Скачать 0.73 Mb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство имущественных отношений Омской области ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Вопросы и ответы) Выпуск 3 Омск – 2010 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Правовое регулирование земельно-имущественных отношений. (Вопросы и ответы). Вып. 3 / Отв. ред. Н.В. Кляус, канд. юрид. наук, начальник отдела земельных ресурсов Министерства имущественных отношений Омской области. – Омск, 2010. – 49 с. Составители: Е.М. Ниязова – главный специалист отдела земельных ресурсов Министерства имущественных отношений Омской области; О.В. Ясина – главный специалист отдела земельных ресурсов Министерства имущественных отношений Омской области; О.Ю. Баланов – главный специалист правового отдела Министерства имущественных отношений Омской области. Для работников органов местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющих управление и распоряжение объектами недвижимости, в том числе земельными участками, на подведомственных им территориях, а также граждан и организаций, интересующихся вопросами земельно-имущественных отношений. © Министерство имущественных отношений Омской области, 2010 СОДЕРЖАНИЕ «Дачная амнистия»…………………………………...………………….....…..4 Оборот земель сельскохозяйственного назначения…………………….….…...6 Перевод земельных участков из одной категории земель в другую и изменение вида их разрешенного использования……………………….16 Оформление земельных участков под многоквартирными домами……………………………………………..24 Платежи за землю и иные финансовые вопросы…………………………..27 Приобретение и прекращение прав на земельные участки, собственники которых неизвестны или отсутствуют…..…………………32 Самовольная постройка..……………………………………………………...35 Иные вопросы в сфере управления и распоряжения земельными участками…………………………………....36 Вопросы в сфере имущественных отношений……………………………...40 «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ» Продлена ли дачная амнистия для оформления земельных участков, предоставленных под ИЖС до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации? «Дачная амнистия» – упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества, включая земельные участки. На основании акта о предоставлении гражданину земельного участка, выданного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на каком-либо виде права, можно зарегистрировать право собственности на земельный участок независимо от срока. Приватизировать выстроенный дом при наличии соответствующих документов гражданин успеет в любом случае, от даты зависит только длительность процедуры оформления объекта недвижимости. До 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. До этого времени кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемый государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание. При этом на основании кадастрового паспорта выстроенного дома и документов на земельный участок под домом можно зарегистрировать в упрощенном порядке и право собственности на него. После указанной даты необходимо также получить разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а в том случае, если строительство не завершено, – разрешение на строительство. Требуется ли межевание для участка, оформленного по дачной амнистии для строительства дома? Может ли произойти так, что без межевания нельзя будет оформить построенный дом? Если земля уже приватизирована, межевать ее можно только по своему желанию. Но если позволяют время и средства, провести межевание все-таки стоит. Это обезопасит собственника в дальнейшем от различных земельных споров по границам участка, позволит уточнить местоположение, площадь и границы участка. Приватизировать выстроенный дом при наличии соответствующих документов можно в любом случае, независимо от того, проведено межевание или нет. Основанием для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства служат документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. И таким документом до 1 марта 2015 года является кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, который можно получить в центре технической инвентаризации и землеустройства, обратившись с соответствующим заявлением. После указанной даты необходимо также получить разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а в том случае, если строительство не завершено, – разрешение на строительство. Следует учесть, что при строительстве не должны быть затронуты конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности жилого дома, не должны быть нарушены права третьих лиц и не превышены предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом. Срок «дачной амнистии» вновь продлен, теперь до 2015 года. Означает ли это, что спешить оформлять в собственность дома и участки под ними не нужно? Что такое «дачная амнистия» и кто имеет на нее право? 30 июня 2006 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», который неформально стали именовать Законом о «дачной амнистии». Закон вводит новый упрощенный порядок регистрации прав собственности на полученные ранее земельные участки для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 года граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или документ, в котором право на участок конкретно не названо, или невозможно определить вид этого права, наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. Кроме того, Закон вводит упрощенный порядок регистрации прав собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Основанием для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства теперь служат документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. И таким документом до 1 марта 2015 года является кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, который Вы можно получить в Омском центре технической инвентаризации и землеустройства. После указанной даты необходимо также получить разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а в том случае, если строительство не завершено, – разрешение на строительство. Приватизировать выстроенный дом при наличии соответствующих документов гражданин успеет в любом случае, но от даты зависит длительность процедуры оформления объекта недвижимости. Действительно, срок «дачной амнистии» в части оформления прав на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества продлен до 1 марта 2015 года, но это не значит, что оформление прав на дома и участки под ними стоит отложить на более поздний срок. Зарегистрировать право на дом можно только при наличии документов на землю. Как известно, мероприятия по оформлению земельных участков, трудоемки и длительны, поэтому затягивать с этим нежелательно. Кроме того, следует помнить, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В случае продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения, по применяемой статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на котором расположены здания, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, необходимо ли опубликовывать сообщение о наличии предлагаемого для продажи земельного участка сельхозназначения, согласно требованиям Федерального закона, если фактически будут нарушены права собственника здания, расположенного на испрашиваемом участке? Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» действие данного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Учитывая изложенное, в случае продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором расположены здания, строения, сооружения, опубликовывать сообщение о его продаже не требуется. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Какова цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при продаже, который находился в аренде более 3 лет (равна 20% от кадастровой стоимости или осуществляется рыночная оценка земельного участка) В соответствии со статьей 21 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» предоставленный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной цене, сложившейся в данной местности, но не ниже двадцати процентов кадастровой стоимости арендованного земельного участка, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Сельскохозяйственные угодья, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются ими в собственность: 1) в Большеуковском, Большереченском, Горьковском, Знаменском, Колосовском, Крутинском, Муромцевском, Называевском, Нижнеомском, Саргатском, Седельниковском, Тарском, Тевризском, Тюкалинском, Усть-Ишимском районах Омской области по цене 10% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий; 2) в Азовском немецком национальном, Исилькульском, Калачинском, Кормиловском, Любинском, Марьяновском, Москаленском, Нововаршавском, Омском, Одесском, Оконешниковском, Павлоградском, Полтавском, Русско-Полянском, Таврическом, Черлакском, Шербакульском районах Омской области по цене 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» арендатор, более 3 лет арендующий земельный участок, имеет право приобрести данный земельный участок в собственность по цене, установленной субъектом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона «О регулировании земельных отношений в Омской области» земельный участок может быть приобретен по рыночной цене, сложившейся в данной местности, но не ниже 20% кадастровой стоимости. Обязательно ли проведение рыночной оценки, или можно заключить договор по цене, превышающей 20% кадастровой стоимости, если цена устраивает обе стороны? Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость устанавливается в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности. Цена, устраивающая обе стороны и превышающая 20% кадастровой стоимости земельного участка, может оказаться ниже рыночной. Рыночная стоимость может быть определена только в результате рыночной оценки, в связи с чем ее проведение обязательно (пункт 1 статьи 21 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области»). Можно ли отказаться от земельной доли? Как вообще можно распорядиться долей? В соответствии о статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) земельной долей признается доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен только отказ от права собственности на земельный участок. В связи с этим отказаться от земельной доли без проведения межевания нельзя. Сначала необходимо участок сформировать. На основании статьи 12 Закона № 101-ФЗ участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. В случае продажи доли вышеуказанным лицам извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется. Участник долевой собственности по общему правилу вправе продать долю или сдать ее в аренду третьим лицам только после выделения земельного участка в счет земельной доли (то есть определения границ доли на местности). Разъясните порядок оформления права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Невостребованные земельные доли – это земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на такую земельную долю. То есть их нельзя отнести к бесхозяйным недвижимым вещам, поскольку у этих долей есть собственники, они известны и не отказывались от права собственности на них. Закрепленная в пункте 2 статьи 18 Закона Омской области от 8 февраля 2006 года № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» (далее – Закон № 731-ОЗ) норма говорит о том, что реализация механизма невостребованных земельных долей отнесена к компетенции городских и сельских поселений Омской области. Данный механизм производится в четыре этапа: 1-й этап. «Выявление невостребованных земельных долей»: 1.1. Определение земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных в общую собственность граждан, расположенных в границах соответствующих поселений Омской области. 1.2. Выявление собственников земельных долей из состава указанных земельных участков, которые не распорядились долями в течение трех и более лет с момента приобретения прав на них. Где брать такую информацию: 1) в территориальных отделах Управления Росреестра по Омской области; 2) в администрациях сельскохозяйственных организаций и глав КФХ, использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные в общую собственность граждан. 1.3. Формирование списка собственников невостребованных земельных долей. 1.4. Принятие исполнительным органом поселения Омской области, в границах которого располагается земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, решения об образовании земельного участка в счет невостребованных земельных долей. В данном решении должны содержаться: 1) рекомендация общему собранию участников долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения об определении местонахождения части земельного участка, площадь которой равна сумме площадей невостребованных долей; 2) положение, касающееся необходимости опубликования сообщения о невостребованных земельных долях в местном средстве массовой информации. 2-й этап. «Опубликование информации о невостребованных земельных долях»: 2.1. Орган местного самоуправления поселения Омской области публикует сообщение о невостребованных земельных долях в местном средстве массовой информации (подпункт 4 пункта 1, пункт 2 статьи 14 Закона № 731-ОЗ). Сообщение должно включать следующую информацию: 1) о земельном участке сельскохозяйственного назначения, из которого образуется земельный участок в счет невостребованных земельных долей (кадастровый номер, местоположение, площадь, категория); 2) о собственниках невостребованных земельных долях; 3) о времени для заявления собственником своего желания воспользоваться правами участников долевой собственности (ранее этот срок составлял 90 дней с момента опубликования, сейчас это законоположение утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ); 4) о контактном лице органа местного самоуправления (должность, ФИО, контактный телефон, время). 3-й этап. «Подготовка документов и обращение в суд»: 3.1. Орган местного самоуправления формирует следующий пакет документов на невостребованные земельные доли, необходимый для обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок: 1) кадастровый паспорт (выписку из кадастра объектов недвижимости) земельного участка сельскохозяйственного назначения, из которого образуется земельный участок в счет невостребованных земельных долей; 2) список собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения, из которого образуется земельный участок в счет невостребованных земельных долей, заверенный территориальным отделом Роснедвижимости по Омской области; 3) справки, письма администраций сельскохозяйственных организаций и глав КФХ, использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения, предоставленные в общую собственность граждан; 4) список собственников невостребованных земельных долей из состава земельного участка сельскохозяйственного назначения, заверенный администрацией поселения Омской области; 5) районная газета, в которой было опубликовано сообщение о невостребованных земельных долях; 6) решение исполнительного органа поселения Омской области об образовании земельного участка в счет невостребованных земельных долей; 7) решение общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об определении местонахождения части земельного участка, площадь которой равна сумме площадей невостребованных земельных долей (в нее включаются в первую очередь неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости). Важно обратить внимание, что в настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ не требуется принятия органом местного самоуправления решения об установлении границ земельного участка, выделяемого в счет невостребованных долей. 3.2. Обращение органа местного самоуправления поселения Омской области в районный суд с исковым заявлением о признании права собственности муниципального образования на выделенный в счет невостребованных долей земельный участок. 4-й этап. «Оформление права муниципальной собственности на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей»: 4.1. Получение в районном суде вступившего в законную силу решения суда о признании права муниципальной собственности поселения Омской области на часть земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. 4.2. Организация органом местного самоуправления поселения Омской области землеустроительных работ по установлению границ части земельного участка сельскохозяйственного назначения, состоящей из суммы площади невостребованных земельных долей. 4.3. Подготовка и представление органом местного самоуправления поселения Омской области заявления и иных необходимых документов для государственной регистрации права муниципальной собственности поселения на земельный участок сельскохозяйственного назначения, сформированный в счет невостребованных земельных долей, в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по месту нахождения такого земельного участка. Как быть в том случае, когда договора аренды земельных долей были заключены до 27 января 2003 года, т.е. до момента вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»? В чем особенности доверительного управления земельным участком, чем отличается от аренды? С момента вступления в силу указанного закона новые договора аренды земельных долей не могут быть заключены, а заключенные будут считаться ничтожной сделкой. Договоры аренды земельных долей, заключенные до 27 января 2003 года, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ и в срок до 27 января 2011 года. Приведение договора аренды земельной доли включает в себя два этапа: 1) обеспечение определения на местности границ находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, постановка участка на государственный кадастровый учет. При этом расходы на проведение данных работ возлагаются на собственников долей; 2) внесение изменений в ранее заключенный договор аренды земельной доли, либо заключение нового договора аренды земельного участка с участниками долевой собственности или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности. При этом возможны следующие варианты: а) собственник земельной доли, являющийся ее арендодателем, осуществляет выделение земельного участка в счет своей доли согласно статье 13 Федерального закона 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ). После этого вносятся изменения в ранее заключенный договор аренды земельной доли, либо заключается новый договор аренды земельного участка; б) участники долевой собственности, являющиеся арендодателями земельных долей, обеспечивают определение на местности границ земельного участка в порядке статьи 17 Закона № 101-ФЗ и готовят проект договора аренды сформированного земельного участка. Далее целесообразно оформить доверенности на одного из участников долевой собственности, после чего направить проект договора аренды земельного участка арендатору земельных долей по ранее заключенным договорам их аренды. В случае, если в отношении ранее заключенных договоров аренды земельных долей не были произведены вышеуказанные работы в срок до 27 января 2011 года, указанные договоры аренды «автоматически» трансформируются в договоры доверительного управления имуществом. При этом регистрация таких договоров не потребуется. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Договор доверительного управления заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Договор заключается на срок, не превышающий пяти лет, и может быть пролонгирован на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором. Учредителем управления земельным участком является по общему правилу его собственник. Доверительным управляющим в отношении земельных долей будут являться, как правило, сельскохозяйственные коммерческие организации или главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем. Доверительный управляющий может совершать любые фактические и юридические действия в интересах выгодоприобретателя, за исключением распоряжения недвижимостью, которое производится в случаях, предусмотренных договором. При этом доверительный управляющий должен обязательно указывать, что он действует в своем особом качестве Собственник по общему правилу не вмешивается в управление имуществом, но вправе требовать отчета от управляющего. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества. Доверительным управляющий имеет право на вознаграждение, размер и форма которого определяются договором. Договор может быть и безвозмездным. В случае убыточного управления земельным участком учредитель управления имеет право потребовать расторжения договора, а также возмещения убытков в полном объеме. На территории Харламовского сельского поселения имеются 16212 га земель сельскохозяйственного назначения, оформленные в федеральную собственность Российской Федерации после банкротства ФГУП Учхоза № 2, и переданные в настоящее время в постоянное (бессрочное) пользование ОмГАУ. В соответствии с законодательством РФ ОмГАУ не может передавать земли в аренду и очевидно, что сами использовать весь земельный участок не могут, следовательно, в настоящее время используют отдельные земельные участки сельскохозяйственные организации и китайские организации незаконно. Имеется ли возможность передачи земельных участков в муниципальную собственность для ее эффективного использования? Аналогичная ситуация сложилась и в Новоуральском сельском поселении Таврического района. Согласно постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 года № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, предоставленным федеральным государственным учреждениям, и расположенным в границах населенных пунктов. В связи с этим возможность передачи указанных земельных участков в муниципальную собственность в настоящее время отсутствует. Незаконное использование земельных участков должно пресекаться органами государственного земельного и муниципального земельного контроля в порядке, установленном законодательством. Можно ли прописаться в домике, находящемся на землях сельхозназначения? Порядок регистрации гражданина по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Согласно данному закону для регистрации по месту жительства необходимо обратиться в орган регистрационного учета с соответствующим заявлением с приложением документа, удостоверяющего личность гражданина, документом, являющимся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ). В законе не указано, что расположение дома на землях сельхозназначения может служить основанием для отказа в регистрации по месту жительства. Необходимо учесть, что на землях сельхозназначения запрещается размещение зданий, строений, сооружений, неиспользуемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В связи с этим логичен вопрос – каким образом был построен жилой дом на землях, жилая застройка на которых запрещена и имеются ли документы на этот дом. Перерегистрация КФХ в индивидуальные предприниматели (как быть с землей). Порядок распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ), в том числе и земельным участком, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства (в том числе земельный участок, если он находился в собственности КФХ) подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Если земельный участок использовался на основании договора аренды, то действие договора аренды прекращается, а земельный участок может быть предоставлен другому лицу в соответствии с нормами земельного законодательства. Какой кворум для выделения гражданами земельных участков в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения? Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей. Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности на этот земельный участок. Принятое решение оформляется протоколом. При приватизации сельскохозяйственного предприятия в 1992 году были выданы свидетельства о праве собственности на землю ошибочно. Как поступить, что делать? В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В случае, если при приватизации земель сельскохозяйственных предприятий нарушены права отдельных лиц, то лицо, чьи права нарушены вправе обратиться в суд за защитой и восстановлением нарушенных прав в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. Общий срок исковой давности составляет 3 года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ В ДРУГУЮ И ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ИХ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Разъясните процедуру перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. |
Наследование, то есть переход прав и обязанностей умершего человека (наследодателя) к его наследникам (правопреемникам), является... | Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации | ||
Управление земельно имущественных отношений администрации калининского муниципального района саратовской области | Комитета земельно-имущественной политики и землепользования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия за... | ||
Данные методические материалы разработаны для студентов 3 курса специальности 120714 Земельно-имущественные отношения в соответствии... | Характеристика налоговой системы. Правовое регулирование налоговых отношений. Система налогов. | ||
В75 Правовое регулирование деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. – Екатеринбург:... | «правовое регулирование ценных бумаг» Специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма подготовки очная | ||
Андрейченко В. В. – Председатель Федерации профсоюзов Курганской области, К. П. Н., доцент | Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для строительства... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |