Скачать 1.68 Mb.
|
Агамагомедова С.А. Тема 1. Понятие, источники и система права Европейского Союза. Компетенция ЕС Право Европейского Союза представляет собой особую правовую систему, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся при развитии интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ и основанного на них Европейского Союза. Важнейшими свойствами данной системы является ее относительная самостоятельность по отношению к традиционным системам внутригосударственного и международного права, а также комплексный характер, заключающийся в интеграции в ней элементов романо-германской (континентальной) и англо-американской правовых семей. При этом главной тенденцией современного развития права Европейского Союза является его сближение с национальным (внутригосударственным) правом при сохранении и эволюции его международно-правовых свойств. Источники права Европейского Союза представляют собой внешние формы выражения его правовых норм. Все источники права ЕС образуют взаимосвязанную систему, построенную на определенных иерархических принципах. Существуют различные классификации источников права Европейского Союза. Так, принято разделять источники права ЕС на «мягкое» и «жесткое» право. К первому относятся акты рекомендательного характера, ко второму – источники права в традиционном понимании. Т. Хартли указывает на четыре источника права Европейского сообщества: 1. Акты государств-членов; 2. Акты Сообщества; 3. Общие принципы права Сообщества; 4. Международные соглашения со странами, не входящими в Сообщество1. Традиционно источники права Европейского Союза принято делить на три группы: источники первичного права, источники вторичного права и источники прецедентного права. К первой группе источников относятся документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе ЕС. Это, прежде всего, учредительные документы (договоры) Европейского Союза. К ним относятся Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евроатоме), Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Римский договор), Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор). В 1986 году Суд ЕС признал Договор о ЕС в качестве его «основной конституционной хартии». Нормы учредительных документов, как и других источников права ЕС, обладают прямым действием с ограничением, установленным прецедентным правом Суда ЕС, согласно которому прямым действием обладают не любые нормы учредительных документов, а лишь те, которые имеют «четкий и безусловный характер». Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. также является источником первичного права ЕС. Помимо учредительных документов в систему источников первичного права входят и другие договоры и акты, среди которых следует выделить следующие: - ревизионные договоры, т.е. договоры, содержащие поправки к учредительным документам Европейского Союза; - договоры о присоединении, заключаемые с государствами-кандидатами на вступление в ЕС; - решения по отдельным вопросам, принимаемые Советом Европы и подлежащие ратификации в государствах-членах. Источники вторичного права ЕС делятся на нормативные правовые акты и другие источники. При этом нормативный правовой акт является самым распространенным и наиболее важным по значению источником вторичного права. Основными формами нормативных правовых актов Европейского Союза являются регламенты, директивы и рамочные решения. Регламент как источник вторичного права Европейского Союза представляет собой нормативный правовой акт ЕС, имеющий обязательную силу и прямое действие на его территории. Директива как источник вторичного права ЕС – нормативный правовой акт, закрепляющий основы законодательства в конкретной сфере общественной жизни. Главное отличие директивы от регламента заключается в том, что она адресуется государствам-членам ЕС, которые обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с ней. Рамочные решения представляют собой основы законодательства Европейского Союза в сфере уголовного и уголовно-процессуального права, а также по другим вопросам борьбы с преступностью. Кроме выше названных форм нормативных правовых актов Европейского Союза существуют и другие (решения, ориентиры Европейского центрального банка). Кроме нормативных актов органы Европейского Союза, а также государства-члены издают иные документы, которые следует отнести к источникам вторичного права. Это международные договоры, заключаемые европейскими сообществами или Союзом в целом с «третьими странами» и международными организациями; дополнительные соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в соответствии с требованиями учредительных документов; внутренние регламенты, определяющие порядок деятельности органов Союза; индивидуальные решения; межинституциональные соглашения; рекомендации, заключения, декларации, равнозначные акты и другие документы. Источниками прецедентного права выступают решения судов Европейского Союза – суда ЕС, Трибунала первой инстанции (Трибунал), а в дальнейшем и специализированных трибуналов. Отдельные авторы относят прецеденты, создаваемые Судом ЕС, к источникам вторичного права2. Однако их юридическая сила позволяет выделить их в самостоятельную группу источников права Европейского Союза, наличие которой сближает правовую систему ЕС с «правовой семьей» общего права. Одной из особенностей прецедентного права ЕС является то, что учредительные документы прямо не уполномочивают суды устанавливать новые нормы права. В качестве другой особенности выступает тот факт, что судебные органы ЕС, формально не являясь правотворческими органами, создают новые правовые нормы посредством их (правовых норм) толкования входе рассмотрения конкретных дел. Взаимное соотношение источников права Европейского Союза по юридической силе образует своеобразную иерархическую лестницу. Верхняя ступень в ней отводится источникам первичного права и принятым на их основе судебным решениям, нижнюю ступень занимают источники вторичного права. В системах каждой группы источников права ЕС также существует своя иерархия. Так проблема соотношения по юридической силе источников вторичного права решается на основе правила: последующий акт сильнее предыдущего. Система права Европейского Союза представляет собой упорядоченную и структурированную совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между входящими в ее содержание юридическими нормами и группами норм. Право Европейского Союза – сложная система, применительно к внутреннему строению которой используются три основных подхода: предметный, функциональный и структурный. Предметный подход определяет внутреннее строение системы права Европейского Союза с учетом предмета правового регулирования. В соответствии с ним в настоящее время в системе права ЕС можно выделить нормы публичного права (конституционного, административного и др.), частного права и смежных отраслей (гражданского, трудового и др.), комплексных отраслей и межотраслевых институтов (предпринимательского, аграрного, экологического и др.). Функциональный подход учитывает наряду с предметом правового регулирования социальное назначение конкретных правовых норм. В соответствии с функциональным подходом в системе права ЕС выделяют «институционное» и «материальное» право Европейского Союза. К «институционному» праву относятся нормы, регулирующие устройство и компетенцию организации Европейский Союз, закрепляющие статус ее органов и институтов. Все остальные нормы, посредством которых регулируются общественные отношения на территории ЕС, входят в «материальное» право. Структурный подход заключается в том, что во главу угла берется структура самой организации Европейский Союз, в рамках которой эти нормы создаются и вступают в действие. Уникальная структура организации включает в себя так называемые три опоры, первая из которых включает Европейские сообщества, в качестве второй и третьей опор выступают, соответственно, общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО). В соответствии со структурой организации Европейский Союз в системе права ЕС выделяют несколько отдельных компонентов, важнейшей из которых является коммунитарное право. Коммунитарное право (право европейских сообществ) – исторически первая и наиболее развитая часть права ЕС. Нормативные и иные акты, принимаемые в рамках коммунитарного права, издаются как акты конкретного сообщества, а не Европейского Союза в целом. В качестве других компонентов системы права ЕС выступают: - правовые нормы, принятые в рамках общей внешней политики и политики безопасности; - правовые нормы, принятые в рамках третьей опоры Европейского союза, - право СПСО; - правила, закрепляющие основы правового положения европейского Союза в целом; - нормы, закрепляющие основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе; - шенгенское право. Компетенция Европейского Союза представляет собой совокупность его предметов ведения и полномочий. По своему происхождению она производна, так как образована за счет уступки государствами-членами части своих суверенных прав в пользу наднациональных институтов Европейского союза. Объем компетенции ЕС постоянно возрастал и в настоящее время продолжает увеличиваться. Договор о Европейском Союзе, а также Договор о Европейском сообществе допускают возможность дальнейшего расширения компетенции европейского союза без необходимости вносить поправки в учредительные документы. Компетенция ЕС отличается комплексностью и неоднородностью. Подобно самой организации Европейского Союза, она складывается из компетенции Европейского сообщества, а также Евроатома (первой опоры), компетенции, реализуемой в рамках общей внешней политики и политики безопасности (второй опоры); компетенции по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (третьей опоры). Правовые основы компетенции Европейского Союза определены учредительными договорами и решениями Суда ЕС. Понятие компетенции Европейского Союза связано с понятием правосубъектности данной организации, под которой традиционно понимается способность приобретать и самостоятельно, от своего имени осуществлять права и обязанности, нести ответственность. В Европейском Союзе определены основные виды компетенции: внутренняя и внешняя; определенная и подразумеваемая; исключительная, общая (совместная), дополняющая и специальная. С подписанием Лиссабонских договоров о Европейском союзе и функционировании Европейского Союза в 2007 году процессы европейской интеграции получили новый мощный импульс для своего развития. Изменения, внесенные Лиссабонским договором в положения о компетенции Европейского союза, создали предпосылки для усиления наднациональных полномочий объединения. Компетенция Евросоюза базируется на праве ЕС и, как и в большинстве международных межправительственных организаций, носит функциональный характер, поскольку направлена на реализацию функций объединения. Однако в отличие от классических международных организаций Союз не имеет общей или присущей ему компетенции, которая охватывает все сферы деятельности организации. Учредительные договоры о ЕС очерчивают рамки компетенции Союза (принцип наделения полномочиями) и средства ее реализации (принципы субсидиарности и пропорциональности). Совокупность вопросов, которые находятся в ведении Европейского Союза, можно разделить на внутренние и внешние. Соответствующим образом разделяется и компетенция ЕС. Внутренняя компетенция предоставлена Европейскому Союзу для регулирования отношений на своей территории, а внешняя компетенция необходима для регулирования отношений с другими субъектами международного права. Однако такое деление является условным. Отдельные сферы внутренней политики, предусматривают внешнюю деятельность Союза, а определенные сферы полномочий учредительные договоры не относят ни к внутренней, ни к внешней деятельности. Одним из наиболее конфликтных вопросов деятельности ЕС было распределение компетенции между государствами-членами и самим Евросоюзом. В Лиссабонском договоре о ЕС была предпринята попытка решения этого вопроса. Согласно его положениям компетенция делится на исключительную, общую, дополняющую и специальную. Исключительная компетенция означает, что в случаях, когда учредительные договоры предоставляют Союзу компетенцию в определенной сфере, то только объединение может заниматься законотворчеством и принимать юридически обязывающие акты; государства-члены не могут самостоятельно осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или с целью воплощения в жизнь актов Союза. Исключительная компетенция ЕС основывается на презумпции передачи полномочий Союзу государствами-членами. В этих случаях значительно ограничиваются полномочия стран-членов действовать в такой сфере самостоятельно или коллективно, поскольку они вынуждены реализовать свои интересы только с помощью институтов ЕС. К сферам исключительной компетенции отнесены: таможенный союз; установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка; денежная политика в отношении стран-членов, чьей денежной единицей является евро; сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства; общая торговая политика. Совместная компетенция Союза с государствами-членами означает, что в определенных учредительными договорами сферах как ЕС, так и государства-члены могут принимать обязательные акты. Общей считается компетенция, которая не относится к сферам исключительной или дополняющей компетенции. Государства-члены могут реализовать свою компетенцию до тех пор, пока Союз не воспользовался своей компетенцией. Если же Союз решил прекратить осуществление своей компетенции, государства-члены в той же мере восстанавливают свою компетенцию. Совместная компетенция охватывает такие сферы, как: внутренний рынок; экономическое, социальное и территориальное объединение; сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения живых морских биологических ресурсов; окружающая среда; защита потребителей; транспорт; трансевропейские сети; энергия; пространство свободы, безопасности и правосудия и др. При осуществлении совместной компетенции государства-члены имеют определенную свободу действий. Дополняющая компетенция ЕС является новой категорией, появившейся в результате подписания Лиссабонского договора. Она предоставлена Европейскому Союзу для осуществления деятельности по поддержке и координации деятельности стран-членов, не подменяя при этом их компетенцию в соответствующих сферах. Осуществление гармонизации законодательных и регламентарных актов государств-членов в сферах дополняющей компетенции запрещено. Сферами дополняющей компетенции на европейском уровне являются охрана и улучшение здоровья людей; промышленность; культура; туризм; образование, профессиональная подготовка и спорт; гражданская оборона; административное сотрудничество. Специальная компетенция Союза не относится к тем категориям, названия которых специально упоминаются в Лиссабонском договоре. Она касается сфер, которые хотя и определены в учредительных договорах, однако не входят в исключительную, общую и дополняющую компетенции. Специальной компетенцией Союз наделен в сфере координации экономической политики государств-членов и политики занятости. Для осуществления такой координации Союз может принимать главные ориентиры и другие мероприятия. Таким образом, реформированный Европейский Союз наделен компетенцией со стороны государств-членов, которая позволяет ему регулировать интеграционные процессы в рамках ЕС и принимать активное участие в международных отношениях. В рамках вопросов компетенции ЕС следует обратить внимание на механизм продвинутого («усиленного») сотрудничества, который в рамках второй опоры Европейского Союза был впервые предусмотрен Ниццким договором 2001 г. Данный механизм закреплен в пяти заключительных статьях раздела V Договора о Европейском Союзе — «Положение об общей внешней поли тике и политике безопасности» (ст. 27 А — 27 Е). В рамках ОВПБ продвинутое сотрудничество может осуществляться с целью «реализации общей акции или общей позиции» Европейского Союза (ст. 27 В), например, для выполнения определенных дипломатических демаршей. При этом не должны ставиться под угрозу единство и сплоченность внешней политики Союза в целом (ст. 27 А). Предметом продвинутого сотрудничества может служить любой вопрос, относящийся к сфере ОВПБ, кроме вопросов военного или оборонного характера (ст. 27 В). Механизм продвинутого сотрудничества в рамках третьей опоры Европейского Союза предусмотрен ст. 40—40В его учредительного договора (раздел VI — «Положение о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере»)3. Концепция продвинутого сотрудничества позволяет группам государств - членов ЕС сотрудничать по отдельным вопросам, не прибегая к практике заключения договоров. Решение о возможности продвинутого сотрудничества принимается Советом ЕС с участием всех государств — членов ЕС. Все вопросы продвинутого сотрудничества разрешаются в рамках органов ЕС, предоставляя, тем самым, возможность всем государствам-членам участвовать в их обсуждении или присоединиться к продвинутому сотрудничеству. Такие акты могут иметь обязательный характер и в соответствующих случаях подлежат непосредственному применению на территории участвующих в них государств. Принимаемые в рамках продвинутого сотрудничества решения и договоры должны соответствовать нормам права ЕС. В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Договора о Европейском союзе акты, принимаемые государствами в рамках продвинутого сотрудничества, не являются частью права ЕС4. Механизм «продвинутого сотрудничества» в настоящее время рассматривается как способ делегирования государствами-членами дополнительной компетенции органам Союза. Список рекомендуемых источников: Литература
Интернет-ресурсы 1. www.europa.eu – официальный сайт Европейского союза 2. www.eulaw.ru – сайт по праву ЕС 3. www.europarl.europa.eu – Европейский парламент 4. www.consilium.europa.eu – Совет Европейского Союза 5. www.ec.europa.eu – Европейская комиссия 6. www.curia.europa.eu – Европейский суд 7. www.eur-lex.europa.eu – правовая база данных EUR-Lex 8. www.curia.europa.eu/en/content/juris – база данных по прецедентному праву Суда ЕС. Свечников Н.И. |
Межбанковские расчеты на территории Российской Федерации. Понятие и виды клиринга. Договор об оказании услуг платежного клиринга.... | Темы №1, №2 Понятие, сущность, система, принципы и источники международного права. Субъекты современного международного права | ||
Административное право как отрасль. Понятие, предмет административного права. Субъекты административного права | Статус дисциплины: относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, федерального компонента | ||
Понятие гражданского права. Предмет и метод гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права: понятие, виды | Старейший вуз словакии – Университет Коменского в Братиславе приглашает успешных студентов и выпускников юридических факультетов... | ||
Личные данные члена семьи, являющегося гражданином Европейского Союза, Европейского | Система арбитражных судов в Российской Федерации. Предмет система, источники арбитражного процессуального права | ||
Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права. Отношения, регулируемые семейным правом. Понятие семьи в социологическом... | Виза по просьбе члена семьи гражданина Европейского Союза, Европейского Экономического Пространства или Швейцарии * |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |