военно-политических блоков8.
Надо признать, что национальные интересы членов БРИКС совпадают далеко не всегда. Однако осмысление этих интересов позволяет достичь взаимопонимания при принятии решений в формате объединения. Вышесказанное подтверждает демократичный характер международных отношений в рамках проекта. Такое положение дел в известной степени обусловлено тем, что Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, взятые по отдельности, решают собственные задачи на международной арене. При этом у каждой из стран – уникальный вклад в развитие цивилизации.
БРИКС эффективно способствует созданию многополярного мира в глобальных масштабах. Достигнутые группой результаты в политической, экономической, научной и гражданской сферах позволяют положительно оценивать перспективы БРИКС в будущем. По сравнению с остальными международными объединениями и региональными организациями, БРИКС – одна из наиболее гибких и динамично развивающихся структур. По меткому выражению Владимира Давыдова, БРИКС – «это не просто пять стран, пять держав, пять крупных или сверхкрупных экономик – это пять ведущих цивилизационных ареалов»9.
Участие институтов гражданского общества во взаимодействии стран непосредственно связано с понятиями «мягкая сила» и «публичная дипломатия». При этом следует учитывать, что вышеназванные понятия не являются взаимозаменяемыми, существует определённое различие. Концепция «мягкой силы» в её современном значении появилась в 1990 году благодаря Джозефу Наю10, американскому политологу, профессору Гарвардского университета. «Мягкая сила» государства, как способность достигать желаемых политических целей с помощью привлекательности образа страны, стала теоретическим фундаментом для публичной дипломатии. Публичная дипломатия – это комплексное понятие, буквально: общение между народами различных государств, противоположность дипломатии официальной, осуществляющейся на высшем государственном уровне.
Среди общих принципов публичной дипломатии можно выделить:
- разъяснение государством своих политических решений зарубежной аудитории;
- убедительные и правдивые обращения к международной общественности;
- направление деятельности не только на конкретные целевые аудитории, но и на широкие массы посредством СМИ;
- взаимодействие с бизнес-средой, культурные обмены, международное общение частного характера.
Многие современные государства используют вышеперечисленные инструменты. Публичную, или общественную, дипломатию можно отнести к гуманитарной сфере взаимодействия стран, которая в последнее время приобретает особую важность.
Согласно Дж. Наю, существует три источника «мягкой силы»: (1) культура, или культурная притягательность; (2) политические ценности, как внутренние, так и внешние; (3) внешняя политика, воспринимаемая как легитимная и соответствующая морали11. В своей книге «Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике» Най утверждает, что Бразилия наряду с Китаем и Индией является развивающейся страной с большим потенциалом распространения своей «мягкой силы» в глобальную информационную эпоху12. Это обеспечит включение в международное сообщество посредством «мягкой силы» и увеличение ресурсов с помощью правильного применения своей внешней политики. Таким образом, изучение механизмов «мягкой силы» и публичной дипломатии на пространстве стран БРИКС представляется автору данной работы актуальным и обоснованным.
Кроме того, следует вспомнить и такое понятие, как «страновой брендинг». Сегодня имидж страны – неотъемлемый фактор, влияющий на настроения во всём мире. Однако важно понимать, что, согласно определению термина «страновой брендинг», введённого в 1996 году С.Анхолтом13, репутация стран формируется по той же логике, что и имидж компаний. При этом необходимо учитывать, что публичная дипломатия не ставит перед собой цели формирования исключительно положительного образа страны как «бренда». Задачи публичной дипломатии несколько шире. Конечная цель – это поддержание и расширение сети контактов, создание доверительных отношений.
Очень точное сравнение приводит эксперт РСМД Алексей Долинский, говоря, что «мягкая власть» государства на международной арене аналогична репутации человека в обществе: «Высказывая заслуживающую уважения точку зрения и поступая соответствующим образом, можно стать более привлекательным и авторитетным»14. Действительно, скорее всего будет услышано мнение того актора, который обладает большей привлекательностью и авторитетом. Негативная репутация может отрицательно сказаться в ситуации любого рода. Но репутация формируется не только заявлениями, подчас голословными, но и действиями. "Ты — это твои действия, и нет другого тебя", - писал Экзюпери15.
В 2012 году Институт исследований развивающихся рынков Московской школы управления СКОЛКОВО (ИИРР) составил первый рейтинг стран по индексу «мягкой силы»16. В исследовании были учтены следующие компоненты «мягкой силы»: рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса; производство медиапродукта; верховенство права; положение ведущих вузов; успехи на Олимпийских Играх; привлекательность для туристов; успехи в экологической политике; наличие самых влиятельных людей по версии журнала TIME. Top-5 государств, возглавляющих рейтинг, - входящие в БРИКС Китай, Индия, Россия, Бразилия и ЮАР.
При этом в Рейтинге национальных брендов (Country Brand Index)17 страны БРИКС занимают далеко не первые строчки18.
Представляется, что страны – члены БРИКС всё ещё нуждаются в более выгодном позиционировании себя на мировой арене. По мере активизации на международном пространстве они возлагают огромные надежды на публичную дипломатию, что закреплено в основополагающих внешнеполитических документах. В отдельных случаях существуют определённые стратегии публичной дипломатии, в других – публичная дипломатия сводится к размытым практикам и действиям с целью усиления международного влияния на рынки и природные ресурсы. В целом каждая конкретная страна – участница блока подходит к вопросу ведения публичной дипломатии по-своему. Разнообразие подходов пяти стран может уникально повлиять на публичную дипломатию БРИКС как единое целое.
В нынешних непростых условиях, которые характеризуются возрастанием конфликтогенности в отдельных районах земного шара и увеличением кризисных ситуаций в международных делах, весьма актуально обсуждение понятия «мягкая сила» и вопросов, связанных с ним. Надо отметить активную поддержку и участие гражданского общества в осмыслении современных проблем. Это, бесспорно, оказывает значительную помощь в налаживании контактов и укреплении сотрудничества между странами в различных форматах. Кроме того, такие акторы международных отношений, как неправительственные организации, уникальнейшим образом влияют на процесс принятия политических решений.
В апреле 2015 года начался период российского председательства в БРИКС. Запланировано множество мероприятий, ожидается реализация перспективных инициатив (Банк развития БРИКС, Сетевой университет стран БРИКС). В официальном обращении президента В.В. Путина помимо сотрудничества в сфере безопасности и финансово-экономического взаимодействия особо отмечена важность развития гуманитарных контактов в сфере образования, науки культуры. Подчёркнута направленность усилий на придание БРИКС нового качественного уровня.19 Для этого представляется чрезвычайно важным углубление взаимодействия не только на официальном государственном уровне, но и развитие диалога на уровне гражданских обществ стран-участниц. Для достижения этой цели, а также для большего вовлечения неправительственных организаций и структур гражданского общества и углубления «межцивилизационного диалога» в Концепции председательства России в БРИКС20 заявлено о необходимости предпринять конкретные шаги в сфере социально-политического сотрудничества, молодёжной политики и культуры.
Во время своего выступления на очередном Академическом форуме БРИКС, проходившем в этом году в Москве, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам Константин Косачёв подчеркнул: "Мне представляется, что гражданское, гуманитарное измерение БРИКС является одним из основных элементов уверенности в том, что всё это всерьёз и надолго"21.
Целью данной работы является исследование роли институтов гражданского общества в сотрудничестве стран БРИКС.
Тема работы отличается своей новизной – взаимодействие гражданских обществ стран БРИКС находится в стадии своего становления. В ходе исследования были использованы материалы официальных выступлений и обращений президентов22,23 и высокопоставленных лиц24 стран БРИКС, широкая документальная база (Концепции внешней политики, декларации, принятые по итогам саммитов БРИКС25,26). Автор также руководствовался работами ведущих российских специалистов В.М. Давыдова27, Л.С. Окуневой28, Б.М. Мартынова29, В.П. Сударева30, Э.И.Панкова31, В.В. Пановой32. В написании работы использованы материалы Международной расширенной консультативной встречи «Перспективы развития сотрудничества стран БРИКС и участие институтов гражданского общества новых развивающихся стран в этом процессе» (4-5 марта 2013 года, Федерация мира и согласия), Международного молодёжного форума БРИКС (28-30 января 2015 года, г. Нью-Дели, Индия), литература и аналитические статьи по тематике «мягкой силы» (в частности, Дж. Ная), а также научные и исследовательские труды, документы, указанные в списке библиографии.
|