Программа одобрена на заседании кафедры гражданского права и процесса и рекомендована к изданию учебно-методическим советом МОСИ Составители: Полетило О.О., профессор, заведующая кафедрой гражданского права и процесса
Лысенко Т.И., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса
Воронцова И.В., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса
Рецензент: Муратова Н.Е., д.ю.н., профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженный юрист Республики Татарстан
Программа государственного междисциплинарного экзамена по дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс». – Йошкар-Ола: МОСИ, 2014. – 86 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА 9
ДИСЦИПЛИНА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» 9
ДИСЦИПЛИНА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО» 61
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ 83
ДИСЦИПЛИНА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» 83
ДИСЦИПЛИНА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО» 97
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА 104
Темы для подготовки к решению задач по дисциплине
«Гражданское право» ………………………………………………………85
Темы для подготовки к решению задач по дисциплине
«Гражданский процесс» …………………………………………………….86
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели государственного итогового экзамена 1. Проверить и оценить знания выпускников в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция», достаточные для компетентного выполнения обязанностей в соответствии с квалификацией (степенью) «Бакалавр».
2. Выявить и оценить конкретные функциональные возможности студента-выпускника, его способности к самостоятельным суждениям и выводам на основе имеющихся знаний.
3. Определить наличие и оценить уровень развития базовых профессиональных знаний, умений и навыков в области исследовательской и практической деятельности по направлению «Юриспруденция». 1.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;
- способен логически верно, аргументировано, ясно строить устную и письменную речь;
- обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе;
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- владеет навыками подготовки юридических документов;
- способен толковать различные правовые акты;
-способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
Выпускник вуза, усвоивший профессиональную образовательную программу по направлению «Юриспруденция», должен:
Знать:
основные понятия гражданского права и гражданско-процессуального права;
структуру действующего гражданского и гражданско-процессуального законодательства;
виды договоров, предусмотренные гражданским законодательством;
сущность гражданского судопроизводства;
систему построения принципов гражданского судопроизводства;
Уметь:
толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов,
давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;
предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Владеть:
знаниями судебной практики в области гражданского и гражданско-процессуального законодательства.
1.3. Методические рекомендации по подготовке к экзамену Итоговый междисциплинарный экзамен выявляет степень соответствия знаний и умений выпускника требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция».
При подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену следует пользоваться данным методическим пособием, которое содержит всю необходимую информацию для того, чтобы качественно подготовиться к аттестационному испытанию.
Подготовку необходимо осуществлять по вопросам, которые впоследствии войдут в экзаменационные билеты.
В процессе подготовки полезно составить расширенный план ответа по каждому вопросу. В случае возникновения трудностей при подготовке к итоговому экзамену необходимо обратиться к преподавателям за соответствующими разъяснениями.
Обязательным является посещение специальных консультаций и обзорных лекций, которые проводятся выпускающей кафедрой.
Ответы на вопросы экзаменационных билетов должны продемонстрировать то, что студент:
понимает сущность профессиональной деятельности юриста;
владеет основными понятиями гражданского и гражданско-процессуального права;
знает структуру действующего гражданского и гражданско-процессуального законодательства;
знает виды договоров, предусмотренные гражданским законодательством;
знает сущность гражданского судопроизводства;
знает систему построения принципов гражданского судопроизводства;
умеет толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
умеет обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
умеет юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
умеет разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;
умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
умеет принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
умеет вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;
умеет предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
умеет систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
владеет знаниями судебной практики в области гражданского и гражданско-процессуального законодательства.
Материал по раскрываемому вопросу излагать структурировано и логично. По своей форме ответ должен быть уверенным и четким. Необходимо следить за культурой речи: не допускать ошибок в произношении специальных терминов, имен и фамилий известных ученых, правильно называть литературные источники, даты важных событий в истории развития юридической науки. 1.4. Критерии оценки знаний выпускника Оценку «отлично» заслуживает студент, который грамотно излагает теоретическую часть гражданского права и гражданско-процессуального законодательства, подкрепляя примерами судебной практики. Отвечает на дополнительные вопросы членов комиссии в полном объеме.
Оценку «хорошо» заслуживает студент, который излагает теоретическую часть гражданского права и гражданско-процессуального законодательств, подкрепляя ее судебной практикой, без затруднения рассматривает и анализирует понятия из Гражданско-процессуального кодекса РФ.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который излагает теоретическую часть гражданского права и гражданско-процессуального законодательств, подкрепляя ее судебной практикой, допускает ошибки в понятийном аппарате.
Оценку «неудовлетворительно» заслуживает студент, который недостаточно полно излагает теоретическую часть гражданского права и гражданско-процессуального законодательств, не подкрепляет ее судебной практикой, с затруднением отвечает на поставленные вопросы членов комиссии.
|