ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ Нормативное регулирование Порядок представления декларации пожарной безопасности регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272) (далее - Правила расчетов). Случаи, в которых необходимо представление декларации пожарной безопасности В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов) должна быть разработана и в уведомительном порядке представлена декларация пожарной безопасности (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 64 Закона).
Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 ст. 2 Закона). Она предусматривает (ч. 1 ст. 64 Закона):
- оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
- оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара). Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении (ч. 1 ст. 64 Закона):
1) объектов защиты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4).
Согласно части 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства (т.е. зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, - п. 10 ст. 1 ГрК РФ). При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;
2) зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся:
- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона). Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка). В отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона, декларация должна быть представлена в течение года со дня ввода в эксплуатацию (ч. 6 ст. 64 Закона). По объектам защиты, введенным в эксплуатацию до вступления в силу Закона, декларация должна была быть представлена в течение года со дня вступления Закона в силу (ч. 7 ст. 64 Закона, п. 6 Порядка). Закон вступил в силу 30 апреля 2009 г., следовательно, декларация по указанным объектам должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 г. (о дате вступления Закона в силу см. подробнее в комментарии). Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Помимо этого в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ). О случаях, в которых требуется установление санитарно-защитных зон, а также их ориентировочных размерах см. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ). Лица, которые обязаны представить декларацию пожарной безопасности, и орган, в который представляется декларация Лица, которые обязаны представить декларацию
Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона). Орган, в который представляется декларация
Декларация пожарной безопасности представляется в органы государственного пожарного надзора (далее - ГПН) МЧС России. Конкретный орган ГПН МЧС России, в который должна быть представлена декларация, определяется в зависимости от территории, на который расположен объект защиты (п. 10 Порядка):
- структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН МЧС России), - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более федеральных округов (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);
- структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России - регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН регионального центра МЧС России), - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более субъектов РФ, находящихся в пределах одного федерального округа (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);
- структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН главного управления МЧС России по субъекту РФ), - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта РФ, либо является особо важным пожароопасным объектом защиты или объектом, критически важным для национальной безопасности страны (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений).
Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, утверждается Правительством РФ (абз. 17 ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- территориальный отдел (отделение, инспекция) структурного подразделения соответствующего территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен в пределах территории одного муниципального образования;
- орган ГПН специального или воинского подразделения - если объект защиты расположен в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций.
Контактная информация органов государственного пожарного надзора приведена на сайте МЧС России www.mchs.gov.ru, а также на сайтах главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения Непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями является административным правонарушением и может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан - от 1000 до 1500 руб.;
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 6000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Ситуация из практики - согласно какой статье КоАП РФ привлекаются к административной ответственности лица, не представившие декларацию пожарной безопасности или представившие ее с неполными либо недостоверными сведениями?
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. В такой ситуации помимо привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности возможно также привлечение по ст. 19.7 КоАП РФ. Данная статья предусматривает ответственность за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган или должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено Законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а также за представление этих сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде. Размеры штрафных санкций при привлечении к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ гораздо ниже, чем установленные в ч. 1 ст. 20.4 данного Кодекса: от 100 до 300 руб. - для граждан, от 300 до 500 руб. - для должностных лиц, от 3000 до 5000 руб. - для юридических лиц.
Однако существующая судебная практика подтверждает, что при непредставлении пожарной декларации ответственность наступает именно по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а не ст. 19.7 этого Кодекса. В решениях судов указывается, что согласно ст. ст. 1 и 4 Закона данный Закон содержит правовые нормы, устанавливающие требования пожарной безопасности. Одним из них является требование о разработке и представлении в установленный срок декларации пожарной безопасности (ст. 64 Закона). Следовательно, невыполнение данного требования является нарушением требований пожарной безопасности. Такие выводы содержатся в решениях Ленинградского областного суда от 24.08.2010 N 7-346/2010, N 7-345/2010, N 7-344/2010.
То, что непредставление пожарной декларации либо ее представление с неполными или ложными сведениями влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждают в своих разъяснениях, представленных в средствах массовой информации, и должностные лица МЧС России. Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2000 до 3000 руб.;
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2.1. Составление декларации пожарной безопасности >>>
2.2. Подготовка прилагаемых к декларации документов >>>
2.3. Представление декларации в орган государственного пожарного надзора >>>
2.4. Регистрация декларации органом государственного пожарного надзора >>> Составление декларации пожарной безопасности Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (Приложение N 1 к Приказу).
В декларации указываются следующие сведения: - данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит.
В отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указывается его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное и (при наличии) фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта); - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
Если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять; - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); - место нахождения объекта защиты.
Указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта); - контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты.
Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты. Далее в декларации последовательно заполняются три раздела: |